Взаимодействие тур. организации с МЧС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие тур. организации с МЧС



КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«Безопасная жизнедеятельность в туризме»

 

По направлению подготовки 100200.62 Туризм

 

Подготовил доцент Ахметшин А.М.

 

2011 г

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Аварийно-спасательное формирование (АСФ) - структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Аварийно-спасательные работы (АСР) - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Авария - происшествие в туристской (альпинистской) группе на маршруте или в месте дислокации туристов (альпинистов), вызванное нарушением требований безопасности или стихийными (природными) явлениями; при определенных условиях авария может привести к чрезвычайной ситуации.

Бедствие - обстановка, связанная с угрозой жизни (здоровью) туристов, возникшая вследствие воздействия природных, техногенных факторов или неосторожных и неумышленных действий туристов при проведении туристских мероприятий.

Безопасность в туризме - личная безопасность (жизни и здоровья) туристов, сохранность их имущества и не нанесение ущерба природной среде при совершении путешествий.

Категорированный туристский маршрут – туристский маршрут, содержащий технически трудные природные препятствия, классифицированные по категориям трудности, преодоление которых требует от туриста специальной подготовки и опыта.

Маршрутно-квалификационная комиссия (МКК) - комиссия федерации спортивного туризма (альпинизма), осуществляющая контроль за подготовкой и выпуском на категорированный маршрут туристов (альпинистов).

Несчастный случай - заболевание, травма или смерть пострадавшего

Обеспечение безопасности в туризме - комплекс мер, направленный на предотвращение или снижение уровня негативных последствий чрезвычайных происшествий, несчастных случаев, утраты или повреждения имущества в процессе тура или после его окончания (отдаленные последствия, например, в виде заболевания).

· взаимодействие с МЧС, страховыми организациями;

· использование надежного снаряжения и оборудования при организации активных и экстремальных туров и развлечений;

· освоение персоналом маршрута до начала реализации тура;

· подбор квалифицированного персонала;

· привлечение услуг надежных партнеров (транспортных организаций, гостиниц и т.д.);

· тщательная проработка маршрута с учетом местных факторов и требований ГОСТ;

· учет криминогенной, эпидемиологической и социальной обстановки;

· учет состояния природы и прогноза погоды (отдаленного и на ближайшие дни).

Опасность в туризме - факторы внешней (по отношению к человеку) среды, представляющие угрозу для жизни, здоровья, социального благополучия и имущества индивида в процессе тура (природные, техногенные и социальные опасности) или после окончания тура (эндемичные заболевания с отдаленными последствиями).

Природные опасности - природные катаклизмы и природные опасности, характерные для отдельных видов туров, осуществляемых в специфической природной среде (в горах, на море, в пещерах и т.д.).

Природные катаклизмы - природные явления, проявление которых характеризуется резким возрастанием опасности для людей, находящихся в зоне влияния этих явлений, и которыми человечество в настоящее время не способно управлять. К природным катаклизмам относятся: землетрясение, цунами, сели, наводнение, извержение вулканов, смерч и пр.

Специфические природные опасности, характерные для отдельных природных сред, это:

· высотный фактор, лавины, камнепады, ледовые трещины и пр. в процессе горных туров;

· пороги, прижимы, высокие валы и т.д. в процессе сплавов по горным рекам;

· камнепады, наводнения, нависающий потолок, низкая температура в сочетании с высокой влажностью, и пр. в процессе спелео туров;

· шторм, подводные рифы, мели, остатки айсбергов в процессе морских круизов;

· и т.д.

Социальные опасности это:

· криминогенные личности и группировки;

· нестабильная или напряженная политическая обстановка, забастовки, митинги, социальные протесты;

· военные, межэтнические, межконфессиональные, классовые конфликты;

· высокая коррумпированность вертикали власти;

· слабый уровень развития социальной инфраструктуры: отсутствие связи, медицинских пунктов и милиции (полиции); плохие дороги и пр.

Орган управления туризмом субъекта Российской Федерации - государственное учреждение, регулирующее работу в сфере туризма на территории субъекта Российской Федерации.

Организация взаимодействия при ликвидации ЧС - комплекс мероприятий, направленных на согласование действий территориальных органов управления, туристских организаций, сил и средств МЧС при совместном выполнении ими задач по ликвидации последствий ЧС.

Организации самодеятельного туризма - объединения туристов, безвозмездно оказывающие содействие самостоятельно организующим путешествие туристам, при условии членства их в данной организации.

Поисково-спасательные формирования (ПСФ) - специализированные службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, оснащенные специальной техникой, оборудованием и снаряжением, предназначенные для проведения поисково-спасательных работ.

Поисково-спасательные работы (ПСР) - действия по поиску и спасению людей, терпящих бедствие.

Послеаварийные действия - комплекс мероприятий, выполняемых с целью снижения тяжести и ликвидации последствий ЧС, включающий в себя действия по обнаружению, оповещению, обеспечению прибытия на место происшествия специализированных служб, оказанию экстренной и медицинской помощи пострадавшим и расследованию происшествия.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС - силы и средства территориальных, функциональных и ведомственных или отраслевых подсистем и звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по ликвидации последствий ЧС.

Туристские мероприятия - путешествия, походы, оздоровительные лагеря, соревнования и слеты, организуемые со спортивной, оздоровительной, познавательной, учебной или иными целями в городской и природной среде обитания.

Туристский маршрут - заранее спланированный путь движения туриста во время путешествия.

Территория обслуживания (зона ответственности) МЧС - территория, которая с учетом административно-территориального образования Российской Федерации закрепляется за органами управления, силами и средствами, предназначенными для организации и проведения работ по ликвидации последствий аварий.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) в туристической группе или в месте дислокации туристов - обстановка на маршруте и в месте дислокации туристов, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, для ликвидации последствий которой необходима помощь ПСФ.

 

НАВЫКИ ПРЕБЫВАНИЯ НА ВОДЕ

Кроме индивидуального спасательного снаряжения, экстремальному туристу-воднику необходимы навыки пребывания в воде вне судна. Сюда входят: правильное поведение при перевороте судна или при сбросе с судна и правильное поведение в случае одиночного плавания в воде вне судна.

Правильное поведение, исключающее шок неожиданности или испуга, в частности, включает: контроль времени пребывания в воде; самоконтроль состояния; ориентирование на реке; определение особо опасных мест, выбор стратегии и тактики их преодоления.

Переворот судна.

Переворот судна обычно является неожиданным, а иногда - предвидим за время от нескольких секунд до минуты и более. Некоторые типы переворота легких судов (байдарок, каяков, лодок, одно и негруженных двухместных катамаранов) можно предотвратить открениванием или опорой на весло. Однако, когда ось переворота направлена относительно продольной оси судна, предотвратить переворот вышеназванными способами не удается.

Для груженных двухместных катамаранов, а тем более для четырехместных катамаранов и плотов, с учетом влияния на остойчивость судна веса людей и груза, предотвратить переворот обычно вообще не удается. Зато сам переворот тяжелого судна происходит медленнее – есть доля секунды на подготовку.

При ожидаемом перевороте каждый член экипажа должен занять такое место на судне, чтобы не получить травму от удара о корпус судна; не быть зажатым между корпусом судна и препятствием (камнем, скалой), около которого переворачивает судно; не быть далеко откинутым от судна, чтобы затем быстро влезть на него; не оказаться после переворота под настилом плота или катамарана; сохранить весло.

В большинстве случаев для выполнения этих условий необходимо располагаться у крайних точек оси переворота (в точках, максимально отстоящих от оси переворота). После переворота следует убедиться, что все члены экипажа находятся около перевернутого судна или на нем. Нужно убедиться, что никого нет под судном и никто не травмирован. Если турист застрял под судном, его необходимо вытащить и помочь забраться на судно.

Достав запасные весла (или используя сохранившиеся), перевернутый катамаран следует попытаться причалить в ближайшем подходящем месте. Возможностей зачалить перевернутый плот)особенно многоместный) практически нет: придется ждать, куда его вынесет течение.

Если причалить судно к берегу не удается, а впереди имеются опасные препятствия (пороги, каньоны, водопады и т. п.), его нужно бросать и выходить на берег самостоятельно.

При перевороте легких судов последовательность действий такая же, только сам переворот происходит значительно быстрее (мгновенно). При перевороте байдарки или каяка, если экипаж владеет соответствующей техникой, достаточна глубина реки и не очень сильное волнение, можно попытаться сделать эскимосский переворот. Если сделать его нельзя, а впереди отсутствуют опасные препятствия, нужно выбраться из судна и пытаться причалить его к берегу, держась за обвязку корпуса.

Сброс с судна. Турист-водник может попасть в воду, будучи сброшен с судна в результате удара судна о камень, удара волны, резкого крена или большой амплитуды качания всего судна на волнах. С плотов чаще сбрасывает кормовых гребцов. Кроме того, с плота турист может быть сброшен неконтролируемым движением рукоятки греби.

Турист, сброшенный в воду, должен постараться немедленно догнать судно и залезть на него самостоятельно или с помощью товарищей. Если в течение нескольких минут догнать судно не удается, а впереди имеются опасные препятствия, необходимо срочно выбираться на берег.

В случае одиночного плавания в спасательном жилете по бурной воде турист может использовать две тактики плавания — активную и пассивную. Активное плавание используется на относительно спокойных участках реки, где турист старается выбраться на берег. Пассивное плавание используется в порогах, при опасности накрывания валами или ударов о камни.

Активное положение — плавание с загребающими руками и толкающими ногами. Стиль плавания в спасательном жилете без весла наиболее близок к кролю или плаванию на боку. Пассивное плавание — ноги и руки приподняты и слегка вытянуты вперед – для амортизации ударов о камни: турист как бы сидит в воде, поддерживаемый на плаву спасательным жилетом. Дыхание редкое, в ритме чередования валов.

На участке реки с надводными камнями можно приближаться к берегу от камня к камню, используя водяную «тень» за камнями, рывками переплывая от камня к камню и используя попутные течения.

Попав в воду, нужно рассчитывать не на страховку, а на собственные силы, и контролировать время пребывания в воде: не больше 15 минут в холодной и не больше 20 минут в более теплой воде. Необходимо также контролировать свое физическое состояние, ориентируясь на симптомы переохлаждения.

Во время автономного плавания необходимо стараясь выбраться на берег до серьезных препятствий. Поэтому перед прохождением потенциально опасного препятствия руководитель должен ознакомить членов группы с характером, расположением и ориентирами препятствий, следующих ниже по течению не менее чем на 3—5 км.

СТРАХОВКА

Кроме первой системы обеспечения безопасности — применения индивидуальных спасательных средств и самостоятельных действий экипажей, попавших в аварийную ситуацию, существует вторая система — страховка со стороны товарищей, находящихся в безопасном положении. Страховка тесно увязана с разведкой препятствий, её необходимость и возможность определяются при разведке.

Страховка выставляется в обязательном порядке в случаях, когда

o есть сомнения в проходимости препятствия (сложное препятствие), но за препятствиями есть достаточный участок более спокойной воды, на котором можно ликвидировать последствия аварии;

o сомнений в проходимости препятствий нет, но авария на нем может привести к серьезным последствиям (опасное препятствие).

Если за сложным или опасным препятствием нет достаточного места для ликвидации последствий возможной аварии, необходимо это препятствие полностью обнести. Для облегчения работы группы обнос, если позволяет конфигурация берега и потока около берега, может быть заменен проводкой судов на веревке (при этом надо решить вопрос об обносе груза).

Необходимость в страховке отсутствует в стандартных походах первой и второй категории сложности и редко возникает в походах третьей категории сложности. Зато в походах четвертой — шестой категории сложности страховка должна применяться обязательно, иногда очень часто.

Задача страховки - доставить аварийное судно и экипаж на берег любым безопасным способом. Первоочередной целью страховки является спасение людей, судно и вещи спасают во вторую очередь. Если люди плывут вместе с аварийным судном (держась за него) или на нем, то при наличии возможности спасают одновременно экипаж и судно. Страховка делится на активную и пассивную. Кроме того, способы страховки делятся на две группы по месту нахождения страхующих — с берега или с воды (с судна).

Активная страховка

Активная страховка направлена на выполнение основных спасательных операций страхующими, поэтому способами активной страховки можно спасать людей, потерявших сознание. К способам активной страховки можно отнести страховку с берега «живцом» и страховку с воды четырехместным катамараном. Эти способы имеют различную надежность и результативность. Способ страховка «живцом» применим для спасения либо человека, либо судна, и используется на узких и не слишком скоростных участках реки. Более надежна страховка с водычетырехместным катамараном, которая может быть использована на реках любого типа.

Страховка с воды является одним из наиболее надежных способов страховки. Многоместный катамаран может принять на борт несколько человек, то есть всю команду аварийного судна, и подцепить само аварийное судно. Четырехместный катамаран можно использовать даже для страховки плотов. В случае смыва с плота или переворота экипаж может быть перехвачен страхующим катамараном. Доставка же на берег перевернутого плота и зачаливание его не всегда возможны даже при страховке катамараном.

Страховка с воды каяком или двухместной байдаркой пассивна и ограничена по своим возможностям. Эти суда не могут ни взять на борт ни одного человека из числа потерпевших аварию. Поэтому сейчас в самых сложных походах в любой группе, как правило, есть четырехместные катамараны.

Большие трудности возникают с применением активной страховки с воды в чисто плотовых группах, так как плот не имеет собственной скорости и, как правило, не может быть использован как страхующее судно.

В значительной степени успех страховки зависит от выбора места. Для страховки с воды обычно выбирается небольшой улов, заливчик или «тень» поблизости от наиболее сложного или опасного места препятствия, ниже его и ближе к тому берегу, у которого предполагается линия потенциального движения страхуемого судна. Страхующее судно с полным экипажем, имея специальный спасательный конец, устанавливается на месте страховки носом против течения и удерживается на месте.

Страхующий катамаран подходит к аварийному судну выше по течению, забирает на борт людей, пристегивает судно, и идет к берегу.

В момент причаливания к берегу чальный конец страхующего судна заводится за дерево или камень и удерживается трением с целью выбора слабины и амортизации рывка в момент остановки судов. После завершения рывка чальный конец можно привязать, тогда аварийное судно «маятником» подойдет к берегу. При подходе к берегу аварийного судна нужно следить за тем, чтобы спасательный конец не зацепился за камни или другие предметы, выступающие из воды.

Страховка «живцом». В страховке «живцом» участвуют два или три человека. Один из них, «живец», одет в гидрокостюм, спасательный жилет и имеет грудную обвязку. К грудной обвязке на спине пристегнута веревка, другим концом привязанная на берегу. На этой веревке второй страхующий выпускает его в воду, удерживая веревку в руках. Третий страхующий выпускает в воду отдельную спасательную веревку с карабином (привязанную на берегу), которую транспортирует живец.

Для перехвата отдельно плывущего человека «живец» бросается в воду к плывущему человеку, которого в дальнейшем удерживает руками или цепляет к нему отдельную спасательную веревку. Второй страхующий вытаскивает «живца», третий страхующий вытаскивает спасаемого.

Если «живец» бросается на перехват аварийного судна, то в руках он держит отдельную спасательную веревку с карабином, привязанную на берегу. «Живец» пристегивает этот конец к аварийному судну, после чего второй страхующий вытаскивает на берег «живца», а третий страхующий управляет причаливанием аварийного судна (подходящего маятником к берегу, на котором закреплена страховка).

Следует иметь в виду, что «живец» обычно способен перехватить в пределах своей досягаемости только одного человека или только судно. Второго захода он не успевает сделать — течение проносит людей и суда. Поэтому перехватывать нужно в первую очередь людей, особенно находящихся в пассивной позе, с опущенной головой и не делающих плавательных движений. Страховка «живцом», хотя и является активной, по своим возможностям, конечно, уступает страховке с воды катамараном.

Пассивная страховка

Пассивная страховка направлена на выполнение основных спасательных операций силами экипажа, степень участия страхующих ограничена. Так как пассивная страховка требует обязательного участия в операции спасения страхуемого, ему приходится достаточно активно работать со средствами спасения. К способам пассивной страховки можно отнести страховку с берега бросанием спасательного конца, страховку с берега «корабликом», способы аварийного зачаливания судна.

Страховка бросанием спасательного конца применяется на узких и не слишком скоростных реках, требует хороших навыков бросания и ловли страховочного конца, и довольно мало результативна (по мнению многих специалистов - от 0 до 50%). Ввиду недостаточной надежности страховки бросанием конца она дублируется, то есть в 40—60 м ниже устанавливается еще один пост страховки.

Страховка приводится в состояние полной готовности по сигналу о начале прохождения препятствия. Когда с места страховки не видно точки старта, сигнал передается сигнальщиком. Состояние полной готовности сохраняется до тех пор, пока страхуемое судно не пройдет створ места страховки, если аварии не было.

Современная конструкция бросательного конца (так называемой «морковки») следующая. Из легкого, ярко окрашенного капрона шьется цилиндрический мешок диаметром 10—12 см и длиной 40—45 см. На дне мешка укрепляется пенопластовая шайба диаметром, равным диаметру мешка, и толщиной 5 см. Конец капронового репшнура длиной 25—30 м пропускается через центральное отверстие в шайбе и дне мешка и фиксируется относительно шайбы наружными и внутренними узлами. В наружном узле закрепляется альпинистский карабин. Вся остальная веревка аккуратно закладывается в мешок. На наружном конце мешка имеется широкая лента для захвата её рукой страхуемого туриста.

В походном положении из мешка выпускается короткий конец с узлом проводник - восьмерка, горловина перевязывается киперной лентой. Перед бросанием конец выпускается из мешка настолько, чтобы не мешать полному замаху руки. Затем киперную ленту на горловине развязывают, мешок берут за горловину и бросают так, чтобы он лег на воду ниже гребца, плывущего по течению.

Если страховочный конец бросается на судно, следует стремиться к тому, чтобы веревку пронесло через все судно и кто-нибудь из аварийного экипажа мог ее захватить. Захватив спасательный конец, один из членов экипажа аварийного судна пристегивает его к раме судна. Затем аварийное судно на спасательном конце приводится маятником к берегу.

Более надежен способ страховка с берега «корабликом». «Кораблик» представляет собой маленький катамаран и обычно состоит из двух вертикально стоящих в воде досок длиной 80—100 см и шириной 25— 30 см, расстояние между ними 30— 40 см. Поперечины сечением не менее 5 см2 нужно уложить в пазы и надежно закрепить шурупами. Концы досок закруглить. Поперечины устанавливаются в двух – трех местах.

Веревка, идущая к кораблику, пропускается через два отверстия, сделанные в доске, ближайшей к берегу, под поперечинами. Конец веревки, пропущенный через отверстия, возвращают к основной веревке, образуя таким образом петлю. Доска «кораблика», обращенная к берегу, оказывается основанием веревочного треугольника, к вершине которого подходит страховочная веревка с берега.

Диаметр отверстий должен быть таким, чтобы веревка проходила через них с большим трением. Необходимый угол атаки, выбираемый в зависимости от скорости и направления течения (для правобережного и левобережного вариантов), устанавливается регулировкой длин боковых сторон веревочного треугольника. На участке реки с ровным сильным течением «кораблик» может вывести спасательный конец на 20—25 м от берега.

Пострадавший, подплывая к спасательной веревке, хватается за неё руками или защелкивает на неё свой страховочный карабин, после страхующий вытаскивает пострадавшего на берег. В принципе, за спасательную веревку могут ухватиться два человека, но это уже дело случая. При страховке многоместных судов целесообразно страховку корабликом совмещать с другими способами страховки.

Принудительная чалка с берега применяется обычно для зачаливания тяжелых судов с высокой остойчивостью. Применяемые способы отличаются выносом над рекой страхующей веревки, которая для принудительной чалки делается из основной веревки.

По первому способу веревка натягивается под острым углом к течению. По второму способу веревка натягивается поперек реки прямо и состоит из двух частей, связанных перемычкой из тонкой веревки с усилием разрыва 20 - 30 кг. Каждый конец веревки, идущий с берега, к которому предполагается зачаливание судна, должен иметь перед перемычкой упор-ограничитель - палку диаметром около 40 мм, завязанную узлом Питон (Удав и т.д.) или специальное приспособление.

При приближении судна к веревке чальщик накидывает на веревку причальное приспособление на основе стального альпинистского карабина, к которому привязан причальный конец судна. Причальное приспособление, в свою очередь, привязано к шесту, который чальщик держит в руках. Зафиксированное на страховочной веревке маятником подходит к берегу. В момент рывка страховочную веревку во избежание разрыва необходимо стравить на 1,5 – 2 м.

Взаимная страховка.

Здесь имеется в виду одновременное прохождение (без разведки или с разведкой) двумя-тремя однотипными судами участков рек средней сложности. Этот способ страховки имеет ограниченное применение и недостаточную надежность и не может быть использован на сложных высокоскоростных участках рек.

Смешанная страховка

К смешанным способам страховки относится страховка с воды маломестным судном, хотя некоторые туристы считают данный вопрос спорным. Маломестное судно может без участия страхуемых прицепить человека или аварийное судно к спасательному концу и доставить конец на берег, однако потерпевшие аварию сами должны держаться либо за аварийное судно, либо за страхующее судно. Экипаж страхующего судна в бурном потоке практически ничего не может сделать с людьми, потерявшими сознание, так как должен активно грести.

Принципы страховки

Любая страховка должна срабатывать оперативно и надежно, так как течение очень быстро проносит людей и аварийные суда мимо пунктов страховки. Поэтому тренировки по выполнению страховочных работ необходимо проводить перед началом сезона регулярно.

Для страховки выбирается максимально ровное место ниже наиболее сложного и опасного участка порога на том берегу, ближе к которому предполагается линия движения аварийного судна. Все спасательные концы (бросательный, от «кораблика» и «живца») должны быть при вязаны к дереву, очень большому камню или скале и иметь выпуск длиной до 2 м для амортизации рывка. На месте страховки обязательно должно быть два человека.

Одной из серьезных причин низкой эффективности страховки является формализм в ее применении и организации. Страховка ставится иногда не для того, чтобы реализовать даваемые ею возможности спасения людей, а потому, что нужно отчитаться - страховка на данном пороге была выставлена, так как это предусмотрено в указаниях МКК.

При этом выбирается не тот способ страховки, который наиболее полно отвечает сложности и опасности порога, а тот, который легче осуществить. Место страховки выбирается не с точки зрения наилучшего выполнения ее задач, а с точки зрения удобства установки страховки. Наконец, не делается идеомоторная проработка действий ни страхующих, ни аварийного экипажа.

Когда речь идет о страховке на протяженных порогах, прорабатывается линии движения судов на всем участке, то есть не только конфигурация движения и ориентиры, но и технические приемы на каждом участке. Авария с разной степенью вероятности может возникнуть на любом из участков. Поэтому необходима проработка как отрицательного результата прохождения узловых точках порога. Это чаще всего не делается. Необходима и идеомоторная проработка действий страхующих, кстати, она сразу выявит неправильность выбора способа и места страховки.

Характерным примером может служить страховка в одной из групп, сплавлявшихся в 1987 г. по р. Чилик, где погиб один участник. Группа имела два катамарана, однако использовала только страховку бросательным концом. Страховка была выставлена на правом берегу, а аварийный катамаран, потерявший два весла, и все люди с перевернувшегося катамарана оказались на левом берегу. Страховка формально была выставлена, но никакой роли в ликвидации аварии не сыграла потому, что не могла ее сыграть.

Первая доврачебная помощь

Каждый инструктор водного тура должен знать способы лечения простейших заболеваний, ранений и травм и способы выведения туристов из опасных для жизни состояний, которые могут встретиться в водном походе.

При появлении у туриста симптомов, выходящих за пределы простейших заболеваний, его следует как можно скорее доставить в населенный пункт, обеспечить покой, в случае необходимости дать обезболивающие средства и слабые транквилизаторы. Возможно также отправить часть группы до ближайшего населенного пункта или расположенных неподалеку подразделений гидрометеорологической службы, геологической или иной службы, имеющих радиостанции, и вызвать спасательную службу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Водный туризм потенциально опасен. Даже в самых простых походах возможны непредвиденные ситуации или аварии судов, приводящие к попаданию туристов в воду с воздействием на них опасных факторов переохлаждения, ударов о различные предметы в воде, сбоя дыхания, утопления. При этом могут быть повреждены или утрачены суда, продовольствие и общее снаряжение. Поэтому организаторы и участники сложных водных туров должны знать и уметь применять способы самостраховки, взаимной страховки и оказывать первую помощь.

В современном спортивном водном туризме произошли качественные изменения: значительно усовершенствовалась техника управления судами благодаря освоению новых приемов водного сплава, усовершенствовались и возникли новые туристские суда, появилась принципиальная возможность делать суда с любым запасом плавучести.

Однако качественные изменения в водном туризме остаются достоянием ограниченного числа наиболее опытных туристов, совершающих сложные походы. Современная техника управления судами, новые суда недостаточно используются основной массой неорганизованных туристов, совершающих простые походы. Эти качественные изменения также слабо проникают в области с недостаточным развитием водного туризма.

Оценивая перспективы и направления развития водного туризма в ближайшие годы, можно предположить, что необходимо повышение уровня безопасности водных туров, включая методы страховки, уточнение общей концепции безопасности, определение и принятие допустимой степени риска. Должна продолжаться и расширяться передача достижений элитного спортивного водного туризма в массовый туризм.

Модернизация водных судов идет в направлении повышения плавучести, остойчивости, непотопляемости, маневренности, снижения веса и прочности. В частности повышение плавучести ориентированно на всплытие судна в пенном котле и снижение осадки (с учетом закономерности – чем выше судно «сидит» в воде, тем легче оно управляется). Большое значение для безопасности имеет стабилизация судна при откренивании в пенном котле – для этого центр тяжести судна смещается как можно ниже и к центру, а боковые емкости поднимаются как можно выше.

 

ОПАСНОСТИ В ГОРАХ

Путешествия в горах сопряжены с преодолением многочисленных опасностей, связанных с рельефом местности, с метеорологическими условиями и непосредственно с действиями самих горных туристов, альпинистов. Своевременному распознаванию опасностей способствует знание характера и причин явлений, представляющих опасность для человека, что позволяет исключить или значительно снизить вероятность аварий и опасных ситуаций.

Реальную опасность в горах могут представлять:

1. природные явления – землетрясения, лавины, камнепады, обвалы льда и снежных карнизов, трещины на ледниках, селевые потоки, горные реки.

2. неблагоприятные климатические условия - ветер, гроза, резкие колебания температуры и влажности воздуха, дождь, снегопад, воздействие солнца, темнота.

Все эти природные факторы могут во много раз усложниться при неправильном отношении альпинистов к организации горовосхождений и соблюдению мер безопасности.

Причинами, приводящими к несчастным случаям, являются:

1. недостаточная физическая и техническая подготовленность группы, несоответствие избранного маршрута силам и опыту туристов;

2. неправильный подбор группы, отсутствие схоженности;

3. недостаточный опыт и авторитет руководителя группы;

4. недостаточная дисциплина в группе;

5. отсутствие чёткого распределения обязанностей;

6. недостаточное знание маршрута и необоснованные его изменения;

7. незнание опасностей в горах и мер обеспечения безопасности;

8. пренебрежение страховкой или неправильное её применение;

9. переоценка собственных сил и возможностей и недооценка трудностей маршрута;

10. ослабление внимания, в особенности при спусках;

11. плохое качество или недоукомплектованность снаряжения;

1. недостаток продуктов питания;

12. недостаток или несоответствие одежды;

13. отсутствие медикаментов, необходимых для оказания медицинской помощи;

14. плохая организация отдыха, отсутствие контроля за состоянием здоровья членов группы.

 

Горная болезнь

На высоте в связи с недостатком кислорода возникает одышка даже при небольшой нагрузке, снижается работоспособность. Нарушается процесс всасывания воды и питательных веществ, выделение желудочного сока. Особенно плохо усваиваются жиры. Снижается острота зрения, зрение "затуманивается", ослабевает ночное зрение. Идет быстрое развитие процесса обезвоживания организма. Потери влаги достигают 7-10 л в сутки. Происходит кислородное голодание клеток головного мозга, что вызывает психические нарушения. Изменяется терморегуляция организма, повышается возможность отморожения. Ослабевает болевая чувствительность вплоть до ее полной потери. Развивается воспаление легких, нередко приводящее к летальному исходу.

Все рекомендации по мерам профилактики сводятся к ограничению срока путешествия, регулярным тренировкам перед поездкой, отличному физическому состоянию туриста, медицинскому обследованию перед походом, Нельзя отправляться в горы после гриппа, воспаления легких, ангины.

Рекомендуется рацион питания до 5 тысяч калорий, причем содержание углеводов должно быть увеличено на 10% (в первую очередь, глюкозы). Потребление жидкости не менее 4-5 л в сутки. Повышается доза витамина В, С, РР, фолиевой кислоты, витамина А. Полезно принимать жень-шень, элеутерококк, акклиматизин (смесь элеутерококка, лимонника и желтого сахара).

Нужно помнить, что эта болезнь может проявляться как внезапно, так и постепенно. Перед резким ухудшением состояния может иметь место стадия возбуждения, эйфории, напоминающая кислородное опьянение. Возникает ощущение собственной силы, мощи. Больной становится болтливым, веселым, не может реально оценить обстановку, Вслед за этим наступает депрессия, возникают фантастические образы, дурные предчувствия. Сам больной считает, что его мозг работает четко.

Поэтому, при совместном восхождении, нужно очень внимательно следить за состоянием здоровья окружающих. При появлении первых признаков болезни необходимо освободить больного хотя бы от части груза, снизить темп или даже сделать остановку.

При головной боли следует принять анальгин или другое лекарство, при тошноте и рвоте - аэрон, валидол, кислые фрукты и соки, некрепкий чай.

При подозрении на воспаление легких необходимо срочно спуститься с гор и отвезти больного в больницу.

Акклиматизация. При длительном пребывании на высоте в организме наступает ряд изменений, суть которых сводится к сохранению нормальной жизнедеятельности человека без применения вспомогательных средств и препаратов.

 

Прочие опасности в горах.

Опасности, травмы и заболевания, связанные с дикими животными и ядовитыми растениями. Туристам необходимо учитывать, что чем ближе они стоят к природе, тем большую вероятность приобретает возможность их встречи с ядовитыми животными, а также с животными-переносчиками болезней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.186 (0.106 с.)