Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1936 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1936 года



Общесоюзные наркоматы   Союзно-республиканские наркоматы
Иностранных дел Обороны   Внутренней торговли Внутренних дел
Путей сообщения Внешней торговли   Пищевой промышленности Юстиции
Водного транспорта Связи   Лесной промышленности Финансов
Оборонной промышленности Тяжелой промышленности   Зерновых и животноводческих совхозов Земледелия
        Здравоохранения

Были внесены принципиальные изменения в систему общесоюзных государственных органов. Их система была упрощена, четко разграничена компетенция законодательной и исполнительной властей.

Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, состоящий из двух равноправных палат. Обе палаты избирались одновременно и на один и тот же срок – 4 года.

К исключительной компетенции Верховного Совета СССР было отнесено:

- издание общесоюзных законов;

- избрание Президиума Верховного Совета СССР;

- образование СНК СССР;

- избрание Верховного суда СССР и Прокурора СССР.

Президиум Верховного Совета СССР являлся вторым высшим государственным органом страны, но он не имел права заниматься законодательной деятельностью. Конституция предоставила ему право лишь толковать законы и принимать указы. На практике это привело к тому, что Президиум Верховного Совета СССР стал принимать указы, вносящие изменения в действующие законы, т. е. осуществлять законотворческую деятельность вопреки Конституции.

К ведению Президиума Верховного Совета СССР относились вопросы:

- роспуска представительных органов государства;

- учреждение орденов, медалей и награждение ими;

- установление воинских званий и др.

СНК СССРвысший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР.

СНК СССР как исполнительный орган должен был проводить в жизнь законы СССР, принимать действенные меры по выполнению народно-хозяйственного плана, защищать интересы государства и охранять права граждан.

СНК СССР как распорядительный орган наделялся правом издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты – постановления и распоряжения, которые являлись обязательными на всей территории СССР.

СНК СССР лишался права принимать общесоюзные законы.

В 1946 году СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР.

Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 года

Как видно, система органов власти и управления в основном осталась прежней. Были уточнены и конкретизированы полномочия центральных органов, срок полномочий Верховного Совета СССР увеличился с 4 до 5 лет. Возрастной ценз для избрания в Верховный Совет СССР снизился с 23 лет до 21 года.

Тема. Гражданское право

На первом этапе становления нового государства (1917–1920 годы) произошло сужение области отношений, которые раньше регулировались гражданско-правовыми методами. Это объясняется развернувшимся процессом национализации и созданием государственных монополий в различных сферах экономических отношений.

Национализация проводилась по всем направлениям и ее правовой базой была серия декретов 1917–1920 годов. Основной целью этих документов стало ограничение частной собственности и частного капитала, сужение сферы товарно-денежных отношений. Декреты оформили появление нового и важнейшего института советского гражданского права – института социалистической собственности на орудия и средства производства.

Посредством национализации Советская власть сосредоточила командные высоты в руках социалистического государства. Национализация – это обращение в государственную собственность имущества частных лиц или частных объединений.

Конституция РСФСР 1918 года закрепила отмену частной собственности, провозгласила национализацию земли, недр, вод, всего живого и мертвого инвентаря и т. д.

Следует более подробно остановиться на развитии форм собственности.

Основная и характерная черта этого периода – появление института социалистической собственности на орудия и средства производства при одновременном сужении сферы частной собственности. В ходе процесса национализации круг объектов, представляющих наибольшую ценность перешел в государственную собственность, т. е. был выведен из гражданского оборота. Эти объекты могли теперь передаваться от субъекта к субъекту в порядке административного распоряжения.

Мелкие заводы и фабрики, средства производства кустарных промыслов, мелкие жилые строения в городах сохранялись в личном владении собственников, но, как уже отмечалось, ставились под контроль государства. Это осуществлялось путем реализации таких мероприятий как: регистрация предприятий; регистрация договоров, совершаемых их владельцами; специальное разрешение наркомата торговли на открытие новых предприятий.

Что касается частной собственности, основанной на личном труде, то здесь подход был совершенно иной. Государство сохраняло все подобное имущество за его собственником.

Распространенным являлся институт государственной монополии на определенные виды имущества. Его основная, характерная черта заключалась в том, что государство, его органы считались обязательными контрагентами при совершении договоров купли-продажи определенных видов имущества. Была установлена государственная монополия на ткани, золото, платину, спички, рис, свечи, кофе, привозные пряности и т. д.

В период становления нового государства взяли курс на искоренение товарно-денежных отношений. Поэтому практика применения многих договоров была ограничена, а некоторые, такие, как дарение, вообще отменены. Можно сказать, что в области договорных обязательств происходил процесс ограничения частного оборота, т. е. передача имущества по договорам.

Усиливалась продовольственная диктатура, основной чертой которой являлась продразверстка. Согласно Декрету 11 января 1919 года излишки продовольствия изымались и по удовлетворению потребности фронта распределялись между гражданским населением по классовому принципу. При этом, во-первых, продукты должны были сдаваться по твердым ценам; во-вторых, при уклонении от добровольной сдачи продукты изымались принудительно и безвозмездно.

Результатом установления разного рода монополий, в первую очередь хлебной, стало ограничение использования договора купли-продажи и подобного рода сделок. Но полностью покончить с товарно-денежными отношениями, конечно, не удалось. Предприятиям при необходимости разрешалось приобретать на частных рынках материалы и оборудование, рабочие были вынуждены докупать недостающие по пайкам продукты также на рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.130.73 (0.006 с.)