Выбор критериев принятия управленческих решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор критериев принятия управленческих решений



Определяющие факторы Подход Применяемые критерии принятия управленческих решений
Внешняя среда: научно-технические факторы, экономические факторы, природные факторы, юридические факторы Внутренняя среда: затраты, сроки Задачи: сроки, затраты, выгоды Полностью рациональный Количественные (максимизация прибыли, акционерной стоимости фирмы и др.)
Внешняя среда: факторы культурного окружения, демографические факторы, политические факторы и др. Внутренняя среда: корпоративная культура (нормы, ценности), иерархия и полномочия в организации, личностные особенности, оргструктура и т.п. Задача: участники, баланс сил и т.п. Полностью иррациональный Качественные (завоевание престижа фирмы, интересы групп внутри фирмы, удовлетворение амбиций руководителя и др.)

 

При разработке системы критериев принятия управленческих решений перед контроллером часто возникают следующие проблемы:

- легко измеримым показателям часто уделяется чрезмерно много внимания, в то время как трудноизмеримые показатели игнорируются;

- краткосрочным факторам уделяется больше внимания, чем долгосрочным;

- трудно разработать систему показателей, отражающую изменения важности различных видов деятельности и целей предприятия.

В принятии управленческих решений руководитель использует количественные и качественные критерии. Качественные критерии определяют индивидуальную специфику конкретной ситуации, а количественна - являются более универсальной характеристикой. Поэтому рассматривается именно количественные критерии принятия решений по наиболее важным для любого предприятия вопросам:

- краткосрочное планирование производственной программы

- управление материальными потоками;

- выбор между собственным производством и закупкой на стороне;

- определение цен на продукцию.


Тема 9. Диагностика предприятия

План

Основные понятия и принципы проведения диагностики предприятия

Ситуационный анализ

Организационно-управленческий и анализ

Производственно-хозяйственный анализ

Финансово-экономический анализ

Основные понятия и принципы проведения диагностики предприятия

 

Диагностика должна быть однозначной, обоснованной и достоверной процедурой, поскольку от нее зависит последующее направление действий. Любой неверно поставленный диагноз может свести на нет все усилия и надежды предприятия на рынке в поиске стабильности или лучших перспектив.

Диагностические процедуры должны включать значительный перечень разных методик для определения состояния каждой составной подсистемы и каждого структурного элемента субъекта ведения хозяйства, которое создает предпосылки их точной оценки.

Конкурентная ситуация, в которой сегодня придется осуществлять хозяйственную деятельность отечественным предприятиям любой формы собственности и отраслевой принадлежности, мягко говоря, является достаточно нестабильной, шаткой, непрогнозируемой и абсолютно не лишенной влияния неблагоприятных внешних факторов. Следовательно, предприятие появляется совсем незащищенным в неограниченном конкурентном пространстве. А отсутствие совершенных методов государственной регуляции и благоприятной политики протекционизма углубляет и без того достаточно сложную ситуацию. Следовательно, выходит, что в таких условиях предприятию не на кого положиться, кроме как на себя, вовлекши в свою деятельность опытных специалистов, способных моделировать вариативное развитие предприятия в конкурентной среде и прогнозировать последствия любого осуществленного руководством шага в виде принятых решений.

Следовательно, целью диагностики предприятия является предоставление знаний об использовании разнообразного методологического аппарата и инструментария для определения состояния предприятия в рыночной среде и проработки комплекса мероприятий, направленных на улучшение этого состояния.

Основными заданиями диагностики выступают:

- рассмотрение особенностей производственно-хозяйственной деятельности отечественных предприятий, а также обоснование предпосылок и факторов, которые составляют существенное влияние на внутренний экономический механизм каждого предприятия;

- обобщение и систематизация знаний в отрасли овладения навыками осуществления экономической диагностики за разными направлениями для обеспечения эффективного управления предприятием;

- подготовка и обоснование конкретных практических мероприятий для повышения эффективности деятельности предприятия в конкурентных условиях ведения хозяйства.

Предметом диагностики предприятия является количественная характеристика и качественная идентификация состояния объекта. Объектом диагностики является собственно предприятие как целостная высокоорганизованная система со всеми ее функциональными подсистемами. Предмет и объект диагностики определяют основные аспекты, которым уделено особенного внимания.

Основные задачи диагностики предприятия

· повышение научно экономической обоснованности проектов, бизнес процессов и нормативов в процессе и разработки;

· объективное и всестороннее исследование факторов внешней среды и их влияния на объект проектирования;

· выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;

· проверка оптимума управленческих решение;

· анализ способности предприятия реагировать на смену ситуации

· анализ рисков и способность им противостоять

Диагностика предприятия - оценка экономических показателей работы предприятия на основе изучения отдельных результатов, неполной информации с целью выявления возможных перспектив его развития и последствий принятия текущих управленческих решений. Итогом диагностики на основе оценки хозяйственного состояния и его эффективности являются обстоятельные выводы, необходимые для принятия срочных, но важных решений, например, о целевом кредитовании, о покупке или продаже предприятия, о его закрытии, реорганизации и тому подобное.

Экономический анализ - выведение экономических закономерностей из соответствующих фактов экономической действительности, разложения экономики на отдельные части, так называемые экономические категории, и их комплексное исследование.

Системный анализ - это научный метод исследования сложных, многоуровневых, многокомпонентных систем и процессов, что опирается на комплексный подход, выявления взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы.

На основе анализа и исследования складывается прогноз относительно изменений и оптимизации существующей организационно экономической подсистемы предприятия.

Системный анализ делится на:

1. Анализ организационной подсистемы, который содержит:

- анализ политики предприятия (его заданий);

- анализ концепции, то есть системы взглядов, оценок, идей относительно достижения намеченных целей в соответствии с необходимостью решения конкретных заданий;

- анализ методов управления;

- анализ способов организации труда;

- анализ структурно функциональной схемы;

- анализ системы подбора и размещения кадров;

- анализ производственно-хозяйственной системы;

- анализ информационных потоков;

- анализ системы маркетинга;

- анализ системы экономической безопасности и тому подобное.

2. Анализ экономической подсистемы предприятия:

Анализ - метод научного исследования (познание) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов исследуемой системы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях. Анализ служит исходной (отправной) точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и процессами, которые протекают внутри них. Экономический анализ призван обосновывать из научных позиций решения и действия в сфере экономики предприятия, социально-экономическую политику, способствовать выбору наилучших вариантов действий.

Микроэкономический анализ распространяется на отдельные объекты и процессы, чаще всего имеет проявление анализа финансово хозяйственной деятельности предприятий (фирм), включая анализ объемов производства, расходов, прибыльности и тому подобное.

Ретроспективный анализ представляет собой изучение сформированных в прошлом тенденций.

Перспективный анализ исследует будущие процессы, обосновывает прогнозы развития субъекта предпринимательской деятельности.

Диагностика как способ распознавания состояния социально-экономической системы с помощью реализации комплекса исследовательских процедур и выявления в них слабых ланок и «узких мест» относится к методам непрямых исследований.

Элементы социально-экономических систем, свойства которых подлежат определению, обычно недоступны для непосредственного наблюдения и измерения. Поэтому стоит исследовать не их параметры, а параметры процессов, порождаемых элементами этих систем и доступных для измерений.

Составляющие комплексной диагностики предприятия:

- ситуационный анализ;

- организационно-управленческий анализ;

- финансово-экономический анализ;

- производственно-хозяйственный анализ;

- анализ кадрового потенциала;

- определение уровня экономической безопасности предпринимательской деятельности;

- оценка бизнеса и компании

 

Ситуационный анализ

Ситуационный анализ предназначен для определения ситуации, в которой находится компания, т.е. места, которое она занимает в общем бизнес-пространстве, основных факторов, воздействующих на функционирование компании, а также ее укрупненных характеристик в целом.

Ситуационный анализ предприятия складывается из:

- анализа сильных и слабых сторон в их взаимодействии с угрозами и возможностями внешней среды (SWOT-анализа);

- анализа стратегической позиции, занимаемой предприятием;

- анализа сегментов рынка;

- анализа конкуренции;

- позиционного анализа.

Таблица 9.1

Схема ситуационного анализа

Направление анализа Содержание Источник информации
SWOT-анализ Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней среды Информация о внешней среде, сведения о производственной структуре компании и пр.
Анализ стратегической позиции Выявление и анализ стратегических зон хозяйствования и стратегического портфеля в целом Информация о внешней среде, производственные показатели деятельности фирмы, организационная структура
Анализ сегментов рынка Определение и анализ рыночных сегментов, на которых функционирует компания; анализ покупательского спроса Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)
Анализ конкуренции Определение и анализ видов и основных факторов конкуренции, конкретных конкурентов Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования)
Позиционный анализ Определение и анализ места, занимаемого фирмой, ее продукцией, отдельными торговыми марками по отношению к другим фирмам, торговым маркам и продуктам Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования), анализ собственной продукции

SWOT – это акроним слов: S trengts (силы), W eaknesses (слабости), O pportunities (благоприятные возможности), Т hreats (угрозы).

Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т.

SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

- использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии?

- если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства?

- какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

- какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?

PESTER – анализ (анализ внешних факторов):

Political - политические

Economic - экономические

Social - общественные

Technological - технологические

Ecological - экологические

Regulations – правовое регулирование

Уровень устойчивости предприятии = сильные стороны – слабые стороны + возможности – угрозы (в идеале больше нуля)

Таблица 9.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.031 с.)