Отличительные особенности американской и немецкой моделей контроллинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличительные особенности американской и немецкой моделей контроллинга



Виды контроллинга. Сущность стратегического и оперативного контроллинга

Как было показано выше, контроллинг - это система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления предприятием. Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Значит, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.

Стратегический контроллинг должен помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего консультанта менеджеров и собственников предприятия при выработке стратегии, стратегических целей и задач. Она поставляет необходимую информацию, ориентирующую руководство в процессе принятия решения.

Основная задача оперативного контроллинга — оказывать помощь менеджерам в достижении запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных значений уровней рентабельности, ликвидности и/или прибыли. Таким образом, оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому его инструментарий принципиально отличается от методов и методик стратегического контроллинга. Сущность каждого из них представлена на рис. 1.1.

 

Стратегический контроллинг определяет цели и задачи для оперативного контроллинга, т.е. ставит нормативные рамки.

Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения.

Характеристика оперативного и стратегического контроллинга представлена в табл. 1.1

Таблица 1.1

ТЕМА 2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ КОНТРОЛЛИНГА

ПЛАН

1. Структура (этапы) и содержательная характеристика разделов контроллинга

2. Характеристика контрольных функций контроллинга

3. Инструменты контроллинга

1. Структура и содержательная характеристика разделов контроллинга

В структуру контроллинга (рис. 2.1) входят по определению следующие разделы:

Для более полного определения каждого раздела и установления взаимосвязи между ними проведем краткую их характеристику.

Установление целей - это определение качественных и количественных целей предприятия, а также выбор критериев, позволяющих проводить оценку степени достижения поставленных целей.

Планирование - превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Сначала выполняется анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей, а затем на основании этого разрабатывают стратегию предприятия и план.

План дает возможность предприятию оценить насколько реально достижение поставленных целей, что способствует, а что мешает их достичь.

Контроллинг участвует в разработке методики планирования, координирует деятельность разных подразделений и служб предприятия в процессе планирования, а также устанавливает, насколько планы соответствуют целям предприятия, реальность их выполнения.

Оперативный управленческий учет - отражение всего процесса финансово - хозяйственной деятельности предприятия по реализации плана. Он отличается принципиально от бухгалтерского учета и ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и его структурных подразделений, на поддержку принятия управленческих решений.

Система информационных потоков - важнейший элемент системы контроллинга на предприятии. Сам процесс управления рассматривается как процесс преобразования информации: управленческие воздействия - это информация особого рода. Управлять, не владея информацией, сегодня невозможно. Одна из задач контроллинга - информационная поддержка управления, решить ее можно только при условии четкого и слаженного функционирования системы информационных потоков на предприятии.

Так как информация - это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности, то поставляемая контроллингом информация должна отвечать следующим требованиям:

- достоверность;

- полнота;

- релевантность (существенность);

- полезность, т.е. эффект от использования информации должен превышать затраты на ее получение;

- понятность;

- своевременность;

- регулярность.

Следует помнить, что несущественная информация даже если она достоверна, не может помочь в принятии управленческих решений; в то же время существенная, но достоверная лишь на 95% - может оказаться большим подспорьем руководителю.

Владея информацией, руководитель может проводить мониторинг всей финансово - хозяйственной деятельности предприятия - отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах деятельности предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с практически достигнутыми. На основании сравнения делают выводы о сильных и слабых сторонах предприятия, а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий. Полученные изменения целевых параметров, а также прогноз изменения сильных и слабых сторон самого предприятия, дают возможность корректировки плана действий по достижению целей, и полученный план воплощается в действие.

На основании всей накапливаемой информации система контроллинга осуществляет контроль.

Контроллинг не тождественен контролю: контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в процессе деятельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу, выполняя определенные контрольные функции.

Все предыдущие элементы системы контроллинга - от планирования до мониторинга реализации планов - необходимы в первую очередь для обеспечения возможности анализа планов, результатов и отклонений.

Анализировать можно и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ прошлого направлен на оценку результатов прошлой деятельности предприятия (выявление сопутствующих и препятствующих достижению цели факторов). Анализ настоящего помогает определить состояние предприятия в данный момент времени. А анализ будущего оценивает: сможет ли предприятие добиться поставленных целей, какие возможности перед ним в будущем, каким рискам оно может подвергнуться. Эти виды анализа проводятся в рамках системы контроллинга.

На основе аналитических данных, полученных при проведении анализа, вырабатываются рекомендации для принятия управленческих решений. С учетом сложившейся ситуации, а также будущих возможностей и опасностей, контроллинг определяет, какие альтернативные действия есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения возможности достижения целей предприятия. Используя полученные рекомендации, руководитель может осмысленно и целенаправленно принимать решения.

2. Характеристика контрольных функций

При проведении контроля контроллинг выполняет определенные контрольные функции, при этом контроль претерпевает существенные изменения.

Предварительный контроль:

- контроль целей (правильно ли поставлены цели, корректно ли построено дерево целей предприятия, не противоречат ли разные цели друг другу, насколько адекватно количественные критерии отражают качественные цели предприятия);

- контроль прогнозов (насколько они реалистичны, обоснованы, информативны, как они помогают предприятию решать стоящие задачи);

- контроль разрыва между целевым и прогнозируемым значениями (насколько прогноз развития событий не соответствует целям);

- контроль ограничений (какие внешние или внутренние условия мешают предприятию достичь поставленных целей, какие тенденции существуют в развитии этих условий);

- контроль планов (насколько различные планы предприятия оптимальны с точки зрения достижения его целей, не противоречат ли различные планы друг другу и т. д.);

- бюджетный контроль (контроль над затратами подразделений предприятия путем разработки бюджетов).

Текущий контроль:

- контроль и мониторинг внешней среды предприятия с целью выявления "слабых сигналов";

- мониторинг внутренней среды с целью раннего обнаружения проблем.

Заключительный контроль:

- контроль выполнения планов (расчет отклонений фактических значений от плановых, анализ причин этих отклонений).

Таким образом, в системе контроллинга акценты смещаются с простого фиксирования прошлых фактов в сторону перспективного, опережающего контроля, а также оперативного отслеживания текущих событий; в фокусе контроля оказывается не прошлое, а настоящее и будущее.

3. Инструменты контроллинга

Для реализации функций контроллинга используется значительное количество методов и инструментов решения оперативных и стратегических задач, стоящих перед предприятием. Одни и те же инструменты используются в процессе выполнения различных функций, за счет многообразия возможностей их применения в выигрыше оказываются все функциональные подразделения.

Инструментарий контроллинга можно классифицировать по двум критериям:

области применения - какие задачи помогает решить данный инструмент (табл. 2.1);

периоду действия - оперативный или стратегический.

Отметим, что следует тщательнейшим образом взвешивать необходимость внедрения того или иного инструмента. Например, вряд ли предприятию, действующему на монопольном рынке (либо в условиях олигополии), нужны инструменты для подробного анализа конкурентов. В подобных случаях система бюджетирования является наиболее подходящим методом планирования. Использование же такой системы в компаниях, полностью зависящих в получении доходов от творческого потенциала сотрудников, часто дает отрицательный эффект из-за снижения мотивации.

Для стратегической и оперативной областей решений можно применять различные инструменты, помогающие руководителю в управлении предприятием.

К общим методам относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация и т.д.

 

 

Таблица 2.1

Пример расчета сумм покрытия

Показатели Сумма, тыс. грн. %
выручка от реализации – переменные затраты = сумма покрытия - постоянные затраты = прибыль (производственный результат)    
   
   
   
   

 

Для оперативного контроллинга характерны следующие элементы: инструменты управления прибылью; этапы организации и внедрения. Инструментарий оперативного контроллинга подразделят на технологию получения управленческой информации (бюджетирование, моделирование, регулирование, ценообразование) и аналитические расчеты, ориентированные на принятие управленческих решений (использование метода «директ-костинг», формирование основных подконтрольных показателей, анализ результатов, анализ результатов по отклонениям, определение взаимосвязей и зависимостей между показателями: объем производства, затраты, прибыль).

Основными инструментами финансового контроллинга являются:

- анализ потоков платежей (КФ-анализ);

- финансовая «паутина»;

- баланс движения средств и финансовый план.

Существует несколько различных методик расчета КФ. Например, схема расчета, обеспечивающая возможность проведения анализа безубыточности предприятия на базе КФ, имеет вид:

КФ = годовой доход после налогообложения + увеличение Пенсионного фонда (нетто) + средства, направленные в фонды, аналогичные пенсионному, + увеличение других долгосрочных фондов (нетто) + сальдо результата от непрофильной деятельности + амортизация и переоценка стоимости оборудования

С помощью инструмента «финансовая «паутина» графически поясняется связь между различными целями финансового контроллинга. На вертикальной оси откладываются показатели оборота капитала, выступающего в качестве важнейшего источника финансирования. Сопоставляя оборот с другими величинами (например, прибыль после уплаты налогов) формируются другие показатели (например, рентабельность оборота). В итоге показатели «ткут» паутинообразную сеть, представленную на рис. 2.2.

 

Основное преимущество финансовой «паутины» - наглядная визуальность важнейших целевых отношений.

Баланс движения средств и финансовый план позволяют с помощью типовой расчетной схемы планировать конкретные платежи по осуществляемым сделкам и выполнять анализ отношений. Финансовый план может быть более подробным и ориентироваться на источники результата. При этом в плане выделяются платежи, влияющие на результат и нейтральные.

Такой подход дает возможность интегрировать финансовое планирование и планирование результата.

Баланс движения средств учитывает происхождение средств и их использование. При этом не требуется довольно высокая степень детализации отдельных позиций для получения полезной информации.

3. В настоящее время в инвестиционном контроллинге используются следующие методы инвестиционных расчетов:

- статические методы;

- динамические методы;

- функционально-стоимостной анализ.

Статические методы инвестиционных расчетов позволяют оценить отдельные инвестиционные проекты исходя из ожидаемого результата от их реализации за один период.

Наиболее распространенными статическими методами являются:

- сравнение издержек и результата;

- расчет стоимости машино-часа;

- сравнение уровней рентабельности;

- статическое сравнение сроков окупаемости.

Динамические методы инвестиционных расчетов в отличие от статических предполагают ведение расчетов для всего срока реализации инвестиционного проекта.

Основными динамическими методами расчета эффективности инвестиций являются:

- метод приведенной величины доходов;

- метод внутренней нормы доходности;

- метод аннуитета;

- метод динамического срока окупаемости.

Общий недостаток статических и динамических методов заключается в рассмотрении только монетарных величин. Часто такое сравнение выполнить трудно или вообще невозможно, тогда инвестиционный контроллинг может провести функционально-стоимостный анализ. Данный метод основан на субъективной оценке технических особенностей сравниваемых проектов, а это очень легко может привести к искаженному результату.

К имитационным моделям относятся инвестиционно-финансовые, инвестиционно-производственные и производственно-финансово-инвестиционные модели.

4. При проведении контроллинга маркетинга основной задачей является информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов, при этом основными инструментами являются:

- GAP-анализ;

- портфолио - анализ;

- расчет маржинальной прибыли;

- SWOT- анализ;

- сравнительные расчеты и др.

Известно достаточное число методов и инструментов контроллинга в различных сферах деятельности предприятий, характеристику которых можно найти в переводной и зарубежной литературе.


ТЕМА 3

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КОНТРОЛЛИНГА

План

1.Методы и способы классификации затрат, виды затрат

2.Методы выявления зависимости затрат от объема выпуска

3. Классификация затрат по степени регулируемости

4.Понятие центров ответственности в контроллинге, их классификация

1. Методы и способы классификации затрат. Понятие релевантных затрат

Важной задачей контроллинга является управление прибылью предприятия, поэтому в центре внимания предприятия находятся затраты: их виды, место возникновения, методы управления ими.

За объемы затрат на предприятии несут ответственность руководители различных служб и подразделений ("центров ответственности" согласно терминологии в контроллинге). Поэтому важнейшими объектами контроллинга в этой ситуации являются "затраты" и "центры ответственности".

Классификация затрат - средство для решения задач управления: принимая решение, руководитель должен четко представлять все его последствия. Чтобы принять правильное решение, ему необходимо знать, какие затраты и выгоды оно за собой повлечет. Релевантными (существенными, значимыми) считаются только такие будущие затраты, которые изменяются изменяемые в результате принимаемого решения.

При определении релевантных затрат необходимо учесть безвозвратные и вмененные затраты. Безвозвратные, т.е. затраты прошлых периодов, не являются существенными для принятия управленческих решений. Их не принимают в расчеты т.к. на них никоим образом повлиять нельзя. Вмененные затраты (альтернативные издержки, упущенная выгода) релевантные для принятия решений.

Пример. Строительной организации представляется возможность выполнить заказ А промышленного предприятия, затраты на выполнение которого составят 65 млн. грн. Но т.к. в организации имеются заказы предприятий строительной индустрии на полную мощность, то выполнить заказ можно только за счет другого заказа, прибыль от которого составила бы 15 млн. грн. Необходимо определить цену выполнения заказа А, которая должна перекрыть не только затраты на его выполнение (65 млн. грн.), но и упущенную выгоду (15 млн. грн.).

Цель классификации затрат - выделить из общего объема затрат релевантную часть (ту, на которую можно повлиять в данный момент). И поэтому способы классификации затрат всегда зависят от конкретной задачи, стоящей перед руководителем. Специфика задач управления увязывается полностью с методами классификации затрат.

Применительно к различным вопросам, стоящим перед руководителем в процессе управления, затраты можно классифицировать следующим образом:

− по динамике затрат относительно выпуска продукции (переменные, постоянные, смешанные);

− по возможности отнесения на конкретный объект калькуляции (прямые, косвенные);

− по степени регулируемости (полностью регулируемые, произвольные (частично регулируемые) и слабо регулируемые (заданные)).

Более детальная характеристика каждого вида затрат представлена в табл.3.1.

Отсюда следует, что затраты необходимо рассматривать в нескольких аспектах одновременно:

− - по стадиям технологического процесса;

− - по статьям затрат;

− - по видам продукции;

− - по центрам ответственности;

− - по динамике затрат по отношению к объему выпуска;

− - по степени регулируемости затрат.

Изменение объема выпуска или реализации любого вида продукции связано с изменением прибыли, поэтому руководитель должен представлять как оно отразится на затратах и выручке.

Существенной является та часть затрат и выгод, которая изменяется при изменении объема производства данной продукции. Поэтому для определения объема выпуска необходимо систематизировать затраты, при этом распределив их на постоянные (не зависящие от объема выпуска), переменные (изменяющиеся пропорционально объему выпуска) и смешанные (включающие в себя постоянную и переменную части).

Руководитель может управлять не только переменными затратами, но и постоянными. Постоянные затраты не зависят от объема производства, но могут изменяться под воздействием других факторов (например, затраты на содержание точки общепита на предприятии являются постоянными относительно объема выпуска, но зависят от числа работников). В связи с этим полезно проанализировать все факторы, от которых зависят данные затраты и каковы параметры этой зависимости (коэффициенты пропорциональности).

Таблица 3.1 Категории затрат
Группа Определение Пример
По динамике относительно объема выпуска
Постоянные Затраты, которые остаются неизменными вне зависимости от изменения объема выпуска Общехозяйственные затраты
Переменные Затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема выпуска Затраты на основные материалы
Смешанные Затраты, которые изменяются при изменении объема производства, но в отличие от переменных затрат не в прямой пропорции (т.е. содержат в себе постоянную и переменную составляющие) Затраты на электроэнергию
По возможности отнесения на конкретный объект калькуляции
Прямые Затраты, отношение которых к конкретному объекту калькуляции (виду продукции, подразделению) прослеживается непосредственно (прямые затраты не совпадают с переменными: например, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования цеха являются прямыми, но постоянными) Затраты на основные материалы, зарплату рабочим и цеховому персоналу, содержание производственного оборудования
Косвенные Затраты, которые невозможно непосредственно отождествить с тем или иным объектом калькуляции Затраты на содержание заводоуправления
По степени регулируемости
Полностью регулируемые Затраты, отражающие четкую (функциональную) взаимосвязь между "входом" и "выходом" процесса производства Основные материалы
Частично регулируемые (произвольные) Затраты, возникающие в результате решений, принимаемых руководителем периодически. Жесткая причинно-следственная связь между "входом" и выходом" отсутствует (возможна корреляционная зависимость) Затраты на маркетинг и рекламу
Слабо регулируемые (заданные) Затраты, на величину которых невозможно воздействовать в краткосрочном периоде Затраты на строительство производственного корпуса
       

Воздействуя на факторы, менеджер может управлять постоянными затратами. Зависимость затрат от определенных факторов не всегда является линейной, поэтому необходимо определить кривую, описывающую поведение переменных затрат.

2. Методы выявления зависимости затрат от объема выпуска

Как было установлено выше зависимость затрат от объема выпуска может быть как линейной, так и нелинейной. Для выявления характера и параметров этой зависимости используются специальные методы:

− инженерный (на основании технологических схем);

− метод наименьших квадратов;

− метод визуального контроля (оценка коэффициента пропорциональности "на глазок");

Самые точные результаты дают инженерный метод и метод наименьших квадратов, кратко опишем их.

Инженерный метод состоит в том, что на каждую статью затрат технологии, инженеры исходя из технологической необходимости устанавливают нормативы на расходование ресурсов в натуральном выражении, а затраты планируют путем умножения этих нормативов на цены. Недостаток метода - высокая трудоемкость. Кроме того, сложно установить нормативы на такие затраты, как зарплата, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общецеховые, общехозяйственные расходы. Метод применяют, если проводится анализ новой продукции, когда статистические данные за предыдущий период отсутствуют.

Метод наименьших квадратов математически точен, но из-за большого объема расчетов требует использования компьютеров. Процесс разделения затрат на переменные и постоянные состоит из следующих этапов:

− группировка затрат;

− сбор статистической информации;

− построение графика зависимости затрат от объема;

− определение численных параметров зависимости затрат от выпуска;

− проверка силы связи между затратами и объемом производства.

Но при использовании метода наименьших квадратов возникают следующие проблемы:

- недостаточный объем статистической информации (для точности информации необходимо иметь данные хотя бы за 20 периодов (месяцев);

- инфляционные процессы;

- неточность исходных данных.

Для корректности обрабатываемых данных необходимо устранять влияние инфляционного фактора путем приведения всех показателей в цены базового периода.

Описанные методы выявления зависимости затрат от объема выпуска продукции (работ, услуг) дает возможность управлять затратами. Но для реализации этой функции необходимо знать степень регулируемости определенных групп затрат.

3. Классификация затрат по степени регулируемости

В целях планирования и контроля затраты по степени регулируемости подразделяются на 3 группы: полностью, частично и слабо регулируемые. Характеристики этих групп можно представить в виде табл. 3.2.

 

Таблица 3.2 Классификация затрат по степени регулируемости
Группа Экономические характеристики Пример Временные характеристики
Полностью регулируемые Отражают четкую (функциональную) взаимосвязь между входом и выходом Основные материалы Короткий промежуток времени
Частично регулируемые (произвольные) -отсутствует жесткая причинно-следственная связь между входом и выходом (корреляционная зависимость) -возникает в результате периодически принимаемых решений (например, ежегодно) Реклама Более длительный период
Слаборегули-руемые (заданные) Появляются как результат обладания долгосрочными активами (например, основные средства) Строительство нового цеха Очень длинный период

 

Степень регулируемости затрат полностью зависит от функциональных областей, в которых возникают затраты.

Полностью регулируемые затраты возникают, прежде всего, в сферах производства и распределения продукции. Произвольные затраты имеют место главным образом в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), маркетинге и обслуживании клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты возникают во всех функциональных областях. Сравнительная характеристика полностью регулируемых и произвольных затрат представлена в табл. 3.3.

Таблица 3.3 Сравнение полностью регулируемых и произвольных затрат
Параметры сравнения Полностью регулируемые затраты Произвольные затраты
Ресурсы Материальные и трудовые ресурсы Трудовые ресурсы
Технология Стандартный, хорошо изученный процесс Высокая повторяемость операций «Черный ящик» (неполная информация о процессе) Нестандартный, неповторяющийся процесс
Основной результат Продукция или количественно измеримые услуги Легко измерить величину Легко проверить качество Информация Трудно измерить величину Трудно проверить качество
Уровень неопределен-ности Средний или небольшой Высокий

 

Необходимость и классификация затрат по степени регулируемости очевидна: любая другая классификация (переменные и постоянные, прямые и косвенные и др.), предназначены именно для выявления существенно значимых затрат, а данный подход позволяет это установить сразу, без промежуточных звеньев. Но единую жесткую методику классификации затрат по степени регулируемости, которую можно использовать на любом предприятии, разработать практически невозможно: существует лишь общая методология. Степень регулируемости затрат (по определению) зависит от специфики каждого предприятия, работающих на нем сотрудников (корпоративной культуры) и поэтому всегда носит субъективный характер.

Классифицируя затраты по степени регулируемости, можно понять, кто и на сколько сильно может воздействовать на затраты, но совершенно нет указаний каким образом это можно сделать.

И поэтому эта классификация применяется в сочетании с другими способами классификации затрат, например, относительно объема выпуска.

Очевидно, что степень регулируемости затрат будет разной в зависимости от условий:

− длительности периода времени (в долгосрочных периодах существует возможность воздействовать на те затраты, которые в краткосрочном периоде считаются заданными);

− полномочий лица, принимающего решения (затраты, являющиеся заданными на уровне начальника цеха, на уровне руководителя предприятия могут оказаться регулируемыми).

А поэтому классификация затрат по степени регулируемости на предприятиях должна применятся в сочетании с делением на центры ответственности.

4. Понятие центров ответственности в контроллинге, их классификация

В рамках системы контроллинга информация аккумулируется и анализируется не по предприятию в целом, а по центрам ответственности.

Центр ответственности - это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решение.

Рассматривается следующая классификация центров ответственности: центры затрат (центры регулируемых затрат, центры частично регулируемых затрат (произвольных)), центры прибылей, центры выручки, центры инвестиций.

Центр затрат - это подразделение, руководитель которого отвечает только за затраты. Можно считать, что центр затрат - самое мелкое подразделение, а остальные центры ответственности состоят из центров затрат. В соответствии с классификацией затрат центры затрат можно разбить на центры регулируемых затрат и центры частично регулируемых (произвольных) затрат.

Примером центра регулируемых затрат может служить, например, цех основного производства. Следует заметить, что помимо достижения оптимального соотношения между затратами и выпуском у центров регулируемых затрат есть и другие важные цели, например, обеспечение необходимого качества продукции. Среди затрат указанных центров преобладают полностью регулируемые затраты, но есть и затраты других типов (например, в цехе основного производства – амортизация оборудования).

Примером центров произвольных (слабо регулируемых) затрат может служить администрация предприятия.

Центр выручки – структурное подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку, но не за затраты (отвечает в ограниченном объеме). Например, отдел сбыта на предприятии, руководитель которого отвечает только за затраты на реализацию продукции.

Центр прибыли – это подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыли (например, предприятие на самостоятельном балансе в составе объединения). Центр прибыли может состоять в свою очередь из нескольких центров затрат (предприятие, входящее в объединение, имеет структуру, состоящую из цехов и подразделений).

Центр инвестиций - это подразделение, руководитель которого отвечает за капиталовложения, доходы и затраты. Например, директор строящегося производственного объекта или предприятие в составе объединения.

Рассмотренные особенности различных видов центров ответственности определяются принципами выделения центров ответственности на предприятии. В основном на практике применяют следующие принципы: функциональный, территориальный, соответствия организационной структуре и сходства структуры затрат.

По функциональному принципу выделяют следующие центры ответственности:

− обслуживающие;

− материальные;

− производственные;

− управленческие;

− сбытовые.

Обслуживающие центры ответственности оказывают услуги другим центрам внутри предприятия (вспомогательные центры).

Материальные центры ответственности служат для заготовки и хранения материалов - это могут быть как основные, так и вспомогательные центры. Обычно затраты материальных центров ответственности можно отнести на конкретный вид продукции.

Производственные центры ответственности - это подразделения основного и вспомогательного производства. Затраты подразделений основного производства обычно можно отнести на конкретную продукцию. Затраты вспомогательных производственных центров включаются в себестоимость продукции опосредованно (через основные центры ответственности).

Управленческие центры ответственности - заводоуправление, бухгалтерия и т.п. Затраты этих центров непосредственно не связаны с конкретными видами продукции, их обычно распределяют по видам продукции пропорционально выбранной базе.

Сбытовые центры ответственности занимаются реализацией продукции — это основные центры ответственности, их работу можно соотнести с конкретными видами продукции.

На практике используются два варианта деления на центры ответственности по территориальному принципу (оно обычно дополняет деление по функциональному принципу).

Первый вариант. В рамках одного центра ответственности объединены несколько функций. Например, предприятие имеет несколько представительств на территории разных областей Украины, каждое из которых занимается маркетингом, рекламными услугами, реализацией продукции и контролем за договорами. Так как представительства небольшие, то нет смысла их делить на мелкие центры ответственности.

Второй вариант. Одно функциональное направление деятельности подразделяют на несколько центров ответственности (например, предприятие имеет склады в разных концах города. Каждый склад - центр ответственности).

Функциональный принцип деления предприятия на центры ответственности можно развивать дальше, распределяя функциональные центры по принципу сходства структуры затрат (создаются дополнительные удобства - возможность работы с одинаковыми калькуляциями затрат, одинаковыми нормативами).

Выбор способа деления предприятия на центры ответственности определяется спецификой конкретной ситуации, при этом необходимо учитывать следующие требования:

- в каждом центре затрат должны быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов;

- в каждом центре должен быть ответственный;

- степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было слишком трудоемким;

- желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр, для которого данные затраты являются прямыми;

- на центры затрат желательно относить только прямые затраты (непосредственно связанные с его работой), а распределение общехозяйственных затрат не учитывать;

- поскольку деление предприятий на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, необходимо учитывать социально-психологические факторы.

Выделение на предприятии центров ответственности и классификация затрат по степени регулируемости являются фундаментом для создания на предприятии системы управленческого учета, представляющей собой важнейший элемент всей системы контроллинга.


ТЕМА 4

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ОСНОВА КОНТРОЛЛИНГА

План

1. Управленческий учет и его задачи

2. Классификация методов учета затрат, используемых в контроллинге. Достоинства и недостатки методов управленческого учета

3. Отличие контроллинга от управленческого учета

1.Управленческий учет и его задачи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.121.218 (0.101 с.)