Курса «Гражданское право (часть 3)» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курса «Гражданское право (часть 3)»



Курса «Гражданское право (часть 3)»

Введение

Значение гражданского права как отрасли права обусловлено тем, что оно облекает в юридические формы экономические отношения, складывающиеся в обществе, регламентирует главным образом повседневные, желаемые для общества отношения.

Дисциплина «Гражданское право» изучается практически весь период обучения в ВУЗе.

Изучение дисциплины «Гражданское право (часть 3)» построено на сочетании традиционных форм обучения: лекционных и семинарских занятиях.

Основой изложения материала являются лекции. Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция, в отличие от учебника, может и должна быть актуальной, содержать массу сведений, почерпнутых из различных источников. Лекции позволяют быстро, своевременно реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления и обогащения.

Семинарские занятия направлены на закрепление знаний студентов. Семинар – один из наиболее сложных и в то же время плодотворных видов (форм) вузовского обучения и воспитания. В условиях высшей школы это один из видов практических занятий, проводимых под руководством преподавателя, ведущего научные исследования по тематике семинара и являющегося знатоком данной проблемы или отрасли научного знания. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. Основу проведения семинарских занятий составляют традиционные формы проверки знаний: устный опрос, решение задач.

Нередко вопросы, рассматриваемые на практических занятиях, носят дискуссионный характер, поэтому рекомендуется изучить несколько источников, поскольку высказанные в них точки зрения могут в той или иной мере отличаться друг от друга.

При подготовке не следует заучивать вопрос наизусть, главное – понять его и уметь раскрыть его содержание своими словами в доступной для других форме (за исключением определений правовых понятий, которые необходимо знать как квалифицированному юристу).

При возникновении затруднений целесообразно обсудить спорные, непонятные вопросы с однокурсниками, а при не достижении консенсуса прибегнуть к консультации преподавателя.

Особое внимание следует также уделять активным методикам, направленным на повышение интереса и мотивации к обучению. Это «мозговой штурм», включение рефератов, анализ ситуаций и т.п.

Самостоятельная работа во время обучения способствует воспитанию у студентов привычки и устойчивых навыков повышения своей профессиональной компетенции, формирует потребность в самообразовании, предполагает ознакомление с нормативными источниками гражданского права, монографической и периодической литературой.

Приступая к самостоятельному изучению гражданского права, студент должен в полной мере проникнуться осознанием того, что гражданское право является одной из фундаментальных учебных дисциплин, изучаемых в юридических вузах страны, важнейшей из отраслевых наук о праве. Самостоятельную работу над темой следует начать с изучения лекционного материала и соответствующей нормативной базы (законы, подзаконные нормативные акты). Гражданский кодекс должен стать настольной книгой студента. Не ограничиваться только лекцией, использовать учебники и учебные пособия, монографические работы, статьи, тезисы, опубликованную судебную практику, комментарии ГК.

Следует помнить, что для уяснения списка кодифицированных актов (как и других федеральных законов) следует не только буквально толковать содержание соответствующей нормы, но и в системе с другими нормами ГК РФ.

Лекцию необходимо внимательно изучить, т.к. в ней отражены как теоретическое изложение вопросов с обоснованием позиции различных правовых школ и самого лектора, так и последние изменения в законодательстве по рассматриваемым вопросам, которые еще не отражены в учебной литературе.

В учебниках и учебных пособиях находит отражение широкий спектр вопросов, а также некоторые вопросы по теме, неосвещенные в лекциях, но которые позволяют в большей мере иметь представление о рассматриваемых проблемах.

Представляется заслуживающим внимания в процессе самоподготовки такой вариант как опережающее чтение. Это означает, что студент является на лекцию, уже ознакомившись с темой по учебнику или другой монографической литературе. Работа во время лекции становится более осмысленной, позволяющей все непонятные или спорные вопросы обсуждать с лектором по ходу освещения им материала. Сейчас, к сожалению, студент присутствует на лекции как статист, и, приступая к самостоятельному изучению темы (отработки материала), зачастую испытывает определенные трудности, которые вынуждают к большой трате времени и мозговому напряжению.

Отыскивать литературу и нормативную базу студент может в методических пособиях, библиографических (тематических) списках библиотеки, с использованием компьютерной техники, в консультационные дни у преподавателя (лектора, ассистента, ведущего практические занятия).

Контроль уровня освоения материала также может осуществляться посредством активных методик. В их числе – тестирование, разбор практических задач, моделирование практических ситуаций, проведение контрольных работ, конференций, подготовка докладов и рефератов к практическим занятиям, круглым столам и конференциям, курсовых работ и дипломных проектов.

Рабочая программа составлена на основании учебного плана, утвержденного ректором СГЮА и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 030900.62 – «юриспруденция (бакалавриат)».

Содержание курса «Гражданское право (часть 3)»

Тема 8. Патентное право.

Семинар 1 (2 часа)

Понятие и значение патентного права. Принцип патентной охраны.

Отграничение от авторского права.

Объекты патентного права. Неохраняемые объекты.

Субъекты патентного права.

Понятие и условия патентоспособности изобретения.

Понятие и условия патентоспособности полезной модели и промышленного образца.

 

Семинар 2 (2 часа)

Права и обязанности автора и патентообладателя и действия, не признаваемые нарушением права патентообладателя. Понятие права «преждепользования».

Срок действия патентного права и переход патентных прав в общественное достояние.

Условия получения патента на изобретение.

Условия получения патента на полезную модель или промышленный образец.

Экспертиза заявки на выдачу патента.

Регистрация и выдача патента.

Прекращение и восстановление действия патента.

Ограничения патентного права.

 

Семинар 3(2 часа)

Охрана изобретения.

Охрана полезных моделей.

Охрана промышленных образцов.

Охрана топологий интегральных микросхем.

Охрана селекционных достижений.

Секреты производства (Ноу-хау).

 

Семинар 4(2 часа)

Общие положения защиты интеллектуальных прав. Контрафактные товары.

Технические средства защиты.

Виды нарушения прав.

Способы защиты интеллектуальных прав.

Защита личных неимущественных прав.

Защита исключительных прав.

Гражданско-правовая защита прав.

Административная и уголовная защита прав.

Самостоятельная работа (12 часов)

Отграничение патентного от авторского права.

Оформление прав на изобретение, полезную модель и промышленный образец.

Охрана селекционных достижений.

Темы докладов, рефератов

Патентное право: понятие, субъекты, объекты.

Регистрация и выдача патента.

Условия патентоспособности изобретения, полезной модели и промышленного образца.

Контрольные вопросы

Понятие патентного права.

Объекты патентного права.

Субъекты патентного права.

Условия получения патента.

Нормативные акты

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 176 с.

ФЗ РФ от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (статья 25) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 176 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации в 3-х частях. М.: ЗАО «ГроссМедиа Ферлаг», 2006. 384 с.

Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) (по состоянию на 14 июля 1967 г.) // Вестник ВАС РФ. 1996. № 2. С. 107-129;

Cтрасбургское соглашение о международной патентной классификации от 24 марта 1971 г. // Текст соглашения опубликован в Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1977., вып. XXXI. С. 106;

Евразийская Патентная конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.) // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2323;

Международная Конвенция по охране новых растений (Париж, 2 декабря 1961 г.).

Федеральный закон от 1 июня 1995 г. № 85-ФЗ «О ратификации Евразийской патентной конвенции» // СЗ РФ. 1995. № 23. Ст. 2170;

Закон РФ от 6 августа 1993 года № 5605-1 «О селекционных достижениях» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 36. Ст. 1436.

Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (с изм. и доп. от 27 декабря 2000; 30 декабря 2001; 24 декабря 2002; 7 февраля 2003 г., 2 февраля 2006 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2319; СЗ РФ. 2001. № 1. Ст. 2; № 53 (Ч. 1). Ст. 5030; 2002. № 52 (Ч. 1). Ст. 5132; 2003. № 6. Ст. 505; 2006. № 6. Ст. 636.

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 20 мая 2004 г.; 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005, 27 марта 2006 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023; 2004. № 11. Ст. 945; 2005. № 12. Ст. 1023; № 47. Ст. 4880; № 52 (часть 3). Ст. 5690; 2006. № 14. Ст. 1509.

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1221 «О государственной поддержке патентования за рубежом результатов научно-технической деятельности организаций и учреждений Российской академии наук» // СЗ РФ. 1999. № 45. Ст. 5438; РГ от 18 ноября 1999 г.

Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 299 «Об утверждении Положения по Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам м товарным знакам» (с имз. от 22 апреля 2005 г.) // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст.2668; 2005. № 17. Ст. 1577.

Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г. № 82 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение» (с изм. от 11 декабря 2003 г.) // БНА. 2003. № 46; 2004. № 5.

Приказ Роспатента РФ от 6 июня 2003 г. № 83 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель» // РГ от 11 июля 2003 г.

Приказ Роспатента РФ от 6 июня 2003 г. № 84 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец» // РГ от 11 июля 2003 г.

Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утв. приказом Роспатента от 22 апреля 2003 № 56. (с изм. и доп. от 11 декабря 2003) // БНА РФ. 2003. № 11; 2004. № 2.

Порядок восстановления патента РФ на изобретение, полезную модель, промышленный образец, утв. приказом Роспатента от 22 апреля 2003 № 57 (с изм. и доп. от 11 декабря 2003 № 165) // Р.Г. от 17 мая 2003; БНА РФ. 2004. № 1.

Приказ Роспатента РФ от 5 марта 2004 г. № 30 «О Порядке ведения Государственного реестра изобретений Российской Федерации» // БНА РФ. 2004. № 14.

Основная литература

Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / Под общ. ред. О.Н. Садикова. М.: Юристъ, 2004. 845 с.

Гражданское право. Том 2.,Полутом 2: Учебник/Ответственный редактор Е.А.Суханов.- М, Издательство БЕК,2003.стр. 227.

Гражданское право.Ч.3:Уч-к,/Изд.3,Пер.и доп./Ред.Сергеев А.П. и Толстой Ю.К..-М:Проспект,2001 стр. 337.

Гражданское право.Т.2:Уч-к:Изд.4,Перераб и доп./Ред. Сергеев А.П.; Толстой Ю.К.-М.:Проспект,2004- стр.301.

Гражданское право: практикум: в 2 ч. Ч. 2. -4-е изд., перераб. и доп. /отв. ред. Н.Д. Егоров, А.П. Сергеев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 145-148. Задачи 1-9 (занятие 1).

Дополнительная литература

Белов В.В. и др. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. М., 1999.

Еременко В.И. Гражданский кодекс Российской Федерации. Интеллектуальная собственность // Государство и право. 2003. № 1.

Завидов Б.Д., Горнова Е.Н. К вопросу о ценности интеллектуальной собственности и необходимости ее оценки // Юрист. 2003. № 6.

Золотов А. Власть хочет всё знать! // эж-ЮРИСТ. 2004. № 33.

Иванова М., Ивлиев Д. Под грифом «Секретно» // эж-ЮРИСТ. 2004. № 33.

Как защитить интеллектуальную собственность в России // Под ред А.Д. Корчагина. СПб., 1993.

Колмыков А. Патентно-правовая экспертиза - защита для правообладателей // эж-ЮРИСТ. 2005. № 46.

Макаров В., Козырев А., Микерин Г. Интеллектуальная собственность: правовые и экономические вопросы формирования // Российский экономический журнал. 2003. № 5-6.

На страже прав промышленной собственности. Создание и использование отечественных изобретений: Российские и международные законодательные и нормативно-правовые акты: Вып. 20. М., 1998.

Проблемы защиты интеллектуальной собственности в РФ // Закон и право. 1999. № 12. С. 32-34.

Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России. СПб., 2003.

Сенников Н.Л. Право интеллектуальной промышленной собственности в контексте норм Гражданского кодекса // Российская юстиция. 2006. № 2.

Сенников Н.Л. Производные способы возникновения прав собственности на объекты патентного права // Российская юстиция. 2005. № 12.

Сергеев А.И. Право интеллектуальной собственности в РФ. М., 1996.

Тюрмина Г. Особенности предоставления субъектам хозяйственной деятельности прав на использование товарных знаков и ноу-хау // Юрист. 2002. № 6. С. 8.

Химичук Е.В. Понятие договора о передаче ноу-хау // Право и экономика. 2006. №3.

Черничкина Г.Н. Право преждепользования: правовые и практические аспекты // Современное право. 2004. № 6.

Шестаков Д. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в РФ // Закон и право. 1999. № 12. С. 32-34.

Шириков А. Сайты-двойники // эж-ЮРИСТ. 2004. № 39.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

по дисциплине «Гражданское право (часть 3)»

для студентов очной формы обучения

 

1. Способы и сроки принятия наследства.

2. Возврат и возмещение неосновательного обогащения.

3. Исполнение завещания.

4. Отказ от наследства.

5. Порядок совершения завещания, закрытое завещание.

6. Обязательные условия наступления деликтной ответственности.

7. Понятие и возникновение авторского права.

8. Отмена и изменение завещания: понятие, последствия.

9. Завещательный отказ, его исполнение.

10. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними.

11. Патентное право: понятие, субъекты, объекты.

12. Признание завещания недействительным, последствия такого признания.

13. Свидетельство о праве на наследство.

14. Наследование отдельными категориями граждан.

15. Прекращение и расторжение договора простого товарищества.

16. Понятие объекта и субъекта авторского права.

17. Требования, предъявляемые к договору простого товарищества.

18. Правила распоряжения имуществом в простом товариществе.

19. Личные неимущественные и имущественные права автора.

20. Существенные условия договора простого товарищества.

21. Причинение вреда в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости.

22. Понятие полной и ограниченной неделиктоспособности граждан, причинивших вред.

23. Условия компенсации морального вреда.

24. Открытие наследства.

25. Срок действия авторского права и переход авторского произведения в общественное достояние.

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе.

Сами по себе учебные занятия в вузе, как бы они хорошо ни проводились, не могут обеспечить высокого качества подготовки юриста отвечающего тем требованиям, которые предъявляют в настоящее время социальные и экономические реалии. Главным условием этого является активная и качественная самостоятельная деятельность студентов.

Приступая к самостоятельному изучению гражданского права, студент должен в полной мере проникнуться осознанием того, что гражданское право является одной из фундаментальных учебных дисциплин, изучаемых в юридических вузах страны, важнейшей из отраслевых наук о праве.

Значение гражданского права как отрасли права обусловлено тем, что оно облекает в юридические формы экономические отношения, складывающиеся в обществе, регламентирует главным образом повседневные, желаемые для общества отношения.

Не случайно французский ученый Рене Давид отмечал, что стать юристом можно тогда, когда в достаточной мере освоишь гражданское право.

Оно опосредует имущественные и неимущественные отношения, содействуя их развитию и совершенствованию, решению задач в области экономики, предпринимательской, интеллектуальной деятельности, удовлетворению потребностей субъектов гражданского права.

Овладение знаниями в области гражданского права необходимо не только для осуществления профессиональной деятельности, но и для удовлетворения своих личных имущественных и интеллектуальных потребностей.

Целью самостоятельной работы является исследование теоретических вопросов по дисциплине.

На лекциях и семинарских занятиях студент получает существенный объем практического и теоретического материала, нуждающегося в закреплении, углублении в процессе самостоятельного изучения соответствующих вопросов гражданского права. Вот почему государственным образовательным стандартом учебное время студента состоит из аудиторных занятий и самостоятельной работы. Таким образом, самостоятельная работа студента стала планируемой учебной и научной работой, которая должна выполняться по заданию преподавателя и под его методическим и научным руководством.

Необходимо уделить должное внимание изучение таких институтов гражданского права как: авторское и смежное с ним права, патентное право. Их специфика заключается в том, что они тесно связаны и становятся следствием интеллектуальной творческой деятельности субъектов гражданского права.

Эти институты вошли в ч. IV ГК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2008 года. Наряду с такими понятиями как субъекты и объекты авторского (смежного) и патентного права, делается акцент на личных неимущественных и имущественных правах и их защите.

Также следует рассмотреть институт наследственного права, в котором предусмотрено детальное изучение помимо общепонятийного материала такие новации, как: круг наследников по закону, завещание при чрезвычайных обстоятельствах, закрытое завещание, право на обязательную долю, наследование отдельных видов имущества и т.д.

Самостоятельную работу над темой следует начать с изучения лекционного материала и соответствующей нормативной базы (законы, подзаконные нормативные акты). Гражданский кодекс должен стать настольной книгой студента. Не ограничиваться только лекцией, использовать учебники и учебные пособия, монографические работы, статьи, тезисы, опубликованную судебную практику, комментарии ГК.

Следует помнить, что для уяснения списка кодифицированных актов (как и других федеральных законов) следует не только буквально толковать содержание соответствующей нормы, но и в системе с другими нормами ГК РФ.

Лекцию необходимо внимательно изучить, т.к. в ней отражены как теоретическое изложение вопросов с обоснованием позиции различных правовых школ и самого лектора, так и последние изменения в законодательстве по рассматриваемым вопросам, которые еще не отражены в учебной литературе.

В учебниках и учебных пособиях находит отражение широкий спектр вопросов, а также некоторые вопросы по теме, неосвещенные в лекциях, но которые позволяют в большей мере иметь представление о рассматриваемых проблемах.

Представляется заслуживающим внимания в процессе самоподготовки такой вариант как опережающее чтение. Это означает, что студент является на лекцию, уже ознакомившись с темой по учебнику или другой монографической литературе. Работа во время лекции становится более осмысленной, позволяющей все непонятные или спорные вопросы обсуждать с лектором по ходу освещения им материала. Сейчас, к сожалению, студент присутствует на лекции как статист, и, приступая к самостоятельному изучению темы (отработки материала), зачастую испытывает определенные трудности, которые вынуждают к большой трате времени и мозговому напряжению.

Отыскивать литературу и нормативную базу студент может в методических пособиях, библиографических (тематических) списках библиотеки, с использованием компьютерной техники, в консультационные дни у преподавателя (лектора, ассистента, ведущего практические занятия).

Нередко вопросы, рассматриваемые на практических занятиях, носят дискуссионный характер, поэтому рекомендуется изучить несколько источников, поскольку высказанные в них точки зрения могут в той или иной мере отличаться друг от друга.

При подготовке не следует заучивать вопрос наизусть, главное – понять его и уметь раскрыть его содержание своими словами в доступной для других форме (за исключением определений правовых понятий, которые необходимо знать как квалифицированному юристу).

При возникновении затруднений целесообразно обсудить спорные, непонятные вопросы с однокурсниками, а при не достижении консенсуса прибегнуть к консультации преподавателя.

Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям.

В высших учебных заведениях, в особенности специализированных, учебный процесс, как структурно-сложная деятельность, не должен ограничиваться лишь изучением абстрактного материала. Именно поэтому традиционно в ВУЗах для студенческой аудитории преподавателями, сначала читаются лекции, содержащие, как правило, теоретические сведения, после чего они подлежат практическому закреплению. Если лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной и абстрактной форме, то практические занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания.

Высокий профессиональный уровень немыслим без выработки практических навыков правильного применения теоретических знаний, в виду чего трудно переоценить значение практических занятий.

Цель занятий: проверить теоретические знания у студентов, умение применять усвоенное при решении практических задач. На уровне практического познания происходит усвоение и закрепление полученных теоретических знаний, предоставляется возможность реализации этих знаний в обстановке приближенной к реальности.

В процессе обучения большое значение имеет выработка у студентов умений и навыков по применению изучаемого материала на практике.

В ходе практического занятия обсуждаются вопросы, которые задаются студентам в качестве домашнего задания в соответствии с методическими материалами.

После ответа на вопрос преподаватель обязан сделать резюме о правильности ответа. На одно занятие задается, помимо теоретического задания, 6-8 практических задач (кроме занятий, на которых проводятся «ролевые» игры и контрольные работы).

Важное место при проведении практических занятий отводится реферату, от его темы зависит ход занятия и время, отведенное на его обсуждение. Тема реферата, как правило, не должна дублировать вопросы семинарского занятия, а дополнять, или углублять их. Если в реферате раскрывается центральная проблема данного занятия, то оно начинается с заслушивания студента, подготовившего реферат, а дальнейшее время посвящается раскрытию вопросов темы, решению задач. Реферат может быть посвящен и отдельному вопросу темы, уяснение которого позволяет, с точки зрения преподавателя, представляет для студентов определенные трудности. В этом случае заслушивание реферата должно предшествовать обсуждению данного вопроса. В реферате может быть отражен уровень разработанности в теории права интеллектуальной собственности, рассматриваемой на занятии проблемы. Подобные рефераты целесообразно заслушивать в конце занятия, когда отработаны все основополагающие вопросы темы. На заслушивание реферата и его обсуждение отводится 10 – 15 минут.

Оценки ответов студентов преподаватель отмечает в журнале успеваемости.

Ежемесячно преподаватель передает в деканат очного отделения сведения о студентах, имеющих пропуски и задолженности по практически занятиям.

Методика балльно-рейтингового контроля знаний студентов

по дисциплине «Гражданское право (часть 3)»

Общие положения. Настоящая методика применяется в отношении студентов очной формы обучения.

Балльно-рейтинговая система основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности студентов, предусмотренных учебным планом.

Главными задачами балльно-рейтинговой системы являются:

- повышение мотивации студентов к качественному освоению учебного материала дисциплины;

- стимулирование студентов к регулярной самостоятельной работе;

- упорядочение системы контроля знаний студентов, выработка единых требований к оценке знаний в рамках дисциплины;

- осуществление дифференцированного подхода к оценке знаний и результатов учебной деятельности студентов;

- достижение высокого уровня организации образовательного процесса.

Методика разработана на основе «Положения о балльно-ретинговой системе оценки успеваемости студентов в ФГБОУ ВПО «СГЮА», рекомендаций Управления контроля качества образования и обязательна для исполнения всеми преподавателями кафедры.

Распределение баллов по видам контроля. Семестровый рейтинг по учебной дисциплине определяется суммой балов по всем видам учебной и научной деятельности студента в семестре в соответствии с учебным планом, учебной программой, программой научной работы.

Все виды учебной деятельности оцениваются по 100-бальной шкале:

«отлично» - от 86 до 100 баллов;

«хорошо» - от 76 до 85 баллов;

«удовлетворительно» - от 61 до 75 баллов;

«неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.

К промежуточной аттестации (экзамену) допускаются студенты, набравшие в семестре по данной учебной дисциплине 40 – 60 баллов. При этом студент не должен иметь пропусков семинарских (практических) занятий и задолженностей по работе на занятиях, а также пройти все контрольные испытания, в том числе промежуточное тестирование по модулям учебного курса.

Положительная оценка на промежуточной аттестации соответствует 15 - 40 баллам:

«отлично» - 36-40 баллов;

«хорошо» - 25-35 баллов;

«удовлетворительно» - 11-24 балла;

«неудовлетворительно» - 0-10 баллов.

Допускается возможность оценки знаний студентов на основании общей суммы баллов, засчитанных кафедрой в течение семестра без проведения аттестации в форме зачета или экзамена. Для этого 25 аттестационных баллов могут быть зачтены по решению преподавателя как премиальные баллы за активную и добросовестную учебную, научную иную работу студента по всем установленным актами Академии формам занятий в течение семестра.

Виды контрольных испытаний, порядок текущей аттестации и распределение 60 баллов по этим испытаниям устанавливаются кафедрой и закрепляются методическим указаниями по промежуточной оценке знаний студентов.

Подсчет баллов по итогам обучения в каждом семестре осуществляется в январе, июне текущего учебного года преподавателем, ведущим занятия в соответствующей группе, утверждается на заседании кафедры и отражается в индивидуальной балльно-рейтинговой карте студента.

Вариант I.

Задача 1.

31 августа 1997 года Розанова сдала в ателье зимнее мужское пальто с черным каракулевым воротником для пошива из него зимнего женского пальто. В подтверждение договора ей была выдана квитанция, пальто при приеме было оценено в 1180 руб. (по такой цене его приобрела в комиссионном магазине Розанова). Изготовлено пальто к носке оказалось непригодным (обужено в плечах и пройме рукавов, рукава посажены неправильно). 28 апреля 1998 года в ателье была произведена переоценка сданного пальто. Стоимость его была определена в размере 50% от стоимости, указанной в квитанции при заключении договора. Розанова обратилась в суд с иском к ателье о взыскании с ответчика полной стоимости сданного пальто и внесенного при заключении договора аванса. Представитель ателье в судебном заседании заявил, что оно согласно выплатить Розановой внесенный аванс, а в возмещение стоимости пальто – только 1062 рублей, так как новые швейные изделия, не бывшие в употреблении, сдаваемые в ателье в переделку, должны оцениваться при приеме со скидкой в размере 10%. Суд решил взыскать с ателье в пользу Розановой 1062 рублей в возмещение стоимости пальто и внесенный ею аванс за работу по переделке пальто.

Вопрос: разрешите спор.

Задача 2.

Комиссионный магазин принял на комиссию от Максимовой видеомагнитофон. Его продажная цена была определена сторонами в 14000 рублей. При заключении договора приемщик предупредил Максимову о возможном уменьшении установленной цены, если видеомагнитофон в течение трех месяцев не будет продан по данной цене. В течение указанного срока видеомагнитофон не был продан. Директор магазина послал Максимовой извещение с просьбой явиться для переоценки видеомагнитофона в течение 20 дней, но она в указанный срок не явилась. Тогда директор магазина снизил продажную цену видеомагнитофона до 13000 рублей, и он был продан. После продажи видеомагнитофона Максимова явилась к директору и заявила, что она не согласна со снижением цены, и требовала выплаты денежной суммы в соответствии с первоначальной ценой, так как во время переоценки находилась в отпуске и не могла явиться в магазин. Директор отказался уплатить требуемую сумму, мотивируя это тем, что Максимова обязана был предупредить о своем отъезде.

Вопрос: решите спор.

Вариант II.

Задача 1.

При столкновении грузового теплохода с пассажирским, последний получил большую пробоину в месте расположения пассажирских кают, которые были мгновенно затоплены. Виноват в аварии был капитан пассажирского теплохода. При этом погибли: Лахова 35 лет, имевшая на своем иждивении мать, 60 лет, и дочь, 10 лет; Корнев, 40 лет, имевший на своем иждивении жену, 40 лет, не работающую и занятую уходом за тремя детьми 10, 8 и 7 лет. Мать Лаховой и жена Корнева подали в суд иски к морскому пароходству о возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца: матери и дочери Лаховой, жене Корнева и ее трем детям.

Вопрос: кому и в каком объеме будет возмещен вред? Решите дело.

 

Задача 2.

Сухарева Т. спустя 5 месяцев после смерти отца обратилась в нотариальную контору с заявлением об отказе от наследства. Узнав об этом, ее сестра Бойкова Е. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Нотариус отказал Бойковой в выдаче свидетельства о праве на наследство, объяснив, что срок для принятия наследства истек месяц назад, поэтому ее заявление не будет рассмотрено, а наследство перейдет к государству.

Вопрос: правомерны ли действия нотариуса?

 

Вариант III.

Задача 1.

Алексеева О. после смерти отца спустя 4 месяца подала заявление в нотариальную контору об отказе от наследства. Узнав об этом, ее брат Никитин О. обратился к нотариусу с заявлением о том, что он принимает наследство. Нотариус отказал Никитину О. в выдаче свидетельства о праве на наследство, объяснив, что 6-ти месячный срок для принятия наследства истек неделю назад, поэтому его заявление не будет рассмотрено и наследство перейдет к государству.

Вопрос: правомерны ли действия нотариуса?

 

Задача 2.

Климов сидел за рабочим столом в проектном бюро и, держа во рту зажженную сигарету, заправлял бензином зажигалку. При этом он случайно пролил бензин на свитер. От неожиданности у него изо рта выпала сигарета и попала на пятно бензина, который быстро воспламенился. Климов с криком выбежал из рабочей комнаты в раздевалку к умывальнику. Гардеробщик, увидя охваченного пламенем человека, схватил с вешалки, как оказалось потом, дорогое импортное пальто, принадлежащее главному инженеру, и набросил его на Климова. Огонь был погашен, но пальто было сильно повреждено огнем. Владелец пальто предъявил иск к гардеробщику.

Вопрос: подлежит ли иск удовлетворению? Кто и в каком порядке обязан возместить вред? Решите дело.

 

Образец решения задачи:

Задание: Решить задачу № 8 (Практикум по гражданскому праву. Часть вторая: Отдельные виды обязательств.-М.:Юристь,2002).

Задача №8:

Климов сидел за рабочим столом в проектном бюро и, держа во рту зажженную сигарету, заправлял бензином зажигалку. При этом он случайно пролил бензин на свитер. От неожиданности у него изо рта выпала сигарета и попала на пятно бензина, который быстро вос­пламенился. Климов с криком выбежал из рабочей комнаты в разде­валку к умывальнику. Гардеробщик, увидя охваченного пламенем че­ловека, схватил с вешалки, как оказалось потом, дорогое импортное пальто, принадлежащее главному инженеру, и набросил его на Кли­мова. Огонь был погашен, но пальто было сильно повреждено огнем.

Вопросы к задаче

1. Освобождается ли от ответственности лицо за вред, причиненный в состоянии крайней необходимости?

2. На кого суд может возложить обязанность возмещения причиненного вреда в состоянии крайней необходимости на гардеробщика или на Климова?

Решение задачи.

В соответствии со ст.1067 ГК РФ вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.

Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.

Было установлено, что Климов сидел за рабочим столом и держа во рту зажженную сигарету, заправлял бензином зажигалку. При этом он случайно пролил бензин на свитер. От неожиданности у него изо рта выпала сигарета и попала на пятно бензина, который быстро вос­пламенился. После чего Климов выбежал из комнаты в разде­валку к умывальнику. Гардеробщик, увидя охваченного пламенем че­ловека, схватил с вешалки первое, что ему попалось под руки и набросил его на Кли­мова. Благодаря действиям гардеробщика огонь был погашен, однако пальто было сильно повреждено огнем.

В данной ситуации действия гардеробщика были правомерными, поскольку он в целях устранения реальной опасности жизни и здоровья Климова набросил на него пальто тем самым, затушив загоревшуюся одежду. При данной ситуации действия гардеробщика следует признать правомерными и обоснованными.

Возложение обязанности возместить вред на причинителя и лицо, в интересах которого он действовал, формирует обязательство с долевой множественностью на стороне должника, которое должно быть исполнено по правилам ст. 321 ГК РФ. С учетом указанных обстоятельств и принимая во внимание, что возгорание одежды Климова произошло по вине самого потерпевшего, причиненный ущерб следует взыскать с Климова. Гардеробщика от возмещения вреда освободить.

Пример тестовых вопросов.

1. Имущество, внесенное товарищами в качестве вклада, а также имущество, полученное в процессе совместной деятельности, принадлежит:

а) простому товариществу;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.177 с.)