Учение католической Церкви о главенстве папы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение католической Церкви о главенстве папы



 

Греко-российская Церковь отрицает первенство Римского епископа, – его главенство над всей Церковью.

1. По учению Католической Церкви первенство это заключается в том, что Римский епископ, будучи преемником Петра, главы апостолов, является по Божьему установлению преемником его служения и его прав, главой всех епископов, видимым главой всей Церкви. Он обладает полнотой «юрисдикции», т. е. полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти; права присущи ему в силу его должности; он получил их от Спасителя в лице ап. Петра, а не от какой-либо земной власти или народа. Власть Папы распространяется на всю Церковь, на каждого ее члена и на все стороны жизни Церкви (на управление, благочиние, учение, нравственность); в нем сосредоточена полнота духовной власти, врученной Спасителем Церкви, – власть ключей, безошибочность учения. Он Наместник Христа на земле.

Греко-российская Церковь признает за Папой лишь «первенство чести» среди других патриархов; все остальное в его правах считается плодом земных стремлений Пап и следствием внешних исторических обстоятельств. Полное [1] выражение догмата сделано Церковью весьма недавно, в 1870 г.; в глазах отрицателей это служит доказательством необоснованности, произвольности учения. Забывают, что верование может существовать в Церкви века, провозглашается же оно ею в форме догматического определения лишь тогда, когда жизнь потребует такого провозглашения.

Догматическое обоснование преемственности Петрова главенства сводится в кратком изложении к следующему:

Спаситель создал Церковь, дабы она пребывала до скончания времен; «... врата ада, – предрек Он, – не одолеют ее» (Мф 16,18). На сонм апостолов Господь возложил тройное служение – учительство, священство и пастырство; это служение вручено им навсегда: «се Я с вами во все дни до скончания века». (Мф 28,20). Апостолы скончались: если обещание Спасителя относилось к ним, как к личностям, оно осталось не осуществленным; ясно, что оно относилось не к ним, а к их служению, переданному ими своим преемникам. На этой простой мысли можем не останавливаться, так как Греко-российская Церковь учит, что епископы продолжают апостольское служение и что они будут существовать пока будет пребывать Церковь. Строй ее, поскольку он установлен Господом, меняться не может.

Но если преемственность служения признается за сонмом апостолов, то она не может не признаваться за каждым служением апостольским. Мы видели, что в этом сонме на одного апостола, на св. Петра, возложено было особое служение. Перешло служение и связанные с ним права и обязанности с остальных апостолов на их преемников, – должно было перейти также и особое служение с его особыми правами и с Петра на его преемников. Спаситель пребывает до конца веков с преемниками остальных апостолов; значит пребывает Он и с преемниками верховного апостола. Разве ап. Петр не был в числе 11-ти в Галилее (Мф 28,16-20) или на горе Вознесения (Деян. 1,2-12)?

Каждый признавший главенство Петра, не может не признать, что оно дано ему до скончания веков, т. е. дано ему и его преемникам. (Кто эти преемники, это другой вопрос). Так понимают текст «паси овец Моих» и Отцы Церкви, что видно, напр., из приведенных нами выше (стр. 82-83) текстов свв. Иоанна Златоуста (а, б, г, д,) и Ефрема Сирина.

Кто же сей преемник? Жизнь дает на этот вопрос достаточно ясный ответ. Или преемник – Папа, или его вовсе нет. Назвать другого иерарха значило бы вызвать улыбку.

Петр был первым епископом Рима. Преемник епископа вступает во все права предшественника. Преемник Петра по Римской кафедре унаследовал все его права, следовательно и его главенство.

Возражение, что Петр управлял одно время Антиохийской Церковью отпадает, ибо ясно, что двух главенствующих кафедр быть не может и что из двух предпочтение должно быть дано кафедре Рима: здесь Петр обосновался окончательно и завершил свое служение мученической смертью.

Кафедре Римской с древнейших времен присвоено во всей Церкви наименование «Петровой» и «Апостольской» по преимуществу. Достаточно было бы одного этого свидетельства Свящ. Предания, чтобы признать Римских епископов преемниками ап. Петра.

Римских епископов с первых веков именуют «Первосвященниками», «Верховными святителями». О всех других Церквах церковные писатели говорят, прибавляя их название (Коринфская, Ефесская...); только, когда речь идет о Римской, название опускается, напр.: «Апостолы, основав и устроив Церковь, вверили ее Лину». Четь-Минея пишет (5 авг.), что Папу Флавиана «Сам Бог Духом Своим Святым избрал... быть Первоседателем и Пастырем Церкви Своей». Не являются ли такие выражения свидетельством о вселенском значении Римского престола?

Ближайшие преемники верховного апостола известны в точности. Бл. Иероним († 420) пишет:[2] «Климент был после Петра четвертым епископом Рима; вторым был Лин, третьим Клит».[3]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.005 с.)