И. Сущность и формы рефинансирования, осуществляемые Центральным банком. Значение ставки рефинансирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И. Сущность и формы рефинансирования, осуществляемые Центральным банком. Значение ставки рефинансирования.



Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Рефинансирование является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики.

Центральный банк предоставляет кредиты по ставке рефинансирования (учетной ставке).

Управление этим инструментом носит название учетной политики центрального банка. Нередко в литературе можно встретить и другие названия – политика рефинансирования (используется в законе), дисконтная, залоговая, ломбардная и др. Такое разнообразие связано с разнообразными формами кредитования банков. Так, учетные операции основаны на переучете или покупке центральным банком с дисконтом векселей, учтенных ранее коммерческими банками. Залоговые, или ломбардные, операции предполагают предоставление центробанком ссуд под обеспечение ценных бумаг. Содержательная сторона приведенных определений безусловно отличается, однако по экономическая сущности операции дисконтирования, учета, залога и рефинансирования означают процесс кредитования национальными банками частных и в этом смысле тождественны.

Экономическая роль политики рефинансирования.

Уровень процентных ставок является решающим средством для стимулирования или рестрикции объема инвестиций. Устанавливая официально учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Поэтому для последних учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. При понижении ставки заинтересованность банков в получении кредитов возрастает, что приводит к увеличению их избыточных резервов и вызывает мультипликативное расширение количества денег в обращении. В свою очередь рост денежного предложения приводит к снижению процентных ставок по кредитам коммерческих банков и как следствие к росту инвестиционной активности в стране. Соответственно увеличение учетной ставки вызывает обратный эффект.

Таким образом, политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов. В результате в большинстве стран учетная и ломбардная ставки играют решающую роль и являются основой всей системы денежно-кредитного регулирования.

В России формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Формы рефинансирования зависят от вида обеспечения. В настоящее время обеспечением кредитов Банка России могут выступать:

- золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;

- иностранная валюта;

- векселя, номинированные в российской или иностранной валюте;

- государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров.

В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии.

В настоящее время ставка рефинансирования составляет 18%.

 

 

К. Необходимость обязательного резервирования части пассивов коммерче­ских банков. Регулирующее значение нормы обязательного резервирова­ния.

Важным инструментом денежного регулирования является метод «обязательных резервов». Впервые он был применен в США в 1933 г., а затем применялся многими странами – Германией с 1957г., Францией с 1967 г., Великобританией с 1961 г. Хотя многие экономисты еще задолго до этого предлагали формировать определенный резервный фонд кредитных учреждений. Эти идеи, например, можно встретить у Д. Рикардо: «... надо защищать общество, требуя от каждого провинциального банка вручения правительству или назначенным для этой цели особым уполномоченным депозита, состоящего из билетов государственного займа или других правительственных обязательств и находящегося в определенном отношении к сумме эмиссии данного банка».

Метод обязательных резервов может использоваться несколькими способами. Наиболее часто применяется способ, при котором банки должны иметь в центральном банке (резервировать) депозиты, составляющие определенный процент от их депозитов. Второй способ состоит в обязательном резервировании в процентах от общей суммы кредитования. Еще один способ, применявшийся в Великобритании, и называвшийся системой специальных депозитов представлял собой резервирование только для отдельных банковских учреждений по отдельным операциям.

Посредством изменения нормы обязательных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы и кредита в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций.

Данный метод регулирования интересен прежде всего тем, что существует возможность изменения резервных требований по отдельным видам операций. Это делает его весьма удобным для исправления временно образовавшегося дисбаланса в отдельных финансовых сегментах.

В России данный инструмент ДКП регулируется статьей 38 Закона «О ЦБ РФ»:

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в установленном размере. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.

 

Л. Операции Центрального банка с государственными и собственными цен­ными бумагами, их влияние на состояние денежной массы.

 

 

Операции на открытом рынке являются одним из важнейших инструментов денежно-кредитного регулирования и заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств.

Регулирующая роль инструмента – значительные возможностях воздействия на объем денежной массы и состояние резервной позиции банковской системы.

Так, при необходимости сжатия денежной массы центральный банк продает участникам рынка государственные ценные бумаги под высокий процент. Часть денег в этом случае изымается, а кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается. Указанный механизм работает и в обратном направлении.

В настоящее время в соответствии с Законом о ЦБ РФ (Статья 39) под операциями на открытом рынке понимаются «купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки».

Кроме того, статья 44 указывает: «Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов».

На практике данный инструмент широко применяется. Однако, в 1990-х годах существовали рыд проблем:

- доля купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг была незначительной в общем объеме функционировавшего рынка;

- инициатива проведения операций на открытом рынке исходила не от Центрального банка, а от Министерства финансов, которое ставило первоочередной задачей погашение дефицита федерального бюджета;

- в целом деятельность Банка России на открытом рынке была подчинена не денежно-кредитным, а финансовым целям;

- операции на открытом рынке были подчинены главной цели – снижению уровня инфляции, что достигалось не столько воздействием на денежную массу и уровень процентных ставок, сколько заменой займами дополнительной эмиссии.

В настоящее время большинство из этих проблем решено.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.224.33.93 (0.01 с.)