График прохождения лабораторного практикума по аналитической химии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

График прохождения лабораторного практикума по аналитической химии



Содержание лабораторных занятий Самостоятельная работа под контролем преподавателя
Темы «Введение», «Теоретические основы аналитической химии», «Качественный анализ»
Инструктаж по технике безопасности Техника выполнения операций в качественном анализе Выполнение 2–4 ЛР по теме «Качественный анализ» Защита теоретического и практического материала по темам «Введение», «Теоретические основы аналитической химии», «Качественный анализ» Решение задач по теме «Теоретические основы аналитической химии» Компьютерное тестирование по теме «Теоретические основы аналитической химии»
Тема «Гравиметрический метод анализа»
Техника выполнения операций в гравиметрии. Оборудование для гравиметрического анализа. Весовое оборудование и техника взвешивания Выполнение 1–2 ЛР по теме «Гравиметрический метод анализа» Защита теоретического и практического материала по теме «Гравиметрический метод анализа» и разделу «Равновесие в системе осадок – раствор» Решение задач по теме «Гравиметрический метод анализа» и разделу «Равновесие в системе осадок – раствор» Компьютерное тестирование по теме «Гравиметрический метод анализа» и разделу «Равновесие в системе осадок – раствор»
Темы «Титриметрический метод анализа», «Метод кислотно-основного титрования »
Техника выполнения операций в титриметрии. Мерная посуда и правила работы с ней Выполнение ЛР по калиброванию мерной посуды Выполнение 1–2 ЛР по приготовлению и стандартизации рабочих растворов метода кислотно-основного титрования Выполнение 2–4 контрольных анализов по теме «Метод кислотно-основного титрования» Защита теоретического и практического Решение задач по теме «Титриметрический метод анализа» Компьютерное тестирование по теме «Титриметрический метод анализа» Решение задач по теме «Метод кислотно-основного титрования» и разделу «Кислотно-основное равновесие» Компьютерное тестирование по теме «Метод кислотно-основного титрования» и разделу «Кислотно-
Окончание табл. 1
Содержание лабораторных занятий Самостоятельная работа под контролем преподавателя
материала по темам «Титриметрический метод анализа», «Метод кислотно-основного титрования» и разделу «Кислотно-основное равновесие» основное равновесие» Расчет (компьютерный расчет) кривой кислотно-основного титрования
Темы «Методы окислительно-восстановительного титрования», «Комплексонометрия»
Выполнение 1–3 ЛР по стандартизации рабочих растворов методов окислительно-восстановительного и комплексонометрического титрования Выполнение 3–5 контрольных анализов по темам «Методы окислительно-восстановительного титрования» и «Комплексонометрия» Защита теоретического и практического материала по темам «Методы окислительно-восстановительного титрования», «Комплексонометрия» и разделам «Окислительно-восстановительное равновесие», «Комплексообразование» Решение задач по теме «Методы окислительно-восстановительного титрования» и разделу «Окислительно-восстановительное равновесие» Компьютерное тестирование по теме «Методы окислительно-восстановительного титрования» и разделу «Окислительно-восстановительное равновесие» Решение задач по теме «Комплексонометрия» Компьютерное тестирование по теме «Комплексонометрия»
Зачетное проблемное задание. Зачет
Защита проблемного задания. Зачет Выполнение проблемного задания

К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, которые:

– прошли инструктаж по технике безопасности;

– сдали допуск к выполнению лабораторной работы;

– составили отчеты и защитили выполненные работы (имеют не более двух незащищенных работ);

– защитили теоретический и практический материал по всем предыдущим темам.

Лабораторные работы по качественному химическому анализу считаются успешно выполненными, если студент верно идентифицировал все компоненты пробы. Лабораторные работы по количественному химическому анализу считаются успешно выполненными, если полученный студентом результат соответствует истинному значению с допустимой погрешностью. При получении ошибочного результата студент выполняет работу еще раз, заново взяв контрольную пробу.

После выполнения каждого цикла работ проводится проверка усвоения теоретического и практического материала в форме индивидуального устного собеседования с преподавателем, письменного ответа с последующей защитой либо компьютерного тестирования. К защите темы допускаются студенты, которые выполнили все лабораторные и расчетные задания по ней.

Студенты, полностью выполнившие программу лабораторного практикума, допускаются к сдаче зачета по курсу, который проводится в устной или письменной форме. При выставлении зачета учитывается вся работа студента на протяжении семестра: выполнение лабораторных работ и расчетных заданий, знание теоретического и практического материала, ведение рабочего журнала.

Ведение рабочего журнала

Отчеты о выполненных лабораторных работах оформляются в отдельной тетради, которая является рабочим журналом студента. По желанию студента можно вести электронный рабочий журнал с распечаткой отчетов для проверки преподавателем. После защиты работ отчеты подписываются преподавателем и служат документом, подтверждающим успешное выполнение лабораторного практикума.

При выполнении лабораторных работ по теме «Качественный анализ» отчет представляется по форме 1 (см. приложение).

При выполнении лабораторных работ по теме «Количественный анализ» отчет представляется по разным формам (см. приложение) в зависимости от изучаемого метода анализа и цели работы. При выполнении работы по гравиметрии отчет представляется по форме 2, при выполнении работ по титриметрии – по форме 3 (стандартизация рабочего раствора) или форме 4 (выполнение контрольного анализа).

При выполнении работ по количественному анализу обязательным является соблюдение правил записи результатов измерения и указание единиц измерения. Точность измерения основных величин и правила записи результатов измерения приведены в табл. 2, а точность расчета величин – в табл. 3.

При выполнении всех лабораторных работ по количественному анализу можно использовать документ Microsoft Excel «Практикум по АХ и ФХМА» с целью:

– оценки неопределенности измерений;

– проведения Q -теста для исключения грубых промахов, если имеется достаточная выборка – 4 и более результатов параллельных измерений;

– проведения статистической обработки результатов анализа: расчет среднего, дисперсии, среднеквадратичного отклонения, доверительного интервала и др.

Таблица 2

Точность измерения основных величин и правила записи результатов
измерения

Измеряемая величина Средство измерения Пример записи Точность измерения
V,мл(при использовании точной мерной посуды) Пипетка Бюретка Мерная колба 25,00 мл 12,45 мл 100,0 мл ± 0,05 мл   ± 0,1 мл
V,мл (при использовании мерной посуды с ориентировочными делениями) Мерный стакан Мерный цилиндр Мензурка 200 мл 15 мл 30 мл ± 1 мл
m, г Технические весы 0,10 г ± 0,01 г
Аналитические весы 0,1023 г ± 0,0001 г

 

Таблица 3

Точность расчета величин

Рассчитываемая величина Точность расчета Пример записи
m, г ± 0,0001 г 0,1200 г
V, мл ± 0,05 мл 12,35 мл
w, %, ± 0,01 % 8,65 %
w, [доли ед.] ± 0,0001 0,0865
Атомная масса, молярная масса, г/моль С точностью, указанной в таблице Д. И. Менделеева, или по справочникам [10, 16] 126,033 г/моль
С, моль/л 4 значащие цифры (цифры, начиная с первой ненулевой) 0,1025 М
r*, г/л 0,09168 г/л
Т, Т (А/В), г/мл 0,005286 г/мл
n, моль, ммоль 6,728 ммоль

Отчеты о проведенной компьютерной обработке данных распечатываются и прикладываются к отчету о выполненной лабораторной работе.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Для изучения курса аналитической химии имеется учебная литература, кафедральные издания на электронных и бумажных носителях, программное обеспечение и т. п. Список рекомендуемой литературы и учебно-методических материалов приведен в приложении. Литературу можно получить в библиотеке БГТУ, в т. ч. материалы на электронных носителях. Кроме того, кафедральные разработки и прикладное программное обеспечение можно записать на флэш-карту в учебных лабораториях, многие из них размещены на сайте кафедры.

Для самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие учебно-методические материалы:

1) для изучения теории:

– учебники [1, 4–6];

– конспекты лекций и их электронные версии;

– электронные кафедральные издания [12, 18];

– кафедральное учебно-методическое пособие [11] и его электронная версия;

– электронная версия кафедрального учебно-методического пособия [13];

2) для выполнения лабораторных работ и составления отчетов о выполненных лабораторных работах:

– настоящее издание лабораторного практикума и его электронная версия;

– кафедральная разработка «Электронный рабочий журнал по аналитической химии»;

– лабораторные практикумы [2, 4, 7, 14];

3) для решения расчетных задач:

– задачники [3, 8];

– учебно-методическое пособие [14];

– электронная версия кафедрального учебно-методического пособия [14];

– электронное кафедральное издание [19];

4) для поиска справочной информации:

– справочник [10];

– кафедральное справочное издание [16] и его электронная версия;

5) для выполнения проблемного задания:

– кафедральное издание [17] и его электронная версия;

– лабораторные практикумы [2, 4, 7];


6) компьютерные программы, презентации и видеоматериалы:

Название Назначение
Прикладное ПО «Практикум по АХ и ФХМА» Для проведения компьютерной обработки результатов химического анализа (см. руководство по использованию [18])
Прикладное ПО «Расчет кривых кислотно-основного титрования» Для компьютерного расчета кривых кислотно-основного титрования различных протолитов и их смесей (см. руководство по использованию [19])
«Современное весовое оборудование», «Современное оборудование для титрования», «Процесс титрования» и др. Иллюстративный и мультимедийный материал по дисциплине
Программа Chemistry Assistant ver. 3.0. Calculator for chemists Для проведения химико-аналитических расчетов [20]
ChemLab (Model Science Software Inc.) Для проведения виртуальных лабораторных работ [21]
Программа для проведения компьютерного тестирования

В настоящем издании использованы следующие обозначения:

& Справочные данные для расчета результатов лабораторной работы, дополнительные сведения.
: Задания по компьютерной обработке результатов анализа с использованием программного обеспечения (ПО) Microsoft Excel «Практикум по АХ и ФХМА» и «Расчет кривых кислотно-основного титрования».

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

При проведении качественного анализа неорганического вещества его переводят в раствор и затем обнаруживают входящие в его состав катионы и анионы. Для удобства выполнения анализа катионы и анионы подразделяются на аналитические группы, в которые включены сходные по химико-аналитическим свойствам ионы. Классификации катионов и анионов, которые используются при выполнении лабораторного практикума, приведены в табл. 4–5. Классификации имеют большое значение при систематическом ходе анализа сложной смеси. В этом случае ионы выделяют из нее не поодиночке, а целыми группами, используя групповые реагенты.

Систематический ход анализа подразумевает последовательное выполнение следующих действий:

– разделение ионов на группы с помощью групповых реагентов;

– разделение мешающих ионов внутри каждой группы;

– обнаружение ионов с помощью характерных реакций.

При дробном методе анализа ионы открывают непосредственно из анализируемой смеси, используя селективные и специфические реакции.

 

Таблица 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.178.34 (0.026 с.)