Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки



 

Камеральные проверки проводятся по каждой сданной налогоплательщиком декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

В мае 2007 г. ФНС России издала Приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее - Приказ), в котором пояснила широкому кругу налогоплательщиков, с учетом каких обстоятельств назначаются выездные проверки.

Теперь вся общедоступная информация о критериях и порядке отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок собрана в Приложениях к этому Приказу. В частности:

- в Приложении N 1 приведена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция);

- в Приложении N 2 содержатся Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее - Общедоступные критерии оценки рисков);

- в Приложениях N N 3 - 5 содержатся расчетные показатели для сравнения и рекомендуемая форма пояснительной записки, которые относятся к отдельным критериям оценки рисков.

О том, что предусмотрено Приложениями к Приказу и как это можно использовать, мы и расскажем в настоящей главе.

 

КАК ОТБИРАЮТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

 

Согласно Концепции отбор налогоплательщиков для выездных проверок основан на анализе всей информации, которой располагают налоговые органы о налогоплательщике.

Налоговики анализируют (разд. 3 Концепции):

1) суммы исчисленных и уплаченных налогов.

Такой анализ проводится, прежде всего, чтобы проверить, все ли налоги и вовремя ли вы уплатили в бюджет. Но, кроме того, данный вид анализа несет в себе еще одну нагрузку: выявление налогоплательщиков, у которых суммы начислений со временем уменьшаются;

2) показатели отчетности налогоплательщиков (налоговой, бухгалтерской).

Этот вид анализа предназначен для выявления:

- значительных отклонений от показателей предыдущих периодов или среднестатистических показателей по аналогичным налогоплательщикам;

- противоречий (несоответствия) между данными в отчетности, представленных документах и информацией, имеющейся у налоговиков;

3) факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

В процессе анализа имеющейся информации налоговики проверяют налогоплательщика на соответствие так называемым критериям оценки рисков.

И если налогоплательщик попадает в зону риска, т.е. соответствует критериям оценки риска, его включают в план выездных проверок (Письмо ФНС России от 31.07.2007 N 06-1-04/505).

Имейте в виду, что, если ваша деятельность соответствует критериям оценки риска, это не обязательно приведет к неблагоприятным налоговым последствиям. А само по себе назначение и проведение в отношении вас выездной проверки еще не означает, что вы совершили налоговое правонарушение, за которое предусмотрена ответственность (см. Письмо ФНС России от 31.07.2007 N 06-1-04/505).

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСКОВ

 

В Приказе предусмотрены так называемые Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Сами по себе они представляют собой не столько критерии оценки (признаки), сколько те обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых налогоплательщик, на взгляд налоговиков, попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. А это дает основания включить его в план выездных проверок.

Всего таких критериев 12. Перечислим их.

1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности) >>>

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов >>>

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период >>>

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) >>>

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ >>>

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы >>>

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год >>>

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) >>>

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности >>>

 

Обратите внимание!

Приказом ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@ данный критерий отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок расширен. Попасть под проверку могут также те налогоплательщики, которые (п. 9 Общедоступных критериев оценки рисков):

- не представили налоговому органу запрашиваемые им документы;

- не обеспечили сохранность данных налогового и бухгалтерского учета, иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

- не обеспечили восстановление утраченных документов.

В одном из ближайших обновлений настоящего Практического пособия мы подробно расскажем об этих нововведениях.

 

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами) >>>

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики >>>

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском >>>

Прежде всего, как следует из Концепции, данными критериями руководствуются сами налоговики для выборки налогоплательщиков на выездную проверку.

Однако это не все критерии оценки рисков, по которым налоговики могут оценивать налогоплательщика. Им не запрещено учитывать и другие обстоятельства <1>.

--------------------------------

<1> К сожалению, в Приказе приведены только Общедоступные критерии оценки риска. Иных критериев оценки налоговых рисков в открытом доступе нет. Поэтому в дальнейшем в настоящей главе мы будем анализировать только Общедоступные критерии налоговых рисков.

 

В частности, налоговому органу при оценке соответствия налогоплательщика критериям предписано анализировать возможность извлечения необоснованной налоговой выгоды (абз. 15 разд. 4 Концепции). Но даже если такой анализ ничего не показал, налоговикам ничто не мешает включить организацию в план проверок.

В Концепции не сказано, соответствие скольким критериям гарантирует включение налогоплательщика в план проверок. Поэтому даже при соответствии хотя бы одному критерию налогоплательщик может попасть под выездную проверку.

 

Обратите внимание!

С помощью критериев оценки рисков Концепция предлагает налогоплательщикам систематически самостоятельно проверять риски по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности и с их учетом своевременно уточнять свои налоговые обязательства (разд. 4 Концепции).

Следует подчеркнуть, что критерии носят рекомендательный характер и не обязательны для использования налогоплательщиками. Ведь такая обязанность не предусмотрена налоговым законодательством (п. 1 ст. 4 НК РФ).

Поэтому уточнять налоговые обязательства необязательно. Но периодически оценивать риск включения в план выездных проверок, возможно, имеет смысл. Во всяком случае внимание со стороны налоговиков не станет для вас неожиданностью.

 

НИЗКАЯ НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

 

Налоговики могут заинтересоваться деятельностью налогоплательщика, если его налоговая нагрузка будет ниже среднего размера нагрузки по соответствующему виду экономической деятельности (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков).

В Приложении N 3 к Приказу приведены показатели налоговой нагрузки в расчете на одного налогоплательщика по основным видам экономической деятельности. С этими показателями налогоплательщику и надо сравнивать свои данные о налоговой нагрузке.

В настоящее время в указанном Приложении содержатся показатели нагрузки за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 гг. В соответствии с п. 6 Приказа налоговики должны обновлять эти данные ежегодно и размещать их на официальном интернет-сайте ФНС России (http://www.nalog.ru).

Отметим, что на практике налоговики не всегда успевают обновить данные о показателях налоговой нагрузки. До момента их обновления должны использоваться данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены показатели налоговой нагрузки (п. 2 Приказа ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@).

 

КТО ПРИМЕНЯЕТ КРИТЕРИЙ

 

В п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков не содержится указаний на то, к каким налогоплательщикам относятся приведенные в Приложении N 3 к Приказу показатели налоговой нагрузки. В связи с этим можно предположить, что они касаются всех налогоплательщиков.

Однако, как известно, налогоплательщики могут применять не только общий режим налогообложения. Так, налогоплательщик может применять ЕНВД, который рассчитывается исходя из вмененного дохода. При этом выручка от деятельности фактически может быть существенно больше. А ставка ЕНВД составляет 15% (ст. 346.11 НК РФ), в отличие от ставки по налогу на прибыль в 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

В связи с этим, на наш взгляд, использовать данный критерий в отношении налогоплательщиков, применяющих исключительно ЕНВД, нелогично, поскольку у них налоговая нагрузка не связана с получаемой выручкой, а зависит от величины вмененного им дохода.

Также из Общедоступных критериев оценки рисков непонятно, должны ли при определении налоговой нагрузки учитываться налоги, которые уплачиваются в качестве налогового агента (например, НДФЛ). При этом заметим, что в описании данного критерия упоминается лишь налогоплательщик.

На наш взгляд, налоги, которые уплачиваются налоговым агентом, не должны учитываться при расчете налоговой нагрузки. Ведь налоговые агенты уплачивают налог не за свой счет, а удерживают его из дохода налогоплательщика (п. 1 ст. 24 НК РФ).

 

УЧИТЫВАЕМЫЙ ПЕРИОД

 

В п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков не раскрывается, за какой период следует определять налоговую нагрузку. Однако налоговики привели расчет за календарный год.

Поэтому и вам при расчете своей налоговой нагрузки также целесообразно использовать соотношение уплаченных вами налогов и выручки (оборота) в целом за год.

По нашему мнению, речь идет только о суммах, фактически уплаченных в календарном году. То есть в расчет попадают суммы, начисленные за предыдущий период, но перечисленные в этом году, и не включаются суммы налогов за текущий период, которые вы фактически уплатите в следующем году.

Об этом косвенно свидетельствует формулировка абз. 3 п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков, согласно которому при расчете показателя налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за основу берется сумма уплаченных налогов по данным отчетности налогового органа <2>. Чтобы сравнение показателей "налоговая нагрузка по видам экономической деятельности" и "налоговая нагрузка у налогоплательщика" при применении рассматриваемого критерия было сопоставимым, полагаем, что их следует рассчитывать по одинаковой методике.

--------------------------------

<2> Налоговый орган отражает свою отчетность в информационной базе - карточке "Расчеты с бюджетом" (карточка РСБ). В ней налоговый орган, в частности, фиксирует (п. 2 разд. I, п. 1 разд. IX Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня, утвержденных Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, Приложение N 1 к этому Приказу):

- начисленные суммы налогов, сборов, пеней и налоговых санкций. Они заносятся на основании деклараций, представленных налогоплательщиком, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и др.;

- суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, которые налогоплательщик перечислил в бюджет;

- разницу между поступившими и начисленными платежами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.025 с.)