Понятие способов обеспечения законности исполнительной власти и их виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие способов обеспечения законности исполнительной власти и их виды.



Контроль — одна из функций в компетенции каж­дого и любого государственного и общественного органа. Контроль над исполнением Конституции, за­конов, других нормативных и индивидуальных пред­писаний — это всеобщая и универсальная функция.

Контроль как всеобщая функция ведется, следо­вательно, на всех уровнях государственной деятель­ности. Ее масштабы зависят от занимаемого места соответствующим органом в системе государствен­ного механизма. Есть контроль на предприятии и учреждении, ведется так называемый внутриве­домственный контроль, т. е. внутри отраслей упра­вления и т. д. Организационными формами контроля являются структурные специальные подразделения, например в отраслях — отраслевые инспекции. И в государственном масштабе действуют контроль­ные органы по отдельным видам хозяйственной, фи­нансовой и иной деятельности, например государ­ственные налоговые органы.

Общегосударственный контроль отличают три особенности: он осуществляется в масштабах всего государства, от имени высших государственных ор­ганов и держит в поле зрения деятельность испол­нительной власти, а в имущественно-финансовом отношении — и других властей.

Общегосударственный контроль в истории рос­сийской государственности прошел долгий и до­вольно извилистый путь развития.

Конституция СССР 1977 г. пыталась восстановить общегосударственный контроль в лице органов на­родного контроля, выведя его из аппарата управле­ния и преобразовав в самостоятельное звено госу­дарственного механизма, но из этого ничего не получилось. Вся практическая деятельность органов народного контроля и других правоохранительных органов велась под контролем местных партийных органов и по их указанию. Последствия этого из­вестны. В настоящее время предпринимаются попытки восстановления общегосударственного контроля, необходимость которого совершенно очевидна: в государстве должен быть орган, который находил­ся бы в курсе дел на местах и беспристрастно кон­статировал бы фактическое их состояние, тем более в таком государстве, как Российская Федерация с ее обширными территориями. При Президенте действует Главное контрольное управление, на ос­нове ст. 101 Конституции создана Советом Федера­ции и Государственной Думой Счетная палата для контроля над исполнением федерального бюджета.

Прежде всего можно обратить внимание на ту осо­бенность отношений в процессе контроля, которая состоит в том, что эти отношения являются вариантом (видом) отношений власти-подчинения, что характер­но для административно-правового регулирования.

Однако отношения власти-подчинения характер­ны и для системы представительных органов, поэто­му должны быть названы и другие, дополнительные аргументы. Один из них заключается в том, что кон­трольные органы ведут проверки с позиции не толь­ко законности, но и целесообразности, что допуска­ется Конституцией и законодательством только для сферы исполнительно-распорядительной деятель­ности. Налицо, стало быть, единство в содержании контрольной деятельности и государственного управления в плане целесообразности.

Полномочия, которыми наделяются органы госу­дарственного контроля, это полномочия оператив­но-управленческого порядка — меры по устранению выявленных недостатков, приостановление незакон­ных актов и действий, отстранение от должности, да­ча обязательных для исполнения предписаний, при­нятие решений о приостановлении всех видов операций по счетам и другие, т. е. санкции, относя­щиеся к числу мер административного принуждения.

Все эти признаки, особенности общегосудар­ственной и контрольной деятельности послужили основанием для включения ее в предмет админи­стративного права.

Государственный контроль.

Контроль — одна из функций в компетенции каж­дого и любого государственного и общественного органа. Контроль над исполнением Конституции, за­конов, других нормативных и индивидуальных пред­писаний — это всеобщая и универсальная функция.

Контроль как всеобщая функция ведется, следо­вательно, на всех уровнях государственной деятель­ности. Ее масштабы зависят от занимаемого места соответствующим органом в системе государствен­ного механизма. Есть контроль на предприятии и учреждении, ведется так называемый внутриве­домственный контроль, т. е. внутри отраслей упра­вления и т. д. Организационными формами контроля являются структурные специальные подразделения, например в отраслях — отраслевые инспекции. И в государственном масштабе действуют контроль­ные органы по отдельным видам хозяйственной, фи­нансовой и иной деятельности, например государ­ственные налоговые органы.

Общегосударственный контроль отличают три особенности: он осуществляется в масштабах всего государства, от имени высших государственных ор­ганов и держит в поле зрения деятельность испол­нительной власти, а в имущественно-финансовом отношении — и других властей.

Общегосударственный контроль в истории рос­сийской государственности прошел долгий и до­вольно извилистый путь развития.

Конституция СССР 1977 г. пыталась восстановить общегосударственный контроль в лице органов на­родного контроля, выведя его из аппарата управле­ния и преобразовав в самостоятельное звено госу­дарственного механизма, но из этого ничего не получилось. Вся практическая деятельность органов народного контроля и других правоохранительных органов велась под контролем местных партийных органов и по их указанию. Последствия этого из­вестны. В настоящее время предпринимаются попытки восстановления общегосударственного контроля, необходимость которого совершенно очевидна: в государстве должен быть орган, который находил­ся бы в курсе дел на местах и беспристрастно кон­статировал бы фактическое их состояние, тем более в таком государстве, как Российская Федерация с ее обширными территориями. При Президенте действует Главное контрольное управление, на ос­нове ст. 101 Конституции создана Советом Федера­ции и Государственной Думой Счетная палата для контроля над исполнением федерального бюджета.

Прежде всего можно обратить внимание на ту осо­бенность отношений в процессе контроля, которая состоит в том, что эти отношения являются вариантом (видом) отношений власти-подчинения, что характер­но для административно-правового регулирования.

Однако отношения власти-подчинения характер­ны и для системы представительных органов, поэто­му должны быть названы и другие, дополнительные аргументы. Один из них заключается в том, что кон­трольные органы ведут проверки с позиции не толь­ко законности, но и целесообразности, что допуска­ется Конституцией и законодательством только для сферы исполнительно-распорядительной деятель­ности. Налицо, стало быть, единство в содержании контрольной деятельности и государственного управления в плане целесообразности.

Полномочия, которыми наделяются органы госу­дарственного контроля, это полномочия оператив­но-управленческого порядка — меры по устранению выявленных недостатков, приостановление незакон­ных актов и действий, отстранение от должности, да­ча обязательных для исполнения предписаний, при­нятие решений о приостановлении всех видов операций по счетам и другие, т. е. санкции, относя­щиеся к числу мер административного принуждения.

Все эти признаки, особенности общегосудар­ственной и контрольной деятельности послужили основанием для включения ее в предмет админи­стративного права.

Судебный надзор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.008 с.)