Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прицепы и полуприцепы-роспуски
Прицепы и полуприцепы-роспуски состоят из рамы 2 (рис. 4.12), дышла 1 с петлей или шкворнем (полуприцеп), оси (осей) с колесами, коника 3 со стойками 4 и подвески. Некоторые конструкции роспусков оборудуют системой управления колес. Величина нагрузки на прицеп или полуприцеп-роспуск (при данном весе груза) изменяется в зависимости от длины дышла и величины свесов груза с коников. Складывающееся дышло прицепа-роспуска (рис. 4.13) состоит из передней 3 и задней 5 балок, наконечника 1, пневмопровода 7 и электропровода 8.
В средней части дышло имеет шарнир с горизонтальной осью 10, обеспечивающий возможность его складывания. Шарнир оборудован фиксатором, открытие которого зависит от натяжения троса лебедки автомобиля. Для изменения расстояния между кониками автомобиля и роспуска передняя часть дышла удлиняется за счет выдвижения наконечника 1, а задняя – за счет перестановки шкворня роспуска в другое отверстие в дышле. В передней балке дышла имеются посадочные места для установки наконечника дышла, а в средней – гнезда для крепления троса лебедки. Задняя часть балки сужена, здесь устанавливаются фиксатор дышла и резиновые амортизаторы, которые предохраняют дышло от резких ударов в момент разгрузки роспуска. Для размещения и удержания перевозимого груза, погрузки роспуска на шасси и перевозки его при порожнем пробеге автомобили-тягачи оснащаются специальным оборудованием, в состав которого входят коник, подкониковая рама, тягово-сцепное устройство, ограждение кабины, запорное устройство дышла, коробка отбора мощности и лебедка. Коник представляет собой поворотное устройство, через которое нагрузка от размещаемого на нем груза передается на подкониковую раму и раму автомобиля. Конструкция коника обеспечивает размещение и удержание груза при транспортировке, а также облегчает разгрузку. Коник (рис. 4.14) состоит из основания 8, двух откидных стоек 3 с наконечниками 4, шарнирно установленных на осях, стяжных 2и страховочного 5канатов с запорами.
Основание коника сварное, на концах его имеются отверстия для шарнирного соединения со стойками. Для перевозки круглого леса (бревен) основание вверху имеет зубья, которые исключают раскатывание бревен. Для перевозки труб опора имеет полукруглые вырезы, в которые укладывается нижний ряд труб. К нижней части основания приваривают опорный лист для уменьшения удельной нагрузки на подкониковую раму.
Стойки коника сварные, коробчатого сечения. Каждая из стоек удерживается в вертикальном (или наклонном) положении канатами 2, продетыми через окна в стойках и закрепленными с одного конца неподвижно осью в кронштейне. Другой конец каната связан со специальным натяжным запором 7, который при разгрузке откидывается, освобождая затяжку каната. Соединение автомобиля-тягача и прицепа-роспуска может быть осуществлено и без обычного крюка и дышла. Этот способ состоит в том, что тяговое усилие между автомобилем-тягачом и роспуском передается при помощи длинномерного груза, закрепленного в кониках автомобиля-тягача и прицепа-роспуска. Ограждение кабины выполняют на передней части подкониковой рамы для предохранения кабины от повреждения грузом при его погрузке и транспортировке. Для повышения устойчивости ограждение укрепляется укосинами.
В средней части ограждения сделана седловина, в которую укладывается дышло прицепа-роспуска при перевозке его на шасси тягача. Здесь же расположено запорное устройство (рис. 4.15), удерживающее дышло в транспортном положении. Запорное устройство дышла состоит из пневмоцилиндра 1 и запорного механизма. Захваты 4 запорного механизма закрываются при подаче воздуха со стороны нижней крышки цилиндра 1, в результате чего шток цилиндра воздействует на систему рычагов 7 и тяг 5, связанных с захватами 4. Коробка отбора мощности предназначена для отбора мощности на привод лебедки. Отбор мощности в лесовозных тягачах, как правило, производится от раздаточной коробки. Конструкция коробки отбора мощности лесовозного тягача MA3-5434 показана на рис. 4.16. В корпусе, прикрепленном к раздаточной коробке, расположен вал 8отбора мощности, на шлицевом конце которого установлена муфта 9. Привод вала осуществляется с помощью вилки 4, которая перемещает муфту и соединяет первичный вал 1раздаточной коробки с валом 8отбора мощности.
Второй конец вала отбора мощности соединен с фланцем посредством штифта 7. При перегрузке штифт срезается с целью предохранения от поломок деталей лебедки и канатно-блочной системы. Отключение вала отбора мощности производится за счет выпуска сжатого воздуха из пневмоцилиндра с помощью выключателя на щитке приборов в кабине. При этом с помощью вилки 4 муфта 9выводится из зацепления со шлицевым концом первичного вала 1раздаточной коробки.
Лебедка, установленная на раме автомобиля в ее задней части, предназначена для погрузки и снятия прицепа-роспуска на автомобиль-тягач и с него. Она приводится в действие от коробки отбора мощности с помощью карданного вала. Лебедка состоит из редуктора (рис. 4.17) и барабана с намотанным на него тросом. Редуктор лебедки червячного типа состоит из однозаходного стального червяка 21 и червячного колеса 3 с бронзовым венцом. Торможение барабана лебедки осуществляется лентой тормоза 15.
Для колес погружаемого на автомобиль роспуска при помощи лебедки и канатно-блочной системы устраивают две накатные площадки в виде наклонных плоскостей, укрепленных на заднем конце автомобиля по бокам (по ширине колес роспуска). Погрузку роспуска со складывающимся дышлом на шасси лесовоза производят после установки тягача и роспуска строго на одной линии, включения коробки отбора мощности и заднего хода в коробке передач при нейтральной передаче в раздаточной коробке (рис. 4.18, а). После плавного отпуска педали сцепления лебедка начинает наматывать канат, при натяжении которого замок шарнира дышла открывается, дышло складывается и плавно поднимается вверх (рис. 4.18, б). Колеса роспуска при этом должны попадать на накатные плоскости, а дышло – в вырез в ограждении кабины. В этом положении его стопорят с помощью запорного устройства дышла (рис. 4.18, в). Разгрузка роспуска производится в обратной последовательности при включенной первой передаче коробки передач. Для повышения маневренности автопоездов с прицепами и полуприцепами-роспусками часто применяют крестообразную сцепку.
При крестообразной сцепке (рис. 4.19) на автомобиле-тягаче укрепляют тяговую балку 1 с определенными расстояниями между отверстиями, к которым присоединяются канаты 3 и 5. Противоположными концами канатов охватывают тяговую балку 6 роспуска и закрепляют на его раме регулировочными рымами 7. Регулировать длину канатов можно и зажимами 2. К сцепному устройству автомобиля крепят также дышло 4 роспуска.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ «АВТОСАМОСВАЛЫ» Целью данной лабораторной работы является ознакомление с классификацией и особенностями конструкции строительных, сельскохозяйственных и карьерных самосвалов; работой систем управления подъемных механизмов их кузовов.
Автомобилями и автопоездами-самосвалами называются специализированные АТС, оборудованные саморазгружающимися грузовыми кузовами. Самосвалы предназначены для перевозки сыпучих (навалочных), полужидких и скальных грузов, а также грузов, не требующих осторожности при разгрузке. Строительные и сельскохозяйственные самосвалы изготавливаются на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей и отличаются от них формой грузового кузова, уменьшенной длиной, укороченной базой, наличием надрамника и подъемного механизма грузового кузова. Грузовые кузова автомобилей-самосвалов – цельнометаллические сварные из листовой стали и усилены стойками. Иногда их выполняют из алюминиевых сплавов или армированных пластмасс, что позволяет уменьшить массу, повысить коррозионную стойкость, снизить уровень шума при погрузке и улучшить очищаемость при разгрузке. Подъемный механизм предназначен для обеспечения разгрузки кузова самосвала путем его наклона (опрокидывания) и последующего возвращения в исходное (транспортное) положение. Он также обеспечивает фиксацию кузова в любом промежуточном положении при его подъеме и опускании. На самосвалах наибольшее распространение получили гидравлические подъемные механизмы, привод которых осуществляется от двигателя автомобиля. В гидравлический подъемный механизм входят: коробка отбора мощности, масляный насос, системы управления, гидроцилиндры, масляные баки, масляные фильтры и трубопроводы. Коробка отбора мощности служит для передачи крутящего момента от коробки передач или раздаточной коробки к масляному насосу. Она представляет собой одноступенчатый зубчатый редуктор с механическим или пневматическим приводом. Коробка отбора мощности обычно устанавливается на коробке передач или раздаточной коробке. Масляный насос подъемного механизма кузова служит для нагнетания масла под давлением в гидроцилиндры. На самосвалах наибольшее применение получили шестеренные масляные насосы высокого давления. Система управления служит для управления приводными и исполнительными устройствами подъемного механизма автомобиля-самосвала. Она может быть механической, гидравлической, пневматической, электрической, комбинированной и может состоять из одного крана управления или из нескольких устройств (кран, клапаны, цилиндр и др.).
Гидроцилиндры – основные силовые исполнительные устройства подъемного механизма грузового кузова самосвала. Обычно они выполняются телескопическими и многозвенными. Масляные баки подъемного механизма кузова служат для содержания масла. Фильтры служит для очистки масла от посторонних примесей и металлических частиц, попадающих в масло при изнашивании деталей, особенно в период их приработки. Фильтрация масла происходит при его прохождении через сетчатые элементы. Соединительные трубопроводы представляют собой стальные трубки и резиновые шланги имеющие оплетку.
Автомобили-самосвалы КамАЗ
Платформа автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 (рис. 5.1) ковшеобразного типа с защитным козырьком 1, закрывающим пространство между кабиной и платформой. Основание 4 платформы – металлический каркас с приваренными к нему листами днища, равномерно расширяющийся к задней части, что создает лучшие условия для ссыпания грузов при разгрузке платформы. Передний борт 3 платформы установлен с наклоном вперед. К усилителям переднего борта и козырька приварены щеки 2 крепления кронштейна верхней опоры гидроцилиндра. Основание платформы связано с боковыми бортами и передним бортом раскосами, которые образуют каналы для перехода выпускных газов, обогревающих платформу. Между первой и второй поперечинами основания размещена ловушка полуцилиндрической формы, которая позволяет предотвращать боковое смещение платформы. Ловушка, соединяясь с ловителем-амортизатором 14, установленным на надрамнике 6, при опускании платформы дает возможность платформе занять требуемое положение в поперечном направлении (в случае бокового смещения платформы) и при движении автомобиля удерживает ее в этом положении. На основании к листу днища платформы приварены балки 12 опор платформы и балки 10 дополнительных опор платформы, к которым крепятся амортизаторы 11. Амортизатор платформы представляет собой обрезиненнную пластину с болтами крепления и является опорой платформы в транспортном положении. К основанию платформы приварен кронштейн 5 крепления страховочного троса. Сварная конструкция надрамника 6 платформы состоит из двух лонжеронов, снабженных в задней части усилителями, образующими с лонжеронами коробчатое сечение, трех поперечин и усилителя 7 надрамника. К лонжеронам надрамника приварены кронштейны крепления надрамника к раме и кронштейны 8 осей опрокидывания платформы.
Принципиальная схема подъемного механизма автомобилей-самосвалов семейства КамАЗ показана на рис. 5.2. В транспортном положении выключатель 9и переключатель 10находятся в выключенном состоянии, электропневмоклапаны 5, 6 и 7 закрыты, коробка отбора мощности 13отключена, масляный насос 14не работает.
При подъеме кузова сначала выключатель 9устанавливается в положение «Включен», а потом включается переключатель 10«Подъем». При этом последовательно срабатывают клапаны 5, 6 и 7 и сжатый воздух направляется соответственно в пневмокамеры 12коробки отбора мощности, 3 и 4крана управления 2 с предохранительным клапаном 15. Клапан, обеспечивающий слив масла из масляного насоса 14в масляный бак 16, закрывается, а клапан магистрали, ведущей от крана управления в гидроцилиндр 1, открывается. При соответствующем давлении масла начинается подъем кузова. При подъеме кузова на угол 60° открывается клапан ограничения подъема кузова 17 и давление в системе падает. Кузов начинает опускаться, клапан ограничения закрывается, вновь возрастает давление, и кузов опять поднимается. Чередование этих процессов в конце подъема кузова обеспечивает его встряхивание и быстрейшую разгрузку. Фиксация кузова при подъеме в любом положении осуществляется переводом переключателя «Подъем» в положение «Выключено». В этом случае клапаны 5 и 6 прекращают подачу сжатого воздуха в пневмокамеры 3 и 4, выход масла из гидроцилиндра перекрывается магистральным клапаном крана управления, а масляный насос перекачивает масло в масляный бак. При опускании кузова переключатель «Опускание» устанавливается в положение «Включено». В этом случае срабатывает клапан 5и открывается клапан, соединяющий кран управления с гидроцилиндром. Масло сливается в бак, и кузов опускается. После полного опускания кузова переключатель ставится в положение «Выключено». В электросхему подъемного механизма включены предохранитель 11и сигнализатор 8(контрольная лампа).
Коробка отбора мощности (рис. 5.3) одноступенчатая, с пневматическим приводом управления. Она устанавливается на коробке передач и к ней прикрепляется масляный насос. В картере 2коробки на неподвижно закрепленной оси 1на роликовом подшипнике 14установлена промежуточная шестерня 15,которая находится в постоянном зацеплении с шестерней привода промежуточного вала коробки передач и с большим зубчатым венцом ведущей шестерни 7, имеющей также малый зубчатый венец. Шестерня 7 установлена на роликовом подшипнике 6на конце оси 13,другой конец которой соединен с диафрагмой 3, отжимаемой вверх пружиной 4. Ось 13, имея свободу продольного перемещения, удерживается от проворачивания винтом 5. Включение и выключение коробки отбора мощности производится сжатым воздухом при помощи пневмокамеры. Поступая в камеру, сжатый воздух перемещает диафрагму вниз и передвигает ось с ведущей шестерней. При этом малый зубчатый венец шестерни 7 входит в зацепление с зубчатой полумуфтой 9, установленной в картере коробки на шариковых подшипниках 8, а ее большой зубчатый венец продолжает оставаться в зацеплении с шестерней 15. Зубчатая полумуфта через призму 10 и муфту 11передает вращение ведущему валу 12масляного насоса, шлицевой конец которого соединен с муфтой 11. При выпуске сжатого воздуха из пневмокамеры диафрагма возвращается в исходное положение, шестерня 7 выводится из зацепления с полумуфтой 9, и вращение валу 12не передается. Включение коробки отбора мощности возможно только при выключенном сцеплении. На автомобилях-самосвалах КамАЗ применяется электропневматическая система управления подъемным механизмом кузова. В систему входят (см. рис. 5.2) кран управления 2, ограничительный клапан 17 и электропневматические клапаны 5, 6, 7. Кран управления (рис. 5.4) управляет потоком рабочей жидкости в гидравлической системе подъемного механизма.
В корпусе 1крана запрессованы седла 3, 13 клапанов 4, 14 и ввернуты гайки 8, 12, которые являются направляющими штоков 6, 11. На концах штоков закреплены диафрагмы 5, 10 пневматических камер. Клапан 4находится в закрытом положении под действием пружины 7, а пружина 9удерживает клапан 14 в открытом положении. В нейтральном положении масло от насоса поступает в кран управления через штуцер 15,проходит через открытый клапан 14 и сливается в масляный бак. При поступлении сжатого воздуха в пневмокамеру в полость над диафрагмой 10диафрагма, преодолевая сопротивление пружины, перемещается вниз, и клапан 14закрывается. Одновременно сжатый воздух, поступивший через отверстие в корпусе крана в полость под диафрагмой 5, преодолевает сопротивление пружины, перемещает диафрагму влево и открывает клапан 4. Масло через открытый клапан 4и штуцер 2проходит в гидроцилиндр. При выпуске сжатого воздуха из пневмокамер крана управления диафрагмы 5 и 10под действием сжатых пружин возвращаются в исходное положение. При этом клапан 4закрывается, а клапан 14 открывается. При закрытом клапане 4магистраль гидроцилиндра перекрыта (кузов фиксируется в поднятом положении), а масло при работающем насосе через открытый клапан 14поступает в масляный бак. В том случае, когда сжатый воздух поступает лишь в полость под диафрагмой 5, открывается только клапан 4, а клапан 14продолжает оставаться в открытом положении. Масло в этом случае из гидроцилиндра сливается в масляный бак через открытые клапаны. В кране управления имеется предохранительный клапан 16, который перепускает масло в масляный бак при возрастании давления в системе выше допустимого (при подъеме кузова с перегрузкой), исключая при этом дальнейший подъем кузова. Величина давления срабатывания предохранительного клапана строго отрегулирована на заводе-изготовителе, и изменение ее в процессе эксплуатации не допускается.
Ограничительный клапан (рис. 5.5) служит для ограничения подъема кузова самосвала при его разгрузке.
Клапан закреплен на одной из двух поперечин крепления рамки гидроцилиндра. В чугунный корпус 1 ввернута втулка 4 с уплотнительным кольцом 8. В отверстие втулки проходит шток 7 с регулировочным винтом 5 на одном конце, другой конец которого обращен к клапану 3, перемещающемуся в корпусе. Регулировочный винт заканчивается сферической головкой и застопорен контргайкой 6. В закрытом положении клапан прижат к корпусу пружиной 2. При нажатии гидроцилиндром 9 (рис. 5.5, б) на сферическую головку ограничительного клапана нагнетательная магистраль гидравлической системы подъемного механизма соединяется со сливной, чем предотвращается дальнейший подъем кузова. Электропневматические клапаны служат для распределения сжатого воздуха по пневматическим исполнительным камерам коробки отбора мощности и крана управления. Электропневматический клапан (рис. 5.6) состоит из корпуса 3, крышки 1 корпуса, электромагнита 4, штока 5, пружин 6, клапанов 8. Воздух из баллона подводится к выводу I в полость в крышке клапана. При включении электромагнита шток, выдвигаясь, прижимает верхний клапан 8 к седлу корпуса. При этом нижний клапан отходит от седла и воздух из полости в крышке клапана через канал в корпусе и вывод III поступает к пневматическим исполнительным камерам, установленным на коробке отбора мощности или кране управления. При выключении электромагнита нижний клапан поджимается с помощью пружины 6 к седлу корпуса, а верхний клапан отходит от седла. Воздух из пневмокамеры выходит в атмосферу через вывод II. Гидроцилиндр подъемного механизма кузова автомобилей-самосвалов КамАЗ (рис. 5.7) телескопический, трехзвенный.
В корпусе 10цилиндра находятся выдвижные звенья 11,наружные поверхности которых накатаны, покрыты хромом и отполированы. Звенья перемещаются в латунных направляющих полукольцах 8и втулках 14. Ход звеньев вверх и вниз ограничивается стопорными кольцами 12и 7, а уплотнение обеспечивается резиновыми манжетами 15. Грязесъемники 16предохраняют внутреннюю полость гидроцилиндра от попадания снаружи пыли и грязи. Снизу к цилиндру при помощи полуколец 5и хомута 6прикреплено днище 4. Цилиндр имеет две шаровые головки 13, которые закреплены в опорах 1гайками 3. Вкладыши 2из спеченных материалов обеспечивают работу шарнирных соединений без смазки. Патрубок 9обеспечивает связь внутренней полости гидроцилиндра с нагнетательной магистралью подъемного механизма кузова. Масляный бак автосамосвалов КамАЗ (рис. 5.8) – штампованный, цилиндрической формы.
В верхней части его имеется заливная горловина и фланец 5 крепления фильтра. В нижней – закрытое резьбовой пробкой 2 отверстие для слива масла и всасывающий патрубок 1. В заливной горловине установлена фильтрующая сетка 3. Горловина закрывается резьбовой крышкой 5 с отверстием, сообщающим полость бака с атмосферой и указателем уровня масла 4 с нижней и верхней отметками. Уровень масла в баке должен быть в пределах этих отметок. Для предотвращения попадания пыли и грязи через отверстие в крышке заливной горловины предусмотрена волосяная набивка 6. На сливной магистрали к фланцу крепится фильтр 7. Схема фильтра масляного бака самосвалов КамАЗ показана на рис. 5.9. Из сливной магистрали масло поступает через патрубок 1 в полость корпуса фильтра 3 и через фильтрующие элементы 2, трубу фильтра 4 поступает в бак. При чрезмерном засорении фильтрующих элементов давление в сливной магистрали возрастает, вследствие чего открывается шариковый клапан 5, и масло сливается в бак, минуя фильтрующий элемент.
Автомобили-самосвалы МАЗ Механизм подъема кузова автомобиля-самосвала МАЗ-5549 (рис. 5.10) состоит из масляного насоса 3, телескопического гидроцилиндра 7, клапана управления 9, пневмораспределительного крана 18 и бака для рабочей жидкости 1.
Привод насоса осуществляется от двигателя автомобиля с помощью коробки отбора мощности. Механизмом подъема кузова производится его подъем, опускание, остановка в любом промежуточном положении, автоматическое ограничение угла подъема кузова, встряхивание его в конце подъема для лучшего ссыпания груза и автоматическое ограничение подъема кузова при перегрузке автомобиля. Управление данным механизмом осуществляется с помощью пневмораспределительного крана 18, рукоятка которого расположена в кабине автомобиля на панели приборов. На автомобиле-самосвале МАЗ-5549, оборудованном кузовом универсального типа с задним бортом, установлен пневматический цилиндр 15 управления запорами заднего борта. Цилиндр служит для автоматического открывания заднего борта при подъеме кузова и закрывания запоров после его опускания. Подъем кузова происходит следующим образом. Рукоятка пневмораспределительного крана ставится в положение «Подъем» (рис. 5.11, а). При этом воздухоподводящее отверстие IV золотника располагается против канала в корпусе крана, с которым соединен воздухопровод 15, идущий к пневмокамере коробки отбора мощности 13и далее к подпоршневой полости цилиндра 17запоров борта. Одновременно соединительным каналом 9золотника соединяются каналы корпуса крана, к которым подсоединены остальные воздухопроводы, с атмосферой через канал III. Таким образом, воздух из пневмосистемы по воздухопроводу IIпоступает к крану и через кран – в пневмокамеру коробки отбора мощности и подпоршневую камеру бортового цилиндра, а воздух из надпоршневой камеры цилиндра уходит в атмосферу. При этом происходит включение насоса 12и открывание запоров заднего борта. По всасывающему маслопроводу 10масло из бака 7 подается насосом через обратный клапан 11в гидроцилиндр 1(по нагнетательному маслопроводу 6). Под давлением масла звенья гидроцилиндра последовательно выдвигаются, поднимая кузов. По мере подъема кузова гидроцилиндр наклоняется, выбирая свободное провисание тросика 18привода клапана, и при достижении предельного угла 50° наклона кузова тросиком открывается клапан 4.Подъем кузова прекращается. При этом масло из цилиндра через перепускной клапан по сливному маслопроводу 5начинает сливаться в бак, кузов опускается на некоторый угол и клапан закрывается, вследствие чего масло снова поступает в цилиндр и поднимает кузов (до следующего открывания клапана). Такое последовательное чередование открываний и закрываний клапана обеспечивает резкое встряхивание кузова в конце подъема, что в значительной степени облегчает ссыпание груза.
Для опускания кузова рукоятка крана переводится в положение «Опускание» (рис. 5.11, б), при этом воздухоподводящее отверстие IVзолотника находится напротив канала, с которым соединен воздухопровод 14, идущий к пневмокамере перепускного клапана 18. Одновременно пневмокамера коробки отбора мощности и обе полости бортового цилиндра соединяются краном с атмосферой, благодаря чему перепускной клапан открывается, насос выключается, а поршень бортового цилиндра остается в прежнем положении. При этом кузов под действием силы тяжести начинает опускаться, вытесняя масло из цилиндра через перепускной клапан и сливной маслопровод в бак. Для остановки кузова в промежуточном положении в процессе его подъема или опускания рукоятка крана переводится в положение «Стоп» (рис. 5.11, в). При этом воздухоподводящее отверстие IVзолотника располагается между каналами корпуса крана и, следовательно, воздух в воздухопроводы 14 – 16 не подается. При таком положении золотника все каналы в корпусе крана соединены с атмосферой, вследствие чего насос выключен, перепускной клапан закрыт, а запоры борта открыты. Слив масла из цилиндра в бак при этом невозможен, так как путь ему преграждают клапан управления и обратный клапан. После опускания кузова рукоятка крана переводится в транспортное положение, при этом воздухопроводящее отверстие золотника располагается напротив канала в корпусе крана, соединенного с надпоршневой камерой бортового цилиндра, пропуская туда по воздухопроводу 16сжатый воздух. Поршень бортового цилиндра пере мещается и закрывает запоры цапф заднего борта. Одновременно пневмокамера клапана управления соединяется через клапан с атмосферой. В случае перегрузки самосвала при подъеме кузова давление в гидросистеме возрастет выше допустимого, и масло через канал 1предохранительного устройства (см. рис. 5.11, а) откроет клапан 2и попадет в камеру под золотник 3, который, перемещаясь, открывает клапан управления 4. Давление в гидросистеме падает, и осуществить подъем кузова на полный угол невозможно до ликвидации перегрузки. Коробка отбора мощности (рис. 5.12) – одноступенчатая, крепится к картеру коробки передач с правой стороны.
Включение и выключение коробки отбора мощности производится с помощью пневматической камеры 15. В случае подачи воздуха из пневматической системы автомобиля в рабочую полость пневматической камеры диафрагмой 16 сжимается возвратная пружина 12 и шток 22 перемещается в крайнее левое положение. При этом вилкой 4 включения ведомой шестерни, установленной на резьбовом конце штока, вводятся в зацепление ведомая 3 и промежуточная 1 шестерни коробки. При выпуске воздуха из пневматической камеры с помощью возвратной пружины диафрагма и шток с вилкой возвращаются в крайнее правое положение. Ведомая шестерня выходит из зацепления с промежуточной шестерней и перестает вращаться. Для нагнетания рабочей жидкости в гидросистему механизма подъема кузова используется шестеренный масляный насос высокого давления (рис. 5.13).
Он состоит из алюминиевого корпуса, закрытого крышкой 12, и размещенных в нем двух шестерен ведущей 8 и ведомой 10, вращающихся в бронзовых втулках 7 и 9. Вал ведущей шестерни приводится непосредственно от ведущего вала коробки отбора мощности. Особенностью насоса является применение в нем плавающих бронзовых втулок, с помощью которых при изнашивании рабочих торцов втулок и шестерен автоматически устраняется перетекание жидкости по торцам шестерен внутри насоса и обеспечивается высокий КПД насоса на протяжении длительного времени. Перемещение плавающих втулок и автоматическое устранение зазора по торцам шестерен 8 и 10 достигается воздействием на втулки 7 и 9 давления рабочей жидкости из камеры, соединенной с полостью нагнетания насоса. Уплотнение камеры осуществляется с помощью уплотнительного резинового кольца 1, расположенного на стыке крышки 11и корпуса 12. Для разгрузки сальника 4в месте его установки имеется дренажный канал, сообщающий камеру с полостью всасывания. На автомобилях-самосвалах МАЗ применен телескопический трехзвенный гидроцилиндр (рис. 5.14), непосредственно воздействующий на кузов.
Гидроцилиндр механизма подъема кузова закреплен на раме автомобиля с помощью опоры-люльки, благодаря которой гидроцилиндр имеет возможность самоустанавливаться даже при значительных перекосах рамы и кузова автомобиля. Верхняя опора цилиндра в месте присоединения его к кузову имеет вид шарнира, что исключает возможность какого-либо защемления звеньев телескопического гидроцилиндра при подъеме или опускании кузова. Гидроцилиндр механизма подъема кузова состоит из корпуса 26и размещенных в нем трех выдвижных звеньев 27 – 29. Выдвижные звенья направляются верхними 3, 6, 13и нижними полукольцами 31, 32, 35, а ограничение их хода – упорными кольцами круглого сечения 20, 23, 25, 34, 36. Таким образом, верхние направляющие кольца разгружены от осевых усилий. Уплотнение выдвижных звеньев производится с помощью резиновых колец 15, 18, 22круглого сечения, размещенных между верхними направляющими и опорными втулками 16, 19, 24. Резиновые кольца снабжены защитными шайбами 14, 17, 21.В верхних направляющих звеньев установлены резиновые грязесъемники 4, 7, 12. Наружные поверхности выдвижных звеньев цилиндра подвергаются поверхностной закалке, покрываются твердым хромом и полируются, чем достигается высокая износостойкость их и уплотнений. При необходимости верхние и нижние направляющие звеньев могут быть легко заменены. Клапан управления (рис. 5.15) служит для опускания кузова, ограничения угла его подъема, остановки в промежуточном положении и встряхивания кузова в конце подъема. В клапане предусмотрено устройство, предохраняющее механизм подъема кузова от перегрузки. В чугунном корпусе 20 расположен клапан 21 с встроенным в него предохранительным устройством.
В крышке 13 корпуса размещено седло 16, к которому клапан прижимается пружиной 12. Клапан 21уплотнен двумя резиновыми кольцами 8, между которыми имеется дренажное отверстие Б.К торцу корпуса 20 винтами 7 закреплен корпус 4пневматической камеры, с помощью которой осуществляется дистанционное управление клапаном из кабины водителя. В гайке 1закреплен тросик 23, связывающий клапан с цилиндром гидроподъемника. Болтом 24 регулируется длина тросика. Через отверстие А в корпусе клапан соединен с нагнетательной магистралью. К резьбовому отверстию В в крышке присоединена сливная магистраль. Через отверстие Г в корпусе 4 производится впуск воздуха. При закрытом положении клапана нагнетательная и сливная магистрали разобщены. В закрытом положении клапан поджимается к седлу 16усилием возвратной пружины 12,а при подъеме кузова – дополнительно избыточным давлением масла. Открытие клапана происходит при натяжении тросика 23или воздействии сжатого воздуха на диафрагму 5пневмокамеры. В конструкции клапана предусмотрено специальное предохранительное устройство, состоящее из шарикового клапана 9с опорой 10, удерживаемого в закр
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 2450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.072 с.) |