Прицепы и полуприцепы-роспуски 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прицепы и полуприцепы-роспуски



Рис. 4.12. Прицеп-роспуск

Прицепы и полуприцепы-роспуски состоят из рамы 2 (рис. 4.12), дышла 1 с петлей или шкворнем (полуприцеп), оси (осей) с колесами, кони­ка 3 со стойками 4 и подвески. Некоторые конструкции роспусков оборудуют системой управления колес.

Величина нагрузки на прицеп или полуприцеп-рос­пуск (при данном весе груза) изменяется в зависимости от длины дыш­ла и величины свесов груза с коников.

Складывающееся дышло прицепа-роспуска (рис. 4.13) состоит из передней 3 и задней 5 балок, наконечника 1, пневмопровода 7 и электропровода 8.

Рис. 4.13. Складывающееся дышло прицепа-роспуска

В средней части дышло имеет шарнир с горизонтальной осью 10, обеспечиваю­щий возможность его складывания. Шарнир оборудован фиксатором, от­крытие которого зависит от натяжения троса лебедки автомобиля.

Для изменения расстояния между кониками автомобиля и роспуска пе­редняя часть дышла удлиняется за счет выдвижения наконечника 1, а задняя – за счет перестановки шкворня роспус­ка в другое отверстие в дышле.

В передней балке дышла имеются посадочные места для установки нако­нечника дышла, а в средней – гнезда для крепления троса лебедки. Задняя часть балки сужена, здесь устанавли­ваются фиксатор дышла и резиновые амортизаторы, которые предохраняют дышло от резких ударов в момент раз­грузки роспуска.

Для размещения и удержания перевозимого груза, погрузки роспуска на шасси и пере­возки его при порожнем пробеге автомобили-тягачи оснащаются спе­циальным оборудованием, в состав которого входят коник, подкониковая рама, тягово-сцепное устройство, огра­ждение кабины, запорное устройство дышла, коробка отбора мощности и лебедка.

Коник представляет собой пово­ротное устройство, через которое на­грузка от размещаемого на нем груза передается на подкониковую раму и раму автомобиля.

Конструкция коника обеспечивает размещение и удержание груза при транспортировке, а также облегчает разгрузку. Коник (рис. 4.14) состоит из основания 8, двух откидных стоек 3 с наконечниками 4, шарнирно установ­ленных на осях, стяжных 2и страхо­вочного 5канатов с запорами.

Рис. 4.14. Коник автомобиля-тягача

Основание коника сварное, на кон­цах его имеются отверстия для шар­нирного соединения со стойками. Для перевозки круглого леса (бревен) основание вверху имеет зубья, которые исключают раскатывание бревен. Для перевозки труб опора имеет полукруглые вырезы, в которые укладывается нижний ряд труб. К нижней части основания привари­вают опорный лист для уменьшения удельной нагрузки на подкониковую раму.

Стойки коника сварные, коробчато­го сечения. Каждая из стоек удержи­вается в вертикальном (или наклон­ном) положении канатами 2, продеты­ми через окна в стойках и закреплен­ными с одного конца неподвижно осью в кронштейне. Другой конец каната связан со специальным натяжным за­пором 7, который при разгрузке откидывается, освобождая затяжку каната.

Соединение автомобиля-тягача и прицепа-роспуска может быть осуществлено и без обычного крюка и дыш­ла. Этот способ состоит в том, что тяговое усилие между автомобилем-тягачом и роспуском передается при помощи длинномерного груза, закрепленного в кониках автомобиля-тягача и прицепа-роспуска.

Ограждение кабины выпол­няют на передней части подкониковой рамы для предохранения кабины от повреждения грузом при его погрузке и транспортировке. Для по­вышения устойчивости ограждение укрепляется укосинами.

Рис. 4.15. Запорное устройство дышла

В средней части ограждения сделана седловина, в которую укладывается дышло прицепа-роспуска при перевоз­ке его на шасси тягача. Здесь же рас­положено запорное устройство (рис. 4.15), удер­живающее дышло в транспортном по­ложении.

Запорное устройство дышла состоит из пневмоцилиндра 1 и запорно­го механизма. Захваты 4 за­порного механизма закрываются при подаче воздуха со стороны нижней крышки цилиндра 1, в результате чего шток цилиндра воздействует на систе­му рычагов 7 и тяг 5, связанных с захватами 4.

Коробка отбора мощности предназначена для отбора мощнос­ти на привод лебедки. Отбор мощности в лесовозных тягачах, как правило, производится от раздаточной коробки. Конструкция коробки отбора мощности лесовозного тягача MA3-5434 показа­на на рис. 4.16.

В корпусе, прикрепленном к разда­точной коробке, расположен вал 8от­бора мощности, на шлицевом конце которого установлена муфта 9. Привод вала осуществляется с помощью вил­ки 4, которая перемещает муфту и со­единяет первичный вал 1раздаточной коробки с валом 8отбора мощности.

Рис. 4.16. Коробка отбора мощности автомобиля-тягача МАЗ-5434

Второй конец вала отбора мощности соединен с фланцем посредством шти­фта 7. При перегрузке штифт сре­зается с целью предо­хранения от поломок деталей лебедки и канатно-блочной системы.

Отключение вала отбора мощности производится за счет выпуска сжатого воздуха из пневмоцилиндра с по­мощью выключателя на щитке прибо­ров в кабине. При этом с помощью вил­ки 4 муфта 9выводится из зацепления со шлицевым концом первичного ва­ла 1раздаточной коробки.

Рис. 4.17. Редуктор лебедки

Ле­бедка, установленная на раме автомобиля в ее задней части, предна­значена для погрузки и снятия прицепа-роспуска на автомобиль-тягач и с него. Она приводится в действие от коробки отбора мощности с по­мощью карданного вала. Лебедка со­стоит из редуктора (рис. 4.17) и барабана с на­мотанным на него тросом.

Редуктор лебедки червячного типа состоит из однозаходного стального червяка 21 и червячного колеса 3 с бронзовым венцом.

Торможение барабана лебедки осуществляется лентой тормо­за 15.

Рис. 4.18. Схема погрузки прицепа- роспуска на автомобиль-тягач

Для колес погружаемого на автомобиль роспуска при помощи лебедки и канатно-блочной системы устраивают две накатные площадки в виде наклонных плоскостей, укрепленных на заднем конце автомобиля по бокам (по ширине колес роспуска).

Погрузку роспуска со складываю­щимся дышлом на шасси лесовоза про­изводят после установки тягача и рос­пуска строго на одной линии, включе­ния коробки отбора мощности и заднего хода в коробке передач при нейтральной передаче в раздаточной коробке (рис. 4.18, а).

После плавного отпуска педали сцеп­ления лебедка начинает наматывать канат, при натяжении которого замок шарнира дышла открывается, дышло складывается и плавно поднимается вверх (рис. 4.18, б). Колеса роспуска при этом дол­жны попадать на накатные плоскости, а дышло – в вырез в ограждении ка­бины.

В этом положении его стопорят с помощью запорного устройства дышла (рис. 4.18, в).

Раз­грузка роспуска производится в об­ратной последовательности при вклю­ченной первой передаче коробки пе­редач.

Для повышения маневренности автопоездов с прицепами и полуприцепами-роспусками часто применяют крестообразную сцепку.

Рис. 4.19. Крестообразная сцепка прицепа-роспуска с тягачом: а – конструкция; б – схема поворота

При крестообразной сцепке (рис. 4.19) на автомобиле-тягаче укрепляют тяговую балку 1 с определенными расстояниями между отверстиями, к которым присоединяются канаты 3 и 5.

Противоположными концами канатов охватывают тяговую балку 6 роспуска и закрепляют на его раме регулировочными рымами 7. Регулировать длину канатов можно и зажимами 2. К сцепному устройству автомобиля крепят также дышло 4 роспуска.

 

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

«АВТОСАМОСВАЛЫ»

Целью данной лабораторной работы является ознакомление с классификацией и особенностями конструкции строительных, сельско­хозяйственных и карьерных самосвалов; работой систем управления подъемных механизмов их кузовов.

Автомобилями и автопоездами-само­свалами называются специализированные АТС, оборудованные саморазгружающимися грузовыми кузовами.

Самосвалы предназначены для перевозки сыпучих (навалоч­ных), полужидких и скальных грузов, а также грузов, не требу­ю­щих осторожности при разгрузке.

Строительные и сельскохозяй­ственные самосвалы изготавливаются на базе шасси основ­ных моделей грузовых автомобилей и отличаются от них формой грузового кузова, уменьшенной дли­ной, укороченной ба­зой, наличием надрамника и подъемного механизма грузового кузова.

Грузо­вые кузова автомобилей-самосвалов – цельнометалли­чес­кие сварные из листовой стали и уси­лены стойками. Иногда их выполняют из алюминиевых сплавов или армиро­ванных пласт­масс, что позволяет умень­шить массу, повысить корро­зионную стойкость, снизить уро­вень шума при погрузке и улучшить очищаемость при разгрузке.

Подъемный механизм предназ­начен для обеспечения раз­груз­ки кузова самосвала путем его наклона (опрокидывания) и последующего возвращения в ис­ходное (транс­портное) положе­ние. Он также обеспечивает фик­сацию кузова в любом промежу­точном положении при его подъеме и опускании.

На самосвалах наибольшее распространение получили гид­рав­лические подъемные меха­низмы, привод которых осуще­ств­ляется от двигателя автомоби­ля. В гидравлический подъемный меха­низм входят: коробка от­бора мощно­сти, масляный насос, сис­темы управле­ния, гидроци­линдры, масляные баки, масляные фильтры и трубопроводы.

Коробка отбора мощности служит для передачи крутящего мо­мента от коробки передач или раз­даточной коробки к масляному насосу. Она представляет собой одно­ступенчатый зубча­тый редуктор с механическим или пневматическим приво­дом. Коробка отбора мощно­сти обычно устанавливается на ко­робке передач или раздаточной ко­робке.

Масляный насос подъемного механизма кузова служит для на­гне­тания масла под давлением в гидро­цилиндры. На самосва­лах наиболь­шее применение получили шесте­ренные масляные насосы высокого давления.

Система управления служит для управления приводными и ис­полнительными устройствами подъ­емного механизма автомо­би­ля-са­мосвала. Она может быть механиче­ской, гидравлической, пневматиче­ской, электрической, комбиниро­ванной и может со­стоять из одного крана управления или из несколь­ких устройств (кран, клапаны, ци­линдр и др.).

Гидроцилиндры – основные силовые исполнительные уст­рой­ства подъемного механизма грузо­вого кузова самосвала. Обычно они выполняются телескопическими и многозвенными.

Масляные баки подъемного механизма кузова служат для со­держания масла.

Фильтры служит для очистки масла от посторонних примесей и металличе­ских частиц, попадающих в масло при изнашивании деталей, особенно в пе­риод их приработки.

Фильтрация масла происходит при его прохождении через сетчатые элементы.

Соединительные трубопро­воды представляют собой сталь­ные трубки и резиновые шланги имеющие оплетку.

 

Автомобили-самосвалы КамАЗ

Рис. 5.1. Платформа самосвала КамАЗ-5511

Платформа авто­мобиля-само­свала Ка­мАЗ-5511 (рис. 5.1) ковше­об­разного типа с защит­ным козырь­ком 1, за­крывающим про­странство между ка­биной и платформой. Ос­нование 4 плат­формы – металличе­ский каркас с прива­ренными к нему лис­тами днища, равно­мерно расши­ряю­щийся к задней части, что соз­дает лучшие условия для ссыпания грузов при разгрузке платформы.

Передний борт 3 платформы установлен с наклоном вперед. К усилителям переднего борта и ко­зырька приварены щеки 2 крепле­ния кронштейна верхней опоры гидроцилиндра.

Основание платформы связано с боковыми бортами и передним бортом раскосами, которые обра­зуют каналы для перехода выпу­ск­ных газов, обогревающих плат­форму.

Между первой и второй попе­речинами основания разме­щена ло­вушка полуцилиндрической формы, которая позволяет предотвращать боковое смещение платформы.

Ловушка, со­еди­няясь с ловите­лем-амортизатором 14, установленным на надрам­нике 6, при опускании платформы дает возможность плат­форме занять тре­буемое положение в поперечном на­правлении (в случае бокового смещения платформы) и при движении автомобиля удерживает ее в этом положении.

На основании к листу днища платформы приварены балки 12 опор платформы и балки 10 дополнительных опор платформы, к которым крепятся амортизаторы 11. Амортизатор платформы представляет собой обрезиненнную пластину с болтами крепле­ния и является опорой платформы в транспортном положении. К основанию платформы приварен кронштейн 5 крепления страхо­вочного троса.

Сварная конструкция надрамника 6 платформы состоит из двух лонжеронов, снабженных в задней части усилителями, обра­зующими с лонжеронами коробчатое сечение, трех поперечин и усилителя 7 надрамника. К лонжеронам надрамника приварены кронштейны крепления надрамника к раме и кронштейны 8 осей опрокидывания платформы.

Рис. 5.2. Принципиальная схема подъемного механизма платформы самосвалов КамАЗ

Принципиальная схема подъемного меха­низма автомоби­лей-самосвалов семейства КамАЗ показана на рис. 5.2. В транспортном положении выключа­тель 9и переключатель 10находятся в выключенном состоянии, электропнев­моклапаны 5, 6 и 7 закрыты, коробка отбора мощности 13отключена, мас­ля­ный насос 14не работает.

При подъе­ме кузова сначала выключатель 9уста­навлива­ется в положение «Включен», а потом включается переключатель 10«Подъем». При этом последовательно срабатывают клапаны 5, 6 и 7 и сжатый воздух направляется соответственно в пневмока­меры 12коробки отбора мощ­ности, 3 и 4крана управления 2 с предохра­нительным клапаном 15.

Клапан, обеспечивающий слив масла из масляного насоса 14в масляный бак 16, закрывается, а клапан магистрали, веду­щей от крана управления в гидроци­линдр 1, открывается.

При соответ­ст­вующем давлении масла начинается подъем кузова. При подъеме кузова на угол 60° открывается клапан ограниче­ния подъема ку­зова 17 и давление в систе­ме падает. Кузов начинает опус­каться, клапан ограничения закрывается, вновь возрастает давле­ние, и ку­зов опять под­нимается. Чередование этих процессов в конце подъема кузова обеспечивает его встряхивание и быстрей­шую раз­грузку.

Фиксация кузова при подъеме в любом положе­нии осуществляется переводом переключателя «Подъем» в по­ложение «Выключено». В этом слу­чае клапаны 5 и 6 прекращают подачу сжатого воздуха в пневмокамеры 3 и 4, выход масла из гидроци­линдра пере­крывается магистральным клапаном крана управле­ния, а масляный насос перекачивает масло в масляный бак.

При опускании кузова переключатель «Опускание» уста­навливается в положе­ние «Включено». В этом случае сра­баты­вает клапан 5и открывается кла­пан, соединяющий кран управле­ния с гидроцилиндром. Масло сливается в бак, и кузов опуска­ется. После полно­го опускания кузова переключатель ста­вится в положение «Выключено».

В электросхему подъемного механизма вклю­чены предо­хранитель 11и сигнализатор 8(контрольная лампа).

Рис. 5.3. Коробка отбора мощности самосвала КамАЗ-5511

Коробка отбора мощности (рис. 5.3) одноступенчатая, с пнев­матическим приводом управления. Она устанавливается на ко­робке передач и к ней прикрепляется масляный насос.

В картере 2коробки на непод­вижно закрепленной оси 1на роли­ковом подшипнике 14установлена промежуточная шестер­ня 15,кото­рая находится в постоянном зацеп­лении с шестерней привода проме­жуточного вала ко­робки передач и с большим зуб­ча­тым венцом веду­щей шестерни 7, имеющей также малый зуб­чатый венец.

Шестерня 7 установлена на ро­ликовом подшипнике 6на конце оси 13,другой конец которой соеди­нен с диафрагмой 3, отжи­маемой вверх пружиной 4. Ось 13, имея сво­боду продольного пере­мещения, удержи­вается от прово­рачивания винтом 5.

Включение и выключение ко­робки отбора мощности произ­во­дится сжатым воздухом при помо­щи пневмокамеры. Посту­пая в камеру, сжатый воздух пере­мещает диафрагму вниз и передви­гает ось с ведущей шестерней. При этом ма­лый зубчатый венец шестер­ни 7 вхо­дит в зацепление с зубча­той полу­муфтой 9, установленной в картере коробки на шариковых под­шипниках 8, а ее большой зубчатый венец продолжает оставаться в зацепле­нии с шестерней 15. Зубчатая полумуфта через призму 10 и муфту 11передает вращение ведущему валу 12масляного насоса, шлицевой конец которого соединен с муфтой 11.

При выпуске сжатого воздуха из пневмокамеры диафрагма возвращается в ис­ходное положение, шестерня 7 выводится из зацепления с полу­муфтой 9, и вращение валу 12не передается. Включение коробки отбора мощности возможно только при вы­ключенном сцеплении.

На автомобилях-самосвалах Ка­мАЗ применяется электроп­невматическая система управления подъем­ным механизмом ку­зова. В систему входят (см. рис. 5.2) кран управ­ления 2, ограни­чительный клапан 17 и электропневматиче­ские кла­паны 5, 6, 7.

Кран управления (рис. 5.4) управляет потоком рабочей жид­ко­сти в гидравлической системе подъемного механизма.

Рис. 5.4. Кран управления подъемным механизмом платформы самосвалов КамАЗ

В корпусе 1крана запрессованы седла 3, 13 клапа­нов 4, 14 и ввернуты гайки 8, 12, которые являются направляющи­ми штоков 6, 11. На концах штоков закреплены диафрагмы 5, 10 пневматиче­ских камер. Клапан 4находится в закрытом положе­нии под дей­ствием пружины 7, а пружина 9удерживает клапан 14 в откры­том положении.

В нейтральном положении масло от насоса поступает в кран управления через штуцер 15,проходит через открытый клапан 14 и сливается в масляный бак.

При поступлении сжатого воздуха в пневмокамеру в по­лость над диафрагмой 10диафрагма, преодолевая сопротивление пру­жины, перемещается вниз, и клапан 14закрывается. Одно­времен­но сжатый воздух, поступивший через отверстие в кор­пусе крана в полость под диафрагмой 5, преодолевает сопротив­ление пружи­ны, перемещает диафрагму влево и открывает кла­пан 4. Масло через открытый клапан 4и штуцер 2проходит в гидроци­линдр.

При выпуске сжатого воздуха из пневмокамер крана управ­ления диафрагмы 5 и 10под действием сжатых пружин возвра­щаются в исходное положение. При этом клапан 4закрывается, а клапан 14 открывается.

При закрытом клапане 4магистраль гидроцилиндра пере­крыта (кузов фиксируется в поднятом положении), а масло при работаю­щем насосе через открытый клапан 14поступает в мас­ляный бак.

В том случае, когда сжатый воздух поступает лишь в по­лость под диафрагмой 5, открывается только клапан 4, а клапан 14про­должает оставаться в открытом положении. Масло в этом случае из гидроцилиндра сливается в масляный бак через откры­тые кла­паны.

В кране управления имеется предохранительный клапан 16, который перепускает масло в масляный бак при возрастании дав­ления в системе выше допустимого (при подъеме кузова с пере­грузкой), исключая при этом дальнейший подъем кузова. Величина давления срабатывания предохранительного клапана строго отрегулирована на заводе-изготовителе, и изменение ее в процессе эксплуатации не допускается.

Рис. 5.5. Ограничительный клапан самосвалов КамАЗ: а – конструкция, б – схема установки

Ограничительный клапан (рис. 5.5) служит для ограничения подъема ку­зова самосвала при его разгрузке.

Рис. 5.6. Электропневма­ти­ческий клапан само­свалов КамАЗ

Клапан закреплен на одной из двух поперечин крепления рамки гидроцилиндра. В чугунный корпус 1 ввернута втулка 4 с уплотнительным кольцом 8. В отверстие втулки проходит шток 7 с регулировочным винтом 5 на одном конце, другой конец которого обращен к кла­пану 3, перемещающемуся в корпусе. Регулировочный винт заканчивается сферической головкой и застопорен контргайкой 6. В закрытом положении клапан прижат к корпусу пружиной 2.

При нажатии гидроцилиндром 9 (рис. 5.5, б) на сферическую головку ог­раничительного клапана нагнета­тельная магистраль гидравли­ческой системы подъемного меха­низма со­единяется со сливной, чем предотвра­щается дальнейший подъем кузова.

Электропневматические кла­паны служат для распределения сжа­того воздуха по пневматическим ис­полнительным камерам ко­робки от­бора мощности и крана управления.

Электропневматический клапан (рис. 5.6) состоит из корпуса 3, крышки 1 кор­пуса, электромагнита 4, штока 5, пружин 6, клапанов 8.

Воздух из бал­лона подводится к выводу I в по­лость в крышке клапана. При вклю­чении электромагнита шток, выдви­гаясь, прижимает верхний клапан 8 к седлу корпуса. При этом нижний клапан отходит от седла и воздух из полости в крышке клапана через ка­нал в корпусе и вывод III поступает к пневмати­ческим исполнительным камерам, установленным на коробке от­бора мощности или кране управ­ления.

При выключении электромаг­нита нижний клапан поджима­ется с помощью пружины 6 к седлу корпуса, а верхний клапан отходит от седла. Воздух из пневмо­камеры выходит в атмосферу через вывод II.

Гидроцилиндр подъемного ме­ханизма кузова автомобилей-само­свалов КамАЗ (рис. 5.7) теле­скопиче­ский, трехзвенный.

Рис. 5.7. Гидроцилиндр подъ­ема платформы са­мосвалов КамАЗ-5511

В корпусе 10цилиндра нахо­дятся выдвижные звенья 11,на­руж­ные поверхности которых на­катаны, покрыты хромом и отпо­лированы.

Звенья перемещаются в ла­тунных направляющих полу­коль­цах 8и втулках 14. Ход звеньев вверх и вниз ограничивается сто­порными коль­цами 12и 7, а уп­лотнение обеспечи­вается резино­выми манжетами 15. Грязесъем­ники 16предохраняют внутрен­нюю полость гидроцилиндра от попадания снаружи пыли и грязи.

Снизу к цилиндру при по­мощи по­луколец 5и хомута 6прикреп­лено днище 4. Цилиндр имеет две шаровые головки 13, которые закреплены в опорах 1гайками 3. Вкладыши 2из спе­ченных мате­риалов обеспечи­вают работу шарнирных соеди­нений без смазки. Патрубок 9обеспечивает связь внутренней полости гидроцилинд­ра с нагне­тательной маги­стралью подъем­ного механизма кузова.

Масляный бак автосамо­свалов КамАЗ (рис. 5.8) – штам­пован­ный, ци­линдрической формы.

Рис. 5.9. Масляный фильтр самосвалов Ка­мАЗ
Рис. 5.8. Масляный бак самосвалов КамАЗ

В верхней части его имеется заливная горло­вина и фланец 5 крепления фильтра. В нижней – закры­тое резьбовой пробкой 2 от­верстие для слива масла и всасывающий патрубок 1.

В залив­ной горловине установ­лена фильт­рующая сетка 3. Горловина закрывается резьбовой крышкой 5 с отверстием, сообщающим полость бака с атмосферой и указате­лем уровня масла 4 с нижней и верхней от­метками. Уровень масла в баке должен быть в пределах этих от­меток.

Для предотвращения попадания пыли и грязи через отвер­стие в крышке заливной горловины предусмотрена волосяная на­бивка 6. На сливной магистрали к фланцу крепится фильтр 7.

Схема фильтра масляного бака самосвалов КамАЗ показана на рис. 5.9.

Из слив­ной магистрали масло поступает через патрубок 1 в полость кор­пуса фильтра 3 и через фильтрующие элементы 2, трубу фильтра 4 поступает в бак. При чрезмерном засорении фильтрующих эле­ментов давление в сливной магистрали возрастает, вследствие чего открывается шариковый клапан 5, и масло сливается в бак, минуя фильтрующий элемент.

 

Автомобили-самосвалы МАЗ

Механизм подъема кузова автомо­биля-самосвала МАЗ-5549 (рис. 5.10) состоит из масляного насоса 3, телескопического гидроци­линдра 7, клапана управления 9, пневмораспределительного крана 18 и бака для рабочей жидкости 1.

Рис. 5.10. Принципиальная схема подъемного механизма платформы самосвала МАЗ-5549

Привод насоса осуществля­ется от двигателя автомобиля с по­мощью коробки отбора мощности.

Механизмом подъема кузова про­изводится его подъем, опускание, оста­новка в любом промежуточном поло­жении, автоматическое ограничение угла подъема кузова, встряхивание его в конце подъема для лучшего ссыпания груза и автоматическое ограни­чение подъема кузова при перегрузке автомобиля. Управление данным меха­низмом осуществляется с помощью пневмораспределительного крана 18, ру­коятка которого расположена в кабине автомобиля на панели приборов.

На автомобиле-самосвале МАЗ-5549, оборудо­ванном кузовом универсального типа с задним бортом, установлен пневмати­ческий цилиндр 15 управления запорами заднего борта. Цилиндр служит для автоматического открывания заднего борта при подъеме кузова и закрыва­ния запоров после его опускания.

Подъем кузова происходит следую­щим образом. Рукоятка пневмораспределительного крана ставится в поло­жение «Подъем» (рис. 5.11, а). При этом воздухоподводящее отверстие IV золотника располагается против кана­ла в корпусе крана, с которым соеди­нен воздухопровод 15, идущий к пнев­мокамере коробки отбора мощности 13и далее к подпоршневой полости цилиндра 17запоров борта.

Одновременно соединительным ка­налом 9золотника соединяются кана­лы корпуса крана, к которым подсое­динены остальные воздухопроводы, с атмосферой через канал III. Таким образом, воздух из пневмосистемы по воздухопроводу IIпоступает к крану и через кран – в пневмокамеру коробки отбора мощности и подпоршневую ка­меру бортового цилиндра, а воздух из надпоршневой камеры цилиндра ухо­дит в атмосферу.

При этом происходит включение насоса 12и открывание за­поров заднего борта.

По всасывающе­му маслопроводу 10масло из бака 7 подается насосом через обратный кла­пан 11в гидроцилиндр 1(по нагнета­тельному маслопроводу 6). Под давле­нием масла звенья гидроцилиндра последовательно выдвигаются, подни­мая кузов.

По мере подъема кузова гидроци­линдр наклоняется, выбирая свобод­ное провисание тросика 18привода клапана, и при достижении предельно­го угла 50° наклона кузова тросиком открывается клапан 4.Подъем кузова прекращается.

При этом масло из цилиндра через перепускной клапан по сливному мас­лопроводу 5начинает сливаться в бак, кузов опускается на некоторый угол и клапан закрывается, вследствие чего масло снова поступает в цилиндр и поднимает кузов (до следующего от­крывания клапана). Такое последова­тельное чередование открываний и закрываний клапана обеспечивает рез­кое встряхивание кузова в конце подъема, что в значительной степени облегчает ссыпание груза.

Рис. 5.11. Схема работы механизма подъема кузова самосвала МАЗ-5549

Для опускания кузова рукоятка крана переводится в положение «Опу­скание» (рис. 5.11, б), при этом возду­хоподводящее отверстие IVзолотника находится напротив канала, с которым соединен воздухопровод 14, идущий к пневмокамере перепускного клапана 18.

Одновременно пневмокамера ко­робки отбора мощности и обе полости бортового цилиндра соединяются кра­ном с атмосферой, благодаря чему перепускной клапан открывается, на­сос выключается, а поршень бортового цилиндра остается в прежнем положе­нии. При этом кузов под действием силы тяжести начинает опускаться, вытесняя масло из цилиндра через пе­репускной клапан и сливной масло­провод в бак.

Для остановки кузова в промежу­точном положении в процессе его подъема или опускания рукоятка кра­на переводится в положение «Стоп» (рис. 5.11, в). При этом воздухоподво­дящее отверстие IVзолотника распо­лагается между каналами корпуса крана и, следовательно, воздух в воз­духопроводы 14 – 16 не подается. При таком положении золотника все кана­лы в корпусе крана соединены с атмо­сферой, вследствие чего насос выклю­чен, перепускной клапан закрыт, а за­поры борта открыты. Слив масла из цилиндра в бак при этом невозможен, так как путь ему преграждают клапан управления и обратный клапан.

После опускания кузова рукоятка крана переводится в транспортное по­ложение, при этом воздухопроводящее отверстие золотника располагается на­против канала в корпусе крана, соеди­ненного с надпоршневой камерой бор­тового цилиндра, пропуская туда по воздухопроводу 16сжатый воздух. Поршень бортового цилиндра пере­ мещается и закрывает запоры цапф заднего борта. Одновременно пневмо­камера клапана управления соединя­ется через клапан с атмосферой.

В случае перегрузки самосвала при подъеме кузова давле­ние в гидросисте­ме возрастет выше допустимого, и масло через канал 1предохранитель­ного устройства (см. рис. 5.11, а) от­кроет кла­пан 2и попадет в камеру под золотник 3, который, перемещаясь, от­крывает клапан управления 4. Давле­ние в гидросистеме падает, и осущест­вить подъем кузова на полный угол невозможно до ли­квидации перегрузки.

Коробка отбора мощно­сти (рис. 5.12) – одноступенчатая, крепится к картеру коробки передач с правой стороны.

Рис. 5.12. Коробка отбора мощности самосвала МАЗ-5549

Включение и выключение коробки отбора мощности произ­водится с помощью пневматической камеры 15.

В случае подачи воздуха из пневмати­ческой системы автомобиля в рабочую по­лость пневматической камеры диаф­рагмой 16 сжимается воз­вратная пружи­на 12 и шток 22 перемещается в крайнее левое по­ложение. При этом вилкой 4 включения ведомой шестерни, уста­нов­ленной на резьбовом конце штока, вводятся в зацепление ве­домая 3 и про­межуточная 1 шестерни коробки.

При выпуске воздуха из пневмати­ческой камеры с помощью возвратной пружины диафрагма и шток с вилкой возвращаются в крайнее правое поло­жение. Ведомая шестерня выходит из зацеп­ления с промежуточной шестер­ней и перестает вращаться.

Для нагнетания рабочей жидкости в гидросистему механизма подъема кузова используется шестеренный масляный насос высокого давления (рис. 5.13).

Рис. 5.13. Масляный насос самосвалов МАЗ

Он состоит из алюминиевого корпуса, закрытого крышкой 12, и размещенных в нем двух шестерен ведущей 8 и ведомой 10, вращаю­щихся в бронзовых втулках 7 и 9.

Вал ведущей шестерни приво­дится непосредственно от ведущего вала коробки отбора мощности.

Особенностью насоса является при­менение в нем плавающих бронзовых втулок, с помощью которых при изна­шивании рабочих торцов втулок и ше­стерен автоматически устраняется пе­ретекание жидкости по торцам шесте­рен внутри насоса и обеспечивается высокий КПД насоса на протяжении длительного времени.

Перемещение плавающих втулок и автоматическое устранение зазора по торцам шестерен 8 и 10 достигается воздей­ствием на втулки 7 и 9 давления рабочей жидкости из камеры, соединенной с полостью нагнетания насоса.

Уплот­нение камеры осуществляется с по­мощью уплотнительного резинового кольца 1, расположенного на стыке крышки 11и корпуса 12. Для разгрузки сальника 4в месте его установки имеется дренажный канал, сообщаю­щий камеру с полостью всасывания.

На автомобилях-самосвалах МАЗ применен телескопический трехзвен­ный гидроцилиндр (рис. 5.14), непо­средственно воздействующий на кузов.

Рис. 5.14. Гидроцилиндр опрокидывающего механизма плат­формы самосвала МАЗ-5549

Гидроцилиндр механизма подъема кузова закреплен на раме автомобиля с помощью опоры-люльки, благодаря которой гидроцилиндр имеет возмож­ность самоустанавливаться даже при значительных перекосах рамы и кузо­ва автомобиля.

Верхняя опора цилиндра в месте присоединения его к ку­зову имеет вид шарнира, что исключает возможность какого-либо защемления звеньев теле­скопического гидроцилиндра при подъеме или опускании кузова.

Гидроцилиндр механизма подъема кузова состоит из корпуса 26и разме­щенных в нем трех выдвижных звень­ев 27 – 29. Выдвижные звенья направляются верхними 3, 6, 13и нижними полукольцами 31, 32, 35, а ограничение их хода – упорными кольцами кругло­го сечения 20, 23, 25, 34, 36. Таким об­разом, верхние направляющие кольца разгружены от осевых усилий.

Уплотнение выдвижных звеньев производится с помощью резиновых колец 15, 18, 22круглого сечения, раз­мещенных между верхними направ­ляющими и опорными втулками 16, 19, 24. Резиновые кольца снабжены за­щитными шайбами 14, 17, 21.В верх­них направляющих звеньев установле­ны резиновые грязесъемники 4, 7, 12.

Наружные поверхности выдвижных звеньев цилиндра под­вергаются по­верхностной закалке, покрываются твердым хромом и полируются, чем достигается высокая износостойкость их и уп­лотнений. При необходимости верхние и нижние направляющие звень­ев могут быть легко заменены.

Клапан управления (рис. 5.15) служит для опускания кузова, ограничения угла его подъема, остановки в промежуточном положении и встряхивания кузова в конце подъема. В клапане предусмотрено устройство, предохраняющее механизм подъема кузова от перегрузки.

В чугунном корпусе 20 расположен клапан 21 с встроен­ным в него предохранительным устрой­ством.

Рис. 5.15. Клапан управления опрокидывающего механизма платформы самосвала МАЗ-5549

В крышке 13 корпуса размеще­но седло 16, к которому клапан прижи­мается пружиной 12. Клапан 21уплот­нен двумя резиновыми кольцами 8, между которыми имеется дренажное отверстие Б.К торцу корпуса 20 вин­тами 7 закреплен корпус 4пневмати­ческой камеры, с помощью которой осуществляется дистанционное управ­ление клапаном из кабины водителя. В гайке 1закреплен тросик 23, связы­вающий клапан с цилиндром гидро­подъемника. Болтом 24 регулируется длина тросика.

Через отверстие А в корпусе кла­пан соединен с нагнетательной магист­ралью. К резьбовому отверстию В в крышке присоединена сливная маги­страль. Через отверстие Г в корпусе 4 производится впуск воздуха. При закрытом положении клапана нагнета­тельная и сливная магистрали разоб­щены. В закрытом положении клапан поджимается к седлу 16усилием воз­вратной пружины 12,а при подъеме кузова – дополнительно избыточным давлением масла.

Открытие клапана происходит при натяжении тросика 23или воз­действии сжатого воздуха на диафраг­му 5пневмокамеры.

В конструкции клапана предусмот­рено специальное предохранительное устройство, состоящее из шарикового клапана 9с опорой 10, удерживаемого в закр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 2450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.072 с.)