Автомобили-тягачи и тягово-сцепные устройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автомобили-тягачи и тягово-сцепные устройства



В качестве автомобилей-тягачей используются грузовые автомобили в основном базовых и модифицирован­ных моделей, на шасси которых могут устанавливаться различные специали­зированные кузова, обладающие до­статочными для буксирования прице­пов тягово-скоростными и сцепными свойствами. Автомобили-тягачи могут отличаться от базовых моделей мощ­ностью двигателя и передаточными числами трансмиссии.

Опыт эксплуатации автопоездов показывает, что надежность их работы, маневренность и безопасность движения в значительной степени зависят от тягово-сцепных устройств.

Соединение типа «крюк-петля» состоит из буксирного крюка, установленного на автомобиле или автомобиле-тягаче, и жесткого дышла с петлей, связанного с прицепом.

Рис. 4.1. Крюковое тягово-сцепное устройство автомобиля-тягача КамАЗ-5320

Наиболее распространенными в нашей стране являются крюковые устройства с резиновым упругим элементом. На рис. 4.1 показана типичная конструк­ция крюкового тягово-сцепного устройства при­цепного автомобиля-тягача.

Основой разъемно-сцепного ме­ханизма служит крюк 2, на котором установлена защелка 6,стопорящаяся собачкой 4, что препятствует само­произвольному выходу петли дышла прицепа из зацепления с крюком.

Стер­жень крюка установлен в двух под­шипниках скольжения корпуса 15 и крышки 16. Это обеспечивает поворот крюка 2 вокруг оси и перемещение стержня в продольном направлении. Внутри корпуса 15 помещен резиновый элемент 9, предварительно сжатый двумя шайбами 13 и 14 с помощью гайки 10 стержня, что исключает зазор и созда­ет благоприятные условия работы сцепного устройства.

Резиновый элемент имеет нелиней­ную характеристику, поэтому его жест­кость при трогании автопоезда относи­тельно невелика, а при движении она нелинейно возрастает. Такая характеристика сцепного устройства в наибольшей степени отвечает условиям нагрузки крюка, в отличие от конструкции с пружинным упругим элементом.

Крюковые тягово-сцепные устрой­ства просты по конструкции и имеют небольшую массу. Характерные их не­достатки – быстрое изнашивание и ограниченный срок службы, сравни­тельно большая трудоемкость выпол­нения операций по сцепке и расцепке автопоезда. Значительное изнашива­ние зева крюка снижает его прочность и может привести к поломке; зазор в паре «крюк-петля» постоянно увели­чивается при эксплуатации, что приво­дит к увеличению поперечных колеба­ний прицепа. Стремление избавиться от этих недостатков приве­ло к созданию и шкворневых полуавтоматиче­ских тягово-сцепных устройств.

На рис. 4.2 показана конструкция шкворневого тягово-сцепного устрой­ства.

Рис. 4.2. Шкворневое тягово-сцепное устройство автомобиля-тягача МАЗ-5337

Оно состоит из разъемно-сцепно­го и амортизационного механизмов, соединенных стержнем 5и вилкой 17 посредством оси 10.Шарнирное соеди­нение механизмов обеспечивает необ­ходимую гибкость автопоезда в верти­кальной плоскости. Разъемно-сцепной механизм в горизонтальном положе­нии (в свободном состоянии) удержи­вается буфером 11, а от поворота вокруг оси стержня – пластинчатой пружиной 9.

В его верхней части смонтирован затвор, состоящий из рукоятки 13, фи­гурного поводка 12и нагрузочной пру­жины 16.

Сцепка тягача с прицепом осуществляется в такой последовательности: при помощи рукоятки 13 взводится затвор (на рис. 4.2 это положение по­казано пунктиром), при этом шкво­рень 14фигурным поводком 12удер­живается в верхнем крайнем положе­нии, пружина 16сжата. Нижняя часть шкворня выступает из верхней втулки и частично перекрывает доступ в гор­ловину вилки 17. При соединении авто­мобиля-тягача с прицепом сцепная петля дышла вводится в направляю­щую 15и приподнимает шкворень, при этом затвор спускается. Поводок 12 освобождает шкворень, который под действием силы тяжести и пружины 16 движется вниз, производя сцепку. Вы­падение шкворня из сцепного отвер­стия дышла предотвращается пред­охранителем 19.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.008 с.)