Методические указания к лабораторной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к лабораторной работе



«ГИДРОПРИВОД ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИН И УСТРОЙСТВ»

Гидравлический привод получает все большее распространение в конструкциях современных машин. Такие преимущества гидропривода как компактность, возможность регулирования в широких пределах, простота получения поступательного движения (при помощи гидроцилиндров) и др. обусловили широкое применение его в различных схемах привода и управления.

Целью данной лабораторной работы является ознакомление с некоторыми конструкциями основных элементов гидравлического привода, обозначениями этих устройств на схемах и приобретение навыков в чтении гидравлических схем.

Любая гидросистема включает в себя гидронасос (ведущий элемент), служащий для создания давления жидкости; гидродвигатель (исполнительный элемент), служащий для преобразования энергии давления жидкости в механическое движение; предохранительные, распределительные и регулирующие устройства, служащие для управления движением жидкости в гидросистеме; а также соединительную арматуру (трубопроводы); баки для жидкости и фильтры.

Гидравлические насосы

Насос в гидросистеме служит для преобразования механической энергии привода в потенциальную энергию давления жидкости и приводится от постороннего источника энергии.

Принцип действия насоса заключается в перекачивании рабочей жидкости из бака в гидросистему за счет переноса за каждый оборот приводного вала определенного объема жидкости. Указанный объем зависит от конструкции насоса и называется рабочим объемом. Рабочий объем насоса определяет его производительность. У некоторых типов насосов рабочий объем, следовательно, и производительность могут регулироваться.

Основными характеристиками гидравлических насосов, по которым производится их выбор, являются производительность насоса и развиваемое им рабочее давление.

Существует большое разнообразие различных типов гидравлических насосов. Наибольшее распространение получили шестеренные, лопастные и поршневые насосы.

Рис. 3.1. Принципиальная схема шестеренного насоса

Шестеренный насос (рис. 3.1) состоит из пары шестерен 1 и 2, помещенных в плотно охватывающий их корпус 3 с каналами всасывания 4 и нагнетания 5. Одна из шестерен является ведущей и имеет связь с приводным двигателем. Вторая шестерня является ведомой и получает вращение от первой.

При вращении шестерен жидкость из камеры всасывания В захватывается зубьями обеих шестерен и во впадинах между ними и стенками корпуса переносится в камеру нагнетания Н, где вытесняется в нагнетательный патрубок 5 зубьями, вступающими в зацепление. За счет переноса жидкости в камеру Н в камере В образуется зона разряжения с пониженным давлением. Под действием атмосферного давления из всасывающего патрубка в камеру В поступает жидкость из бака и вновь заполняет впадины.

Шестеренные насосы являются наиболее простыми из всех известных типов насосов. Рабочий объем, то есть объем впадин между зубьями шестерен, у этих насосов является постоянным, следовательно, не могут изменять своей производительности без изменения числа оборотов приводного вала.

Шестеренные насосы развивают давление до 10 МПа и применятся в системах, не требующих регулирования расхода жидкости, со сравнительно небольшими мощностями (до 30 кВт).

Лопастные (пластинчатые) насосы более компактны, чем шестеренные, и имеют большую равномерность подачи, а также более высокий КПД. Благодаря этим преимуществам лопастные насосы нашли широкое применение.

Конструкция лопастного насоса приведена на рис. 3.2.

В чугунном литом корпусе 1 с закрытой крышкой 2 смонтировано статорное кольцо 7, к торцам которого с обеих сторон прилегают диски 3, образуя внутри статора рабочую полость насоса. В этой полости вращается ротор 4 со свободно расположенными в пазах лопастями 5. Ротор приводится во вращение через шлицевое соединение валом 6.

При вращении ротора лопасти под действием центробежной силы и с помощью гидравлического поджима прижимаются к профилированной поверхности статора. Профиль статора имеет два расширяющихся и два сужающихся участка, образующих при вращении ротора соответственно две зоны всасывания в и две зоны нагнетания Н.

 

Рис. 3.2. Конструкция лопастного насоса

Когда очередная пара лопастей подходит к зоне всасывания В, лопасти выдвигаются, и объем камеры между лопастями увеличивается. За счет этого происходит всасывание жидкости. Жидкость переносится к области нагнетания Н, где лопасти статором задвигаются в пазы ротора и, следовательно, происходит уменьшение объема камеры. За счет этого жидкость вытесняется в полость нагнетания.

За один оборот ротора каждая пара лопастей осуществляет два всасывания и два нагнетания.

Для подвода жидкости к рабочей полости насоса распределительные диски 3 имеют окна, из которых два диаметрально противоположных являются всасывающими и два других – нагнетающими. Жидкость из масляного бака через патрубок 8, каналы в корпусе 10 и 11 поступает к всасывающим окнам распределительного диска В и лопастями ротора переносится к нагнетающим окнам Н, откуда через каналы 12 и 13 жидкость поступает в нагнетающий патрубок 9.

Нагнетательные окна распределительного диска соединены фрезерованными по плоскости диска каналами через центральную проточку. Этим обеспечивается выравнивание давлений в диаметрально противоположных плоскостях нагнетания, что необходимо для правильной балансировки ротора, и гидравлического подъема лопастей, так как из центральной проточки диска жидкость попадает под торцы лопастей и гидравлически прижимает лопасти к статору.

Лопастные насосы, как и шестеренные, являются нерегулируемыми и развивают давление до 10 МПа.

Поршневые насосы получили очень большое распространение благодаря ряду преимуществ перед другими типами насосов. Главным из них является простая геометрическая форма его рабочих элементов (цилиндра и поршня), что позволяет пригнать эту пару друг к другу с большой степенью точности и тем самым резко уменьшить внутренние утечки в насосе. Поэтому поршневые насосы имеют высокий КПД и могут развивать высокие рабочие давления (до 50 – 80 МПа). Недостатком поршневых насосов является то, что они более чувствительны к загрязнению рабочей жидкости, что требует тщательной ее фильтрации.

Наибольшее применение нашли поршневые эксцентриковые клапанные, радиально- и аксиально-поршневые насосы. Насосы первого типа, как правило, нерегулируемые. Насосы второго и третьего типов могут выполняться как нерегулируемыми, так и с регулированием производительности.

Поршневой эксцентриковый клапанный насос, схема работы которого приведена на рис. 3.3, включает плунжер 2 с клапаном 3 и пружиной 4, помещенные в расточке корпуса 5. Клапан 3 постоянно прижат пружиной 4 к эксцентрику 1.

Рис. 3.3. Принципиальная схема эксцентрикового поршневого насоса

При перемещении эксцентрика 1 вверх пружина 4, упираясь в ножку клапана, поднимает его относительно плунжера 2 на величину D. Затем пружина упирается в бурт плунжера Б и поднимает его вместе с клапаном на величину К, причем D + К = 2е (е – эксцентриситет).

Жидкость из полости насоса через зазор между клапаном и плунжером устремляется в подплунжерное пространство. При достижении эксцентриком верхней мертвой точки период всасывания заканчивается и при дальнейшем перемещении эксцентрика вниз происходит процесс нагнетания.

При перемещении вниз эксцентрик, нажимая на клапан 3, сжимает пружину и прижимает клапан к плунжеру, запирая жидкость в подплунжерном пространстве. Далее плунжер перемещается вниз на величину К и, поскольку клапан 3 закрыт, выжимает жидкость через шариковый обратный клапан 6 в напорную магистраль. Затем цикл повторяется.

Здесь клапан 3 выполняет роль всасывающего клапана, а клапан 6 – нагнетающего. Клапан 6 не пропускает жидкость из рабочей магистрали в подплунжерное пространство в период всасывания, клапан 3 не пропускает жидкость из подплунжерного пространства во всасывающую магистраль в период нагнетания.

Эксцентриковые поршневые насосы отличаются большой неравномерностью подачи жидкости в систему. Для сглаживания возникающих при этом пульсаций увеличивают количество плунжеров в насосе, сдвигая по фазе их рабочие циклы.

Рис. 3.4. Принципиальная схема радиально-поршневого насоса

Радиально-поршневые насосы широко распространены в промышленности благодаря плавности работы, относительно высокому давлению (до 20 МПа) при возможности простого регулирования производительности.

Принципиальная схема радиально-поршневого насоса приведена на рис. 3.4.

В подвижном корпусе 1, являющемся статором насоса, вокруг неподвижной распределительной оси 2 вращается ротор 3 с радиально расположенными в нем поршнями 4. При вращении ротора поршни под действием центробежной силы выдвигаются из своих гнезд и контактируют с обоймой статора.

Ротор и статор расположены эксцентрично, поэтому при одном обороте ротора каждый поршень совершает двойной ход – выдвигается при перемещении по нижней половине круга и вдвигается при перемещении по верхней половине круга.

Во время выдвижения подпоршневые отверстия соединены с подводящей камерой В неподвижной распределительной оси 2, откуда происходит всасывание жидкости в подпоршневые полости. При выдвижении поршней их подпоршневые отверстия соединены с камерой нагнетания Н неподвижной распределительной оси, куда и выжимается жидкость из подпоршневых полостей.

Изменение производительности насоса достигается изменением величины хода поршней, которая определяется величиной эксцентриситета ротора и статора. При вращении рукоятки 5 происходит перемещение статора 1 относительно неподвижного корпуса 6, в котором закреплена ось ротора 2. Происходит изменение эксцентриситета, а значит, и производительности насоса.

Рис. 3.5. Конструктивная схема аксиально-поршневого насоса с накладным диском

Аксиально-поршневые насосы имеют не радиальное расположение поршней, а параллельное оси вращения. Это позволяет уменьшить размеры ротора, момент инерции насоса и применять высокооборотные приводы, что, в свою очередь, позволяет получить при малых собственных размерах высокую производительность (до 1200 л/мин) при давлении до 30 МПа.

Наиболее простой является схема аксиально-поршневого насоса с накладным диском (рис. 3.5).

При вращении ведущего вала 5 приводится во вращение и блок цилиндров 2 (ротор). В аксиальных расточках блока цилиндров перемещаются поршни 3, прижимаемые пружинами к наклонному диску.

За первую половину оборота блока цилиндров поршни под действием пружины выдвигаются из расточек ротора, объем подпоршневого пространства увеличивается и осуществляется всасывание рабочей жидкости из каналов распределителя 1. Вторую половину оборота наклонный диск вдвигает поршень внутрь расточки ротора, вытесняя рабочую жидкость через распределитель 1 в напорную магистраль.

Более широко применяются насосы с плоским торцевым распределителем (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Конструктивная схема аксиально-поршневого насоса с плоским торцевым распределителем

Неподвижный диск 1 распределителя имеет два дуговых канала В и Н. Канал Н соединен с магистралью нагнетания, В – с магистралью всасывания. При вращении ротора его торцевая часть с отверстиями 0 прижата к диску 1. Поршневые полости через отверстие 0 соединяются попеременно через канал В с всасывающей и через канал Н с нагнетающей магистралями, осуществляя перенос рабочей жидкости. При этом во время движения единичного отверстия 0 по дуге В поршень выдвигается из расточки ротора, осуществляя всасывание, а при движении по дуге Н – задвигается, осуществляя нагнетание.

Ход поршней в аксиально-поршневых насосах зависит от угла наклона диска 2 или ротора 3. Изменяя этот угол, можно изменять ход поршней, а, следовательно, и рабочий объем насоса, т.е. регулировать его производительность при постоянной частоте вращения ротора. Максимальный угол наклона оставляет 25 – 30°.

В насосах переменной производительности имеются приспособления регулирования угла наклона ротора и фиксации его в определенном положении. Регулирование может осуществляться вручную механически, гидравлически и электромагнитным механизмом. В нерегулируемом исполнении угол между валом привода и осью блока цилиндров постоянный.

Аксиально-поршневые гидромашины, как правило, обратимы, т.е. насосы могут использоваться как гидромоторы и наоборот.

 

Гидравлические двигатели

Гидродвигатели являются в гидросистемах исполнительными элементами, преобразующими энергию давления жидкости в механическую энергию поступательного или вращательного движения. Двигатели поступательного движения называют гидроцилиндрами, вращательного – гидромоторами.

Условно все гидромоторы подразделяют на низкомоментные и высокомоментные.

Низкомоментные гидромоторы конструктивно близки к насосам и могут быть применены и как насосы, и как моторы, т. е. являются обратимыми машинами. Подобно насосам, наиболее широко распространены шестеренные, лопастные и аксиально-поршневые гидромоторы.

Высокомоментные моторы являются необратимыми машинами специального исполнения. Конструктивно это радиально-поршневые и лопастные многокамерные машины.

К высокомоментным относят гидромоторы, развивающие крутящий момент на валу не менее 2000 Н×м при частоте вращения вала не выше 250 об/мин.

Силовые гидроцилиндры являются гидродвигателями, преобразующими энергию давления жидкости в поступательное перемещение поршня.

Типовая конструкция силового цилиндра приведена на рис. 3.7. Собственно цилиндр 1 изготовляется из стальной бесшовной горячекатаной трубы. Задняя крышка 2 приварена к цилиндру 1 и снабжена отверстием для подвода жидкости в поршневую полость.

Рис. 3.7. Типовая конструкция гидроцилиндра

В цилиндре перемещается шток 3, на хвостовике которого гайкой 4 закреплен сборный поршень, состоящий из собственно поршня 5, двух манжетодержателей 6, манжетных уплотнений 7, подкладных колец 8 и уплотнительных колец круглого сечения 9. Рабочая поверхность поршня 5 подвергнута биметаллизации путем наплавки антифрикционного слоя латуни или бронзы.

Поршень разделяет гидроцилиндр на две части: полость под поршнем называется поршневой, над поршнем – штоковой.

Конец штока снабжен резьбовым отверстием, в которое ввинчена проушина 10 с завальцованным вкладышем 11 и сферической самоустанавливающейся втулкой 12.

Передняя крышка 13 цилиндра съемная. Она удерживается в цилиндре с помощью разрезного 14 и пружинного 15 колец. Составное из трех сегментов кольцо 14 закладывается в паз цилиндра и воспринимает усилия, действующие на крышку 13 со стороны штоковой полости гидроцилиндра. От перемещения в обратную сторону крышка удерживается стопорным пружинным кольцом 15. В крышке смонтированы манжета 18 (для уплотнения штока) и кольцо круглого сечения 19 (для уплотнения цилиндра).

Подвод жидкости в гидроцилиндр (поршневую и штоковую полости) может осуществляться двумя способами: через крышки (тип Ц - рис. 3.8, а) и через шток (тип ЦШ - рис. 3.8, б).

а) б) Рис. 3.8. Конструктивное исполнение силовых гидроцилиндров: а - тип «Ц» с подводом жидкости через крышку цилиндра; б - тип «ЦШ» с подводом жидкости через канал штока

Крепление гидроцилиндров может осуществляться с помощью следующих соединительных элементов: резьбовой головки (исп. 1), проушины (исп. 2), траверсы-кольца для жесткого (исп. 3) и шарнирного закрепления (исп. 4).

Основными параметрами гидроцилиндров являются: рабочее давление в гидроцилиндре, усилие на штоке при его выдвижении и ход поршня. Если необходимо иметь ход поршня больше, чем это позволяет длина гидроцилиндра, применяют гидроцилиндры с двойной или даже тройной раздвижностью (телескопические гидроцилиндры).

Параметрический ряд силовых гидроцилиндров построен по главному параметру – внутреннему диаметру цилиндра.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.026 с.)