Модуль 3. Особенности организации обучения и воспитания одаренных детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 3. Особенности организации обучения и воспитания одаренных детей



2.3.1.Формы и методы психолого-педагогической работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности

1.Лекция - практикум (2 часа)

Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) как форма выявления и развития индивидуально-личностных и познавательных интересов у детей с повышенными образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной работе. Виды интеллектуально-творческих игр: зрелищные, коммуникативно-зрелищные, коммуникативно-групповые, личностно-коммуникативные, заочные. Принципы и правила разработки ИТИ.

Педагогические мастерские – инновационная технология. Феномен «Педагогических мастерских» в воспитании культуры мира. На пути к культуре мира. Особенности новой технологии. Педагогические мастерские в практике работы педагога.

Проектно-исследовательская деятельность как метод развития одаренности учащихся. Основные этапы деятельности. Обучение в малых группах. Индивидуальные занятия и самостоятельная работа одаренного учащегося. Метод проектов. Школьное и внешкольное обучение. Проблемное обучение.

Интерактивные методы в развитии познавательной активности детей. Практическая работа: отметьте плюсом, какие умения наиболее часто используются вами в том или ином методе обучения в предложенной

таблице.(см. в приложении 8)

Приложение № 8

Таблица интерактивных методов и умений

Отметьте плюсом, какие умения наиболее часто используются вами в том или ином методе обучения

Интерактивные умения   Интерактивные методы обучения
Дискуссия Мозговой штурм Игровое моделирование Работа в группах Учебный диалог Проектная деятельность интервью
Используются вопросы на уточнение информации              
Используются вопросы «открытого типа», помогающие глубже вникать в материал              
Задаются вопросы, содержащие конкретные факты для переосмысления информации              
Предлагаются вопросы, помогающие осмыслить ситуации с разных точек зрения              
Позиция педагога нейтральная (без попыток взять на себя право утверждения окончательного решения)              
Использование на занятии приема «активный слушатель»              
Использование рефлексии и самоанализа, помогающих более полному осмыслению материала              
Умение суммировать различные точки зрения в дискуссии так, чтобы побудить участников к поиску общего решения              
Нахождение единого терминологического пространства              
Ведение заметок, помогающих отслеживать течение обсуждения и его кульминацию              

 

Данные свидетельствуют:

А) о том, насколько распространены в обучении детей интерактивные методы

Б) о качестве используемых интерактивных методов и умений

 

2.Брифинг на тему «Актуальные педагогические технологии для образовательных моделей сопровождения одаренных детей» (2 часа)

Для организации практического занятия каждый слушатель должен в течение 5-7 минут подготовить один вопрос по теме и ответ на него.

На самом брифинге среди слушателей распределяются роли (журналисты и методисты). Группа методистов во главе с ведущим курса отвечает на вопросы журналистов по одной из проблем, затем слушатели меняются ролями.

Основные проблемы для обсуждения:

1.Педагогические мастерские как инновационная технология для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

2. ИТИ как механизм поддержки индивидуализации и самореализации ребенка, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей.

3.Структура урока/ занятия как целостная система и структура мастерской, сходство и различие.

4.Пропорциональность уровня познавательной активности детей интерактивным методам и приемам, которыми педагог владеет и использует в своей профессиональной деятельности

5. Проектно-исследовательская деятельность как метод развития одаренности учащихся.

 

3.Практическое занятие «Мастерская педагога-практика» (4 часа)

Организация работы: слушатели делятся на 5 команд и разрабатывают сценарий интеллектуально-творческой игры/ педагогической мастерской / проекта, модели/ на заданную тематику. Тематика заданий и возраст детей выбираются по ориентации использования в рамках своей профессиональной деятельности.

Задание:

-Разработать интеллектуально-творческую игру определенного вида:

а) зрелищные, б) коммуникативно-зрелищные, в) коммуникативно-групповые, г) личностно-коммуникативные, д) заочные

-Разработать педагогическую мастерскую по тематике учебных дисциплин, используя принцип синергии

-Разработать технологическую карту/модель реализации проектно-исследовательской деятельности для детей разных возрастов.

По завершению работы команды представляют готовый продукт «Сценарий …», который автоматически попадает в банк готовых технологий по работе самих слушателей с одаренными детьми в ОУ.

4.Самостоятельная работа (2 часа)

Команды дорабатывают сценарий своего продукта и предоставляют в электронном виде.

Требования к оформлению:

1. Материалы работы должны быть оформлены в электронном виде (для пополнения общей методической копилки курса) в программах Word или PowerPoint 98-2003.

2. Шрифт – не менее 12, название шрифта слушатель выбирает сам.

3. Материалы должны быть читаемы, оформлены понятно без излишних украшений, но с творческим подходом.

4. Иллюстрации на материалах должны быть четкими.

5. Все материалы, оформленные в электронном виде, должны быть проверены антивирусной программой и иметь ссылку на информационный источник.

6. К материалам должен прилагаться список участников, выполнивших работу.

 

2.3.2. Единство всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов и администрации, обучающихся) в вопросах развития и поддержки одаренности.

1.Лекция (2 часа)

Работа с родителями одаренных детей: психолого-педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка; совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; поддержка и поощрение родителей одаренных детей на муниципальном уровне.

Работа с педагогами: обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми; повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию; создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.

Четыре основных условия педагогической поддержки одаренных детей. Помощь одаренным учащимся: создание для ученика ситуации успеха. Включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы; формирование и развитие сети дополнительного образования с привлечением родительской общественности.

Система поощрения одаренных детей в ОУ.

 

2.Семинар – практикум «Единство всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогов и администрации) в вопросах развития и поддержки одаренности» (4 часа)

Основные проблемы для обсуждения:

-Проблема адаптации, стоящая перед одаренными детьми, их родителями и педагогами. Неприязнь к школе. Игровые интересы. Конформность. Погружение в философские проблемы. Стремление к совершенству. Потребность во внимании взрослых. Одаренность и группа риска (приложение 9).

-Вопросы дифференциации видов одаренности как важный фактор привлечения внимание педагогического сообщества к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития и поддержки ОД.

-Родители одаренных детей: характерные особенности, типология. Правила взаимодействия представителей (педагогов и администрации) ОУ с родителями одаренных детей.

-Встреча с одаренными детьми для педагога как экзамен в профессиональном, личностном и в духовно-нравственном отношениях. Типология педагогов эффективно сопровождающих ОД. Личные качества. Профессионально-личностные умения. Трудности неподготовленного педагога при работе с ОД. Встреча с ОД как возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления (приложение 9).

-Образовательные учреждения как мотивационная среда для выявления, поддержки и сопровождения ОД. Столкновение интересов всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов и администрации, обучающихся) в вопросах развития и поддержки одаренности.

Практическая часть: каждый слушатель составляет не менее трех тематик консультаций, мини-лекториев, стендовой информации по проблеме сопровождения одаренных детей для родителей и педагогов.

Приложение 9

Информационные материалы № 1

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами.

Информационные материалы №2

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.

(критерии американской программы “Astor”)

Педагог должен:

1. быть доброжелательным и чутким;

2. разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

3. иметь высокий уровень интеллектуального развития;

4. иметь широкий круг интересов и умений;

5. иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

6. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

7. иметь живой и активный характер;

8. обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

9. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

10. иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

11. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

12. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.023 с.)