Тест «Определение социальной креативности личности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «Определение социальной креативности личности»



(Автор-разработчик: Батаршев А.В. Литературные источники:
Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005 ) Методика предназначена для детей подросткового возраста.

Цель: с помощью самооценки поведения в нестандартных ситуациях жизнедеятельности позволяет определить уровень социальной креативности.

ИНСТРУКЦИЯ: В предложенном ниже бланке вам необходимо по 9-балльной шкале провести самооценку личностных качеств либо частоту их проявления в заданных ситуациях жизнедеятельности.

  Вопросы теста Шкала оценок
  Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристиков, то есть генераторов идей, то в какой степени вы – генератор идей? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  В какой степени вы относите себя к людям решительным? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили обещанное? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в чей-либо адрес? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения? (один балл – около 10%). 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Как часто у вас бывает оптимистическое и веселое настроение? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  В какой степени ваша общительность, коммуникабельность, способствует решению жизненно важных для вас проблем? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удавалось воплощать в жизнь? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость. Хоть в чем-то опередить своих соперников по работе или учебе? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Как часто вам в жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями, как неожиданность, как принципиально новое дело? 1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении страх проблем? 1,2,3,4,5,6,7,8,9

 

Обработка и интерпретация результатов

На основе суммарного числа набранных баллов определите уровень вашего творческого потенциала.

 

Сумма балов Уровни социальной креативности личности
18-39 40-54 55-69 70-84 85-99 100-114 115-129 130-142 143-162 Очень низкий уровень Низкий Ниже среднего Чуть ниже среднего Средний Чуть выше среднего Выше среднего Высокий уровень Очень высокий уровень

 

Тест творческих характеристик вариант батареи тестовых заданий по методике Ф. Вильямса (см.список литературы [9])

 

3.Самостоятельная работа (2 часа)

Задание для слушателей

Попробуйте выделить среди своих учеников тех, о ком хотите упорядочить свои впечатления и оценить определенные поведенческие проявления, характерные для одаренных с помощью данного инструментария - «моно интервью» (приложение 5). Если более чем на 50% вопросов вы дали положительные ответы, то возможно перед вами ребенок, имеющий признаки одаренности. Какие следующие шаги для уточнения ваших предположений, вы можете предпринять как педагог? (Дайте описание 1-2 детям по схеме ответов на вопросы и напишите алгоритм своих дальнейших действий для уточнения ваших предположений)

Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте и интуиции педагога, родителей, учащихся и самих одаренных. К методам первичной диагностике относятся: различные шкалы, опросники, самоопросники, информация о продуктах деятельности, наблюдения, проводимые по определенной схеме. Важным этапом является моно интервью, которое призвано помочь выделить возможных одаренных учащихся в условиях повседневной школьной жизни и затем направить их на уточняющую диагностику к психологу.

 

Приложение 5

Таблица вопросов «моно интервью»

ФИО ребенка / возраст:
Вопросы моно-интервью для педагога Да/нет /примечание
1. Задает много вопросов?  
2. Демонстрирует широкий диапазон развивающихся интересов?  
3. Обладает массой разнообразных сведений?  
4. Любит метафора и абстрактные идеи?  
5. Хочет знать, почему или как что-то происходит или стало таким?  
6. Необычно сильно огорчается при несправедливости?  
7. Интересуется, проявляет озабоченность в связи с социальными или политическими проблемами?  
8. Часто выдвигает лучшее объяснение, почему не надо делать то, что Вы хотите, чтобы он/она сделали?  
9. Испытывает замешательство (если открыто не отказывается) перед задачей механической обработки правописания, навыков математических действий, каллиграфии?  
10. Критикует идеи других?  
11. Проявляет признаки нетерпения и разочарования, если выполненная работа далека от «совершенства»?  
12. Кажется одиноким/одиночкой?  
13. Скучает и часто ничем не занимается?  
14. Делает только часть задания и начинает работать в новом направлении?  
15. Все еще занимается тем, что весь класс закончил делать/изучать?  
16. Кажется непоседой, часто вскакивает со своего места?  
17. Погружается в мечты?  
18. Схватывает очень легко?  
19. Любит решать загадки и проблемы?  
20. Бывает «неудобным» учеником?  
21. Имеет свое мнение, как что-то следует сделать?  
22. Много говорит?  
23. Нравится обсуждать проблемы?  
24. Успевает быть успешным в разных видах деятельности?  

 

2.2.2. Педагогические ресурсы в вопросах выявления детей с повышенными образовательными потребностями или признаками одаренности

1.Лекция-дискуссия (2 часа)

Методы выявления детей: наблюдение, психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями и родителями, проведение «пробных» уроков по специальным программам, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад (конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.), проведение психодиагностического исследования. Эпизодическая практика диагностики. Смена «диагностики отбора» на «диагностику развития». Познавательная активность как интеллектуально-личностное «ядро» проявления признаков одаренности или повышенных образовательных потребностей.

Вопросы для дискуссии:

-Какие задачи диагностики одаренности стоят перед педагогами?

-В чем состоит сложность, многоуровневость и разносторонность проблемы выявления одаренности?

-Какими ресурсами располагает педагог ОУ в решении задач выявления детей с повышенными образовательными потребностями или признаками одаренности?

- Опыт слушателей в вопросах работы с одаренными детьми как педагогов-практиков

2.Интерактивное занятие «Встреча с одаренным ребенком» (4 часа)

Слушателям предлагается разделиться на пять подгрупп для выполнения заданий мини-кейсов (приложение 6). Каждой группе выдается по одному заданию мини-кейса. Группа разыгрывает ситуацию мини-кейса. Представителям других групп необходимо обозначить проблему персонажей, разработать свой алгоритм деятельности по решению данного заданиям и презентовать его другим участникам программы. Остальные участники должны оценить и дать дополнительные комментарии по решение задач мини-кейсов каждой группы. Все задания мини-кейсов предусматривают возможности использования собственных ресурсов педагогов в вопросах первичной диагностики одаренных детей.

Приложение 6

Приложение к интерактивному занятию «Встреча с одаренным ребенком»

Задания для разыгрывания мини - кейсов:

-У вас в классе/группе есть ребенок, который является аутсайдером. Ваша задача 1) дать свое предположение, почему ребенок стал аутсайдером 2) предложить свой алгоритм работы с данным ребенком, его родителями, педагогами и одноклассниками. (В данном задании слушатели под руководством ведущего практикуются в подборе доступных психолого-педагогических диагностических методиках и фиксируются на возможности проявления определенных факторах одаренности и уникальности данного ребенка и его особенностей развития коммуникативной сферы)

- В вашем классе/группе ребенок-новичок. Родители ребенка позиционируют его как ребенка с повышенными образовательными потребностями или одаренного. Ваши действия: 1) по выявлению и подтверждению заявления родителей относительно способностей ребенка, 2) по сопровождению такого ребенка,3) по работе с родителями, если данная информация не имеет подтверждения.

- Каждая встреча с группой детей, в которой вы ведете занятия, вызывает у вас состояние напряжения, нестабильности, так как вы не знаете, какие дополнительные вопросы или утверждения ждать на данном занятии. Всегда находятся те дети, которые или уже знают новый материал или готовы с вами поспорить по теме занятия. 1) Какую характеристику вы дадите воспитанникам данной группы. 2)Какие методы и приемы можно использовать в этом случае, чтобы снизить уровень тревожности и дискомфорта у педагога

- В группе/ классе детей, где вы работаете, психологи провели исследование на выявление уровня повышенных образовательных потребностей и одаренности. Оказалось, что несколько детей, которые не дают высоких результатов академической успешности, имеют высокий уровень QK и социальной одаренности. Ваши действия по работе с этими детьми.

-К вам обратился педагог дополнительного образования с просьбой использовать щадящий режим по отношению к одному из ваших учеников/воспитанников, так как он проявляет выдающиеся способности в определенном виде художественных/спортивных и т.д. достижениях. Ваши действия: 1) перечислите, в каких еще видах деятельности ребенок может проявлять неординарные способности 2)ваши действия относительно этого ребенка 3) к кому вы можете обратиться за консультацией по разработке индивидуального маршрута образовательного сопровождения данного ребенка.

 

3.Самостоятельная работа (2 часов)

Участникам предлагается проработать по заданию из предложенных ситуаций (приложение 7).

Задание: Выделить, если возможно, общее во всех приведенных описаниях; (выделить признаки одаренности, если таковые имеются); сопоставить с первоначальным вариантом понимания одаренности.

Приложение 7

А) В семье рано обратили внимание на незаурядные умственные данные Кости. Он начал читать с трех лет, в четыре сочинял рассказы, в пять стал писать «энциклопедию». Он никогда не забывал то, что когда-то усвоил. Очень самоуверен.

Когда Костя пришел в школу, он уже знал, что будет лучше всех. В классе все время перебивал других, крича: «Он не так говорит, он не знает». Дети его не любили за зазнайство, дразнили. Не умея общаться со сверстниками, дружил только с малышами. Соученики его не только дразнили, но и били (Костя – высокий, тощий, неуклюжий мальчик – хотел, но не умел дать сдачи).

Костя поправлял учительницу, утверждая (в большинстве случаев справедливо), что она в том-то и том-то ошибается. Учительница не просто не любила Костю, но и доказывала, что это «нахватанный», поверхностный мальчик, который по-настоящему не знает самых простых вещей, например, таблицу умножения (последнее поначалу было тоже справедливо, так как учить таблицу умножения Косте не хотелось. В дальнейшем, когда появились разные учителя по разным предметам, положение усугубилось. Костя раздражал всех педагогов, так как он, по выражению классной руководительницы, вечно «выступал». Он легко «заводился», если слышал, с его точки зрения, глупость от сверстников или учителей, он начинал яростно что-то доказывать, обвинять других в «беспросветной тупости». Называл ребят «дураками» Однажды заявил преподавательнице географии, что зря теряет время, сидя на ее уроках.

Мнение о нем как о «выскочке», «воображале» было всеобщим. Никто не видел уже незаурядность его умственных возможностей, силу интеллекта; для всех он был только «скверный мальчишка».

Б) Сережа Л. – интеллигентный, воспитанный мальчик с тихим голосом, по мнению тех, кто его хорошо знает, очень умный. Много читает – научно-популярные книги, путешествия, а в последнее время увлекся фантастикой. Делает вид, что слушает учителя, но при этом занимается тем, что считает для себя нужным или интересным. Главное его «чудачество» в его абсолютной независимости. Он никогда не подстраивается под других – ни в поведении, ни в одежде.

В младших классах на уроке иногда вставал, объясняя просто: «Устал сидеть». В столовой вынимал книжку: «Скучно есть сосиски». Когда на уроке начинали говорить о том, что было ему уже известно (а это происходило очень часто), он не торопясь и не скрываясь, вытаскивал книжку, которую не дочитал на предыдущем уроке. На выговоры учителей отвечал спокойно, не сомневаясь в своей правоте: «Зачем мне слушать то, что я хорошо знаю».

В пятом классе задали сочинение на тему «Как я провел лето». Вместо сочинения Сережа представил учительнице серию рисунков – фонтаны Петербурга. Часть рисунков исполнена им самим, остальные – открытки. На вопрос, почему он не стал писать сочинение, доверительно ответил, что самым большим летним впечатлением для него были фонтаны Петербурга, а в этом случае «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Этот невозмутимый, сверхнезависимый мальчик вызывает недоумение у окружающих: он почему-то во многих ситуациях не такой, как все, и нет способа пересилить его тихое сопротивление. Высокий уровень интеллекта сочетается с загадочностью характера. Он сам по себе – ни с кем не сближается и ни с кем не считается, никому не подражает, никогда не известно, как именно он поступит. В результате педагогов и родителей занимают не столько его богатые умственные возможности, сколько трудность контакта с ним.

 

В) Этот рослый, толстый мальчик всегда хочет в жизни одного и того же – читать и есть. Читает он книжки самые разные и очень быстро, прямо-таки проглатывая их. В средних классах читал все подряд – книги по астрономии, по кулинарии, по философии, по языкознанию. И надо отметить, что читал он с толком, прекрасно помнил прочитанное, легко в нем ориентировался. Беседовать с ним на любые темы – одно удовольствие, поговорить он любит. При первой же встрече с психологом он без труда поддержал разговор об искусственном интеллекте, причем сразу ввязался в спор, где на его стороне было заметное преимущество. При этом учится он посредственно. Как сказала мать, «Саша сам, без крупного скандала, ни разу не сел за домашние задания». Учителя, как она выразилась, «подозревают», что у мальчика большие способности, но ничего, кроме раздражения, он у них не вызывает. Ни одной нормальной тетрадки, ни одного сочинения, написанного до конца. После того, как он научился читать, он уже не хотел ничего другого делать, не хотел ходить в спортивную секцию (а врачи настоятельно советовали, чтобы убавить полноту). Он хотел только одного в жизни – читать, причем без потребности сколько-нибудь активной деятельности, без стремления к каким-либо результатам от своего любимого занятия. Познавание приемлемо для него только в такой пассивной форме – «глотание» книг.

Мать рассказывала, что если они ехали на дачу, а в руках у мальчика не оказывалось какой-нибудь книги, то Саша покупал в киоске, хотя бы расписание поездов, лишь бы не остаться без чтения.

Опережая всех в своем редком в наше время увлечении (гораздо чаще дети увлекаются техникой, какой-нибудь областью науки или искусства, спортом), он выступает в роли «ходячей энциклопедии». Нельзя не заметить его умственную восприимчивость, отличную память, умение рассуждать. Но никто всерьез не воспринимает его как перспективного ученика, как будущего профессионала. Его лень и безволие выходят за пределы нормы.

 

Контроль № 3 по модулю 2.

Итогом промежуточного контроля по изучению модуля 2 является мониторинг выполнения двух заданий самостоятельной внеаудиторной работы номеров 2 и 3:

-описание одного - двух учеников/воспитанников по схеме вопросов-ответов (с разными признаками одаренности) и составление алгоритма своих действий по уточнению своих предположений)

-личная точка зрения по предложенным ситуациям (способности или одаренность проявляется в каждом из трех героев)

Критерии оценивания:

-наличие выполненных заданий в свободной описательной форме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.04 с.)