Личностный и возрастной аспекты одаренности. Гармоничный и дисгармоничные типы развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностный и возрастной аспекты одаренности. Гармоничный и дисгармоничные типы развития.



1.Лекция (2 часа):

Категории одаренных детей. Способности, одаренность. Талант. Признаки одаренности ребенка – инструментальный аспект, мотивационный аспект поведения. Особенности личности одаренного ребенка. Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития. Качества личности. Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития. Неравномерность психического развития. «Норма реакции». Идея сензитивных периодов. Возрастные особенности одаренности: быстрое развитие речи и мышления, любознательность ребенка, его исследовательская активность, ранняя увлеченность какой-либо деятельностью, сверхчувствительность к проблемам, склонность к дивергентно мышлению.

2.Самостоятельная работа (2 часа):

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучить характеристики школьников различных возрастов, относящихся к категории возрастной одаренности

2. На основе изученного материала и используя дополнительные источники оформить в таблицу анализ особенностей возрастного развития в ключе детской одаренности.(Приложение 3)

Приложение 3

Возрастной период Неравномерности возрастного развития как проявление одаренности
Дошкольный возраст  
Младший школьный возраст  
Подростковый возраст  
Юношеский возраст  

 

Один из примеров выполненного задания.

 

Таблица особенностей возрастного развития в ключе детской одаренности

 

Возрастной период Неравномерности возрастного развития как проявление одаренности
Дошкольный возраст Возрастные особенности психики ребенка имеют первостепенное значение для становления способностей. Начальные годы жизни отличают легкость и вместе с тем прочность формирования многих навыков и умений. Детям свойственны готовность усваивать, чуткость к образным впечатлениям, подвижность воображения, любознательность. В психологии накапливаются данные о возрастной чувствительности, т.е.той особой отзывчивости на окружающее, которая по-своему характеризует каждый детский возраст. По мере продвижения по возрастным ступеням возникают и сменяют друг друга так называемые сензитивные периоды. В эти возрастные периоды обнаруживаются особенно благоприятные предпосылки для развития психики в тех или других направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают (при смене сензитивных периодов не только чувствительность, но и активность детей соответственно изменяется). Наиболее известный пример сензитивного периода в дошкольном возрасте: годы овладения ребенком речью, когда за короткие сроки легко и непринужденно происходит усвоение сложнейших языковых форм. Установлено, что если приобщение к языку происходит не в эти ранние годы, а позднее, то речевое развитие крайне затрудняется. Сходным образом обстоит дело и с другими сторонами развития интеллекта. Периоды детства как бы подготавливают и на время сохраняют некоторые внутренние условия становления способностей.
Младший школьный возраст Большинство умственно одаренных детей начинают ходить, говорить, читать и писать раньше сверстников, у них могут отмечаться диспропорции в интеллектуальном и психомоторном развитии. Вот как описывает психолог 7-летнего ребенка с чрезвычайно высоким интеллектом (IQ=191): «Его моторика сильно отстает от абстрактного мышления. Письмо медленное и неразборчивое, тогда как чтение быстрое и беглое. В арифметике он великолепен и превосходит 9-летних детей, даже если они имеют высокий интеллект, но в игре с детьми он не может вовремя схватить мяч, его всегда последним берут в команду, потому что он мешает во всех соревнованиях». Большинство детей с IQ=140 и выше овладевают чтением до поступления в школу. Однако для некоторых из них большие проблемы вызывает обучение письму. Попытки тонкой координации движений не согласуются с высокой скоростью их мыслительных процессов, а приложение слишком больших усилий продуцирует мышечную ригидность, дрожание рук.
Подростковый возраст Творчески одаренные подростки являются более эмоционально устойчивыми и спокойными, имеют адекватную самооценку; в отличие от них интеллектуально одаренные младшие подростки являются более эмоционально нестабильными и возбудимыми, неуверенными в себе. Интеллектуально одаренным подросткам необходимо уединение и возможность побыть наедине с собой. В повседневном общении необходимо учитывать их склонность к заниженной самооценке — возможно, такие дети требуют поддержки и большего внимания к их деятельности, мыслям и проектам. Творчески одаренные подростки общительны и склонны к широким социальным контактам, их следует включать в активную общественную и творческую деятельность, тем более что они показывают большую эмоциональную стабильность и более спокойно относятся к критике и собственным ошибкам, чем их интеллектуально одаренные сверстники. Согласно исследованиям Н.Б Шумаковой - в подростковом периоде (11-14 лет) постановка вопросов является одной из форм проявления поисковой, творческой активности. Вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.
Юношеский возраст Умственная одаренность, талант к наукам может оказаться и у тех, у кого в подростковом возрасте, казалось бы, не было оснований это предполагать. Почему возможно такое? Во-первых, вероятно, зачастую признаки одаренности просто не удается разглядеть: и педагоги, и психологи еще многого не знают и не умеют. Во-вторых, дремлющие способности могут быть разбужены, они могут, как бы вспыхнуть и разгореться при удачном индивидуальном подходе, при более благоприятных обстоятельствах. В-третьих, одаренность нередко обнаруживается на более поздних возрастных этапах, что может быть и генетически обусловлено. В-четвертых, разнообразие профессий столь велико, что никем не замечаемое и не ценимое своеобразие возможностей ребенка может в дальнейшем, в условиях определенной деятельности, оказаться социально особенно ценным, подняться в ранг одаренности. В-пятых, развитие способностей, творческие проявления в огромной степени зависят, об этом уже упоминалось, от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности; возможные достижения зависят также от напряжения компенсаторных механизмов и т.д.

 

Данная таблица может быть использована в качестве опорного материала во 2 модуле при первичной диагностике одаренности.

4.Контроль № 2 по модулю 1. Степень интенсивности участия слушателя в рамках дискуссионного клуба « Теоретики и практики» и наличие продукта работы клуба: методические материалы по вопросам дискуссии. Они оформляются в письменном или электронном виде соответственно следующей таблице каждым слушателем:

Тема обсуждения Ответ слушателя по итогам работы в дискуссионном клубе (примерные краткие варианты ответов к занятию Дискуссионного клуба «Теоретики и практики»)
  Что собой представляет в современном мире явление одаренности. Разные взгляды на одно понятие. В современной науке существуют десятки трактовок понятия детской одаренности, многие из них крайне противоречивы. «Усреднённое» понятие - одаренность – это индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности. Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Из всех существующих в настоящее время в психологии парадигм и концепций одарённости можно выделить две главенствующие, определяющие подходы к её изучению и пониманию. Первая из них – её можно назвать традиционной или основополагающей – опирается на деятельностный подход,согласно которому одарённость есть наличие способностей и качеств, затребованных деятельностью, обеспечивающих успешность её выполнения. Исходная позиция в изучении данного феномена – деятельность и её структура, а одарённость есть производная от неё – субъективный аналог психологической структуры деятельности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.И. Кириенко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов). Высокий уровень способностей, затребованных деятельностью и наличествующих у субъекта есть одарённость в данной парадигме. Другая парадигма, которая находится в стадии разработки, связана с иным –личностно-целевым или телеологическим подходом.Согласно этой парадигме исходной позицией в изучении одарённости является не структура деятельности, а целостно-личностная характеристика человека,выражающаяся в его отношении к миру (А.С. Арсеньев, М.М. Бахтин, В.Зеньковский, В.А.Крутецкий, Н.О.Лосский, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, В.Г. Ражников). Одарённость в данной парадигме определяется как телеологически детерминированные способности и качества личности, обеспечивающие решение её жизненной сверхзадачи; как способность целостной, органичной, духовно-нравственной личности к трансформации и интеграции общих способностей в специальные, обусловленной целевой причиной и обеспечивающей успешность выполнения деятельности, возможность высоких в ней достижений.
  Зачем педагогу – практику знать научные основы концепций и теорий явления одаренности, в чем его проблемность. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты. Подготовка педагогических кадров при работе с ОД должна включать: формирование профессионально-личностной позиции педагогов. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов обучения и воспитания.
  Виды одаренности, легко поддающиеся выявлению педагогом. Основные типы одаренности: Интеллектуальный тип одаренности. Академический тип одаренности Талантливые дети Художественный тип одаренности Креативный (творческий) тип одаренности Лидерская (социальная) одаренность Психомоторная или спортивная одаренность и способы их диагностики в психолого-педагогической среде.  
    Опасности и риски для одаренных детей на современном этапе развития общества. «Соблазны» для тех, кто сопровождает одаренных.   В стратегиях образования ОД: Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления и/или перепрыгивания через классы своим неизбежным результатом имеет более раннее окончание школы, что может свести на нет все преимущества продвижения одаренных учащихся в соответствии с их повышенными познавательными возможностями. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению учащихся. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам. Социализация ОД. Одаренные дети, как правило, одновременно имеют трудности с регуляцией эмоций, самообладанием и самоконтро­лем поведения, торможением действий. Они часто бывают более эмоционально незрелыми, хотя и более развитыми в познавательной сфере, чем их ровесники. Они менее способны судить о ситуациях по их существенным особенностям, о причинах и следствиях того или иного поведения, о возможных трудностях во взаимоотношениях между людьми. В результате они испытывают огромное внутреннее рассогласование между своими познавательными и эмоциональными способностями. Другим людям они часто кажутся капризными и непредсказуемыми. Такие дети нуждаются в большей психолого-педагогической помощи, чем другие дети, что­ бы научиться понимать, регулировать и, соответственно, выражать свои эмоции. Психологические характеристики ОД и другие важные характеристики ОД (на усмотрение слушателей)
5. Трудности развития познавательной потребности у одаренных детей Любопытство - любознательность - познавательная потреб­ность. Этими понятиями обозначается известная каждому педаго­гу «лесенка», ведущая к вершинам познания (И.П. Павлов). У каждого человека есть потребность в умственных впечатлениях (любопытство), которая постепенно может транформироваться в любознательность - второй уровень развития познавательной потреб­ности. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности – эмоциям. Проявления любознательности тес­но связаны с действием центра положительных эмоций. В увлеченности процессом познания у большинства одаренных детей (особенно группы особо одаренных подростков с признаками диссинхронии) прослеживаются черты зависимого поведения: познавательная деятельность часто оттесняет другие виды деятельности на второй план и становится сверхценной; процесс познания сопровождается изменением настроения и состояния (успокоение, эмоциональный подъем), некоторой отчужденностью подростка от окружающей действительности; отмечается преобладание и ценность самого процесса познания над его результатом; перерывы в познавательной деятельности нередко вызывают состояния беспокойства или скуки у подростков, что стимулирует возвращение к ней. Наличие «познавательнойаддикции» у одаренных детей.

Критерии оценивания выполненной работы:

1. Оценивается уровень вовлеченности слушателя в работу дискуссионного клуба:

- 0-3 балла участие в раскрытии одного вопроса

- 4-6 баллов участие в раскрытии двух вопросов

- 7-10 баллов участие в раскрытии всех вопросов дискуссии

- дополнительный бал-бонус за интересный и глубокий вопрос (1 бал)

2. Оценивается уровень выполнения письменной части по итогам дискуссионной работы:

Аргументирование своего мнения – 2 балла

Полнота ответа – 2 балла

Присутствие и теоретической базы, и практического опыта слушателя – 2 балла

Раскрытие всех вопросов задания – 2 балла

Итого: максимум – 8 баллов

3.Суммарная оценка за два вида деятельности составляет 19 балов – максимум, зачет работы - от 5 баллов и выше

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.011 с.)