Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема одаренности: исторический аспект. Концепции и виды одаренности.
1.Лекция (2 часа) Содержание понятий «одаренность», «одаренный ребенок» в русской и зарубежной психологии и их развитие. Понятие одаренности в американской психолого-педагогической литературе. Эволюция учений об одаренности: от Античности до наших дней. Термин «потенциал личности» (А.М.Матюшкин, Дж.Рензулли и др.). Основные современные концепции одаренности. Явная и скрытая одаренность. Ранняя и поздняя одаренность. Виды одаренности соответственно 5 критериям. 2.Самостоятельная внеаудиторная работа (2часа) 1) Прочитайте отрывок из газеты «Первое сентября» (№ 33, от 8 мая 1993 г.) и ответьте на вопросы после текста. «Он сидит напротив меня - спокойное грустное лицо (жизнь - много проблем), редеющая шевелюра, умные глаза. Мы знакомы лет девять. Он готов отвечать на мои вопросы. Но не сказать, что они ему очень приятны... - Вундеркиндом? Да, пожалуй, я был им. Очень рано узнал, что математика - это легко. Всегда хорошо считал. Задачки по геометрии, алгебра, физика... было такое ощущение, будто я их знал от рождения. В классе, кажется, пятом мой дядька во время весенних каникул просто ради смеха научил меня дифференциальному исчислению. Я усвоил его за несколько дней. И это стало моим... цирковым номером. Как детей иные родители заставляют учить Маяковского или Пушкина, чтобы потом «наш Петя» декламировал стихи перед гостями. - Ты чувствовал свою исключительность? - Я долгое время удивлялся, почему не все могут то, что так просто дается мне. Думалось: ленятся, не хотят шевелить мозгами. Ведь математика, мне казалось, это так естественно... Теперь, когда вспоминаю школу, сравниваю себя с действительно одаренными, талантливыми ребятами, понимаю, что я был другой. У нас училась одна талантливая девочка - увлекалась химией. Она мне нравилась, так что я хорошо ее знал... Талант - это не то, что было у меня. Талант - это надолго, это постоянный интерес, запрограмированность на работу, это когда твое дело тебе нравится. - А разве тебе не нравилась твоя математика? - Мне нравилось, что меня хвалят, нравились мое спокойствие, моя комфортность на таких трудных для большинства уроках. Но не нравилось само дело. По-настоящему я был равнодушен к математике. Потому что ее тайна давалась мне как бы задаром... а успеха мне хотелось совсем в другом деле.
- В каком же? - Вот уж правда: бодливой корове бог рог не дал. Я мечтал, чтоб меня ценили за умение играть в хоккей! Хотя, как это ни странно, математика мне пригодилась. У меня был кумир, мальчишка на два года старше меня. Он был великий хоккеист, потом даже играл в команде мастеров. А в спортшколе при клубе ЦСКА, где он блистал, был хороший тренер - проверял дневники своих воспитанников. И мой кумир был постоянно на грани отчисления - за двойки по математике. Я его учил. А по большей части решал за него задачки, - Чем же дело кончилось? - Да, можно сказать, ничем. Он начал так хорошо играть, что уж отметки перестали быть решающим фактором. Ну, а я, соответственно, перестал быть его оруженосцем, вылетел из секции. Теперь яростный болельщик. - С хоккеем понятно. А как развивались твои отношения с математикой? - Примерно в девятом классе у меня возникло ощущение - не знаю, как точнее сказать, ну вроде бы: ты договорился с друзьями встретиться на такой-то станции, Но приехал туда раньше. И ждешь их... я вдруг почувствовал, что дальше мне ехать не получится. И вот именно ждал их. А ведь ожидание всегда томительно... У меня не получалось больше, что математика сама влезает в голову. - И в чем тут было дело? Более высокий уровень знаний? - Мне кажется, нет. Просто мои чудесные способности с возрастом испарились. Дар ушел. Надо было работать, чтоб по-прежнему оставаться на уровне. А работать я не умел. Произошло взаимное разочарование: я разочаровался в жизни, а жизнь - во мне... Это был для меня трудный период! - А потом как складывалось? - Меня все же хватило, чтоб успешно поступить в Энергетический институт. Здесь я уже окончательно сравнялся с остальными. Верней, со средним уровнем. Красный диплом не получил. Да я к нему и не рвался. Поступил на работу. Потихоньку с возрастом шагал по ступенькам нашей скромной карьеры, как миллионы советских сторублевых инженеров. И теперь, честно говоря, даже не знаю, благодарен я судьбе за такой подарок или нет. Сперва было очень хорошо, потом пришлось за это платить. - И у тебя совсем ничего не осталось от прежнего?
- Умею запросто общаться с большими числами... Я в шутку попросил его умножить восемьсот сорок три на девятьсот двадцать восемь. И через несколько секунд он дал мне ответ: семьсот восемьдесят две тысячи триста четыре. Я проверил на счетной машинке - так оно и вышло. Он усмехнулся: - Все равно любой калькулятор намного умней меня!»
Вопросы к тексту: Можно ли сказать, что в данном отрывке речь идет об одарённом ребёнке? Как Вы считаете, замечательные свойства интеллекта, проявленные ребенком в раннем возрасте, - всегда залог выдающихся достижений в будущем? Какие признаки одаренности выражены у главного героя?
2)Прочитайте тексты ситуаций. Задание: Как вы считаете: речь идет о способностях или одаренности? Объясните свою точку зрения. А) Когда Соне было немногим более трёх лет (до этого никто не обучал её арифметике, она имела возможность лишь прислушиваться к арифметическим упражнениям брата - ученика 3 класса), она незаметно для всех научилась считать - сначала до10, потом до100. трехлетняя Соня объясняла брату, как решать задачи на вычитание (27-14): сначала надо отнять 10, получится 17, потом ещё 4. в четыре с половиной года совершенно самостоятельно, не зная теории, Соня пришла к понятию простой дроби. Заметили, что в пять лет у неё появилось какое-то интуитивное представление об отрицательных числах (её не смутило, когда ей пришлось из28 вычитать 36: “Будет на 8 меньше, чем ничего»). Примерно к шести с половиной годам Соня самостоятельно научилась операциям с дробями в уме. В пять с половиной лет она в уме решала сложные задачи, рассчитанные на учеников5 класса. Специально Соню никто не обучал теории, у неё не было почти никакой системы знаний, всё было основано исключительно на соображении. (По В. А. Крутецкому.) Б) Ученик Саша Росляков, кроме немецкого, который он изучал в школе, самостоятельно выучился говорить и читать на датском, голландском, французском, испанском, чешском, португальском, норвежском, шведском, а сейчас изучает английский. На городской олимпиаде по немецкому языку Саша вышел победителем, хотя там участвовали ребята из немецкой школы и даже немцы по национальности. Школьный курс химии, физики, математики и немецкого языка им давно пройден. Когда он согласен с выводами школьных учебников, он выходит к доске и скромно отвечает урок; но если он не согласен, то он так же спокойно излагает свою точку зрения. Учитель биологии выставил Саше «четвёрку» потому, что он проявил слишком большую осведомлённость в теориях Менделя и Моргана. Саша учит всё глубоко, пока не поймёт сущности каждого вывода, каждого опыта. Поэтому он свободно может говорить с инженером-химиком о физической химии и абразивном производстве. В изучении наук он шагнул за школьные программы, и ему доступны многие, например, биохимические, понятия, которыми овладели даже не все студенты химфака. Когда Саша пришёл на практику на завод, он пришёл, как на работу, просидел в лаборатории до вечера, пока не выполнил, что нужно. Работники лаборатории удивились, что это не «молодой специалист», а школьник. Всё это потому, что Саша умеет учиться. Саша гасит свет в своей комнате очень поздно. Утром он спешит в школу, после уроков - в химическую лабораторию института, здесь он член научного общества. И здесь он забывает о времени. Над одним опытом по химии бился четыре месяца. Возвращается домой поздно. А потом устраивается за столом. И так дань за днём, ночь за ночью. Когда его спрашивают, как это он успел так много почитать, передумать, он отвечает: “Мне это нужно“.(Н. А. Аллахвердова. Перед океаном.).
В) Студенту М., окончившему школу с золотой медалью, без всяких усилий, почти без домашних занятий, давалась математика. Она сама укладывалась в голове, всё, связанное с ней в других науках - астрономии, физике, - понимал без труда, запоминал формулы, и законы, и ряды сложных отношений. А мечтал в вузе от неё «убежать», поступив на факультет, где не было и намёка на математику. (По А. В. Ярмоленко.)
3.Дискуссионный клуб «Теоретики и практики» (2 часа) Ход занятия: слушатели делятся на две группы – «теоретики» и «практики». Каждая группа должна представить свои взгляды по вопросам дискуссии. Вопросы для дискуссии: 1. Что собой представляет в современном мире явление одаренности. Разные взгляды на одно понятие. 2. Зачем педагогу – практику знать научные основы концепций и теорий одаренности. 3. Виды одаренности, легко поддающиеся выявлению педагогом. 4. Опасности и риски для одаренных детей на современном этапе развития общества. Соблазны для тех, кто сопровождает одаренных. 5. Трудности развития познавательной потребности у одаренных детей Задание для каждого слушателя: в течение работы клуба фиксировать варианты наиболее правильных и близких, к своей точки зрения, ответов для возможности в конце занятия обобщить опыт работы клуба и получить в личное пользование продукт клуба- таблицу тематики и ответов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.41.140 (0.024 с.) |