Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование



Слово «процесс» обозначает такое понятие, как порядок осуществления какой-либо деятельности, действий, совершаемых для достижения определенного результата.

Одной из форм государственного управления является административный процесс (бытует мнение, что он поглощается иной формой государственного управления – издание индивидуальных правовых актов). В юридической литературе применительно к нему предлагается значительное количество общих определений: «процесс», «процедура», «юридический процесс» и т.д., которые в известной степени, составляют основу понимания административного процесса.

В самом общем виде В.Ф. Волович определял процесс как совокупность процессуальных норм, которые устанавливают определенную процедуру, движение, порядок деятельности государственных органов и их должностных лиц.

В специальной литературе обсуждение сущности административного процесса ведётся вокруг двух наиболее распространённых его концепций: трактовки процесса в широком управленческом и узком юрисдикционном смысле.

В широком смысле административный процесс – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуально-конкретных дел в рамках административно-процессуальных отношений. В него включаются правотворческая и правоприменительная деятельность. Его сферами признаются как внешняя властная, так и властная административно-процессуальная деятельность в системе отдельных органов.

Т.о. административный процесс в широком смысле этого термина – совокупность последовательных действий, урегулированных правовой нормой, обеспечивающих определенный порядок функционирования (деятельности) органов (должностных лиц) исполнительной власти, органов государственного управления по реализации административно-правовых норм, подготовке и принятию актов, оформлению юридических документов, разрешений и лицензий, порядок регистрации юридических лиц и т.п. (можно говорить об административных процедурах).

 

В узком смысле административный процесс – рассмотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении индивидуальных дел, а также применение мер принуждения.

Но в обоих названных случаях имеет в виду лишь внесудебная процессуальная деятельность.

 

Однако исходя из действующего законодательства под административным процессом также следует понимать административное судопроизводство по делам, вытекающим из публичных административных правоотношений. Подведомственность и подсудность судам такого рода дел, а также порядок их разрешения регламентируются КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ (ст. 23.1).

 

Внесудебный управленческий процесс имеет сложную структуру.

Различается административно-процедурная и административно-юрисдикционная процессуальная деятельность. В основе данной дифференциации лежит характер индивидуально-конкретных дел, составляющих предмет тот или иной деятельности:

предмет административно-процедурной процессуальной деятельности – неюрисдикционные индивидуально-конкретные дела организующего, творческого характера, направленные на реализацию задач и функций управления;

юрисдикционной – конкретные дела, состоящие в разрешении споров и применении мер принуждения в административном порядке.

 

Неюрисдикционные дела отличаются значительным многообразием и меньшей степенью определённости, чем юрисдикционные.

К административно-процедурной деятельности, в частности, относятся административные производства по принятию нормативного акта, регистрационные, лицензионно-разрешительное производство, производства по жалобам и т.д.

Среди юрисдикционных производств, наиболее обеспеченных нормативными правовыми актами, выделяются:

- производства по делам об административных правонарушениях

- дисциплинарные производства

 

Нормы, которые опосредуют деятельность исполнительных органов относятся к административно-правовым нормам (выделяется из два виды: административно-процедурные и административно-процессуальные) и образуют в совокупности административно-процессуальное право, обеспечивающее регулирование общественных отношений в ходе разрешения индивидуальных административных дел в сфере исполнительной деятельности.

 

Основными признаками административного процесса являются следующие:

1. административный процесс — это вид юридического процесса, предназначенного для создания порядка реализации норм материального административного права, а также норм других отраслей российского права (например, таможенного, налогового, финансового, земельного, градостроительного, экологического), определяющих виды полномочий и функций органов публичной власти и их должностных лиц;

2. административный процесс – правоприменительная (процессуальная или процедурная) деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а в некоторых случаях и судебная деятельность (например, производство по делам об административных правонарушениях или об оспаривании нормативных либо ненормативных правовых актов). Таким образом, административный процесс является формой реализации как исполнительной, так и судебной власти;

3. административный процесс осуществляется широким кругом субъектов административно-процессуальной деятельности, что обусловлено широтой определения самого административного процесса;

4. фактическим содержанием административного процесса является так называемая внешняя правоприменительная деятельность административных органов (в том числе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления) по разрешению в установленном порядке и в пределах их компетенции индивидуальных юридических дел, возникающих на основе различных материальных норм права;

5. административный процесс — это рассмотрение возникшего между участниками административно-правовых отношений спора об административном праве;

6. административный процесс — это, с одной стороны, внесудебный порядок разрешения индивидуальных административных дел, возникающих при реализации функций исполнительной власти и публичного управления на основе различных норм материального права, а с другой – судебный порядок рассмотрения отдельных видов административных дел

7. административно-процессуальные отношения регулируются нормами многих нормативных правовых актов. В их систему входят: федеральные законы и законы субъектов РФ; нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и исполнительными органами муниципальных образований (например, законы РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О полиции», Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг);

8. административный процесс — это нормотворческая деятельность исполнительных органов государственной и муниципальной власти;

9. административный процесс — это не только порядок так называемого позитивного государственного или муниципального управления, но и процессуальная деятельность по применению мер государственного правового принуждения (например, мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применения административных наказаний к лицам, виновным в совершении административных правонарушений);

10. основными задачами административного процесса являются:

- обеспечение законности осуществления органами публичного управления и их должностными лицами полномочий по реализации функций государственного управления, а также реализации в полном объеме их компетенции;

- защита прав и свобод человека и гражданина;

- охрана законных интересов физических и юридических лиц;

- установление гарантий правильного порядка реализации управленческих действий;

- определение процедуры применения административного принуждения и проведения контрольно-надзорных мероприятий;

 

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность. К ним относятся:

1- Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

 

2- Принцип процессуального равенства означает:

1• равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом;

2• наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

 

3- принцип компетентности – решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

 

4- принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

 

5- принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

 

6- принцип национального языка – процесс ведется на государственном языке РФ или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

 

7- принцип быстроты (оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

 

8- Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

 

9- принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

 

10- принцип презумпции невиновности

 

 

Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное расследование, рассмотрение и разрешение конкретных индивидуальных административных дел, объединенных общностью с задачей установления истины конкретного факта.

Производство по делам об административных правонарушениях – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению.

 

Статья 24.1. КоАП РФ определяет, что задачами производства являются:

1- всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,

2- разрешение его в соответствии с законом,

3- обеспечение исполнения вынесенного постановления,

4- выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Принципы производства по делам об административных правонарушениях:

1- принцип равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом.

2- принцип презумпции невиновности

3- лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность – неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в его пользу

4- принцип родного языка – производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке РФ.

Наряду с государственным языком РФ производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

 

- принцип гласности рассмотрения дел (ст. 24.3 КоАП РФ) – дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

- принцип законности

 

Административное производство по делам об административных правонарушениях классифицируются в зависимости от:

компетенции, т.е. это субъекты административной юрисдикции, в том числе способные в силу правового положения возбуждать и/или рассматривать административное производство (судьи, органы, должностные лица, прокурор и т.д.);

способа разрешения дела (индивидуально или коллективно);

• от федеративного устройства РФ – по делам, предусмотренных КоАП РФ, и делам, предусмотренных законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

• от принадлежности органа к судебной или управленческой системе

 

В зависимости от характера дела, набор стадий и их содержание может существенно варьироваться.

1. общее производство.

Присутствуют все 4 стадии. Каждая из стадий протекает в рамках общих сроков.

 

2. ускоренное производство.

Имеет место по делам, в качестве наказаний за которое предусмотрен административный арест, административное выдворение, административное приостановление деятельности, а также при рассмотрении дел, посягающих на избирательные правоотношения. Выражается в том, что устанавливаются более краткие сроки для рассмотрения дела, для подачи жалоб и принесения протестов. Присутствуют все стадии.

 

3. упрощенное производство.

Нормативная основа – статья 28.6. КоАП. Назначение наказания без составления протокола. Если наказание – либо предупреждение, либо штраф, и лицо не оспаривает свою виновность, то протокол может не составляться, а вместо этого сразу выносится постановление по делу об АПН. Если лицо оспаривает свою виновность в совершении данного правонарушения, то составляется протокол и дело рассматривается в общем порядке. Но если вначале согласился, все равно потом можно оспорить, хоть и фактически сложнее.

 

4. усложненное производство.

Имеет место, когда в соответствии с 28.7 КоАП применяется административное расследование (на стадии возбуждения дела). Это отдельный этап, в рамках которого могут проводиться расследование и экспертизы.

 

5. особое производство.

Имеет место при фиксации правонарушения в сфере безопасности дорожного движения с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Это касается только превышения скорости. Специфика в следующем: протокол не составляется, дело рассматривается без участия сторон, презумпция невиновности на эти отношения не распространяется, постановление выносится в автоматическом режиме.

 

Помимо КоАП нормативную основу составляют:

1. Постановления Правительства, которые определяют порядок применения отдельных мер обеспечения производства. Пример: мед.освидетельствование на установление состояния алкогольного опьянения, порядок задержания ТС и т.д.

2. НА ФОИВ:

- НА, которые определяют порядок применения отдельных мер обеспечения производства. Приказ МВД о порядке осуществления привода.

- Приказы ФОИВ, которыми утверждается перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об АПН.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.14.144 (0.057 с.)