Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения



Министерства здравоохранения Российской Федерации

Факультет медицинской психологии

Направление подготовки «Социальная работа»

Квалификация «Бакалавр»

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения

С курсом экономики и управления здравоохранением

Курсовая работа

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНОВ ТРУДА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ.

Подготовил:

студент 498 группы

4-ого курса факультета медицинской психологии

Направление подготовки «Социальная работа»

Маник Светлана Александровна

_________________________

(подпись)

 

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры

Общественного здоровья и здравоохранения

с курсом экономики и управления здравоохранением

Майорская А. С.

_________________________

(подпись)

 

Дата сдачи курсовой работы:

«» _________________201 г.

 

Дата защиты курсовой работы:

«» _________________201 г.

 

Оценка:__________________

 

 

Самара 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНОВ ТРУДА…………………………………………………………….6

1.1 Льготы, предоставляемые ветеранам труда на федеральном уровне………………………………………………………….……………..……6

1.2 Льготы, предоставляемые ветеранам труда на региональном уровне...................................................................................................................9

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНОВ ТРУДА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ …………………………...………………………………………………………..12

2.1 Меры социальной поддержки ветеранов труда в г. Самара и Самарской области……………………………………………..…………………………..…12

2.2 Меры социальной поддержки ветеранов труда в г. Москва и Московской области……………………………………………………………...…………….15

2.3 Меры социальной поддержки ветеранов труда в г. Санкт-Петербург и Ленинградской области……………………………………………………..…..17

2.4 Меры социальной поддержки ветеранов труда в г. Иркутск и Иркутской области…………..………………………………………………….…………….18

2.5 Сравнительный анализ мер социальной поддержки ветеранов труда между различными регионами России…………………………..……………..20

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...…23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...………...………….29

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

В 1974 г. Указом Президиума Верховного Совета было введено звание «Ветеран труда». Появление такого звания обусловлено долголетним и добросовестным трудом советских граждан на благо нашему государству. Во времена СССР, награжденные таким званием, считались людьми, которых государство просто морально поощрило, и это не давало повода заслуженным людям пользоваться государственными привилегиями и помощью. Тогда присвоение звания «Ветеран труда» было сравнительно нередким явлением. Такого высокого звания от государства за свои «золотые руки» и доблестные заслуги в трудовой деятельности чаще всего удостаивались работники и сотрудники конкретных предприятий, которые непрерывно проработали на предприятии от 10 до 15 лет, а работники, отдавшие своей работе ровно четверть своей жизни, удостаивались еще более почетными званиями - «Заслуженный ветеран труда» или «Почётный ветеран труда». Кроме того, медалью нередко награждались работники колхозных предприятий, работники в сфере сельского хозяйства, простые рабочие и отдельные категории служащих. Можно сказать, что звание «Ветеран труда» во времена СССР и сейчас является своеобразной трудовой грамотой и одобряется признанием в лице государства за большие успехи в трудовой деятельности перед отчизной. Кроме того, Следует отметить, что сейчас это звание считается довольно востребованным и актуальным среди прочих Государственных премий и наград.

На сегодняшний день, опираясь на Федеральный закон «О ветеранах», звания «Ветеран труда удостаиваются граждане Российской Федерации:

· которые награждены орденами или медалями СССР или РФ;

· у которых имеются почетные звания СССР или РФ;

· у которых имеются почетные грамоты Президента РФ;

· у которых имеется благодарность Президента РФ;

· те, кто отличился в трудовой деятельности (служебной деятельности) и имеют за это ведомственные знаки отличия. Они должны иметь стаж не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

· те, кто начали свой трудовой путь в период Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте и за плечами которых трудовой стаж не менее 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин[1].

Под понятием «трудовой стаж» подразумевается общее количество трудовой деятельности и любой другой, которая несет так или иначе пользу для общества.

На наш взгляд, тема исследования очень актуальна в наши дни, так как в нашем государстве остро стоит вопрос о мерах государственной социальной поддержки ветеранов труда. На наш взгляд, пожилые люди пенсионного возраста, ветераны войны, ветераны труда являются самой уязвимой социальной группой населения нашей страны. Трудясь в свое время на благо общества и государства, служа ему, они вправе рассчитывать на достойную старость, на поддержку государства. Стоит отметить так же, что ветераны труда, которые внесли большой и неоценимый вклад в целях создания экономики и обороны нашей страны, которые в годы Великой Отечественной войны отстояли независимость и свободу нашей Родины, более оказались подвержены процессам перехода к рынку. Этот переход отразился на пожилых людях и повлиял на то, что им пришлось испытать неуверенность в завтрашнем дне. Эта категория граждан, по нашему мнению, заслуживает качественную социальную поддержку от государства.

Объект исследования – меры социальной поддержки ветеранов труда в различных регионах России.

Предмет исследования – социальная поддержка ветеранов труда в различных регионах России.

Цель данной работы:выявить меры социальной поддержки ветеранов труда в различных регионах России и провести сравнительный анализ этих мер, оценить результаты исследования.

Объект, предмет и цель исследования определяют следующие задачи:

1.Изучить научную литературу и нормативно-правовые документы по исследуемой теме;

2.Определить комплекс правовой помощи ветеранов труда на федеральном и региональном уровнях;

3.Определить какие меры социальной поддержки ветеранов труда существуют и действуют в г. Самара и области;

4.Определить какие меры социальной поддержки ветеранов труда существуют и действуют в г. Москва и Московской области;

5.Определить какие меры социальной поддержки ветеранов труда существуют и действуют в г. Санкт-Петербург и Ленинградской области;

6.Определить какие меры социальной поддержки ветеранов труда существуют и действуют в г. Иркутск и Иркутской области;

7.Провести сравнительный анализ мер социальной поддержки между г. Самара и Самарской областью и другими регионами России (регионы выбраны в нашем исследовании).

Гипотеза исследования: Социальная поддержка ветеранов труда в г. Самара и Самарской области лучше, чем в других (выбранных в исследовании курсовой работы) регионах России.

При написании работы использовались следующий метод исследования:

· теоретический метод (анализирующий, сравнительный и обобщающий)

Московской области

 

Закон города Москва от 3.11.2004 года № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» (ред. от 27.04.2016) устанавливает социальные льготы москвичам, которые удостоены звания ветерана труда. Постановлением Правительства Москвы от 5.04.2016 года №148-ПП устанавливается порядок и условия присвоения гражданам звания "Ветеран труда".

По состоянию на 2016 год в нашей столице действуют на законных основаниях нижеперечисленные меры помощи и поддержки на социальном уровне ветеранам труда. Предусмотренные меры распространяются только на постоянно проживающим в Москве:

· оплата коммунальных услуг производится в половину стоимости услуг. С 2016 г. данная субсидия распространилась на капитальный ремонт. Ветеран производит самостоятельно оплату за радиоточку, коллективную телевизионную антенну и стационарный телефон в полном объеме, а потом половина стоимости вышеперечисленных услуг ему возвращаются обратно на счет в денежном выражении или же путем почтового перевода;

· в г. Москва все ветераны труда могут на бесплатных основаниях совершать поездки на общественном транспорте. К слову, такая соцподдержка распространяется и на гостей столицы непосредственно при предъявлении ветеранского удостоверения. Кроме того, данная льгота имеет свое действие и на езду в транспорте пригорода. В период тарифов сезонов ветераны вносят лишь половину от проездной стоимости;

· ветераны, живущие в Москве, получают установленную городскую материальную выплату в размере 247 руб. (данные на 2016 год);

· лечение в санатории с возвратом денег, которые были потрачены на дорогу;

· право ветерана труда на одну бесплатную путевку в санаторий[5].

Мы считаем так же, что г. Москва является образцом должного отношения и правильного ведения социальной политики по отношению к ветеранам труда. Подводя небольшой итог о льготах, предоставляемых ветеранам труда в г. Москва и Московской области, можно заключить, что льготы имеют обширный характер, затрагивая практически все сферы жизнедеятельности, намечается расширение списка льгот. По нашему мнению, возможно, это связано с тем, что в столице проживает большая часть ветеранов труда от доли всех ветеранов труда всех жителей нашей страны. Кроме вышеперечисленного, стоит добавить, что в планах на предстоящий год у московских властей – выдавать небольшие денежные средства от 500 до 1000 рублей примерно на передвижение пожилых ветеранов труда на негосударственных видах транспорта, например, на такси. Все это может говорить нам о хорошо организованной и эффективно действующей политике города.

 

ВЫВОДЫ

1. Роль государства в жизни ветерана труда многозначительна, в основном в плане финансирования. Помощь в виде разнообразного количества льгот, субсидий помогает пенсионерам не экономить на продуктах питания, на медицинском обслуживании, на оплате жилищных условий. Однозначно, что это способствует повышению качества жизни ветерана. Стоит отметить так же тот факт, что меры социальной поддержки со стороны государства помогают и родственникам пенсионеров, которые, возможно, не могут работать в силу медицинских показаний или иных, и им приходится жить на средства, получаемые ветераном труда. Наличие и многообразие льгот на федеральном уровне показывает непосредственно отношение государства к ветеранам труда.

2. Ветераны труда – это особая категория граждан, основанием для появления которой явилось признание их трудовых заслуг перед государством. Это говорит о том, что им гарантированы помощь и поддержка в решении различных вопросов, касающихся улучшения качества жизни, а именно: в признании их заслуг перед обществом путём награждения почётным званием; в различных выплатах и компенсациях, которые помогают снизить расходы на основные жизненные потребности; в бесплатном медицинском обслуживании; в дополнительных региональных льготах, которые могут быть различны в отдельных субъектах Российской Федерации. Знания в области получения льгот для такой категории граждан, как ветераны труда, помогают действующим ветеранам труда и будущим уверенно смотреть в будущее, не боясь остаться без поддержки в пожилом возрасте. Стоит отметить, что льготы могут устанавливаться не одним, а несколькими законодательными актами, информацию по которым бывает сложно найти. В связи с этим, для получения детальной информации по конкретному региону имеет смысл основательно поискать в интернете, либо просто обратиться в местные органы соцзащиты.

3. В рамках территориальной программы госгарантий по Самарской области и г. Самара непосредственно меры социальной поддержки ветеранам труда оказываются должным образом и находятся на приличном уровне, что говорит нам о действенной и эффективной социальной политике, которая ведется в городе, а достаточно разнообразный и широкий список льгот показывает бережное отношение к ветеранам труда со стороны властей города.

4. Говоря о льготах, предоставляемых ветеранам труда в г. Москва и Московской области, можно заключить, что они имеют обширный характер, затрагивая практически все сферы жизнедеятельности, намечается расширение списка льгот. По нашему мнению, возможно, это связано с тем, что в столице проживает большая часть ветеранов труда от доли всех ветеранов труда населения Российской Федерации. В проектах бюджета на 2017 год содержится план по социальной помощи. Ветеранам труда собираются выдавать небольшие денежные выплаты в рамках 500-1000 рублей в месяц для перемещения по городу в немуниципальных транспортных средствах. Все это может говорить нам о хорошо организованной и эффективно действующей политике города. Мы считаем так же, что г. Москва является образцом должного отношения и правильного ведения социальной политики по отношению к ветеранам труда.

5. Говоря льготах, предоставляемых ветеранам труда в г. Санкт-Петербург и в Ленинградской области, мы можем отметить хороший уровень предоставления социальной помощи и поддержки. Однако, сравнивая ЕДВ 2014 г. и 2016г., очевидным становится тот факт, что в нынешнем году ЕДВ стала меньше, чем два года назад. Видимо, у региональных властей есть свое объяснение данному явлению. На наш взгляд уменьшение ЕДВ может иметь свои негативные последствия, сказывающиеся непосредственно на жизни ветерана труда.

6. Говоря о льготах ветеранам труда в г. Иркутске и Иркутской области в плане предоставления мер социальной поддержки происходит процесс повышения ЕДВ, из года в год, что однозначно положительно может сказаться на улучшении качества жизни ветерана труда. Кроме того, повышение ЕДВ говорит нам об эффективной социальной политике в отношении ветеранов труда и о бережном к ним отношении.

7. Список предоставление льгот и субсидий ветеранам труда в г. Самара и других городах, выбранных для сравнительного анализа примерно одинаковый, то есть нельзя утверждать, что льготы ветеранам труда в регионах и городах федерального значения сильно различаются. Имеется перспектива на расширение и нововведения льгот и субсидий в г. Москва и области, в отличие от г. Самара. В г. Санкт-Петербург льготы более монетезитрованы, чем в других регионах, в том числе и в г. Самара. ЕДВ в г. Самара и Самарской области занимает «место по середине» в сравнении с другими регионами. Резких и значительных различий в предоставлении льгот ветеранам г. Самара и ветеранам других регионов в нашем исследовании найдено не было, что является показателем стабильной социальной политики. Исходя из результатов нашего исследования, мы можем сделать вывод, что гипотеза - выдвинутая в начале нашего исследования, - «Социальная поддержка ветеранов труда в г. Самара и Самарской области лучше, чем в других (выбранных в исследовании курсовой работы) регионах России» не нашла свое подтверждение в процессе и результатах нашей работы. Мы бы оценили социальную поддержку, оказываемую ветеранам труда, г. Самара «не лучше и не хуже» других регионов России, охарактеризовать социальную политику в отношении субъектов исследования в нашем городе можно, как «стабильную». Кроме того, в процессе нашего исследования, мы пришли к выводу, что, возможно, целесообразнее было бы сравнивать социальную поддержку ветеранам труда не с точки зрения государственной поддержки в виде законодательных актов и других нормативно-правовых документов, их анализа и сравнения, а с точки зрения самих ветеранов труда на их качество жизни в нынешних реалиях. Мы считаем, что, такое исследование будет более реалистично и объективно, поэтому в качестве продолжения нашей исследовательской работы мы предполагаем провести мониторинг качества жизни ветеранов труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нужно ли еще говорить о том, что человек, получивший звание «Ветеран труда» не имеет права на относительно лучшее качество жизни? Как известно, у пенсионера три проблемы: плохое здоровье, одиночество и маленькая пенсия. Ветераны труда в данном контексте не являются исключением из правил. Человек, который отдал все свои силы, большую часть жизни, а зачастую и здоровье, трудясь добросовестно и ответственно, просто обязан быть обеспечен благами в своей стране в своем городе. Блага эти, выражающиеся в мерах социальной поддержки весьма разнообразны как на федеральном, так и на региональном уровнях. Стоит поблагодарить государство за меры социальной поддержки на федеральном уровне. Касательно региональных мер социальной поддержки, однако, стоит нашим местным властям еще подумать. К сожалению, живя в нынешних условиях «от одного экономического кризиса до другого» не всегда помощь оказывается своевременна. Цены в наших магазинах растут с геометрической прогрессией. Обычный среднестатистический житель нашей страны экономит практически на всем и всегда, только для того, чтобы выжить. А как в таких условиях жить пенсионеру? Неужели зря трудился? Ответ на этот вопрос будет найден только с увеличением финансовой помощи ветеранам труда, считаем мы.

Затрагивая проблему одиночества многих пожилых людей, стоит отметить хорошую работу различных профсоюзов и организаций, благодаря которым люди на пенсии не так остро чувствуют и переживают свое одиночество. Можно заключить, что такие организации и объединения могут служить отличным перспективным полем для работы в этом направлении властей нашего региона. Было бы отлично более комплексно поддерживать такие союзы ветеранов труда.

Однако, к сожалению, в нашей стране не так просто обстоит дело со статусом и званием «Ветеран труда» в нормативно-правовом поле. Приведем реальный пример из жизни: Ветеран труда федерального уровня вдруг стал инвалидом, в нашей стране это значит, что с момента установления инвалидности данный ветеран может забыть про свое звание. В такой ситуации наше государство принуждает сделать ветерана выбор – принять статус инвалида и отказаться от статуса и звания «Ветеран труда» или же с точностью, но наоборот – отказаться от статуса инвалида в пользу статуса «Ветеран труда». В данной ситуации государство нечестно по отношению к ветерану. Может было бы справедливо применить подобное отношение ко всем имеющим почётные звания и госнаграды СССР и РФ и оставить их нищенствовать в положении инвалидов? Наше мнение сводится к тому, что, если человек удостоен почётного звания государством, то и лишить этого звания (льгот по этому званию) могут и должны только по суду, а не по причине инвалидности. Сколько можно унижать ветеранов? Считаем, что в сфере нормативно-правового поля, касающегося ветеранов труда, существуют определенные проблемы, которые было бы разумно исправить законодательным органам Российской Федерации.

Пожилые люди – ветераны труда, заслужили за свой многолетний труд и опыт достойного уровня и качества жизни, несмотря и вопреки различным обстоятельствам, происходящим в нашей стране.

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Факультет медицинской психологии

Направление подготовки «Социальная работа»

Квалификация «Бакалавр»

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.025 с.)