Педагогическая деятельность Н.А. Семашко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая деятельность Н.А. Семашко



30 лет своей жизни Н.А. Семашко посвятил преподавательской работе. В течение 27 лет он заведовал кафедрой социальной гигиены (впоследствии кафедра организации здравоохранения) 1 Московского медицинского института. Во всех анкетах на вопрос об основной профессии он неизменно отвечал – преподаватель.

Н.А. Семашко принимал непосредственное участие в жизни высшей медицинской школы. Он посещал абсолютно все совещания, съезды, конференции, участвовал в разработке учебных планов и программ. Немалую помощь в этом деле ему оказал его обширный опыт руководства системой здравоохранения. В свою очередь, преподавательская работа позволяла ему лучше понять повседневные нужды медицины и медицинского образования.

В 1920 году Н.А. Семашко принял участие в работе 1 Всероссийского съезда по медицинскому образованию. На съезде был выдвинут тезис о необходимости коренной реорганизации системы медицинского образования, переработки программ и методов преподавания «с обращением особого внимания на выявление призвания и способностей учащихся». В своём докладе на съезде Н.А. Семашко говорил ещё и о необходимости синтеза труда и науки, серьёзной естественнонаучной и общественно-социальной подготовки будущих врачей.

По мнению Н.А. Семашко, методика высшего медицинского образования должна была быть перестроена с учётом двух важнейших направлений – связи преподавания с жизнью, повседневной врачебной практикой и самостоятельности студентов в процессе обучения. Он писал о чрезмерной преподавательской опеке, высокой специализированности преподавания на отдельных кафедрах, ограниченного в пределах научной работы кафедры, часто в ущерб общеполиклинического образования. «Вследствие этого», - писал он, – «окончивший медвуз молодой врач, хорошо зазубривший то, что ему излагает преподаватель, теряется, если ему приходиться попадать в необычное для него положение». Он настаивал на приучении студентов к самостоятельному мышлению в любой отрасли, как теоретической, так и клинической. Более того, в статье «Повернёмся к практике» он предлагал на определённое время направлять на практическую работу и преподавателей.

Особое внимание Н.А. Семашко уделял методике преподавания гигиены. Он считал, что гигиена на лечебном факультете должна преподаваться иначе, чем на санитарном. На лечебном факультете акцент должен был быть сделан не на лабораторной работе, а на вопросах, близко касающихся лечащего врача: организации больничного питания, работы сельского врачебного участка и.т.п.

Н.А. Семашко активно занимался вопросами организации государственных испытаний. Придавая им большое значение в деле повышения качества обучения, он не забывал и про их недостатки. Как он писал, основная задача государственных испытаний на звание врача заключается в том, чтобы проверить, насколько окончивший курс студент подготовлен к самостоятельной врачебной деятельности. Основная же ошибка экзаменаторов в том, что они не понимают этого и проверяют знания путём, который более свойственен зачётам.

На своих занятиях по социальной гигиене он учил применять свои познания в различных областях практической медицины. Его интересовали не столько теоретические знания студента, сколько умение применить их к повседневной врачебной практике. Поэтому экзамен по социальной гигиене больше напоминал дружескую беседу с обоюдными вопросами, совместными обобщениями и спорами.

Основные тезисы Семашко-преподавателя об основных принципах врача можно найти в одной из его работ: «Во-первых, учиться, учиться и ещё раз учиться… Во-вторых, добросовестно относиться к своим обязанностям, в особенности – к больным… И, наконец, в-третьих, и лечебнику, и санитарному врачу нужно быть врачами общественниками».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.004 с.)