Порядок государственной регистрации банков и лицензирование банковской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок государственной регистрации банков и лицензирование банковской деятельности



 

Все создаваемые в Российской Федерации кредитные организации как юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация банков осуществляется в таком же порядке, как и всех прочих юридических лиц, органами Федеральной налоговой службы (ФНС). Для того чтобы получить право заниматься банковской деятельностью, банк должен получить лицензию на осуществление банковских операций.

Государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование их деятельности — важнейшая составная часть системы банковского регулирования во всех рыночных странах. Посредством регистрации и лицензирования регулируется допуск различных организаций к операциям на финансовом рынке. Особенно жесткие требования предъявляются к тем организациям, которые выходят на кредитный рынок, т. е. к банкам. Практически во всех странах требуются особая регистрация создаваемого банка и получение разрешения на его открытие (лицензии).

Цель регистрации и лицензирования — не допустить на рынок финансово неустойчивые, подверженные высоким рискам организации с сомнительной репутацией учредителей. В ходе регистрации и лицензирования подтверждается:

· во-первых, правомочность учредителей банка на его создание (правомочность «выхода на рынок»);

· во-вторых, наличие у учредителей достаточных капиталов для обеспечения устойчивой работы банка;

· в-третьих, квалификация и деловая репутация руководителей будущего банка.

В Российской Федерации требования к учредителям кредитной организации и ее руководящим работникам установлены федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Учредителями кредитной организации может выступать широкий круг физических и юридических лиц, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (т. е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала банка). Юридическое лицо не может являться учредителем при наличии задолженности перед федеральным бюджетом бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом, независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате. Юридическое лицо — учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, обладать достаточными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации, действовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом за последние три года.

С целью обеспечения надлежащего уровня управления кредитной организацией и снижения на этой основе рисков ее деятельности закон устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера создаваемых кредитных организаций в отношении образования, опыта работы в банковской системе, деловой репутации.

В Российской Федерации решение о регистрации кредитных организаций принимает Банк России, он же выдает лицензии на осуществление банковских операций. Общий порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности определен Законом «О банках и банковской деятельности». Детально процедура регистрации кредитных организаций регламентирована Инструкцией ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Процедура регистрации кредитной организации включает следующие основные этапы.

I. Учредители кредитной организации до подписания учредительного договора (договора о создании) направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании предполагаемых полного официального и сокращенного наименований кредитной организации. Банк России в течение трех рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации телеграмму, подтверждающую предварительное согласование предполагаемых наименований.

II. Учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по ее предполагаемому местонахождению весь необходимый пакет документов.

III. Территориальное учреждение Банка России рассматривает представленные документы и принимает соответствующее решение в срок, не превышающий четырех месяцев с даты их поступления. При наличии замечаний по представленным документам они возвращаются учредителям с письменным заключением. При отсутствии замечаний территориальное учреждение направляет в Банк России положительное заключение с приложением подлинных документов, представленных учредителями кредитной организации.

IV. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности государственной регистрации кредитной организации в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение всех необходимых для этого документов. При принятии положительного решения о государственной регистрации кредитной организации происходит подписание свидетельства о государственной регистрации кредитной организации. Банк России вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации по основаниям, указанным в ст. 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Решение об отказе в государственной регистрации должно быть мотивировано и сообщено учредителям кредитной организации в письменной форме.

V. Территориальное учреждение Банка России, получив свидетельство о регистрации кредитной организации и зарегистрированные учредительные документы:

· направляет учредителям уведомление о государственной регистрации кредитной организации с указанием реквизитов открываемого ей корреспондентского счета;

· вносит сведения о регистрации новой кредитной организации в реестр кредитных организаций, расположенных на подведомственной ему территории;

· выдает 1 экземпляр свидетельства о государственной регистрации кредитной организации и по 1 экземпляру ее учредительных документов председателю совета директоров или другому уполномоченному лицу кредитной организации.

Учредители кредитной организации должны оплатить 100% ее уставного капитала, указанного в уставе, в течение одного месяца после получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации. Территориальное учреждение Банка России проверяет правомерность оплаты уставного капитала. Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Лицензирование банковской деятельности – процедура, которую проходят кредитные организации, чтобы получить право на осуществление банковских операций.

В России в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемойЦентральным банком.

Для ее получения юридическое лицо предоставляет в ЦБ следующие документы:

§ заявление в установленной форме;

§ учредительные документы организации;

§ бизнес-план кредитной организации;

§ протокол общего собрания учредителей;

§ документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;

§ заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей кредитной организации;

§ анкеты кандидатов на должности ее руководителя, главного бухгалтера и их заместителей;

§ аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей - юридических лиц;

§ документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами;

§ документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований к проведению кассовых операций;

§ копия документа, выданного федеральным антимонопольным органом и подтверждающего удовлетворение ходатайства о даче согласия на создание кредитной организации, если это требуется по закону;

§ документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации, если она создается в форме акционерного общества;

§ полный список учредителей кредитной организации на бумажном носителе.

Кроме того, согласно инструкции ЦБ РФ от 2 апреля 2010 года № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», необходимы подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала, а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций банка, если он создан в форме акционерного общества.

Банковские лицензии существуют нескольких видов. Причем кредитная организация не может обратиться в Банк России за расширенной или генеральной лицензией ранее чем через два года с даты регистрации.

Проведение банковских операций без получения соответствующей лицензии может привести к следующим последствиям: для юридических лиц - взыскание всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет и ликвидация (для этого ЦБ РФ должен обратиться в суд), для физических лиц - гражданская или уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.008 с.)