Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок исчисления таможенных пошлин и налогов по таможенному законодательству таможенного союза евразэс
Вступивший в силу в июле 2010 года Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭС (далее - ТК) установил новый порядок исчисления таможенных платежей. Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Иными словами, в качестве объекта обложения выступают товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые с таможенной территории таможенного союза (подп. 22 п. 1 ст. 4 ТК). При этом уточняется, что под товарами в таможенном законодательстве понимаются: любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (транспортные средства, морские суда и т.д.) (подп. 35 п. 1 ст. 4 ТК). В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах под товаром понимается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Однако при этом оговаривается, что в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (ст. 38 НК РФ). Похожие определения товара, используемые в целях налогообложения, содержатся в налоговом законодательстве других государств - членов таможенного союза. Так, в соответствии со ст. 29 Налогового кодекса Республики Беларусь "товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством". База (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин, налогов представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Базой для исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (п. 2 ст. 75 ТК). Выбор конкретной базы для исчисления таможенных пошлин зависит от вида товаров и применяемых видов ставок.
Стоимостная характеристика товара - таможенная стоимость - используется при расчете таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам. Законодательной базой при регулировании вопросов определения и декларирования таможенной стоимости является глава 8 ТК, а также законодательство государств-членов таможенного союза: Российской Федерации - глава 11 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", разделы III, IV Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе", глава 11 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", разделы III, IV Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года N 2151-XII "О Таможенном тарифе". При расчете таможенной пошлины по специфическим и комбинированным ставкам используются физические характеристики в натуральном выражении: количество (штуки, пары и др.); масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи (вес-нетто) (килограммы, граммы, караты и др.); объем (литры, кубометры); иные характеристики (киловатт-часы и др.). Налоговая база для исчисления НДС и акцизов на товары, ввозимые на территорию таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, при ввозе товаров налоговая база по НДС определяется как сумма: 1) таможенной стоимости этих товаров; 2) подлежащей уплате таможенной пошлины; 3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). При расчете акцизов на ввозимые товары налоговая база определяется: 1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении; 2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма: а) их таможенной стоимости; б) подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки. Расчетная стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза, определяется в соответствии со ст. 187.1 НК РФ. В Налоговом кодексе РФ вопросам определения налоговой базы НДС и акцизов на ввозимые товары посвящены ст. ст. 53, 54 (понятие налоговой базы и общие вопросы ее исчисления), 153 (налоговая база по НДС), 160 (порядок определения налоговой базы по НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией), 191 (порядок определения налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией). В Налоговом кодексе Республики Беларусь соответствующие нормы содержатся в статьях 41 (понятие налоговой базы), 99 (определение налоговой базы налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами), 117 (определение налоговой базы по акцизам), 121 (порядок исчисления акцизов, взимаемых таможенными органами). В Налоговом кодексе Республики Казахстан это статьи 28 (понятие налоговой базы), 246 (определение облагаемого НДС импорта), 247 (размер облагаемого НДС импорта), 283 (налоговая база по подакцизным товарам), 297 (налоговая база импортируемых подакцизных товаров). Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов - предмет статьи 76 ТК. По общему правилу таможенные пошлины, НДС, акцизы, взимаемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу, исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены как в ТК, так и в международном договоре. Так, например, в п. 1 ст. 316 ТК устанавливается: если в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не требуется подача декларации на товары, таможенные пошлины, налоги исчисляются и начисляются таможенным органом, осуществляющим таможенные операции в месте (учреждении) международного почтового обмена с использованием таможенного приходного ордера. Еще одно исключение из этого правила установлено в п. 2 ст. 76 ТК: при взыскании таможенных пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных платежей производится таможенным органом государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов осуществляется в валюте государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация. Это правило может быть "скорректировано" международными договорами государств - членов таможенного союза, в которых может содержаться иная норма.
Валюта исчисления таможенных пошлин, налогов в ряде случаев может не совпадать с валютой, в которой происходит уплата таможенных платежей. Согласно п. 3 ст. 84 ТК таможенные пошлины, налоги должны уплачиваться в валюте государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги. На практике это может привести к необходимости пересчета иностранной валюты, который производится в соответствии со ст. 78 ТК, в которой закреплено, что в случае если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства - члена таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Данное правило действует, если иное не предусмотрено ТК и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено ТК. В качестве примера особого порядка расчета можно привести норму п. 2 ст. 360 ТК, в соответствии с которой таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 ТК. При расчете суммы налогов, подлежащих уплате (взысканию), используется привязка к законодательству государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Данная норма отражает современное состояние интеграционного процесса в ЕврАзЭС: в рамках таможенного союза согласована таможенно-тарифная политика, действует единый таможенный тариф, однако согласования налоговой политики (в том числе налогообложения внешнеторговых поставок) пока не достигнуто. Это - задача следующего этапа интеграционного развития, в рамках которого создается экономический союз и унифицируются вопросы налоговой политики.
По-особому происходит выбор применимого законодательства для исчисления подлежащих уплате налогов в случае помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита. В соответствии с частью второй п. 2 ст. 84 ТК, когда будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств - членов таможенного союза (в данном случае - Соглашением о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года), что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства - члена таможенного союза, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в этом государстве - члене таможенного союза. При исчислении подлежащих уплате налогов в этом случае будет применяться законодательство того государства - члена таможенного союза, в котором они подлежат уплате. Норма, содержащаяся в п. 6 ст. 76 ТК, во многом повторяет норму ст. 321 Таможенного кодекса РФ 2003 года. В свое время эта норма стала одной из прогрессивных новелл Таможенного кодекса РФ, поскольку до его принятия в 2003 году в отношении товаров, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с частичным освобождением от уплаты таможенных платежей и впоследствии помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения, таможенные пошлины и налоги уплачивались в полном объеме. При этом уплаченные периодические платежи "сгорали" с помещением товаров на таможенный склад, что в ряде случаев вынуждало лиц повторно оформлять товары в соответствии с таможенным режимом временного ввоза, вместо их выпуска для свободного обращения. Статья 321 Таможенного кодекса РФ, а теперь п. 6 ст. 76 ТК закрепляют принципиально иной подход, широко применяемый в международной практике: общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, уплачиваемая в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию, за весь период нахождения их на этой территории не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары изначально были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию. Экономическое значение этой нормы состоит в "уравнивании" положения двух участников внешнеторговой деятельности - того, который сразу уплатил таможенные пошлины, налоги с целью введения товара в свободный оборот, и второго, который использовал товары в течение определенного срока в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза, впоследствии хранил их на таможенном складе и т.д. и только после этого заявил к выпуску для свободного обращения.
Общее правило об ограничении по общей сумме таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию, действует только при равных условиях (равных ставках таможенных пошлин налогов). Если сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения их ставок, действующих на день принятия таможенной декларации при заявлении измененной таможенной процедуры, суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующей таможенной процедуре подлежат зачету в счет уплаты сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранной таможенной процедуры. При исчислении таможенных пошлин, налогов особое значение приобретает вопрос определения применимой ставки таможенных пошлин, налогов. Этому вопросу посвящена ст. 77 ТК. По общему правилу, для целей исчисления таможенных пошлин, НДС и акцизов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Из этого правила могут быть сделаны исключения, предусмотренные ТК или международными договорами государств - членов таможенного союза. Так, например, особые правила определения применимой ставки таможенных пошлин, налогов содержатся в ст. 197 ТК, устанавливающей порядок выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Исключения из общего правила определения применимых ставок содержатся также в ст. 81, регулирующей отношения по возникновению и прекращению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и сроки их уплаты при незаконном перемещении товаров через таможенную границу, а также в иных статьях ТК и других источников таможенного законодательства. ТК может в ряде случаев отсылать к законодательству государств - членов таможенного союза, которое, в свою очередь, будет устанавливать особый порядок определения применимой ставки. Так, в соответствии со ст. 312 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные пошлины за товары, вывозимые из Российской Федерации трубопроводным транспортом, уплачиваются за каждый календарный месяц поставки по ставкам вывозных таможенных пошлин, действующим на 15-е число месяца поставки товаров, а при ввозе товаров трубопроводным транспортом ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются по ставкам, действующим на 15-е число месяца, предшествующего месяцу поставки. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом (ЕТТ) таможенного союза. По коду декларируемого товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза в ЕТТ отыскивается соответствующая строка, в которой и содержится ставка, применяемая для исчисления ввозной таможенной пошлины. Из этого общего правила таможенным законодательством также могут устанавливаться исключения. Например, в соответствии со ст. 360 ТК таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со ст. 77 ТК либо по единым ставкам таможенных пошлин, налогов, которые устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза. Такие единые ставки содержатся в приложении 5 к Соглашению от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (Текст Соглашения размещен на сайте Таможенного союза). Еще один особый случай определения применимой ставки предусмотрен международным договором стран-членов таможенного союза, принятым в целях реализации нормы, предусмотренной п. 6 ст. 4 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, в соответствии с которой государства - члены таможенного союза могут согласовывать условия и порядок применения одним из участников таможенного союза в исключительных случаях более высоких или более низких ставок ввозных таможенных пошлин. Во исполнение этой нормы был принят Протокол от 12 декабря 2008 года "Об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа". Протокол действует в течение пяти лет с даты вступления в силу и не подлежит продлению (ст. 6 Протокола). В соответствии со ст. 2 Протокола с даты введения в действие ЕТТ и предоставления полномочий по его ведению Комиссии таможенного союза более высокая или более низкая ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой ЕТТ может применяться одной из стран-членов таможенного союза в отношении товара, происходящего из третьих стран, в исключительных случаях на основании решения Комиссии, принимаемого в соответствии с данным Протоколом. Применение одной из стран - членов таможенного союза более высокой ставки может быть предложено этой страной, если такая мера является необходимым условием для развития отрасли ее экономики. Использование более низкой ставки может быть предложено в случае острого дефицита товара, если такая мера является необходимым условием для удовлетворения социально значимых потребностей населения или потребностей развития производства, которое зависит в значительной степени от традиционного импорта из третьих стран и не может быть осуществлено за счет производства этого или аналогичного товара в таможенном союзе. Для рассмотрения Комиссией вопроса о применении одной из стран - членов таможенного союза более высокой или более низкой ставки эта страна представляет в Комиссию предложение о применении более высокой или более низкой ставки с приложением обоснования необходимости ее применения. Такое предложение должно содержать следующую информацию: а) размер ставки ЕТТ на товар; б) сведения об объеме производства и о потребности в товаре как в государстве, вносящем предложение, так и в таможенном союзе в целом (в натуральном и стоимостном выражении); в) сведения об объеме импорта товара как государством, вносящим предложение, так и таможенным союзом в целом; Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2006 года N 795, в которое практически каждый год вносятся многочисленные изменения. Порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, установлен п. 4 ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе". Сами ставки утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2006 года N 695, в которое также ежегодно вносится большое число изменений. На отдельные категории товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин рассчитываются по формулам, устанавливаемым Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 1155 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти"). В соответствии с п. 3 ст. 126 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Правительством Республики Казахстан в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран. Реализуя соответствующее полномочие, Правительство Республики Казахстан приняло Постановление от 7 июня 2010 года N 520 "О ставках таможенных пошлин Республики Казахстан". Ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты установлены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2005 года N 1036 "О взимании таможенных пошлин при вывозе с таможенной территории Республики Казахстан товаров, выработанных из нефти", в которое периодически вносятся изменения и дополнения. В Республике Беларусь ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года N 2151-XII "О Таможенном тарифе"). В этих целях, например, приняты Указы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года N 716 "О ставках вывозных таможенных пошлин", от 1 февраля 2011 года N 40 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье". Для выбора ставки при исчислении налогов (НДС и акцизов), которыми облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза, в ТК установлена норма, в соответствии с которой должны применяться ставки, установленные законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.239.12 (0.026 с.) |