Понятие, предмет и метод таможенного права России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет и метод таможенного права России



Предмет таможенного права таможенного союза

Таможенное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих широкий круг разнооб­разных общественных отношений в таможенной сфере. Новизна, сложность и обширность регулируемых отно­шений требуют их расчленения на части и разъяснения отдельных элементов, образующих в своей совокупности предмет таможенного права.

В общей форме структура общественных отношений в сфере таможенной деятельности определена Таможен­ным кодексом таможенного союза. В нем обозначены основные виды общественных отношений, совокупность которых и составляет предмет регулирования таможен­ного права.

В зависимости от конкретных целей возникновения и, соответственно, их создания и регулирования в каче­стве таможенных отношений выделяют общественные отношения, связанные:

1) с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза;

2) с их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

3) с временным хранением товаров;

4) с таможенным декларированием;

5) с выпуском товаров и их использованием в соответствии с таможенными процедурами;

6) с проведением таможенного контроля;

7) с уплатой таможенных платежей;

8) с властными отношениями между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами и т.п.

Особенность перечисленных видов обще­ственных отношений состоит в том, что все они возни­кают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. В своей совокупности они определяются понятием тамо­женных отношений, регулятором которых и является исключительно таможенное право.

Указанные виды общественных отношений многооб­разны по своему характеру и составляют предмет тамо­женного права. Все они непосредственно связаны с та­моженным регулированием и потому называются таможенными отношениями.

Главное, что характерно для таможенного пpава и, в чем наиболее ярко и зримо проявляются его особенно­сти, - это функционирование системы таможенных ор­ганов. В значительной степени таможенное право высту­пает в качестве правовой формы реализации задач, функций и полномочий, возлагаемых Таможенным ко­дексом и другими законодательными актами государств-членов таможенного союза на их таможенные органы.

Таможенное право регулирует указанные выше отно­шения с участием таможенных органов, которые скла­дываются по поводу осуществления ими возложенных на них функций. Имеется в виду практическая реализа­ция принадлежащих им юридически властных полномо­чий, в силу которых таможенные органы выступают в роли субъекта таможенных отношений.

Таможенные от­ношения представляют собой сферу применения и осу­ществления полномочий таможенных органов.

Таким образом, при определении предмета таможен­ного права необходимо учитывать:

практическую реализацию ими предоставленных для осуществления таможенной деятельности полномочий;

наличие в ней специальных субъектов - таможенных органов;

наличие в ней специфического объекта регулирова­ния – товаров.

Таким образом, общественные отношения, регулируе­мые таможенным правом, очень многообразны, но все они возникают в связи с осуществлением таможенного регулирования, а таможенные правовые нормы упорядочивают, закрепляют и охраняют наиболее рациональные обще­ственные отношения в таможенной сфере.

Методы таможенного права

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обусловливает при­менение имеющихся в действующей системе права спо­собов воздействия на субъектов - административно-пра­вового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два метода содержательно вы­ражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления.

Гражданско-правовой метод регулирования основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено».

Специфика таможенного регулиро­вания таможенного права состоит в целенаправленной деятельности государств-членов таможенного союза по регулированию внешнетор­гового обмена посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. В связи с этим в правовом регулировании таможенных отношений превалирует административно-правовой ме­тод, который выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений.

Обязательные предписания в таможенной сфере - это возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Доля предписаний в тамо­женном праве занимает значительное место, что связано с целенаправленной организацией таможенного регулирования, требующего властных указаний, предписаний к совер­шению определенных действий и т.п.

Все таможенные органы таможенного союза обязаны действовать строго в рамках своей компетенции и с соблюдением установ­ленного порядка. При этом они не имеют права укло­няться от принятия решений. Любое лицо вправе обжа­ловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов государств-участников таможенного союза и их дол­жностных лиц, если считает ущемленными свои права и интересы. Таможенным органам запрещено все, что не разрешено актами, определяющими их компетенцию.

Установление запретов в таможенном праве связано с обеспечением безопасности, необходимо­стью защиты общественного порядка, нравственности на­селения, жизни и здоровья человека, интересов потребите­лей, права собственности (в том числе на объекты интеллектуальной собственности), животных и растений, а также охраны окружающей природной среды и т.п.

Запреты - это предписания, возлагающие юридичес­кую обязанность не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой.

Правовые формы запретов в таможенной сфере разно­образны. Нередки прямые запреты: запрет ввоза на территорию таможенного союза и вывоза с территории таможенного союза товаров и транспортных средств по основаниям, предусмотренным законодательством государств-членов таможенного союза, запрет совершать таможенные пре­ступления, запрет совершать администра­тивные таможенные правонарушения и др.

Запреты в таможенной сфере выражаются и в другой правовой форме - путем указания исчерпывающего пе­речня действий. Например: установлен порядок декларирования товаров и транспортных средств, включающий определение формы, места, сроков подачи таможенной декларации, представление доку­ментов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, принятия таможенной декларации, ее изменения, дополнения и изъятия.

Запреты в таможенной сфере устанавливаются и по­средством определения порядка совершения действий. Например: установлен четкий порядок действий должностных лиц таможенных органов на всех этапах таможенного оформления: на этапе приема, реги­страции и учета таможенных деклараций и на этапе кон­троля за правильностью определения кода товара в со­ответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и страной происхождения и т.д.

Исполнение запретов обеспечивается установлением уголовной ответственности физических лиц и админист­ративной ответственности физических и юридических лиц за их нарушения.

Метод запретов в таможенном праве тесно соприкаса­ется с методом официального разрешения на совершение определенных действий. Разрешительный метод также широко применяется в таможенном праве и является наи­более перспективным.

Например: предусматривается разрешительный порядок перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств. Суть его заключается в том, что перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза разрешается таможенными органами только при заявлении товаров в определенную таможенную процедуру. При этом право принятия решения о возможности помещения конкретного товара под определенную таможенную процедуру принадлежит исключительно таможенным органам.

Широко используется в таможенном праве и граж­данско-правовой метод - диспозитивный подход к ус­тановлению правомочий субъектов таможенных отноше­ний. Для этого метода характерен принцип равенства прав лиц (юридических и физических) на ввоз на территорию таможенного союза и вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств. Никто не может быть лишен права или огра­ничен в праве на ввоз на территорию таможенного союза и вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств, за исключе­нием случаев, установленных Таможенным кодексом и другими законодательными актами государств-членов таможенного союза.

Таможенный кодекс предоставляет лицам, перемещаю­щим товары через таможенную границу, право выбора любой таможенной процедуры. По желанию лица одна таможенная процедура может быть заменена другой. Этот метод регулирования прав лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, примененный в Таможенном кодексе, называется методом общих дозволений, в отличие от иных форм проявления гражданско-правового метода регулирования.

Диспозитивный подход в таможенном праве выража­ется и в предоставлении субъектам возможности согла­сования отдельных условий реализации своих прав в таможенных правоотношениях. Например, место и вре­мя пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы допускается только в специально определенных местах, определяемых государствами-членами таможенного союза, и во время работы таможенных органов.

Таким образом, специфика правового регулирования общественных отношений в таможенной сфере состоит в органическом соединении административно-правового и гражданско-правового методов в разнообразных формах их реального проявления.

Предмет таможенного права

Прежде чем утверждать, что таможенное право является отраслью права, необходимо обосновать наличие в нем своего предмета, так как без него нет самостоятельной отрасли права.

Предметом таможенного права являются общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью. Эта деятельность с правовой точки зрения является совокупностью организационных, документальных или оперативных действий, совершаемых определенными субъектами и требуемых таможенным законодательством. У этих действий есть конкретная юридическая цель, без констатации которой они теряют свое содержание. На практике таможенная деятельность связана с таможенным досмотром, проверкой таможенными органами документов, учетом товаров и транспортных средств, с проверкой таможенных платежей, с дознанием по таможенным правонарушениям и т.д. В процессе этой деятельности решаются поставленные задачи правового регулирования и принимаются к субъектам меры в случае нарушения ими таможенного законодательства. Таможенная деятельность здесь направлена на обеспечение реальных условий для развития и защиты всех форм собственности на товары, транспортные средства, создание и совершенствование форм и методов работы сотрудников таможенных системы, служб, органов; совершенствование таможенного законодательства и предупреждение преступлений и других негативных явлений в таможенной Обобщая вышесказанное, следует указать, что таможенные отношения — это общественные отношения, связанные с осуществлением таможенного дела, представляющего собой совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства. В литературе встречается мнение относительно того, что предмет таможенного права по существу отличается от предмета таможенного дела и предмета таможенной политики, хотя само таможенное право способствует развитию и укреплению таможенного дела и таможенной политики[шматков Минск, 2005].
В Значительной степени таможенное право выступает в качестве правовой формы реализации задач, функций и полномочий, возлагаемых Таможенным кодексом и другими законодательными актами на таможенные органы. Таможенные отношения представляют собой сферу применения и осуществления полномочий таможенных органов [игнатюк с. 43].Без таможенного права невозможно создание нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти в лице таможенных органов.
Помимо указанного выше при определении предмета таможенного права необходимо учитывать наличие специфического объекта регулирования — товаров, т.е. любого движимого имущества, в том числе валюты, валютных ценностей, электрической, тепловой, иных видов энергии и транспортных средств [Игнатюк С. 44].
Выделяют ряд сущностных особенностей предмета правового регулирования таможенных отношений[шматков Минск, 2005]:
во-первых, данный вид правового регулирования основан на, таких понятиях как: «оформление товара», «таможенный контроль», «таможенная пошлина», «перемещение товаров и транспортных средств», «таможенное правоотношение» и другие, без которых ни один таможенный работник, ни один таможенный орган не может осуществлять свои функции. Однако эти понятия могут использоваться и в других отраслях права, например, пошлина как вид налога — в финансовом праве, оформление товаров и контроль — в административном праве и т.д.;

во-вторых, поскольку указанные понятия обладают специфическими качествами и характеристиками, они могут быть объектом государственного воздействия с целью осуществления интересов государства;

в-третьих, сами товары, транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, могут находиться в частной собственности и облагаться в установленном порядке пошлинами и налогами; работники таможенных органов не могут быть одновременно собственниками товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью;

в-четвертых, нарушения, допускаемые при перемещении названных товаров, предметов и т.д. через таможенную границу, должны немедленно пресекаться и по ним должны приниматься меры административного, финансового, налогового, уголовного и иного порядка;

в-пятых, таможенные отношения включают в себя те отношения, которые не урегулированы законом, хотя в этом есть острая необходимость. Например, для экономической безопасности Беларуси большое значение имеет контроль за вывозом за пределы государства новых технологий.

Таким образом, таможенное право должно быть выделено в самостоятельную отрасль права потому, что имеет самостоятельный специфический предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможенной сфере [Игнатюк, А.З. Таможенное право Республики Беларусь / А.З. Игнатюк. – Минск: Амалфея, 2002. С. 36; Таможенное право Республики Беларусь. Общая часть: практ. пособие / И.И. Шматков. – Минск: Белтаможсервис, 2006. – 168 с.; Таможенное право Республики Беларусь / И.И. Шматков. – Минск: Белтаможсервис, 2008. – 352 с.].

 

3 Методы таможенного права

Суть метода таможенного права характеризуется как:

1. Установление определенного порядка действий — предписание к действию в определенных условиях надлежащим образом, предусмотренным конкретной нормой таможенного права;

2. Запрещение определенных действий под страхом применения конкретных юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);

3. Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных нормами таможенного права;

4. Предоставление возможности действовать или бездействовать по своему усмотрению, то есть совершать или не совершать предусмотренные нормами таможенного права действия на определенных ею условиях [Сандровский К.К. Таможенное право. С. 19-20. Петровский К. Анализ факторов риска – что это? // Таможенный вестник (для Беларуси и России).— № 8.— 2000. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало. М. 2001. С. 19, 23-24.].

Основной метод таможенного права,—императивный метод—метод властных предписаний. Императивный или предписывающий метод присущ не только для таможенного права, но и для других отраслей права. Поэтому важным для понимания является то, как проявляет себя императивность на примере конкретных (специальных) методов таможенного регулирования внешнеторговой деятельности. Указанные методы определены в Законе Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»:таможенно-тарифного регулирования (ст. 11 Закона);нетарифного регулирования (ст. 12 Закона);запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности (ст. 13 Закона);мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности (гл. 7 Закона), [Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [http://zakon.by/webnpa/text.asp?RN=H10400347#&Chapter=7].
Согласно указанного нормативного правового акта таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь, а нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования;
Тарифное и нетарифное регулирование, а также иные запреты и ограничения, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, дают основание утверждать, что таможенное право в большей части своих норм относится к публичному праву.

Это обусловливается тем, что упомянутые выше методы регулирования призваны обеспечивать, прежде всего, государственные(публичные интересы), то есть интересы общества, государства, экономической, экологической, информационной и иной безопасности страны[Халипов СВ. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Зерцало-М», 2006. — 440 с.].

С другой стороны, с целью пополнения бюджета, развития отраслей экономики, расширения внешнеэкономических связей, а в целом стимулирования развития внешнеторговой деятельности таможенным законодательством предусмотрены отдельные дозволения, предоставляющие участникам таможенных правоотношений (участникам ВЭД) право выбора вариантов своих действий.

Так, например, инициатива ввоза товаров на территорию Республики Беларусь либо вывоза за ее пределы исходит от лица, в интересах которого перемещается товар. Более того, все, что относится к количеству перемещаемого товара, его видам, стране происхождения (при учете существующих запретов и ограничений), условиям поставки товаров и т.п., также основано на праве перемещения товара через таможенную границу. Реализуя данное право, лицо самостоятельно выбирает (изменяет выбранный) приемлемый для него таможенный режим или таможенную процедуру, правовые требования которых определяют дальнейшие взаимоотношения участников ВЭД с таможенными органами.

Отдельные элементы дозволительности проявляются и в конкретных таможенно-правовых институтах, например, таможенном оформлении, услугах таможенных агентов, выборе конкретного таможенного склада или склада временного хранения.

Как видим, кроме императивного метода, в таможенном праве применяется и диспозитивный метод, однако пределы его действия существенно ограничены. В области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами[Бакаева]. Указанное подчеркивает комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом.

Императивный и диспозитивный методы отдельные авторы именуют административно-правовым и гражданско-правовым методами соответственно в их различных формах выражения. Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Гражданско-правовой метод регулирования основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено» [Игнатюк С. 44].

В учебных целях немаловажным будет являться уяснение средств, приемов и способов изучения соответствующих таможенных норм, процессов, т.е. методов таможенного права как науки и учебной дисциплины.

Любая наука не существует без собственных методов исследования и чем совершеннее методы изучения явлений и чем больше таких методов, тем шире возможности науки [Рассолов М.М., Экимов А.И. Предмет и метод науки теории государства и права // Теория государства и права. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2000.] Поэтому таможенное право как наука придает первостепенное значение совершенствованию и обогащению совокупности используемых ею методов.

Как и в теории государства и права, методы таможенного права должны подразделяться на общие, распространяемые на многие юридические науки и все направления самого таможенного права, частные, используемые для изучения разнообразных аспектов и сторон таможенного законодательства и таможенного права в целом.

Ведущее место в ряду общих методов изучения проблем таможенного права принадлежит историческому и сравнительному методу, которые в свою очередь прослеживают динамику явления от предпосылок возникновения до современного уровня развития. История таможенного права — это самостоятельный и довольно сложный предмет, изучение которого необходимо производить обладая некоторыми запасами знаний по истории таможенного дела и таможенной политики, по теории права и истории отечественного и зарубежного права.

В роли общих методов изучения проблем таможенного права могут выступать также метод типологии, который требует из всего наблюдаемого правового материала отбирать и выделять характерное, типичное, метод актуализма, состоящий в использовании современных знаний для изучения прошлого таможенного права и, наоборот, в использовании знаний прошлого для понимания настоящего таможенного права и предсказания его будущего, системный подход, представляющий собой совокупность теоретических принципов и положений, позволяющих рассматривать все нормы таможенного права как систему, как единое целое в тесной связи и взаимодействии с другими правовыми нормами, институтами, прослеживать их изменения во времени и делать обоснованные выводы относительно закономерностей развития всего механизма правового регулирования таможенных отношений в обществе, а также методы системных анализа и синтеза.
Наряду с общими методами познания таможенное право сегодня использует также частные научные способы воздействия своих норм на поведение людей, на регулируемые этой отраслью таможенные отношения. Среди таких методов можно выделить следующие:
— разрешительный метод правового регулирования, при котором участникам предоставляется свобода в реализации своих прав (например, всем лицам на равных основаниях предоставляется право на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров и транспортных средств).
— рекомендательный метод правового регулирования. Суть данного метода состоит в предоставлении права выбора вариантов поведения самими участниками правоотношений.
— ограничительно-запретительный метод регулирования таможенных отношений состоит в регламентации и установлении обязанностей субъектов таможенно-правовых отношений. Данный метод позволяет установить рамки возможного и должного поведения участников.
— делегирующий метод — способ, при котором участникам таможенных правоотношений предоставляются определенные права и свободы.

Источники таможенного права

Под источниками права принято понимать внешние фор­мы права. В пра­вовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля стано­вится правовой нормой, обознача­ются условным термином «источники права».

Под источни­ками таможенного права таможенного союза понимаются акты компетент­ных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы таможенного права таможенного союза.

Содержание таможенного права таможенного союза определя­ется системой его источников, к которым по общему правилу относятся:

1) Таможенный кодекс таможенного союза;

2) международные договоры государств-участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решения Комиссии таможенного союза (Комиссия таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза), регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза;

4) внутреннее законодательство государств-членов таможенного союза;

5) международные обычаи.

Источники таможенного права таможенного союзаимеют определенную специфику, они носят тройственный характер.

С одной сто­роны, источниками являются международные договоры и между­народные обычаи, с другой - Таможенный кодекс таможенного союза и решение Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза, а с третьей стороны - нормы внутреннего (националь­ного) законодательства.

В Таможенном кодексе таможенного союза, как базовом источнике таможенного права таможенного союза, со­держатся все основные материально-правовые, про­цессуальные и процедурные таможенные нормы.

Таможенный кодекс таможенного союза определя­ет правовые, экономические и организационные основы таможенного регулирования на территории государств-участников таможенного союза и направлен на защиту экономическо­го суверенитета и экономической безопасности таможенного союза, активизацию связей поли­тики государств-участников таможенного союза с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан государств-участников таможенного союза, юридических лиц и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области тамо­женного регулирования.

Международные договоры (конвенции, договоры и соглаше­ния — название в данном случае значения не имеет), т. е. те внешние формы права, которые являются результатом нормотворчества госу­дарств-членов таможенного союза и других субъектов таможенного права таможенного союза, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза

Между­народно-правовые договоры и соглашения с участием Республики Беларусь, касающиеся таможенных вопро­сов, - важнейшие источники таможенного права.

Решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза являются обязательными для всех государств-членов таможенного союза.

Резолюции иных международных организаций, если иное спе­циально и долж­ным образом не оговорено, не создают юриди­ческих обязательств для участ­вующих государств.

Еще одним источником международного частного права, связанным про­исхождением с международной жизнью, явля­ется международный обычай.

Учитывая значительную роль обычаев международного делового оборота в регламентации международных экономических связей и трудность установленияих содержания и применения (в силу их неписаного характера), многие международные организации изучают, обобщают и публикуют своды обычаев по таким группам вопросов, как Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 2000 г., повсеме­стно применяемые таможенными орга­нами в целях определения та­моженной стоимости для начисления по­шлин и статистического учета в сфере внешнетор­говой деятельности государств и т.п.

Обычаи в таможенном праве - неписанные правила поведения, которые сло­жились давно, систематически применяются и отступление от них рас­сматри­вается как нарушение права. Обычаи могут носить правовой и не правовой характер. Правовой характер они имеют в тех случаях, когда санк­ционированы соответствующим компетентным органом государ­ства.

Примером санкционированного обычая может быть положение, сформулированное в ст. 1093 ГК Республики Беларусь: «Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республики Беларусь, настоящего Кодекса, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев».

Внутреннее (национальное) законодательство – один из основных источ­ников таможенного права таможенного союза.

Говоря о Республике Беларусь, мы констатируем, что таможенное регулирование в республике отнесено к ведению Пре­зидента Республики Беларусь, поэто­му законодательство о таможенном деле представлено исключительно юридическими актами государственного уровня.

Национальными или внутренними источниками тамо­женного права в Беларуси являются:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принята на республикан­ском референдуме 24 ноября 1996 г.)

Принципиальное значение для таможенного законо­дательства имеет положение Конституции о том, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнан­ных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8).

Согласно ст. 137 Основного Закона, Конституция обладает высшей юридической силой. За­коны, декреты, указы и иные акты государственных ор­ганов издаются на основе и в соответствии с Конститу­цией. Это касается и актов, регулирующих вопросы таможенного дела.

2. Комплексный характер таможенного законодатель­ства обусловливает использование отдельных норм, со­держащихся в актах иной отраслевой принадлежности. Например, ответственность за таможенные преступления установлена Уголовным кодексом Республики Беларусь, ведение дознания по делам о таких преступлениях предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом Рес­публики Беларусь.

Аналогичным образом дело обстоит с Кодексом об административных правонарушениях Рес­публики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях Рес­публики Беларусь, в которых содержатся нормы предусматривающие ответственность за совершение административных таможенных правонарушений и ведение административного процесса по делам о таких правонарушениях.

3. Важны­ми и многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные акты. Это во многом объясняется характером таможенной деятельности. В процессе ее осу­ществления часто возникает необходимость решения за­дач, требующая немедленного оперативного реагирова­ния. Достижению таких целей и способствует админи­стративное нормотворчество.

Подзаконными нормативными актами являются нормативные правовые акты ГТК Республики Бела­русь. Изданные ГТК Республики Беларусь в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу обязательны для исполнения всеми таможенными орга­нами и иными государственными органами Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организация­ми независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

ГТК Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты совместно с другими органами исполни­тельной власти. В данном случае совместные норматив­ные правовые акты являются не только источниками таможенного права, но и других отраслей права.

4. Судебный прецедент также может рассматриваться в качестве национального источника таможенного права. Судебный прецедент как источник права – это конкретное судебное решение, за которым признается государством сила закона. Для полного понимания сущности прецедентного права необходимо уяснить содержание следующих категорий:

- Stare decisis (придерживаться того, что было решено) – принцип, в соответствии с которым решение, вынесенное судебным органом, является обязательным при последующем разрешении аналогичного дела тем же судом или судом соответствующей юрисдикции низшей инстанции.

- Ratio decidenti – часть решения, где сформулированы принципиальные правовые положения, на которых основано само решение и которые в дальнейшем подлежат применению.

- obiter dictum – заявления, ремарки, замечания, нашедшие отражение в решении суда, но не составляющие его правовую основу.

В Республике Беларусь судебная практика по гражданским делам с 1 июля 1999 г. рассматривается в качестве источника права. Она имеет важное значение и для толкования норм таможенного права. В этом смысле особого внимания заслу­живают руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда Республики Бе­ларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Издание руково­дящих разъяснений направлено на обеспечение единства судебной практики, соблюдения законности и правопорядка.

При рассмотрении источников таможенного права не могут быть не выделены и средства, так на­зываемого, негосударственного ре­гулирования.

Вырабатываются они по инициативе самих участников внешнеэкономической деятельности и носят рекомендательный ха­рактер, это, например д октрина. Она не относится к числу источников таможенного права таможенного союза, но судебно-арбитражной практике изве­стны случаи обращения к док­трине для обоснования принима­емого решения. Некоторые авторы считают правовую доктрину источником таможенного права. На наш взгляд, вряд ли с этим можно согласиться. Дело в том, что высказывания уче­ных-юристов по вопросам таможенного права для таможенных органов, суда и других органов, приме­няющих нормы права, не являются обяза­тельными, не имеют юридической силы. Такого рода высказывания носят ре­комендательный характер. Разуме­ется, что не должно умалять значения пра­вовой доктрины для разработки и уяснения нормтаможенного права таможенного союза.

4. Таможенное декларирование товаров

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТКТС.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Таможенное декларирование производится в письменной и электронной формах с использованием таможенной декларации.

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной деклара



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.54.203 (0.069 с.)