ТОП 10:

Справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.



Преодоление кризисов - управляемый процесс. Об этом свидетельствуют многие кризисы, происходившие в истории развития человечества, производства и экономики. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления. Признаки кризиса дифференцируются прежде всего по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления. В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи могут многое сказать и об опасности кризиса, и о его характере. Предсказание кризисов возможно только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. Распознавание строится как на действующих в управлении показателях, так и на специализированных, которые, вероятно, в будущем еще придется разрабатывать

3. Для классического цикла кризиса характерны четыре фазы. 1. Кризис (спад). Происходят сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, затоваривание, рост безработицы и количества банкротств. При этом степень негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли различна. В отраслях, поставляющих предметы повседневного потребления, производство сокращается в сравнительно меньших масштабах. В то же время при неблагоприятной экономической ситуации потребители могут чуть ли не полностью прекратить закупки оборудования или бытовой техники в ожидании лучших времен. 2. Депрессия (стагнация). Это фаза (более или менее продолжительная - от полугода до трех лет) приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям, фаза обретения нового равновесия. Для нее характерны неуверенность и беспорядочные действия. Доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он еще не рискует вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются. 3. Оживление. Это фаза восстановления. Начинаются капиталовложения, растут цены, производство, занятость, процентные ставки. Оживление охватывает прежде всего отрасли, поставляющие средства производства. Поощряемые успехом других, создаются новые предприятия. Оживление завершается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем. 4. Подъем (бум). Ускорение экономического развития обнаруживается в серии нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и зарплаты. В то же время нарастает напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для нового периодического кризиса.

4. Современная экономическая наука насчитывает большое количество видов циклов. Циклы Дж. Китчина (циклы запасов) – краткосрочные колебания, продолжительностью 2-4 года, обусловленные жизненным циклом товара. Этот вид циклов Китчин связывал с изменениями мировых запасов золота, Э. Хансен – с неравномерностью воспроизводства оборотного капитала, У, Митчелл – с изменениями денежного обращения. Циклы К. Жюглара – среднесрочные колебания продолжительностью 7-12 лет, связанные с периодичностью основного обновления капитала, с взаимодействием денежно-кредитных факторов, вызванных деятельностью банка. Циклы К. Маркса продолжительностью 10 лет связанные с периодичностью массового обновления основного капитала. Циклы С. Кузнецова, или строительные циклы, продолжительностью 15-20 лет, связанные с периодичностью обновления жилищ и некоторых видов производственных сооружений. Позднее эти циклы стали называть длинные колебания. Циклы Н. Кондратьева – циклы большой конъюнктуры, продолжительностью 50-60 лет. На основании анализа статистического материала по экономике Великобритании, Франции, Германии и США Кондратьев выявил c конца XVIII по начало XX в. Следующие циклы. Первый: Повышательная волна – с конца 80-х – начало 90-х XVIII до периода 1810-1817гг.; Понижательная волна - с периода 1810-1817 до периода 1844-1851гг.;Второй: Повышательная волна – с периода 1844-1851 до периода 1870-1875гг.; Понижательная волна – с периода 1870-1875 до периода 1890-1896гг.;Третий: Повышательная волна – с периода 1890-1896 до периода 1914-1920гг.; Понижательная волна – с периода 1914-1920 до периода 1939-1945гг.; Четвертый: Повышательная волна – с периода 1939-1945 до периода 1957-1973гг.; Понижательная волна – с периода 1957-1973 до периода1982-1985гг.; Пятый: Повышательная волна – с периода 1982-1985гг. Установленные длинные волны колебаний экономической конъюнктуры носят международный характер и сопровождаются соответствующими трансформациями, как в хозяйственной, так и в общественной жизни общества. Н.Д. Кондратьев выявил четыре закономерности больших циклов. Первая. В течении 10-20 лет перед повышательной волной совершается оживление в сфере технических изобретений и открытий, а их промышленное использование совпадает с началом этой волны. Вторая. Периоды повышательных волн характеризуются более крупными социальными потрясениями и переворотами в обществе(революции, войны), нежели периоды понижательных волн. Третья. Понижательные волны больших циклов сопровождаются длительной депрессией в сельском хозяйстве. Четвертая. Повышательная волна длинных циклов способствуют сокращению длительности периодов депрессий средних циклов и нарастанию напряженности их подъема; при понижательной волне периоды депрессии возрастают, а напряженность подъемов понижается. Выделяют аграрные, сырьевые, энергетические, экологические кризисы.

Жизненный цикл организаций – предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а неслучайными. 1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.2. Этап коллективности. Развиваются процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства. 3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности. 4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован. 5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Механизм выработки и принятия решений централизован.

6. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам: 1) динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т.д.; 2) динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем товара в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т.д.; 3) состояние международной торговли, ее динамика, основные страны - экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т.д.; 4) динамика оптовых цен в ведущих странах - производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т.д.

7. Управление осуществляется в социально-экономической системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда является деятельность человека. Суть антикризисного управления выражается в следующем:

а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать; в) к кризисам можно и необходимо готовиться; г) кризисы можно смягчать;д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми; ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия. Кризисы различны и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами: - гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления; - склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности; - диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях; - снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы; - усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции. Особенности технологий антикризисного управления: - мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ; - осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений; - повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, к осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций; - усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности.Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

8. Предприятие, осуществляющее производственную и коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями - поставщиками и потребителями. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в определенный срок совершить платеж, поставить товар, исполнить услугу в пользу другого лица, по отношению к которому возникло обязательство и которое является для предприятия кредитором. Обязательства предприятия классифицируются на: Внешние обязательства предприятия могут быть подразделены на следующие группы: 1) обязательства перед фискальной системой; 2) обязательства перед финансово-кредитной; 3) обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары, выполненные работы или услуги. К внутренним обязательствам предприятия относятся обязательства перед работниками предприятия, акционерами - по оплате труда, выплате премии, дивидендов и т. д. Механизм проявления феномена неплатежеспособности Обязательства предприятия, возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки исполнения. Нарушение сроков исполнения обязательств свидетельствует или о дефиците возможностей для погашения долгов, или о необязательности как о стиле взаимодействия со своими партнерами, когда предприятие располагает ресурсами для выполнения обязательств. Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями, просрочками, становится как партнер неплатежеспособным, наносящим ущерб своим кредиторам. Устойчивая, хроническая неплатежеспособность предприятия, с финансовой точки зрения, означает поглощение ресурсов или средств кредиторов (денежных средств, товаров, услуг) и формирование недоимки по налогам, другим обязательным платежам, что блокирует формирование доходной части государственного бюджета. Неплатежеспособное предприятие, продолжающее участвовать в хозяйственном обороте, является носителем финансового ущерба кредиторам, оказывает на них депрессирующее влияние путем изъятия их ресурсов. В конечном итоге кредиторы, пытаясь теми или иными методами, в том числе и судебными, истребовать исполнения обязательств, оказываются перед выбором: или выставить требования о ликвидации предприятия-должника и продажи его имущества с целью полного или частичного удовлетворения обязательств, или установить предприятию некий конкретный срок на преодоление финансового кризиса. Следовательно, при нарушении сроков исполнения обязательств возникает необходимость в оценке такой ситуации. Анализ финансового состояния предприятия и оценка его платежеспособности должны дать ответы на следующие вопросы: - имеет ли предприятие ресурсы для погашения текущих обязательств (выручка от реализации продукции); - способно ли предприятие удовлетворить всех кредиторов в установленные сроки (высоколиквидные активы – легко мобилизируются в денежные средства); - каковы причины ненадежного исполнения обязательств, носят они эпизодический, временный характер или являются индикатором финансового кризиса на предприятии: - недостаток собственных оборотных средств; - наличие убытков. Таким образом, неплатежеспособность - невозможность предприятия погасить свои обязательства - проявляется в нарушении финансовых потоков, обеспечивающих производство и реализацию продукции. Стадии неплатежеспособности предприятия Выделяют три основные стадии неплатежеспособности предприятия: - скрытая неплатежеспособность. Эта стадия неплатежеспособности не затрагивает показатели ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. Они могут находиться в допустимых пределах и иметь оценку «отлично» или «хорошо», тогда как показатели деловой активности предприятия имеют тенденцию к ухудшению и приближению к недопустимым границам «коридора нормативных значений» для предприятий той отрасли, в которой работает рассматриваемое предприятие (показатели деловой активности имеют свои нормативные значения по каждой отрасли промышленности). - стадия финансовой неустойчивости. Данная стадия неплатежеспособности предприятия характеризуется резким ухудшением показателей финансовой устойчивости предприятия. Их значения будут колебаться у самых границ допустимых значений и оцениваться как «хорошее», иметь постепенную тенденцию к снижению и приближению к оценке «удовлетворительно» с одновременным ухудшением показателей деловой активности и рентабельности предприятия. - стадия явного банкротства предприятия. Предприятие не может своевременно оплачивать свои долги, и банкротство становится юридически очевидным. Банкротство проявляется в несогласованности денежных потоков, ухудшении показателей финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности, а также показателей ликвидности (платежеспособности) предприятия, которые выходят за рамки допустимых значений. Предприятие попадает в поле деятельности антикризисных управляющих, которые либо ликвидируют его, применяя к нему конкурсное производство, либо пытаются осуществить его финансовое оздоровление.

9. Денежное обязательство — это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.В состав денежных обязательств включаются:• задолженность за переданный товар, выполненные работы, оказанные услуги;• сумма займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. Не включаются обязательства: • перед гражданами за причинение вреда жизни и здоровью; • по выплате авторского вознаграждения; • перед учредителями (участниками) должника, вытекающие из такого участия; • неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства; они также не учитываются при определении размера обязательных платежей. Обязательные платежи — это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в законодательно установленном порядке. Состав и размер обязательств и обязанностей по обязательным платежам определяются на момент подачи заявления в арбитражный суд в признании должника банкротом. Размер денежных обязательств должен быть подтвержден решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.

10. Банкротство (несостоятельность) — признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей. Процедура признания должника банкротом может быть инициирована кредитором, уполномоченным государственным органом либо самим должником. Целью банкротства как процедуры может являться восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией (в случае если должник - юридическое лицо). В некоторых государствах (Российская Федерация к ним не относится) банкротом может быть признано не только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но и физическое лицо. Виды банкротства: 1. Обычный должник – временная неплатежеспособность, которая вызвана отсутствием или недостаточностью денежных средств для расчетов с кредиторами на момент наступления сроков платежей из-за того, что должник будучи кредитором в других правоотношениях не получает удовлетворения своим требованиям. 2. Несостоятельный должник – присуща хроническая неплатежеспособность, т.е. он не может погасить срочные обязательства по причине недостатка имущества в активах:- фиктивное бан кротство – заведомо ложное объявление руководителями, собственниками или ИП о своей несостоятельности с целью введения кредиторов в заблуждение для получения отсрочки, рассрочки платежей, скидки с долгов, неуплаты налогов; - преднамеренное банкротство – умышленное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия, совершенное руководителем, собственником или ИП в личных целях или интересах иных лиц, причинившее ущерб путем заключения заведомо невыгодных сделок; принятие на себя чужих долгов в качестве поручителя, уничтожение части имущества и т.д. В этом случае руководитель должника м.б. привлечен к уголовной ответственности или дисквалифицирован; - неосторожная несостоятельность – вызывается некомпетентными управленческими решениями и неэффективной работой персонала, т.е. должник не предполагает о приближении банкротства предприятия.

11. В развитии законодательства о банкротстве в России можно выделить 3 этапа: 1. Дореволюционный. Впервые «банкротский устав» был принят в 1740 г., который подлежал корректировке в 1905 г. – «устав судопроизводства торгового».Все случаи несостоятельности делились на категории:- несчастная несостоятельность – при стихийных бедствиях;- неосторожная несостоятельность – при некомпетентности;- подложная несостоятельность.2. Советский. Нормы о банкротстве содержались в гражданском и гражданско-процессуальном кодексе в 1927 и 1929 по 1930гг.Но с 1930 – 1992 гг. – процедуры банкротства в стране не осуществялась.3. Современный этап.- В июне 1992 г. издан указ президента «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных гос.предприятий (банкротах) и применении к ним спец. процедур» . в ноябре 1992 г. был принят закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Данный закон распространялся только на ю.л. Для признания должника банкротом д.б. установлены факты:- превышение обязательств над имуществом должника;- неспособность должника, в связи с отсутствием средств, обеспечить требования кредиторов.Формальными признаками банкротства были:Коэфф.тек.ликв. < 2, коэфф.обесп.обор акт.собств.средств. < 0,6По закону предусматривались досудебная санация и 4 процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.В законе отсутствовало разграничение на различные категории должников по видам деятельности.- закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8.01.98 г.Различают по закону торговую и неторговую несостоятельность.Процедуры банкротства м.б. применены в отношении всех коммерческих организаций, кроме казенных предприятий. А из некоммерческих м.б. признаны банкротами только потребительские кооперативы и фонды.Для признания ю.л. банкротом необходимо наличие у него задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам, кот д.б. исполнена в течении 3хмес. и не менее чем 100 МРОТ.Впервые в законе прописан механизм банкротства градообразующих, с/х, страховых и финансовых организаций и ф.л.- 26.10.02. принят закон «О несостоятельности (банкротстве)»Характерные признаки закона:- действие закона распространяется на все ю.л., кроме казенных предприятий , политических партий, учреждений, религиозные организации.- нормы банкротства, связанные с несостоятельностью граждан могут применяться только после внесения поправок в ГК.- ю.л. считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам, если данные обязанности (обязательства) не исполнены им в течении 3х мес. с даты, когда они д.б. исполнены, и сумма требований кредитора не менее, чем 100 тыс.руб.- правом на обращение в Арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, обладают: должник, уполномоченные органы, конкурсные кредиторы. Право на обращение в арбитражный суд возникает по истечении 30 дней с даты направления исполнительных документов в службу судебных приставов и копии должнику. обозначены требования к арбитражному управляющему.- саморегулируемая организация арбитражных управляющих – это некоммерческая организация, создаваемая для юридической и методической помощи антикризисным управляющим. В ее составе не д.б. менее 100 членов, которые бы участвовали в не менее 100 процедурах банкротства. Организация создается на основе добровольных взносов арбитражных управляющих не менее 50тыс.руб. на одного члена.- к должнику – ю.л. могут применяться следующие процедуры банкротства: наблюдении, финансовое оздоровлении, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (м.б. на любом из предыдущих этапах).- впервые описан механизм банкротства естественных монополий и стратегически значимых организаций; и конкретизированы процедуры банкротства градообразующих. с/х и страховых организаций- банкротство кредитных организаций регулируется самостоятельным законом.

12. Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России огромную часть предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран.Антикризисное управление стало одним из самых “популярных” терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в предверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. Некоторые авторы считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства – реальной. Некоторые же авторы, напротив, обращают внимание только на меры по диагностике кризиса и механизмах банкротства и абсолютно забывают про методы антикризисного управления. Однако, верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, Антикризисным управлением является такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы".Отличие антикризисного управления от управления в обычном режиме заключается в том, что весь арсенал подходов и методов последнего направлен на развитие и выживание предприятия в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в том числе, и недопущение кризиса), то методы первого нацелены исключительно на преодоление уже назревшего кризиса, обеспечение выживания в краткосрочном аспекте. В рамках “нормального” управления критерии принятия решений можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние долгосрочный аспект теряет свою актуальность (“будущего может не быть”), а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств. При этом максимизация денежных средств может и должна осуществляться мерами, не приемлемыми с позиций обычного управления. Антикризисное управление допускает любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня.

13. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.Стратегии антикризисного управления:- предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;- выжидание зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;- противодействие кризисным явлениям, замедление его процессов;- стабилизация позитивных ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;- рассчитанный риск;- последовательный вывод из кризиса;- предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

14. Прогнозирование и планирование как функциональная подсистема антикризисного управления.Разработка прогнозов представляет собой научно обоснованные суждения о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его функционирования и заключается в предплановой разработке многовариантных моделей развития объекта управления. Эта работа проводится в следующем порядке.1. Выделение основных показателей состояния предприятия, на основе которых осуществлялось диагностирование, и составление базисного прогноза ожидаемого состояния предприятия при сохранении сложившихся условий и тенденций его развития.2. Построение оптимистичного, пессимистичного и наиболее вероятного сценариев влияния на состояние предприятия внутренних и внешних факторов, что предполагает подбор факторов и оценку направлений и силы их воздействий.3. Составление соответствующих сценариев возможных будущих изменений состояния предприятия посредством корректировки базового прогноза.. Оптимизация полученных прогнозов: анализ полученных прогнозных оценок и изучение возможности приближения наиболее вероятного сценария к оптимистичному. Оптимальным будет считаться наилучший прогноз по критериям, ранжированным следующим образом: реальность к реализации; минимальный риск; создание условий для возобновления и развития деятельности; максимальная платежеспособность.5. Изыскание возможности снижения риска развития предприятия по пессимистическому сценарию.Задача прогнозирования заключается в том, чтобы выявить предполагаемые тенденции в развитии деятельности строительного предприятия и дать оценку их устойчивости, а также сформировать теоретический аналог реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.Антикризисное планирование. На данном этапе определяюся основные показатели ожидаемого развития строительного предприятия с наименьшими затратами, устанавливается последовательность действий для достижения целей антикризисного управления, выявляются источники и сроки погашения задолженности кредиторам.Планирование предусматривает финансовое и технико-экономическое обоснование хода и результатов предстоящего развития предприятия, систему взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных уровней, темпов и пропорций при наиболее рациональном использовании ресурсов, составление графика погашения задолженности кредиторам, оценку риска невыполнения плана и распределение ответственности в этом случае.Прогнозирование и планирование взаимосвязаны между собой. В отличие от прогноза план содержит однозначно определенные характеристики состояния строительного предприятия, достижение которых ожидается в реальных условиях. Для плановых разработок используется оптимальный прогнозный вариант, который уточняется, детализируется и конкретизируется.

15. Антикризисные управленческие решения — результат диагностики, антикризисного прогнозирования и планирования. Процесс принятия управленческого решения включает следующие операции: подготовку к работе, выявление проблем и формулирование целей; поиск информации и ее обработку; выявление возможностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; дробление целей и формулирование заданий; оформление необходимых документов.Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, обеспечивающих реальность его реализации. К таким параметрам относятся: показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности; степень риска вложения инвестиций; вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков; степень адекватности теоретической модели фактическим данным, на оснований которых она была разработана.Оба этапа – принятие и организация выполнения антикризисных управленческих решений – должны отвечать критериям рациональности, экономии времени, использования ресурсов, максимальной эффективности. В шестой этап входят конкретные организационно-подготовительные мероприятия, целью которых является выполнение самих антикризисных процедур с наибольшей эффективностью.

16. Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику с целью оценки имущества должника и определения вида банкротства на срок не более 7 мес. ходе процедуры используются условные и безусловные запреты.Функции временного управляющего:- определение признаков и вида банкротства;- обеспечение сохранности имущества должника;- анализ и оценка имущественного и финансового состояния организации;- выявление требований кредиторов и составление реестра требований;- созыв и проведение первого собрания кредиторов.Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику с целью восстановления платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утвержденным графиком на срок не более двух лет.В ходе процедуры используются условные и безусловные запреты.Данная процедура предполагает предоставление обеспечения третьими лицами должнику в форме залога, банковской или муниципальной гарантии, а также поручительство.Функции административного управляющего:- контроль за своевременным исполнением должником текущих требований;- контроль за погашением долгов в соответствии с установленным графиком;- контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств, предназначенных для погашения требований кредиторов.Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику с целью восстановления платежеспособности на срок не более 18 мес.Обязанности внешнего управляющего:- составление плана внешнего управления (перепрофилирование производства, продажа части имущества должника, размещение дополнительных обыкновенных акций и т.д.)- инвентаризация имущества; ведение бухгалтерского, статистического и финансового учета;- оценка финансового состояния;- ведение реестра требований кредиторов.Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанного банкротом в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов на срок не боле одного года.Обязанности конкурсного управляющего:- инвентаризация имущества и приглашение независимого оценщика для определения его стоимости;- уведомлении работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией, не позднее 1 мес. с даты введения процедуры;- осуществление взыскания задолженности перед должником;- открытие одного расчетного счета для проведения операций.Мировое соглашение, заключаемое в рамках арбитражного процесса по делу о банкротстве – это соглашение (договор) между должником и его конкурсными кредиторами об урегулировании между ними отношений долга путем реструктуризации долгов (отсрочки (рассрочки) выплаты по долгам, скидки с долгов и т.п.).







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.01 с.)