Специфика анализа сегментарной отчетности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика анализа сегментарной отчетности



Ведение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности позволяет не только раскрывать в отчетности информацию по сегментам, но и проводить всесторонний анализ различных финансовых показателей. В процессе анализа используются такие традиционные методы оценки, как горизонтальный, вертикальный, трендовый и факторный анализ. Результаты аналитической оценки позволяют определить порядок формирования финансовых результатов сегмента за отчетный период, сравнить отчетные данные по сегментам, выбрав наиболее эффективный и результативный вид деятельности, и направить управленческие мероприятия на поддержку и развитие перспективного бизнеса.

Система аналитических показателей для оценки сегментарной отчетности включает:

· динамику выручки от продаж сегмента;

· удельный вес выручки сегмента в общей величине выручки от продаж организации в целом;

· динамику финансового результата сегмента;

· удельный вес финансового результата сегмента в общей величине финансового результата деятельности организации в целом;

· рентабельность сегмента и ее динамику;

· расходы сегмента по видам на 1 руб. выручки сегмента и их изменение.

Если в отчетности по каждому сегменту отдельно представлена величина активов, обязательств и других показателей, то в дополнение можно рассчитать и проанализировать в динамике следующие аналитические показатели:

· удельный вес активов сегмента в общей сумме распределенных между сегментами активов;

· удельный вес активов сегмента в общей сумме активов организации;

· аналогичные показатели по обязательствам, капитальным вложениям, амортизационным отчислениям по основным средствам и нематериальным активам;

· оборачиваемость активов сегмента;

· рентабельность активов.

Такой направленный анализ позволяет оценить вклад каждого сегмента в общие результаты работы организации и определить уровень рисков, что важно для внутреннего управления и для внешних пользователей отчетной информации.

Информационной базой для проведения анализа являются данные финансового учета, сгруппированные на счетах затрат и финансовых результатов.

Рассмотрим порядок формирования финансового результата по сегментам деятельности за отчетный год (табл. 6.4).

Данные таблицы свидетельствуют: из трех сегментов бизнеса организации услуги станции техобслуживания являются убыточными. По итогам отчетного года убыток по этому виду деятельности составил 2385774 руб. Наиболее прибыльным видом деятельности является продажа автомобилей. При этом рентабельной является продажа запчастей – 10,91 %.

Таким образом, организация располагает сегментарной информацией для принятия решений по управлению прибылью, поскольку организации необходимо разработать мероприятия по развитию и правильной организации работы станции техобслуживания. Учитывая, что рассмотренные виды деятельности взаимосвязаны и во взаимодействии повышают заинтересованность потребителей в приобретении автомобилей в исследуемой организации, то в условиях конкуренции необходимо изыскивать новые формы развития бизнеса.

Анализ потребностей пользователей информации свидетельствует о том, что в процессе функционирования организаций возникает необходимость формирования показателей финансовых результатов по видам деятельности. Такой порядок составления отчета о прибылях и убытках возможен при ведении в коммерческой организации раздельного учета доходов и расходов по сегментам бизнеса.

Таблица 6.4. Определение финансового результата по сегментам деятельности ООО «Автомир» по данным отчетного года

Показатель Всего, руб. Сегменты деятельности Продажа автомобилей ВАЗ
продажа автомобилей продажа запчастей услуги станции технического обслуживания
Выручка          
Удельный вес выручки в общем объеме, % 100,0 84,33 7,29 8,38 84,33
НДС       41 485000
Выручка–нетто         230472 220
Себестоимость продаж          
Удельный вес себестоимости в общем объеме, % 100,0 82,74 6,94 10,32  
Валовая прибыль   29672 893      
Прямые расходы на продажу          
Косвенные расходы на продажу 3911 766        
Управленческие расходы     361 907    
Прибыль от продаж     2171 678 –1 646969  
Рентабельность продаж, % 7,37 8,64 10,91 х 8,64
Прочие доходы          
Прочие расходы          
Прибыль (убыток) до налогообложения       –2385774  

 

Для основных пользователей отчетности в содержании формы № 2 необходимо более информативно раскрывать доходы и расходы по обычным видам деятельности, исходя из показателей существенности или видов деятельности, определенных для отражения в отчетности уставом и учетной политикой.

Информация по сегментам, раскрываемая в отчете о прибылях и убытках, представлена в табл. 6.5.

Таблица 6.5. Система показателей отчета о прибылях и убытках по сегментам деятельности за отчетный год, руб.

Наименование показателя Код строки За отчетный год с учетом интересов собственников
Доходы и расходы по обычным (текущим) видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) В том числе: продажа автомобилей продажа запчастей услуги СТО   277 437 815   230472 220
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг В том числе: продажа автомобилей продажа зал частей услуги СТО     (242 688 560)     (200 799 327) (16850122) (25039111)
Валовая прибыль В том числе: продажа автомобилей продажа запчастей услуги СТО     29672 893
Прямые коммерческие расходы В том числе: продажа автомобилей продажа зал частей услуги СТО   (5427744)   (2266992) (246480) (2914272)
Косвенные коммерческие расходы В том числе: продажа автомобилей, продажа запчастей услуги СТО   (3911 766)   (3298792) (285168) (327806)
Управленческие расходы В том числе: продажа автомобилей продажа запчастей услуги СТО   (4964436)   (4186509) (361 907) (416020)
Прибыль/убыток от продаж В том числе: продажа автомобилей продажа запчастей услуги СТО     (1 646969)

 

Детальное представление информации по сегментам в отчетности позволяет проводить углубленный анализ финансовых показателей на основе традиционной методики оценки отчета о прибылях и убытках (анализ состава и структуры, динамики показателей, расчет уровней и коэффициентов рентабельности).

Поскольку информация по географическим сегментам чаще всего признается вторичным форматом сегментарной отчетности, методика анализа сводится к оценке таких показателей, как:

· динамика выручки от внешних покупателей каждого сегмента, выделенного по местам расположения рынков сбыта;

· структура выручки или активов (удельных весов показателей сегмента в общей величине выручки от продаж или активов организации в целом соответственно).

Анализ по географическим сегментам позволяет оценить тенденции изменения в объемах продаж на различных рынках сбыта, вклад каждого сегмента в общие результаты деятельности организации.

В случае, когда информация по географическим сегментам признана в качестве первичного формата сегментарной отчетности, анализ проводится так же, как и по операционным сегментам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.005 с.)