Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях



Сущность производства по делам об административных правонарушениях достаточно четко и полно сформулирована в статье 24.1 КоАП РФ, где определены задачи этого вида процессуальной деятельности: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

правовая характеристика их принципов.

1. Принцип законности находит свое выражение в том, что применение мер административного принуждения допустимо только на основаниях и в порядке, установленным законом. Это значит, что такие меры могут быть применены только к лицам, виновным в совершении противоправных деяний, за которые предусмотрена административная ответственность. При этом административные взыскания могут быть наложены только компетентными органами (должностными лицами) с соблюдением материально-правовых и процессуально-правовых норм. 2. Принцип оперативности связывается с краткостью материально-правовых и процессуально-правовых сроков в сфере административной юрисдикции. В числе таковых срок давности наложения административного взыскания. КоАП РФ установил краткие сроки рассмотрения дел - одни сутки, трое, пять и семь суток со дня поступления в соответствующий орган дела. Во всяком случае, дело подлежит рассмотрению в 15-дневный срок (п.1 ст 29.6 КоАП РФ). КоАП РФ предусматривает также краткие сроки исполнения постановлений о применении административных взысканий (15 дней для добровольного исполнения взысканий имущественного характера). Постановления судей подлежат немедленному исполнению (п.1 ст. 32.8 КоАП РФ).

3. Принцип непосредственности в производстве по делам об административных правонарушениях характеризуется тем, что разбирательство производится устно, но при этом все процессуальные действия фиксируются. Составляется протокол об обнаружении проступка (ст. 28.5 КоАП РФ). В протоколах фиксируются объяснения привлекаемых к ответственности лиц и других участников производства (ст. 28.2 КоАП). Объявляется подлежащее рассмотрению дело, и разъясняются права и обязанности участникам разбирательства.

4. Принцип равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, сформулирован в ст. 19 Конституции РФ и закреплен ст. 1.4 КоАП РФ.

5. Принцип публичности находит свое проявление в том, что применение законодательства об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства, от имени государства и органами (должностными лицами), уполномоченными на это государством. Так, меры административной ответственности за правонарушение устанавливаются законодательными органами государства (ст. 2.1 КоАП РФ); применение мер административного воздействия производится только уполномоченными на то государством органами и должностными лицами в пределах их компетенции и в точном соответствии с законодательством; перечень органов и должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, установлен законом (ст. 23.2 - 23.61 КоАП РФ).

6. Принцип гласности проявляется прежде всего в том, что все дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (ст. 24.3 КоАП РФ).

7. Принцип состязательности проявляется в том, что лица, привлеченные к административной ответственности, и потерпевшие, а также их представители, адвокат, прокурор наделены равными процессуальными правами и свободны в выборе предусмотренных законом доказательств и средств доказывания (гл. 25 КоАП РФ). Указанные положения закона о правомочиях участников производства обязывают органы, рассматривающие дело, учитывать позицию этих участников процесса и мотивировать в постановлении принимаемое решение по делу с учетом их мнения.

8. Принцип национального языка в производстве по делам об административных правонарушениях закреплен в ст. 24.2 КоАП РФ, в которой регламентировано также правовое положение переводчика.

9. Принцип объективной истины по делам об административных правонарушениях обеспечивается посредством строгого соблюдения порядка рассмотрения таких дел, установления фактических обстоятельств дела и оценки Доказательств. В необходимых случаях к рассмотрению дел привлекаются эксперты (ст. 25.9 КоАП РФ). Важное социально-правовое и нравственное значение имеет закрепленное в ст. 51 Конституции РФ положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Помимо отражения этого положения Декларация прав и свобод человека и гражданина установила, что признаются не имеющими юридической силы доказательства, полученные с нарушением закона (ст. 34 Декларации прав и свобод человека).

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст.26.11 КоАП РФ).

10. Принцип двустепенности реализуется правом обжалования постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшим (ст. 30.1 КоАП РФ). Закон предусматривает возможность обжаловать постановления как вышестоящему органу (должностному лицу) по отношению к вынесшему постановление, так и в суд (ст. 30.2 КоАП РФ). Законодательство об административных правонарушениях усиливает значение судебной защиты прав граждан, в том числе в связи с производством по делам об административных правонарушениях (ст. 46 Конституции РФ).

11. Принцип диспозитивности проявляется в использовании участниками процесса предоставленной законом возможности распоряжаться своими правами. Например, лицо, которому административным правонарушением причинен имущественный или иной вред (потерпевший), вправе обратиться в органы милиции с устным или письменным заявлением либо не обращаться вовсе; участники процесса вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, пользоваться помощью переводчика, в предусмотренных законом случаях обжаловать постановления об административных правонарушениях (гл. 25 КоАП РФ). Но они вправе и не использовать указанные возможности. Это не освобождает органы административной юрисдикции от обязанностей разъяснять права участникам процесса, обеспечивать реальную возможность для участия в деле адвоката, обжалования постановления и т.д. Прокурор также обязан реагировать на нарушения закона в административно-юрисдикционном процессе.

12. Принцип устности состоит в том, что дела рассматриваются с учетом устных объяснений участников процесса, хотя и с записью их в протоколе или фиксацией их сущности непосредственно в постановлении по делу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.007 с.)