Общественно-политическая мысль в России в 30-50-ые гг. 19в. :история официальной народности, западники и славянофилы, русский утопический социализм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическая мысль в России в 30-50-ые гг. 19в. :история официальной народности, западники и славянофилы, русский утопический социализм.



"Теория официальной народности". Министр народного просвещения С.С. Уваров, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформулировал основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе. Фактически она представляла собой "теорию официальной педагогики".

· Суть ее заключалась в том, что самодержавие, православие и народность, как основы русского истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от "тлетворных" революционных идей Запада.

· Характерной чертой периода являлся повышенный интерес участников движения к философии, социальным проблемам, обращение к идее русской самобытности.

Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг.

· Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы., Ю.Ф. Самарин и др.

· Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины.

· - важнейшей характеристикой российского общества и российского государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие, община и национальный русский характер;

· - основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности;

· - Россия развивается ненасильственным путем;

· - в России духовные ценности преобладают над материальными;

· - крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни

· - для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский Собор;

· - славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые "сверху" под воздействием общества по принципу: "царю - сила власти, народу - сила мнения".

Западничество

· Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, С.М. Соловьева, В.П. Боткина, В.Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество вместе с тем значительно отличалось от него, ибо формировалось в условиях отсталой крестьянской страны и деспотического политического режима.

· - Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей;

· - необходимо ликвидировать историческое отставание, воспринимая достижения и духовные ценности Запада, но сохраняя при этом национальную идентичность;

· - в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества и, в перспективе, создав необходимые культурные и социальные условия, просветив народ, установить конституционную монархию;

· - важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю, принять законы, защищающие частную собственность;

· - необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп;

· - следует развивать образование и распространять научные знания;

· - свою публицистическую, научную и преподавательскую деятельность западники направляли как на формирование общественного мнения для подготовки преобразований России, так и на "воспитание" правительства в либеральном духе;

· -единственно возможным средством обновления России они считали реформы "сверху",

Теория "русского социализма" (народничество).

· Основоположником теории выступил А.И. Герцен, другими идеологами - Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин, которые ставили своей целью "достижение социализма как общества справедливости".

· - достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением;

· - России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму;

· - желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху

· - необходимо ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, сохранив общину;

· - следует ввести гражданские свободы и демократическое правление.

 

БИЛЕТ 27



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.005 с.)