Технологическое (техническое) обеспечение АСУ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологическое (техническое) обеспечение АСУ.



Техническое обеспечение АСУ ТП — это комплекс технических средств, обеспечивающих выполнение всех функций АСУ ТП, а также обеспечивающих взаимодействие персонала с техническими средствами системы и с технологическим процессом. В состав технического обеспечения АСУ ТП входят:

v средства сбора информации (измерительные преобразователи, счетчики, сигнализаторы, устройства ручного ввода);

v исполнительные устройства;

v программируемые логические контроллеры;

v устройства распределенного ввода/вывода;

v операторские станции;

v инженерные станции;

v серверы;

v панели оператора;

v программаторы;

v сетевые адаптеры;

v преобразователи частоты;

v пускатели;

v концевые выключатели;

v кабели связи;

v табло;

v устройства световой и звуковой сигнализации.

Математическое обеспечение АСУ

Математическое обеспечение АСУ ТП — это совокупность математических моделей, методов, алгоритмов решения различных задач, используемая на этапе проектирования и в процессе эксплуатации АСУ ТП. К математическому обеспечению относятся:

ÿ методы фильтрации сигналов;

ÿ методы идентификации математических моделей;

ÿ математические модели объектов управления;

ÿ методы анализа, синтеза и настройки контуров регулирования;

ÿ алгоритмы управления и регулирования;

ÿ методы анализа устойчивости и точности систем;

ÿ методы и алгоритмы оптимизации (поиска экстремума);

ÿ методы принятия решений;

ÿ алгоритмы адаптации параметров системы управления;

ÿ алгоритмы косвенных измерений;

ÿ методы прогнозирования случайных последовательностей;

ÿ методы наблюдения состояния динамической системы;

ÿ интеллектуальные алгоритмы управления.

Программное обеспечение АСУ

Программное обеспечение АСУ ТП — совокупность программ, обеспечивающих функционирование всех цифровых вычислительных средств АСУ ТП (контроллеры, серверы, рабочие и инженерные станции, программаторы, панели оператора), а также решающих все функциональные задачи на этапах разработки, наладки, тестирования и эксплуатации системы.

Программное обеспечение АСУ ТП принято делить на две категории:

общее программное обеспечение, включающее операционные системы, SCADA-системы, пакеты программ для программирования контроллеров, компиляторы, редакторы и т.п. Общее программное обеспечение АСУ ТП не привязано к конкретному объекту автоматизации, закупается и поставляется так же, как и технические средства.

специальное программное обеспечение — это программы, разработанные для конкретной АСУ ТП. К этой категории относятся программы для контроллеров, реализующие определенные функциональные задачи обработки информации и управления; программы, сгенерированные в среде SCADA-системы для визуализации, архивирования данных конкретного технологического процесса.

Правовое обеспечение АСУ

Существующие в АСУ формы работы с законодательством не все­гда себя оправдывают. Прежде чем приобрести юридическую силу, про­екты различных документов проверяются на предмет соответствия дей­ствующим нормам права. Эти функции на предприятии выполняет юрисконсульт или соответствующая служба аппарата управления. Уве­личение потока документов, повышение скорости их обращения, неиз­бежно вызываемые повышением производительности труда (в том числе и управленческого), зачастую препятствуют правильному и своевремен­ному выполнению этой работы. Кроме того, в условиях АСУ возника­ет необходимость в правовой корректировке информации, находящейся на машинных носителях. Здесь следует искать новые пути разрешения возникающих проблем.

Правовые аспекты функционирования любой системы организа­ционного управления можно рассматривать с обеспечивающих пози­ций. В правовое обеспечение включаются определенным образом си­стематизированные нормативные акты, применяемые в данной системе, картотеки, справочники по законодательству и т. д. Появление АСУ ни­коим образом не изменяет значения права как регулятора обществен­ных отношений, как важнейшего средства управления. Однако именно с их внедрением сформировалось понятие «правовое обеспечение АСУ» (более широко — «правовое обеспечение систем управления»), которое до известной степени отражает специфику этих систем.

Успешное функционирование АСУ связано с дальнейшим упоря­дочением общественных отношений. Соответственно повышается и роль нормативных актов, которые способствуют установлению четкого и еди­нообразного порядка взаимоотношений субъектов, повышению степени стабильности системы. Если, например, в традиционных системах орга­низационного управления должностные инструкции и положения о структурных подразделениях встречаются эпизодически, то АСУ без них эффективно функционировать не может. Наличие систематизиро­ванного законодательства, удобных средств доступа к правовой инфор­мации существенно повышает надежность, бесперебойность работы. На­оборот, несвоевременное разрешение организационных коллизий, изда­ние неправомерных актов управления сводит на нет эффект, получаемый за счет использования методов и техники АСУ.

Само по себе появление новых средств и методов управления от­крывает больше возможностей для успешного применения права. В на­стоящее время решаются вопросы организации и поиска на ЭВМ пра­вовой информации, необходимой для принятия соответствующими орга­нами и должностными лицами управленческих решений.

Вопрос о понятии правового обеспечения следует ставить с учетом современного уровня развития АСУ и требований практики. Здесь можно выделить следующие аспекты.

1. Автоматизированные системы управления требуют высокого уровня организации, что находит выражение в необходимости деталь­ной правовой регламентации возникающих отношений. Однако многие аспекты их функционирования в сфере государственного управления остаются неурегулированными. Даже в тех случаях, когда существует правовая регламентация, многим разработчикам она неизвестна. Счи­тают, например, что генеральный договор на разработку АСУ должен заключаться в процессе проектирования системы,1 что не согласуется с нормативной трактовкой данного вопроса.2 Очевидно, требуется спе­циальное выделение системы правовых актов, регламентирующих спе­цифические стороны разработки и эксплуатации АСУ.

Таким образом, мы выделяем первый аспект понятия правового обеспечения АСУ вообще, а именно: законодательство, регламентирую­щее специфические стороны их разработки и функционирования. Не­обходимость в таком обособлении вызывается потребностями разработ­чиков и пользователей АСУ в доступной, систематизированной право­вой информации. Однако это понятие не может быть приравнено к пра­вовому обеспечению конкретной АСУ.

Правовое обеспечение в системах управления можно рассматри­вать комплексно и в плане конкретных функциональных задач.

Поэтому следует согласиться с утверждением, что «правовое обеспечение каждой функциональной подсистемы АСУ представляет собой единую совокупность норм права, выраженных в нормативных актах, устанавливающих и закрепляющих назначение этой подсистемы, ее структуру, функции, регламентирующих деятельность этой подсистемы по решению отдельных задач».3

Выделение функционального аспекта правового обеспечения АСУ весьма важно как при разработке, так и при эксплуатации систем: во-первых, такой подход позволяет подобрать нормы права строго в соот­ветствии с составом задач управления, решаемых в данной системе; во-вторых, результатом разработки является систематизированная, удобная для пользователя правовая информация.

В условиях АСУ организация правовой информации может проис­ходить в двух формах.

1. Нормы права применяются в процессе функционирования АСУ так же, как в традиционных системах. Все действия должностных лиц должны быть правомерными, коллизии и споры разрешаться в правовых формах и т. д, Это происходит при условии знания и учета персоналом правовых норм, которые они реализуют в процессе своей деятельности.

Следует учитывать при этом, что совершенствование управления требует использования не только технических и математических, но и организационных факторов повышения производительности управлен­ческого труда. Необходимо наладить четкие и организованные взаимо­отношения персонала внутри системы, что достигается, в частности, использованием набора должностных инструкций и положений о струк­турных подразделениях, детально (а иногда и пооперационно) регла­ментирующих деятельность работников аппарата управления. Строгое разграничение функций уменьшает возможность коллизий, когда в одной ситуации принимаются независимо друг от друга два различных реше­ния, либо когда конкретная производственная ситуация, требующая разрешения, не урегулирована нормами права. Такие организационные сбои сводят на нет эффект, достигаемый в системе управления за счет использования прогрессивных методов и техники АСУ.

Разработка системы взаимно согласованных и увязанных инструк­ций и положений, учет существующего правового регулирования при правильном применении и исполнении правовых норм составляют орга­низационно-правовые аспекты функционирования АСУ и опираются на традиционную форму организации правовой информации.

2. Можно, однако, выделить и иную форму. Целесообразность и необходимость ее использования обусловлены спецификой обработки управленческой информации в АСУ при помощи ЭВМ. Разработчики АСУ правильно рассматривают правовые нормы как заданные граничные условия в системе.4 Действительно, нормы права могут быть рассмотрены как ограничения, накладываемые на деятельность социальных систем. Между тем практика требует конкретизации такого подхода.

В последнее время определенный интерес проявляется к логико-алгоритмической формализации норм. Здесь право также рассматри­вается как заданные граничные условия функционирования социальной системы. Использование средств электронно-вычислительной техники позволяет весьма эффективно применять правовые ограничители при решении расчетных задач (например, расчет заработной платы). Здесь в машинном режиме нормы реализуются по схеме «гипотеза—диспозиция». Это означает, что в ЭВМ вводятся исходные данные о конкретном работнике (в нашем примере его право на определенные льготы, ком­пенсации и т. д.), т. е. данные гипотез соответствующих правовых норм. Машина согласно заданной программе производит расчет.

На основании анализа формально-логической структуры норм над­лежит прийти к выводу, что последние в формализованном виде могут быть включены в алгоритмы решаемых задач. В таком алгоритме норма может быть реализована либо по схеме «гипотеза—диспозиция», либо» «гипотеза—нарушение диспозиции—санкция».

Программа ЭВМ в этом случае задается таким образом, чтобы можно было установить правомерность или неправомерность вводимой информации, причем во втором случае — рассчитать санкции и выдать информацию о необходимости совершения соответствующих действий, предусмотренных правом. Для составления таких программ следует представить правовые нормы в виде алгоритмов, фиксирующих состав, и последовательность операций в соответствии с правовыми предписа­ниями.

Автором настоящей статьи предложена методика использования алгоритмической формы организации правовой информации в решении, задач АСУ на основе обобщенного алгоритма действия правовой нормы.

Основой для построения такого алгоритма является исследование формально-логической структуры норм права, которое позволяет не только представить ее элементы (гипотезу, диспозицию и санкцию) в формализованном виде, но и выделить два варианта действия нормы,

При возникновении условий, указанных в гипотезе, реализуется диспозиция. Санкция в этом случае не применяется.

 

III. Список использованной литературы

1. ГОСТ 24.205-80. Система технической документации на АСУ. Требования к содержанию документов по информационному обеспечению.— М.: Гост Стандарт СССР, 1980

2. Урсул А. Д. Информация и мышление. 2-е изд., испр. и доп. М.: Знамя, 1970

3. Горячев В. С. Информация и ее защита // Вопросы защиты информации. М., 1994.

4. Воскресенский Г. М. Теория и практика информационного обеспечения управления в органах внутренних дел. М., 1985. С. 21; Теория управления в сфере правоохранительной деятельности/Под ред. В. Д. Малкова. М., 1990. С. 78.

5. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003.— 895

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.126.53 (0.01 с.)