Рабочее место – это место постоянного и периодического пребывания работающих в процессе трудовой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочее место – это место постоянного и периодического пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.



Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить утомляемость сотрудников, а также максимально повысить производительность труда персонала. Добиться этого можно учитывая основные системы планировки помещений, принципы планировки рабочих мест и рациональных условий труда.

Важность правильной организации рабочего места сотрудника объясняется тем, что на нем человек проводит треть своей сознательной жизни.

Выделяют следующие основные системы планировки помещений.

1. Кабинетная: структурные подразделения размещаются на отдельных этажах здания, а отделы и службы в отдельных комнатах (от 4 до 30 чел.). Достоинством системы является создание творческой обстановки и комфортных условий для малых групп сотрудников, а недостатком — увеличение затрат на отопление и освещение, а также удлинение маршрутов документопотоков.

2. Зальная, при которой структурные подразделения и производства размещаются в больших залах (на этажах) здания с количеством сотрудников более 100. Эти помещения обязательно оборудуются искусственным освещением, кондиционированием воздуха и звукоизоляцией. Их достоинством является снижение затрат на строительство и эксплуатацию помещений, уменьшение площадей на 1 служащего, обеспечение рациональной технологии управления. Главный недостаток — невозможность создания уединенной обстановки, особенно для ученых и руководителей, а также избыточный шум в зале.

3. Ячеистая, при которой в большом зале размещаются сотрудники подразделения, а помещения для руководителей отделов и служб формируются с помощью специальных передвижных перегородок из рифленого стекла высотой 1,5 -2,0 м. Применение перегородок создает благоприятную обстановку для сотрудников отдела, у которых своя «ячейка». В то же время руководитель подразделения может свободно наблюдать за работой отделов и служб, а также и дисциплиной труда.

При распределении помещений рекомендуем соблюдать следующие правила:

В первую очередь размещать крупные структурные подразделения (администрация, канцелярия, бухгалтерия, отделы маркетинга, кадров) и учитывать возможность их расширения.

Смежные отделы и службы размещать рядом друг с другом, чтобы минимизировать время на обмен информацией.

Отделы, связанные с приемом посетителей (сбыт, кадры, бухгалтерия), должны размещаться рядом со входом, лифтом и лестничной площадкой.

Складские, множительные и транспортные подразделения должны быть изолированы от приема посетителей и офисных помещений.

Туалеты и курительные комнаты должны быть на каждом этаже и легко доступны клиентам и сотрудникам.

-Если у вас есть возможность выбрать расположение рабочего стола, старайтесь не садиться спиной к двери или к проходу.

-При организации рабочего места очень важно, на чем мы сидим. Офисный стул должен иметь высокую спинку, поддерживающую позвоночник.

-Для правильной организации рабочего место очень важно, как расположен ваш компьютер.

-При организации рабочего места советуют делить стол на условные зоны, каждая из которых имеет свое назначение.

-Ключ к правильной организации рабочего места - минимализм.

-Наведя порядок на рабочем месте, очень важно его поддерживать.

17. Система административных органов

Административный орган – учреждаемый в структуре аппарата государства, образование, характеризуется задачами, функциями, структурными особенностями.

-автономная часть гос. Аппарата

-осуществление гос.функции, реализуется публичный интерес

- действует от имени государства (и в то же время от своего)

- обладание собственной компетенцией

- несет ответственность за свою деятельность перед государством

- подчинен вышестоящему органу

- учреждается государством

- находится всегда в иерархии

Занятия административных органов:

-осуществляется властно- организационная деятельность

- руководство объектами(вне их)

- особенная функция является императивной (обязательной)

 

18. Структура федерального министерства

Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Утверждается с 1994 г. при каждой смене Правительства (в период работы Правительства одного состава в нее вносятся изменения).

Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

  • Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
    • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
    • Федеральная служба по труду и занятости
    • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Министерство культуры Российской Федерации
    • Федеральное архивное агентство
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Федеральная служба по интеллектуальной собственности;
    • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство по недропользованию
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
    • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Министерство регионального развития Российской Федерации
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, по Указу Президента РФ от 03.12.2008 № 1715 — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
    • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
    • Федеральное агентство связи
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
    • Федеральное агентство по делам молодёжи
    • Федеральное агентство по туризму
  • Министерство транспорта Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
    • Федеральное агентство воздушного транспорта
    • Федеральное дорожное агентство
    • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
    • Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • Министерство финансов Российской Федерации
    • Федеральная налоговая служба
    • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
    • Федеральное казначейство (федеральная служба)
  • Министерство экономического развития Российской Федерации
    • Федеральная служба по аккредитации (введена по Указу Президента РФ от 24.01.2011 № 86)
    • Федеральная служба государственной статистики
    • Федеральная регистрационная служба, по Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральное агентство по государственным резервам
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  • Министерство энергетики Российской Федерации

 

19.Структура федеральной службы

Федеральная служба — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Статус федеральных служб упорядочен в 2004 в результате административной реформы. Большинство федеральных служб находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России.
Структура на примере ФС по надзору в сфере транспорта (ространснадзор). На схеме структура центрального аппарата службы; также у федеральных служб есть управления в каждом субъекте РФ, управления имеют схожую структуру.


20.Структура федерального агентства

Федеральное агентство — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Статус федеральных агентств упорядочен в 2004 в результате административной реформы. Большинство федеральных агентств находятся в ведении соответствующих федеральных министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России.

Структура на примере Федерального космического агентства:


21.Организационная структура администрации

Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами*. В ней выделяются два компонента – строение, совокупность элементов и система отношений между ними. Сложные образования характеризуются полиструктурностью, в них множество структур. И исполнительная власть одновременно имеет несколько структур: кадровую, территориальную, функциональную, организационную и др.

Организационная структура – это деление целого на организационно обособленные единицы и сеть управленческих связей в нем. Организационная структура – форма разделения и кооперации административной деятельности. Она является формой закрепления разделения труда по управлению, устойчивой схемой распределения его задач, функций. Поэтому ее можно рассматривать и как структуру целей, функций администрации, выражающуюся в дифференциации ее на части и в системе организационных связей в ней.

На структуру аппарата влияют многие объективные и субъективные факторы. Важнейшим среди них является содержание деятельности, то есть комплекс функций административной деятельности.

Функции, их номенклатура, объем, значимость, взаимосвязь – вот что в первую очередь детерминирует структуру аппарата. Необходимо учитывать наличие двусторонней связи структуры и функции: вновь возникшая функция может быть выполнена как путем создания новых структурных единиц, так и путем использования возможностей, ранее существовавших. Но развитая функция требует структурного обособления. С другой стороны, функция не меняется автоматически вслед за изменением структуры аппарата, одну и ту же функцию могут осуществлять разные органы, служащие.

Административные структуры обладают множеством признаков, которые могут быть использованы в качестве критериев их группировки. Различают структуры простые и сложные, жесткие и гибкие, линейные и функциональные, постоянные и переменные, типовые и индивидуальные, формальные и неформальные, сложившиеся и экспериментальные, централизованные и децентрализованные и др. Можно различать структуры устойчивые и неустойчивые, надежные и ненадежные, бюрократические и демократические, дорогие и дешевые и т. д. Структуры исполнительной власти должны быть прежде всего эффективными (надежными, стабильными и способными к необходимым перестройкам), демократичными и по возможности дешевыми.

Государственная администрация представляет собой целостное образование, состоящее из большого количества разнообразных частей. В ней можно различать несколько основных типов структурных единиц:

• аппарат ведомства;

• аппарат ведомственного подразделения (например, Внутренних войск МВД);

• региональный аппарат (областной, краевой и т. д. администрации);

• исполнительный орган государственной власти;

• администрация организации (учреждения, предприятия);

• структурное подразделение органа, администрации (отдел кадров и др.);

• должность.

Каждая структурная единица аппарата государственной администрации, это: его самоуправляемая, автономная, организационно оформленная часть, существование которой предопределено правовым актом; часть, имеющая свою компетенцию.

Тип организационной структуры системы определяется типом власти (подчинения). Если система основана на линейной власти, значит, в ней линейная структура. Использование функциональной власти приводит к образованию функциональных структур. Таковыми являются, например, службы уголовного розыска и другие милицейские службы в системе МВД. Их областные, городские, районные подразделения (управления, отделы, отделения) линейно подчиняются соответствующему органу внутренних дел и функционально – вышестоящему звену ведомственной службы.

 


22.Факторы определяющие выбор линейной структуры

Выбор той или иной организационной структуры зависит от целого ряда факторов. Наиболее значимыми являются следующие факторы

• размер и степень разнообразия деятельности, присущие организации;

• географическое размещение организации;

• технология;

• отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников организации;

• динамизм внешней среды;

• стратегия, реализуемая организацией.

--

Линейная структура – когда чёткая иерархия, отсутствие подразделений.

Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. Рис. 1). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Факторы выбора:

  • четкая система взаимных связей функций и подразделений;
  • четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
  • ясно выраженная ответственность;
  • быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

 


23.Факторы определяющие выбор функциональной структуры

Для неё характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации. При формировании структуры управления организация делится на традиционные функциональные блоки - это отделы производства, маркетинга и финансов. В свою очередь, при необходимости эти отделы подразделяются на мелкие функциональные подразделения.

 Стимулирование деловой и профессиональной специализации.

 Уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях.

 Улучшение координации в функциональных областях.

Функциональная структура - один из наиболее часто встречающихся типов структуры организации. Это тип, в котором виды деятельности группируются по общей функции, например, финансовая и учетная деятельность группируются для создания единой службы (т.е. финансы). То же справедливо для сбыта, кадров, производства и т.д.

Этот тип структуры обычно можно встретить в компаниях небольшого и среднего размера или же в тех компаниях, где производятся один или незначительное число продуктов. Данная структурная форма считается наиболее эффективной при стабильной обстановке, где используемая организацией технология совершенно обычна, где взаимозависимость подразделений незначительна и вся организация управляется по вертикальной иерархии (то есть формальная власть в организации принадлежит старшим управляющим функциональных подразделений).

Основной задачей служащих организации с подобной структурой является достижение оперативных целей соответствующими функциональными подразделениями. Планирование и составление смет осуществляются по службам в соответствии со стоимостью ресурсов, используемых в каждом из подразделений.

Рисунок 23.1, приведенный ниже, представляет типичную схему построения организации с разделением по функциям.

Рис. 23.1. Функциональная структура

24. Факторы, определяющие выбор матричной(программно-целевой) структуры

При матричной структуре по вертикали строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. по горизонтали организуется управление программами (проектами, темами). Руководитель программы (проекта) работает с не подчинёнными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.

Основополагающим принципом в матричном подходе к построению организационных структур управления является улучшение взаимодействия деятельности отдельных структурных подразделений в целях реализации проекта или эффективного решения определенной проблемы.

При переходе к матричным структурам наибольший экономический эффект достигается в крупных организациях, выпускающих сложную продукцию.

Использование матричных структур целесообразно при условиях:

· Когда разрабатываемый проект должен быть уникальным; работа над ним не должна носить рутинный характер.

· Когда имеет место частая смена ассортимента или технологии.

· Работа группы над проектом должна вестись ограниченное время. Как только начинается серийное производство изделия, дальнейшая работа по его совершенствованию ведется в обычных функциональных отделах.

· Когда проблема решается общими усилиями членов группы.

Преимущества:

· активизация деятельности работников управления путем формирования программных подразделений;

· четкое распределение функций управления между руководителями, ответственными за достижение высоких результатов (руководители проектов), и руководителями, ответственными за обеспечение наиболее полного использования имеющихся ресурсов (начальники функциональных подразделений);

· вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в активную творческую деятельность по совершенствованию производства (коммерции);

· снижение нагрузки на руководителей высшего уровня в результате передачи полномочий по принятию решений на средний уровень.

· координация и контроль за выполнением ключевых решений сохраняются на высшем уровне;

Недостатки:

· При их интенсивном использовании работники постоянно перемещаются из группы в группу и вся организация становится как бы временной.

· частая смена руководителей и специалистов в группах и на проектах приводит к потере контроля и организация может просто развалиться.

· для матричных структур характерен повышенный уровень конфликтности.

 

25. Факторы, определяющие выбор проектной структуры управления

Проектная структура управления - временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Смысл проектной структуры управления состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Основной принцип построения проектной структуры - концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д.

Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей.

После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе).

Преимущества структуры управления по проектам:

· высокая гибкость;

· сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.

Недостатки структуры управления по проектам:

· очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;

· дробление ресурсов между проектами;

· сложность взаимодействия большого числа проектов в компании;

· усложнение процесса развития организации как единого целого.

26. Система административного органа

Субъект административной власти – это адм. орган или должностное лицо, реализующее в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него распорядительные полномочия, облекаемые в форму адм.-правового акта.

Административный орган – коллективный субъект адм. власти, наделенный компетенцией для поддержания административного (публичного) порядка в определенной сфере деятельности.

Административные органы:
- Федеральные
- Субъектов Федерации
- Муниципальные

Особенности административных органов (признаки):
- исполнительно-распорядительная деятельность;
- обладают относит. самостоятельностью;
- имеют постоянные штаты;
- образуются вышестоящими органами;
- подотчетны и подконтрольны таким органам;
- образование, структура и порядок их деятельности определяются нормами административного права;
- открытый инициативный характер деятельности;
- бессрочный характер;
- установлена определенная сфера деятельности;
- имеется территориальный масштаб деятельности;
- уполномочены принимать акты, имеющие обязывающий характер.

 

27. Рациональная бюрократия М. Вебера: содержание теории и ее приложение к условиям России.
Концепция бюрократии была первоначально сформулирована в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером.

Рациональная бюрократия, по М. Веберу, рассматривалась как некая идеальная модель организационной структуры, к которой следует стремиться при создании организационной структуры в организациях самого разного профиля и вида деятельности.

Характеристики рациональной бюрократии:
1. Четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов на всех участках деятельности организации.
2. Наличие иерархических уровней управления с четкой системой подчинения и контроля нижестоящего уровня вышестоящему.
3. Система общепринятых формальных правил и стандартов, согласованных друг с другом и обеспечивающих однородность задач, обязанностей и координацию действий сотрудников при решении различных задач.
4. Независимость должностных обязанностей от исполняющих их лиц, иными словами — обезличенность выполнения обязанностей должностными лицами.
5. Прием на работу сотрудников, соответствующих предъявляемым к ним квалификационным требованиям. Увольнение также в первую очередь по причинам должностного несоответствия либо по другим объективным причинам.

В начале ХХ в. административная система в России являла собой пример того, что Вебер называл “господством чиновников”. “Под господством чиновников Вебер понимал такое положение дел, когда бюрократия занимает ведущие государственные посты либо формально, если чиновники назначаются на министерские должности, либо неформально, если в результате слабости политического лидерства чиновники фактически присваивают себе функцию определения политики”.

С точки зрения Вебера, “господство чиновников” представляло собой тенденцию, которая присутствовала в любой бюрократической администрации, но могла реализоваться лишь в тех случаях, когда не существовало эффективных средств контроля за деятельностью аппарата. В государственной бюрократии, действовавшей в России в начале века, “господство чиновников” приняло довольно развитую форму

Российская социология может многое подчерпнуть в арсенале веберианской политической теории. Разработанные Вебером понятия могут успешно использоваться для анализа структур государственного управления в России на различных этапах их эволюции. Обращение к веберовским политическим идеям должно способствовать лучшему пониманию как недавнего прошлого нашей страны, так и современного состояния ее политической системы.

 

28.Современные подходы к бюрократии и к бюрократическому управлению

В буквальном переводе слово бюрократия означает господство конторы, власть аппарата управления, иными словами власть не народа, даже не конкретного человека, а должностной позиции.

Управленческие органы современной бюрократической системы, естественно, пользуются предоставленными им полномочиями и властью – тем социальным и правовым статусом, который они занимают как официальные представители соответствующих социальных образований и который в фундаментальном отношении выражается в достаточно широком наборе властных полномочий.

Термин бюрократия иногда употребляют как синоним управления, администрирования. Подчас этот термин обозначает особый слой чиновников – управленцев, рационально организованную службу управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в соответствии с законами, инструкциями и другими правилами. И это понятно: без слаженного, высокоорганизованного и четко работающего аппарата нельзя управлять обществом, руководить хозяйственным и культурным строительством. Бюрократическое управление – это управление в рамках четко разработанных правил и предписаний.

Эволюция взглядов в трактовке феномена бюрократии сегодня происходит в направлении сближения европейской и американской наук. Думается, все многообразие трактовок бюрократии можно свести к четырем основным типам – веберовскому, марксистскому, имперскому («азиатскому») и «реалистическому».

Концепция М. Вебера–В. Вильсона. В начале ХХ века М. Вебер разработал концепцию рациональной бюрократии как основы организации современного типа, которая пришла на смену организации патриархальной (по Веберу патримониальной). На смену системе патриархальной, средневековой администрации, при которой обычному человеку без денег и связей добиться справедливости зачастую было практически невозможно, поскольку сроков рассмотрения дел не существовало, порядок их производства и подведомственность были неопределенны, а главное – во всем господствовал произвол лиц, решающих вопросы, а отсюда взятки, вымогательства, протекции.

И вот в качестве альтернативы стала складываться иная форма решения текущих дел, которой (в идеале) присуще их ведение компетентными и бесстрастными исполнителями в полном соответствии с законодательством и установленной процедурой, упорядоченность делопроизводства, свобода от субъективных влияний. Словом, организация современного типа предполагает господство общеобразовательных регламентированных процедур. Все равны перед единым порядком.

Суммируя описание веберовской модели, можно выделить три ее главных «идеологических» постулата:

бюрократия одинаково эффективно служит любому политическому «хозяину», но не вмешивается при этом в политику; это – наилучшая из всех возможных организаций; важнейшее ее достоинство – независимость от воздействия субъективных (человеческих) влияний на принятие решений.

Взгляд Карла Маркса. Бюрократия по Марксу это негативное явление. Он, по существу, отождествлял бюрократию, определенного рода организацию и аппарат, необходимые для осуществления функции управления с бюрократизмом – косностью, волокитой, канцелярщиной, пренебрежением к существу дела ради соблюдения формальностей.

Бюрократия в его описании выглядит абсолютным злом. Даже простой перечень марксистских пунктов критики бюрократии выглядит весьма впечатляюще. Здесь и подмена общественного интереса частным, т.е. интересом власти и конкретного чиновника – «присвоение государства» чиновником, и органическая неспособность бюрократии решать подлинные проблемы, отсутствие у нее государственного разума, и извращенное восприятие действительности, отрыв от нее, предвзятость, произвол, возрастающий по мере продвижения к вершине бюрократической иерархии, и корпоративность, своекорыстие этой иерархии, и карьеризм как образ ее жизни, и ее притязания на монопольную компетентность, и формализм.

Имперская («азиатская») модель.. Китайская модель, несмотря на ее некоторые формальные совпадения с моделью веберовской (прежде всего, система экзаменов на возможность получения должности и ступенчатая должностная иерархия), по своим фундаментальным принципам и целям ей противоположна. Собственно чиновники были управляющими императорской собственностью. Задачей бюрократии считалось не служение общественным интересам, а смягчение негативных последствий от действий в принципе неискоренимых пороков людей, дабы обеспечить эффективную власть сына небес.

Одним из главных секретов этой уникальной стабильности было отсутствие возможности у чиновников осознать себя самостоятельной политической силой. Чиновники оказались на положении императорских лакеев. Для предотвращения, казалось бы, неизбежного в подобных случаях процесса складывания бюрократической корпорации действовал ряд механизмов разобщения чиновников и их интересов.

 

29. Стили управленческой деятельности в администрации

Стиль управления — представляет собой манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить "одномерные", т.е. обусловленные одним, каким то фактором, и "многомерные", т.е. учитывающие два или белее обстоятельств при построении взаимоотношений "реководитель-подчиненный", стили руководства.

"Одномерные" стили управления

К ним относятся: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Авторитарный стиль управления Демократический стиль управления Либеральный стиль управления
Приемы принятия решений Единолично решает все вопросы Принимая решения, советуется с коллективом Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных
Способ доведения решений до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных Просит, упрашивает
Распределение ответственности Полностью в руках руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках исполнителей
Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
Принципы подбора кадров Боится квалифицированных работников, старается от них избавится Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
Отношение к знаниям Считает, что все сам знает Постоянно учится и требует того же от подчиненных Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
Стиль общения Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускаем фамильярное общение
Характер отношений с подчиненными По настроению, неровное Ровное, доброжелательное, требовательное Мягкое, нетребовательное
Отношение к дисциплине Жесткое, формальное Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Мягкое, формальное
Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам Постоянно использует разные стимулы Использует поощрение чаще, чем наказание

Предпосылкой постановления различных "одномерных" стилей управления стали теории "Х" и "Y" Дугласа Мак-Грегора. Так, согласно теории "Х", люди изначально ленивы и при первой же возможности избегают работы. У них полностью отсутствует честолюбие, поэтому они предпочитают быть руководителями, не брать на себя ответственность и искать защиты у сильных. Что бы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, тотальный контроль и угрозу наказаний. Однако, по мнению Мак-Грегора, люди таковы не по своей природе, а вследствие тяжелых условий жизни и труда, которые начали меняться к лучшему лишь со второй половины ХХ в. В благоприятных же условиях человек становится тем, кем он есть на самом деле, и его поведение отражается уже другой теорией — "Y". В соответствии с ней в таких условиях люди готовы брать на себя ответственность за дело, более того, даже стремятся к ней. Если их приобщить к целям фирмы, охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля, а так же в творчество. И такое приобщение является

функцией не принуждения, а вознаграждения, связанного с достижением поставленных целей. На таких работников опирается руководитель, исповедующий демократический стиль.

Характеристика "одномерных" стилей управления была предположена отечественным исследователем Э.Старобинским.

"Многомерные" стили управления. "Теория X" и "Теория Y"

В 1960 году Дуглас Макгрегор опубликовал свою точку зрения на биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. "Теория Х" и "Теория У", представленные в книге "Человеческая сторона предприятия", завоевали широкое признание у менеджеров.

Теория Х

  1. Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.
  2. Человека следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием для достижения целей организации.
  3. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.

Теория У



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 3623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.098 с.)