Адм.- правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адм.- правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды



Административно-правовые отношения (АПО) – разновидность правовых отношений. Им сво-йственны основные признаки любого правоотношения (первичность правовых норм (правоотношение – результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы); регламентация нормой действия сторон отношения; взаимные права и обязанности сторон правоотношения, установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям нормы поведение). АПО – урегулированное АПНормами управленческое общественное отношение, в к-ром стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных АПН. Особенности АПО:

1) являются властеотношениями (доминирую-щий принцип);2) доминирующее положение субъекта управле-ния (властно-волевое начало, присущее социа-льному управлению) (юридическое неравенство сторон);3) объект АдПО (воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти) (воля участников регулируемых управленческих отношений подчинена единой управляющей воле);4) имеют широкую сферу возникновения (сфера государственного управления) (охватывает все основные направления – управляемая сфера) (в АПО всегда выражен публично-правовой интерес (выражение и обеспечение управленческих целей и интересов государства));5) возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей права;6) в АПО опосредуется само гос управление (компетенция соответствующих субъектов этого вида гос деятельности) (АПО возникают не просто в сфере гос управления, но в связи и по поводу совершения полномочными субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции) (возникают только при условии обязательного участия в них соответствующего исполнительного органа (должностного лица), представляющего публично-правовой интерес);

7) для возникновения АПО необходимы условия, к-рые:

а) возникают в связи с практической деятель-ностью исполнит органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядитель-ных функций;

б) возникают по поводу осуществления исполнит органами исключительно управленческих функций (практическая реализация принадлежащих им юридически властных полномочий) (главное – применение полномочий, к-рыми наделены субъекты исполнительной власти и ради использования к-рых возникают АПО);

8) по своей сути являются организационными (связь с реализацией функций исполнительной власти, направленных на организацию процесса правоисполнения) (организация в государстве-нно-управленческом смысле осуществляется в особых, присущих исполнител власти формах) два аспекта организационной нагрузки АПО:

а) самоорганизация (организация собственной работы всего исполнительного аппарата, осуще-ствляемая в раках АПО между различными звеньями системы исполнительных органов);

б) организация, выходящая за рамки варианта «а», реализуемая в АПО с участием иных коллективов и людей, соприкасающихся со сферой гос управления;

9) могут возникать по инициативе любой из сторон (исполнител органов и их должностных лиц, гос коллективов, граждан) (согласие или желание второй стороны не всегда – обязательное условие их возникновения (могут возникать вопреки желанию второй стороны или ее согласию)) (инициатива возникновения АПО не зависит от положения, занимаемого сторонами, исполнительный орган действует не в соответствии со своим желанием, а в силу требования АПН, предусматривающих ответственность за административные правонарушения);

10) между сторонами АПО возможны споры (как правило разрешаются во внесудебном порядке (основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы гос управления и является одним из видов государственно-управленче-ской деятельности; его суть – принятие полномочным исполнител органом юридически властного решения по предмету спора (законность оспариваемого решения или действия, породив-шая спорную ситуацию)) (нередко законодате-льство предусматривает судебный порядок разрешения административно-правовых споров) (общенадзорная деятельность прокуратуры (вправе опротестовать неправомерные решения субъектов исполнител власти);

11) ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед гос-вом в лице его соответствующего органа (должност лица)

(фактическое нарушение публично-правовых интересов в сфере исполнит власти) (возможна ответственность одной стороны перед другой – в ограничительных случаях и пределах).

Виды АПО:

1) основные (отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект – объект)) (властеотношения) (выражают авторитарность (приоритет воли субъекта управления)) (отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма реализации исполнител власти, между руководителями и подчиненными административно-управленческими работниками, между исполнительными органами и гражданами);

2) неосновные (отношения, складывающиеся за рамками управляющего воздействия, но связанные с его осуществлением) (отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере гос управления, не связанными между собой соподчиненностью).

Виды АПО: 1)внутриорганизационные (возникающие в рам-ках внутренней деятельности органов управления (решение структурных кадровых вопросов);2) внешние (возникающие в рамках внешней сферы управления (непосредственно в процессе реализации функций управления)).

Виды АПО: 1) субординационные (характерна авторитарно-сть юридических волеизъявлений субъекта уп-равления (являются собственно администрати-вными));2) координационные (управленческие связи, в к-рых отсутствует авторитарность).

Виды АПО по юридическому хар-ру взаимоде-йствия участников:

1) Вертикальные (выражают суть административно-правового регулирования, типичны для государственно-управленческой деятельности – властеотношения) (между соподчиненными сторонами). Характерные признаки:

а) неравенство сторон – ведущий показатель их вертикальности; сосредоточение в руках управляющей стороны юридически властных полномочий; б) подчинение одной стороны другой;

в) подчиненность не всегда четко проявляется;

г) подчиненность подразумевает прежде всего организационную подчиненность; д) многие АПО вертикального типа возникают между несоподчиненными участниками (в этих случаях одна из сторон в силу своей компетенции правомочна издавать юридические акты, обязательные для исполнения организационно неподчиненной ей стороной); е) контрольно-надзорная деятельность в сфере гос управления (ее субъекты – сами исполните-льные органы (пример: административный надзор)) – вариант подчиненности (подконтрольность, поднадзорность); ж) субъекты исполнител власти вправе адресовать свои властные волеизъявления гражданам, не находящимся у них в подчинении;

з) во всех названных случаях сохраняется неравенство сторон в юридическом смысле (подчиненность – логическое и фактическое следствие неравноправного положения управляющих и управляемых); и) все вертикальные АПО выражают юридическую зависимость одной стороны от другой.

2) Горизонтальные (стороны фактически и юри дически равноправны) (отсутствуют юридичес-ки властные веления одной стороны, обязательные для другой). Обстоятельства их возникновения: а) действительное юридическое равенство участников АПО реально при наличии одинакового правового уровня сторон и отсутствии их соподчиненности;б) обязательное одновременное наличие в упра-вленческих связях этих двух признаков;в) обязательное отсутствие юридически властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой.

Виды горизонтальных АПО: а) предшеству-ющие непосредственному управляющему воздействию (предпосылка вертикальных отношений) (отношения между находящимися на одном правовом уровне исполнит органами; отно-шения по формированию межведомственных советов); б) возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия (создание условий эффективной реализации юридически властного решения) (выработка совместных мер по исполнению нормативных актов);«а» и «б»–административно-процедурные отношения в) отношения административно-процессуального хар-ра (в к-рых стороны занимают равноправное положение) (в рамках производства по жалобам граждан) (содержание – рассмотрение административно-правовых споров); г) отношения административно-договор-ного хар-ра (соглашения (о приеме на конкретную должность)). Любые совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (как и процессуальное равноправие) перерастают в вертикальные отношения (временное проявление горизонтальности таких АПО и их вспомогательный хар-р по отношению к основным вариантам АПО).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.011 с.)