Формы правовых актов управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы правовых актов управления



Правовые акты управления могут издаваться в следующих формах:

1) письменной;

2) устной;

3)конклюдентной;

4) в форме молчания.

Письменная форма издания правовых актов занимает гос­подствующее положение. Она придает управлению определенную стабильность и упорядоченность, позволяет фиксировать, закреп­лять информацию документально. Действующее законодательство четко не определяет, в какой форме должны издаваться акты управления. Однако анализ отдельных норм права позволяет сделать вывод, что декреты, ука­зы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров, нпа республиканских органов управления, решения исполнительных комитетов, постановления о привлечении к административной ответственности могут издаваться только в письменной форме. Распоряжения Президента, Премьер-министра, председателя местного исполнительного комитета (руководителя местной администрации) также должны иметь только письменную форму. Издание актов в письменной форме требует соблюдения определенных правил, реквизитов, техники. Это более сложный процесс по сравнению с изданием актов в устной форме.

Устные управленческие акты также направлены на возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Они наиболее оперативны, с их помощью решаются разнообразные управленческие вопросы.

Акты в устной форме применяются при непосредственном и оперативном руководстве и могут издаваться руководителями любого ранга, от Президента до руководителя самого низкого звена. Обладают этим правом и представители власти по отношению к неподчиненным по службе лицам.

Виды (формы) подобных актов многочисленны и правом не определеются. Главная их суть, как и письменного акта, состоит в том, что они должны иметь определенное решение, требование, предписание, указание, т.е. властное волеизъявление полномочного на то лица (требования контролеров, работников милиции, инспекторов). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнеия

Немаловажное место в системе правовых актов занимают конклюдентные акты.

Конклюдентный акт (от лат. concludere — заключаю, вывод) — это действия лица, выражающие его волю, но не в форме письменного или устного волеизъявления, а в поведении или в иной форме, по которой можно сделать заключение о таком намерении. Термин «конклюдентный» больше присущ гражданскому праву. Его нормами регулируется совершение различи конклюдентных действий — сделок.

В сфере административного права рассматриваемый термин применяется к актам, которые выражаются путем жестов, световых и звуковых сигналов, знаков, например, дорожного движения, и т.п.

Конклюдентные акты управления по юридической силе однородны. Многие из них носят информационный характер и применяются в местах использования речного флота, для обеспечения безопасности дорожного движения, безопасности движения воздушных средств передвижения и т.д. Ряд таких актов носит запрещающий и разрешающий характер и в случаях их несоблюдения обеспечивается санкциями.

Акты в форме молчания – молчание, сохраняемое органом управления (принятие законов – ст.100 К-ции – законопроект рассматривается в течение 20 дней, в противном случае закон считается одобренным; если Президент не вернул закон с подписания в течение 2 недель – то считается подписанным). Надо применять и в других сферах (обращения граждан).
4. Структура правового акта управления.

Правовые акты управления имеют свою структуру, составные части.

В законе об нпа определяется структура нпа:

Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются:

 


  • вид акта (закон Республики Беларусь, декрет Президента Республики Беларусь, указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров Республики Беларусь и др. – орган, должностное лицо не самостоятелен в выборе вида акта);

  • название, которое отражает предмет правового регулирования нормативного правового акта и его основное содержание. Заголовок должен быть кратким, но точно отражать содержание документа. Начинается предлогов О, ОБ.;

  • дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер;

  • подписи лиц, уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты – в состав подписи входит наименование должностного лица, подписывающего документ, личная подпись, ее расшифровка. Не допускается подписание акта с проставлением предлога за или косой черты перед наименованием должности. Если акт подписывается одним из заместителей, то указывается заместитель или первый заместитель. Если несколько лиц подписывает, то подписи располагаются в последовательности, соответствующей занимаемой должности..


Исключен реквизит – орган, принявший акт. Он следует из вида акта.

Если акт требует утверждения, то применяется гриф «Утверждаю».Если утверждается другим правовым актом, то слова «утверждено, название акта.

Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.

Нормативный правовой акт может иметь преамбулу - вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Включение нормативных предписаний в преамбулу, как правило, не допускается.

Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, в том числе кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты - на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.

Статьи и пункты нормативного правового акта - основные структурные элементы нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь название, отражающее их содержание.

Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.

Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на абзацы; пункты - на подпункты, части или абзацы; подпункты - на части или абзацы.

Главы нормативного правового акта - структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Разделы нормативного правового акта - структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Абзац нормативного правового акта - часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Подпункты нормативного правового акта - абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.

Стилистическое оформление – не допускается употребление разговорной речи, нечетких словосочетаний, призывов, восклицаний.

Разделы кодифицированного нормативного правового акта могут объединяться в Общую и Особенную части.

Общая часть кодифицированного нормативного правового акта должна содержать:

 


  • фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты);

  • специализированные нормативные положения (презумпции, преюдиции);

  • иные исходные нормативные положения, которые характеризуются высокой степенью обобщенности, стабильности и закладывают правовую основу использования (применения) норм Особенной части.


Особенная часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают:

 


  • вид и меру (правила) возможного и должного поведения (юридические права и обязанности);

  • вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность).


Отдельными структурными элементами нормативного правового акта (его структурных элементов) могут быть подстрочные примечания к ним. Подстрочные примечания используются в тех случаях, когда пояснения или сокращенные наименования не могут быть помещены в текст нормативного правового акта (его структурных элементов).

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, перечни, иллюстрации и т.п., то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие структурные элементы нормативного правового акта должны иметь ссылки на эти приложения.
5. Требования, предъявляемые к актам управления и последствия их несоблюдения.

Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым к его юридическому содержанию и порядку издания.

Исходя из этого, можно выделить три группы требований, предъявляемых к актам органов исполнительной власти.

1. Общие требования законности (юридические требова­ния), которым должны удовлетворять все акты управления, независимо от того, кем они издаются, по какому вопросу и каковы их юридические свойства.

2. Дополнительные (специальные) требования. Они пред­ъявляются к некоторым актам в зависимости от содержания и назначения этих актов.

3. Требования организационно-технического характера.

Общими, обязательными для всех актов управления яв­ляются требования о том, чтобы акт управления был издан полномочным органом в пределах его компетенции, в инте­ресах граждан и государства, в соответствии с законом и его целями, в форме и порядке, определенных законом.

Соблюдение требований об издании акта управления пол­номочным на то органом в пределах его компетенции предпо­лагает, прежде всего, знание соответствующими должностны­ми лицами компетенции органа. Как известно, ее объем и ха­рактер определяются в зависимости от задач, для решения которых данный орган создан.

Конкретно требование об издании акта управления пол­номочным органом в пределах его компетенции означает следующее.

Акт управления может быть издан лишь по вопросу, ко­торый относится к ведению данного органа, иными словами,. необходимо соблюдать компетенцию по предмету регулиро­вания. Говоря о соблюдении компетенции по предмету регу­лирования, надо иметь в виду не только недопустимость вторжения в сферу деятельности вышестоящих органов, но ж недопустимость вторжения в сферу деятельности нижестоя­щих органов.

Необходимым условием правомерности акта управления является и соблюдение требования об объеме правового peгулирования. Речь идет о том, что актом управления может ре­гулироваться подведомственный данному органу вопрос лишь в пределах, дозволенных законом.

Акт управления не должен нарушать территориальных пределов деятельности органа. Действие акта управления должно распространяться только на территорию, подведом­ственную данному органу. Например, местный исполком, принимая решение по вопросу, входящему в его компетенцию, не ма­жет распространять его действие на территорию, не входящую в этот район.

Требование об издании акта управления в интересах граждан и государства означает, что акт не только формаль­но не может противоречить закону, но и фактически не дол­жен нарушать интересы государства, а также права и закон­ные интересы граждан.

Требование об издании акта управления в соответствии с законом и его целями означает недопустимость каких бы то ни было отступлений от норм законов, актов вышестоящих орга­нов исполнительной власти. Акты управления не должны про­тиворечить вступившим в законную силу актам органов право­судия. Никакие ссылки на местные условия, целесообразность и другое не могут оправдать отступление от закона.

Требование об издании акта в установленном порядке оз­начает необходимость строгого соблюдения всех правил подготовки проекта акта, его рассмотрения, принятия и доведе­ния до сведения исполнителей, а также сроков введение в действие.

Требование соблюдения формы акта означает издание ак­та в предусмотренной законом форме, с правильным, отражающим существо акта названием, с соответствующими подписями и указанием места и времени его принятия. При этом надо иметь в виду также рациональное построение акта (наличие преамбулы, разделов, статей, параграфов и т.п.). Цель состоит в том, чтобы найти оптимальный вариант его структуры, который наилучшим образом способствует уяс­нению акта, а также соответствует требованиям кодифика­ции и систематизации.

Специальными являются такие требования, которые вы­текают из общих критериев правомерности акта, но предъ­являются лишь к определенной группе актов управления.

Некоторые акты управления могут быть изданы только в определенный срок. Это требование может преследовать раз­личные цели. В одних случаях — оперативное решение воп­роса, например, при издании в определенный срок решений по жалобам, в других — возможность более точного учета об­стоятельств, связанных с причиной издания акта. Так, при­каз руководителя предприятия о наложении дисциплинар­ного взыскания на рабочего или служащего должен быть из­дан в срок не позже одного месяца со дня обнаружения про­ступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения.

При издании некоторых актов требуется наличие разре­шения вышестоящего органа. Данное требование предъявля­ется к актам, издание которых выходит за рамки обычной деятельности государственного органа, когда возникает не­обходимость использовать дополнительные полномочия, предоставленные ему в каждом отдельном случае вышестоя­щим органом в силу особых условий.

Многие акты управления могут издаваться лишь при ус­ловии обязательного предварительного согласования с соот­ветствующими государственными органами или органами общественных организаций.

Некоторые акты издаются с последующим утверждением вышестоящими государственными органами, что гарантиру­ет обязательный контроль с их стороны непосредственно за изданием акта, еще до его применения.

Организационно-технические требования, предъявляемые к актам государственного управления, призваны обеспечить конкретное оперативное и дифференцированное руководство. В соответствии с этим в актах управления должны быть четко определены конкретные задачи (права и обязанности), их исполнители, сроки, формы и методы решения задач. Ак­ты управления должны издаваться своевременно и по тем вопросам, которые именно в данный момент требуют разре­шения с помощью правовых средств.

В целях осуществления дифференцированного руководства акты управления должны издаваться в соответствии с особен­ностями отдельных местностей, отраслей управления, специ­фикой задач тех или иных государственных органов и дол­жностных лиц. При этом должны учитываться конкретные ус­ловия работы исполнителей, их реальные возможности.

Большое значение для эффективности актов управления имеет соблюдение требования четкого, ясного языка акта, логическая последовательность, отсутствие противоречий. Это требование, по существу, направлено на обеспечение правильного толкования и единообразного понимания и при­менения актов управления.

Необходимыми являются также следующие требования: согласование проекта акта с другими заинтересованными ор­ганами, соответствие положений проекта действующему за­конодательству, а если возникает необходимость внести из­менения в последнее, то подготовка предложения по этому вопросу и другие требования.

Несоблюдение установленных требований к юридическо­му содержанию и порядку издания правовых актов дает ос­нования считать их дефектными (неправомерными). Такие акты принято делить на оспоримые и ничтожные.

Оспоримыми называются правовые акты управления, ко­торые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены заинтересованными органами или лицами. При этом в государственном управлении существует презумпция правильности и действительности актов управления, в соот­ветствии с которой акт считается законным, если в установ­ленном законом порядке официально не будет закреплено иное. Соответственно он должен быть исполнен, сомнения в его законности не препятствуют его действию. Акты управления оспариваются в форме жалобы или прокурорского протеста. Отменять и приостанавливать действие оспоримых актов относится, как правило, к компетенции вышестоящих органов государственного управления. Приостановление акта управле­ния означает прекращение его действия до устранения содер­жащихся в нем отклонений от существующих требований.

Ничтожные акты управления — это такие акты, которые в силу своей противозаконности не порождают юридических последствий с момента их возникновения, так как их юриди­ческая несостоятельность настолько очевидна, что они не подлежат исполнению. Например, приказ должностного ли­ца органа внутренних дел на применение огнестрельного оружия не в соответствии с требованиями Закона Республи­ки Беларусь "Об ОВД"; предписания руководителя под­чиненному главному бухгалтеру совершать финансовые опе­рации, противоречащие законодательству. В таких ситуаци­ях подчиненные не только не вправе их исполнять, но и не­сут ответственность в случае их исполнения.

Правовые акты признаются ничтожными если:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.026 с.)