Понятие, задачи и принципы государственной службы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, задачи и принципы государственной службы.



Классификация должностей государственной гражданской службы

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Права и обязанности гражданских служащих

Права гражданских служащих

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

В целях организации гражданской службы должен быть разработан и утвержден должностной регламент, который определяет должностные права и обязанности.

В соответствии с должностным регламентом гражданский служащий осуществляет свою профессиональную служебную деятельность.

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

Так, режим служебного времени и времени отдыха, в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа, является существенным условием служебного контракта (пункт 7 части 3 статьи 24 Федерального закона №79-ФЗ).

Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха (часть 3 статьи 56 Федерального закона №79-ФЗ).

В соответствии со статьей 46 Федерального закона №79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания, который состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно частям 3 и 4 статьи 46 Федерального закона №79-ФЗ гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии сФедеральным законом №79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

Оплата труда гражданских служащих регламентирована главой 10 Федерального закона №79-ФЗ и производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

У государственных органов, органов местного самоуправления и организаций существует соответствующая обязанность по предоставлению информации и материалов, необходимых гражданским служащим для исполнения их функций.

6) внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

7) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне»:

«Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1998 года №61 определяется перечень сведений, относящихся к государственной тайне. Так, к государственной тайне относятся сведения в военной области, сведения о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, сведения в области экономики, науки и техники, а также сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно – розыскной деятельности и организации защиты государственной тайны.

8) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

Порядок такого доступа может быть закреплен в должностном регламенте или стандарте государственной услуги.

9) ознакомление с отзывами о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

10) защиту сведений о гражданском служащем;

В главе 4 Федерального закона №79-ФЗ устанавливается ряд гарантий по защите персональных данных гражданского служащего.

Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 года утверждено «Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела».

11) должностной рост на конкурсной основе;

Посредством проведения конкурса оценивается профессиональный уровень претендентов на замещение соответствующей должности государственной гражданской службы.

Должностной рост гражданского служащего зависит от многих факторов, например от уровня образования, профессионализма, результатов проведенной аттестации.

12) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленномФедеральным законом №79-ФЗ и другими федеральными законами;

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка представляют собой дополнительное профессиональное образование гражданского служащего и регламентируются статьей 62 Федерального закона №79-ФЗ.

По вопросам профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих существует «Положение о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2001 года №109.

13) членство в профессиональном союзе;

Посредством вступления в профессиональный союз реализуется возможность защиты прав и профессиональных интересов государственных служащих.

Согласно пункту 14 части 1 статьи 17 Федерального закона №79-ФЗ гражданскому служащему запрещается создавать в государственных органах структуры политических партий, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности.

14) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии сФедеральным законом №79-ФЗ и другими федеральными законами;

Под индивидуальным трудовым спором понимаются:

«неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров».

(статья 381 ТК РФ).

Более подробно с вопросами, касающимися рассмотрения индивидуальных трудовых споров, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. Правовое регулирование. Практика. Документы».

15) проведение по заявлению гражданского служащего служебной проверки;

Согласно статье 59 Федерального закона №79-ФЗ служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего и должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

При ее проведении устанавливаются:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

16) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

Согласно статье 70 Федерального закона №79-ФЗ индивидуальные служебные споры рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам или судом. Гражданский служащий выбирает орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров по своему усмотрению.

17) медицинское страхование в соответствии сФедеральным законом №79-ФЗ и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

Медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, является одной из основных государственных гарантий, предоставляемых гражданским служащим в соответствии со статьей 52 Федерального закона №79-ФЗ.

18) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего гражданскому служащему имущества;

В качестве примера государственной защиты можно привести Федеральный закон от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

19) государственное пенсионное обеспечение;

Государственное пенсионное обеспечение является одной из основных государственных гарантий, предоставляемых гражданским служащим в соответствии со статьей 52 Федерального закона №79-ФЗ.

Условия назначения пенсий государственным служащим по государственному пенсионному обеспечению закреплены в главе 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона №79-ФЗ с предварительного уведомления представителя нанимателя гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

На основании статьи 276 ТК РФ руководитель организации вправе работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

В свою очередь нарушение запретов, связанных с гражданской службой, является основанием для прекращения служебного контракта и освобождения от занимаемой должности гражданской службы с последующим увольнением с гражданской службы (статья 33 Федерального закона №79-ФЗ).

Извлечения из Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

· признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

· осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

· отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

· наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или её прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

· близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

· выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

· наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

· представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

· непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

· несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
(п. 10 введён Федеральным законом от 25.12.2008 № 280-ФЗ)

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и её прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

· участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

· замещать должность гражданской службы в случае: — избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации;
(пп. "а" в ред. Федерального закона от 29.03.2008 № 30-ФЗ)
— избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
— избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

· осуществлять предпринимательскую деятельность;

· приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

· быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

· получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 № 280-ФЗ)

· выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счёт средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договорённости между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

· использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

· разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

· допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

· принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почётные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

· использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

· использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

· создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

· прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

· входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
(п. 16 введён Федеральным законом от 02.03.2007 № 24-ФЗ)

· заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(п. 17 введён Федеральным законом от 02.03.2007 № 24-ФЗ)

2. В случае если, владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

· в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 № 280-ФЗ)

· разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статье

23. Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего. 1. Гражданский служащий обязан:

 

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Комментарий к статье 18
1. Закон является инструментом кадровой политики в органах государственной власти, на его основе происходит формирование кадрового состава гражданских служащих и регулируется их деятельность.
Отношение к включению в нормативные правовые акты требований к служебному поведению гражданских служащих неоднозначно. Существует мнение, что закрепление законом моральных норм и требований - это формальное, искусственное действие.
Другая точка зрения заключается в том, что систематизация нравственных, моральных требований к гражданским служащим помогает им ориентироваться в поведенческих действиях и выступает в качестве критериев оценки сложных нравственных проблем поведения служащих.
Требования к служебному поведению должны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов. Требования определяют в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего не может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.
Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего связано с обязанностями гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17).
Необходимо отметить, что сложности при практической реализации положений Закона о служебном поведении связаны с:
субъективностью и поливариантностью оценки моральных, этических, нравственных категорий;
отсутствием интеграции современного российского общества посредством единой морали, отрицанием сложившихся ранее нравственных норм и ценностей;
невозможностью учесть весть спектр поведенческих стратегий и сложностью определения адекватных санкций за нарушение требований к служебному поведению.
Требования к служебному поведению включают в себя три типа нравственных норм:
а) предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего);
б) запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения);
в) рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время).
В законе нельзя предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего. Статьи закона не заменяют и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести.
Зарубежная практика организации государственной службы свидетельствует о позитивных результатах внедрения требований к служебному поведению служащих. Одним из наиболее известных является Моральный кодекс американского общества государственного управления, в котором содержатся принципы поведения служащих.
Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы. К недостаткам ст. 18 Закона можно отнести то, что по сути не определены процедуры принятия нормативных актов государственных органов о служебном поведении, конкретизирующих деятельность служащих применительно к отдельным сферам и специфике целей и функций органов власти; не определены способы контроля и санкции за нарушения.
Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении Общих принципов служебного поведения государственных служащих" рекомендовано не только государственным служащим, но и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности, придерживаться Принципов, утвержденных Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.
Указ принят в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе. Действует Указ с момента подписания и до принятия федеральных законов о видах государственной службы, одним из видовых законов является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Впервые в Указе Президента N 885 дано определение понятия "конфликт интересов": это ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей. Определен и порядок действий служащего при угрозе возникновения конфликта интересов, а именно: служащий обязан сообщить об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование конфликта интересов.
2. Повышенные требования, вполне обоснованно, предъявляются к руководителям. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Так как гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" наделен значительными организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, то он призван принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; не допускать принуждения гражданских служащих к участию в деятельности организаций, если такое действие ставит под сомнение политическую нейтральность, не исключает возможности какого-либо влияния на служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений.
Необходимо учесть, что хотя перечень требований к служебному поведению гражданского служащего и не является исчерпывающим, смысл требований определяет главное - закон позволяет не дожидаться последствий злоупотреблений гражданских служащих (например, возникновения ненадлежащей выгоды и оснований для привлечения лица к административной или уголовной ответственности), а устранять причины, предпосылки коррупции и иных злоупотреблений на ранних стадиях, на уровне дисциплинарной ответственности.

Понятие и сущность правовых актов управления.Требования, предъявляемые к ним

Основной административно-правовой формой реализа­ции задач и функций исполнительной власти являются пра­вовые акты управления — один из видов правовых актов государства.

В процессе государственного управления возникает пот­ребность в детализации норм законов, которая осуществляется путем издания нормативных актов управления. Содержащиеся в них правовые нормы направлены на обеспечение конкретного оперативного и дифференцированного руковод­ства.

Акт государственного управления — это подзаконное официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в одностороннем властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

С помощью актов управления осуществляется и реализа­ция норм права в ходе управленческой деятельности, обеспе­чивающая должное поведение участников соответствующих правовых отношений. Издание актов управления — часть управленческой деятельности, одно из ее проявлений.

Отличительные черты правовых актов управления:

1) возникают в процессе деятельности органа (должностного лица) исполнительной власти, в интересах реализации задач и функций этой власти выражают волю государства, влекут юридически значимые последствия;

2) издаются только полномочными субъектами исполнительной власти; являются односторонними властными волеизъявлениями;

3) носят подзаконный характер;

4) императивны: содержат в себе юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата;

5) определяют правила должного поведения в сфере уп­равления;

6) должны быть надлежащим образом оформлены для придания им формы правового акта;

7) могут быть в установленном порядке опротестованы
обжалованы;

8) в случае несоблюдения содержащихся в них юридически властных предписаний наступает ответственность виновной стороны.

Наравне с правовыми актами управления могут издаваться акты государственного управления, не имеющие юридического значения. Такие акты обладают признаками управленческих действий, являются официальными документами, оформляются в виде приказов, решений и т.д. Эти акты называются техническими нормативными актами. К ним относятся: государственные и межгосударственные стандарты, правила техники безопасности, государственные строительные нормы и правила, формы государственной статистической отчетности, указания по их заполнению и т.д.

Наличие в акте предписаний, направленных на установление (изменение, отмену) правовых норм, или возникновение (изменение, прекращение) конкретных правоотношений — свойства право­вого акта, позволяющие отграничить его от других актов. Акт управления может содержать предписания о создании вовых правовых норм, об изменении или отмене ранее дей­ствовавших и т.д. Кроме того, акт управления может содер­жать предписания, обязывающие соответствующие органы издать другой нормативный акт управления или изменить какой-либо из таких актов. Многообразны и предписания ненормативных актов управления.

Акты управления — волевые акты. Они, как и другие правовые акты, являются внешним выражением воли, нап­равленной на создание указанных выше юридических последствий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.072 с.)