Особенности и виды юридического состава административного правонарушения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и виды юридического состава административного правонарушения



Названные выше признаки (особенности) административного пра­вонарушения необходимо отличать от его юридического состава.

В законодательстве отсутствует понятие состава административно­го правонарушения, однако под составом правонарушения в администра­тивном праве, как и в других отраслях права, понимается совокупность таких элементов, как объект и объективная сторона, субъект и субъектив­ная сторона. При отсутствии какого-либо из этих элементов ответст­венность исключается. Каждый элемент состава, в свою очередь, пред­ставляет собой систему присущих ему признаков.

Объект — это то, на что посягает правонарушение. В качестве объ­екта административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере государственного управления, урегулированные нормами административного и других отраслей права и охраняемые мерами административной ответственности. Такими объектами могут быть общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Конкретные объекты административных правонарушений предусмотрены соответ­ствующими статьями Особенной части КоАП. Например, ст. 158 пред­усматривает ответственность за мелкое хулиганство, т. е. нецензурную брань, приставание к гражданам и другие подобные действия, нару­шающие общественный порядок и спокойствие граждан. При посяга­тельстве на отношения, не регламентированные правом, речь может идти только об аморальном, безнравственном поведении, а не о про­тивоправном деянии.

Объективная сторона проступка заключается во внешних проявле­ниях деяния, запрещенного нормами права. Конкретные его признаки излагаются в соответствующей правовой норме. К ним относятся: спо­соб, характер, условия совершения (или несовершения) деяния; насту­пившие вредные последствия; причинная связь между деянием и по­следствиями; неоднократность и иные обстоятельства, характеризую­щие деяние. Например, ст. 76 КоАП устанавливает разные меры адми­нистративной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, в зависимости от последствий пожара. Однако большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как пра­вило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия данного нарушения или нет, — достаточно самого факта нарушения правил, установленных нормативными актами.

Субъектом проступка является лицо, его совершившее: граждане (в том числе иностранные); несовершеннолетние и их родители (заме­щающие их лица); должностные лица; военнослужащие и иные лица, отвечающие в соответствии с дисциплинарными уставами; юридичес­кие лица (организации).

Согласно КоАП, ответственности подлежат лица, достигшие к мо­менту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются, как правило, иные, чем к взрослым, меры воздействия — меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних*. Случаи, когда несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают на общих осно­ваниях, определены в ст. 14 КоАП. Родители и лица, их замещающие, несут ответственность не за правонарушения детей, а за то, что не контролировали их поведение (ст. 19 Положения).

 
 

 


* Ведомости РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536; 1977. № 12. Ст. 259, 1985. № 40. Ст. 1398.

 

Что касается должностных лиц, работающих в государственных ор­ганах, то они, согласно ст. 15 КоАП, несут ответственность не только за прямое нарушение общеобязательных правил, но и за некоторые правонарушения, считающиеся упущениями по службе. Сюда относятся административные правонарушения (проступки), связанные с несо­блюдением установленных правил в сфере охраны порядка управле­ния, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

В ст. 16 КоАП определен порядок привлечения к административ­ной ответственности военнослужащих, призванных на сборы военно­обязанных, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Эти категории государственных служащих несут ответ­ственность за административные правонарушения по дисциплинар­ным уставам. Но за нарушение правил режима Государственной грани­цы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Госу­дарственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду они несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, — штраф и лишение права управления транспортными средствами.

Административная ответственность юридических лиц регулируется не КоАП, а иными нормативными актами, которые будут рассматри­ваться в главе 9.

Ясно, что круг субъектов административного правонарушения может не совпадать с кругом субъектов административной ответствен­ности. Например, лицо, совершившее административное правонару­шение, но не достигшее к этому моменту 16-летнего возраста, не может быть привлечено к административной ответственности. К таким лицам применяются иные меры воздействия.

Следует также иметь в виду, что в правовой норме могут быть назва­ны специальные признаки субъекта, которые отражают особенности правового статуса граждан (водитель, военнослужащий и др.). Следо­вательно, к соответствующей ответственности может привлекаться только тот, кто имеет эти признаки.

Субъективная сторона состава административного правонаруше­ния — это вина, т. е. психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию и возможным его последствиям. Вина может проявляться в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается умышленным, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление (ст. 11 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возмож­ность наступления вредных последствий своего действия или бездей­ствия, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить либо не пред­видело возможности наступления этих последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП).

В некоторых правовых нормах содержатся также указания на мотив и цель административного правонарушения, характеризующие субъек­тивную сторону его юридического состава.

В большинстве случаев формулировка административного право­нарушения предполагает, что оно совершается в форме умысла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.139.149 (0.017 с.)