Анализ влияния факторов на прибыль от продажи продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ влияния факторов на прибыль от продажи продукции



 

Выявление причин и их влияние на показатели прибыли – наиболее целесообразно проводить с использованием факторного анализа. Рассмотрим методику проведения анализа с использованием модели аддитивного типа для анализа прибыли от продаж.

Суть факторного анализа в выявлении: на сколько каждый из следующих факторов повлиял на изменение прибыли в рублях:

1. выручка от продаж
2. цена
3. себестоимость
4. коммерческие и управленческие расходы
5. как, в общем, повлияли все эти факторы на прибыль от продаж

причем совокупное влияние всех факторов должно соответствовать абсолютному отклонению (графа 5) прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с базисным годом.

Такой анализ осуществляется в несколько этапов:

1. расчет влияния фактора «выручка от продаж»: проведение такого анализа начинается с учета влияния инфляции. Пояснительная записка в бухгалтерский отчет обычно содержит информацию о том, на сколько выросли цены на продукцию предприятия в среднем за год. Зная этот %, рассчитывают выручку от реализации в отчетном периоде в сопоставленных ценах с базисным периодом. Без достижения такого сопоставления анализ бессмыслен.

Всоп. отч.= В отч. /I ц
Всоп. отч - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года);
В отч - выручка отчетного периода, приведенная в Форме №2 в ценах отчетного периода;
I ц - индекс цен (индекс инфляции);
из этого следует: выручка от продаж продукции в отчетном году выросла за счет роста цены следующим образом:

Вц=Вотч.–Всоп.отч.
Вц – изменение выручки от продаж за счет цены (инфляции)

Влияние на сумму прибыли от продаж (Пп) изменения выручки от реализации, исключая влияние изменения цены, можно рассчитать следующим образом:

Ппз - (Вотч - Вбаланс) -Вц)/100 * P п базис
P п =Пп /Выруч.
Рп – рентабельность от продаж.

2. Расчет влияния фактора «себестоимость реализации» (производственная стоимость) (стр.020 Формы №2). Это влияние рассчитывается по формуле:

Ппс=Вотч. * (Ус0 - У сб)/100
У с0 и У сб – удельный вес себестоимости выручки в отчетном и базисном годах, %.

Эта информация берется из расчетных таблиц (см. 1 вопрос) – графы 6 и 7.

3. Расчет влияния фактора «цена»

П пц = Вц *P п базис /100

4. Расчет фактора «коммерческие расходы»

П кр = В отч * (У кр отч. -У кр. баз.)/100
У кр.отч. и баз – графы 6 и 7.

5. Расчет фактора «управленческие расходы»

Пупр. =Вотч. *(Ууро -У урб)/100
Где Ууро и У ур — соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах

6. Расчет совокупности влияния всех факторов на прибыль от продаж


Факторы, влияющие на прибыль Сумма влияния, руб.
1. Выручка от продаж 2. Себестоимость реализации 3. Цена 4. Коммерческие расходы 5. Управленческие расходы  
6. Итого Ппв - Ппс +Ппц -Ппкр. -Ппур

 

Сумма «Итого» должна быть равна абсолютному отклонению по строке 050 Формы №2 (графа 5). Если это не так, то расчеты ошибочны и дальнейший анализ не имеет смысла.

 

17. Анализ учетной (бухгалтерской) и экономической рентабельности

 

Конечным финансовым результатом деятельности организации является показатель чистой прибыль или чистого убытка (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода), величина которого формируется в несколько этапов, что находит отражение в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Изначально определяется валовая прибыль как разность между выручкой от продажи и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг: ПВ = S - С, где ПВ-валовая прибыль; S-выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг; С-полная себестоимость реализованной продукции, товаров, работ и услуг.

Затем определяется прибыль (убыток) от продаж как разность между валовой прибылью и суммой коммерческих (∑ЗК) и управленческих расходов (∑ЗУ). Данный вид прибыли участвует в расчете показателя рентабельности продаж: ПП = ПВ - ∑ЗК -∑ЗУ,

На следующем этапе рассчитывается прибыль (убыток) до налогообложения как разность между прибылью от продаж и суммой операционных и внереализационных доходов и расходов:

ПБ = ПП + ПО + ПВН.

где ПБ– прибыль до налогообложения (балансовая);

ПО- результат от операционной и финансовой деятельности;

ПВН - доходы и расходы от прочих внереализационных операций.

Далее, исходя из величины прибыли (убытка) до налогообложения с учетом расходов на налог на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, определяют чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

При анализе финансовых результатов исследуемой организации оценивается динамика показателей прибыли до налогообложения и чистой прибыли за отчетный период.

Влияние на прибыль до налогообложения структурных сдвигов определяется по формуле:

;

 

где , % - доля i – го вида прибыли в общей сумме прибыли до налогообложения, n - число видов прибыли, ед.

Для анализа рентабельности активов часто используется мультипликативная модель, широко известна в экономической литературе как модель «Дюпон», в соответствии с которой коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведения коэффициента рентабельности продажи товаров и коэффициента оборачиваемости используемых активов.

Ra = Пч = S – C = (S / C – 1) = ( S - 1) * * Z * C =
Ac Ac (Ac /OA * (Oа/Z) * (Z/ C) C Ac Z

=(Х -1) * Y * H * L,

где Ra – рентабельность активов;Пч – чистая прибыль от продажи товаров;

S– объем продаж;C–себестоимость проданных товаров;Ac– средняя стоимость активов организации за отчетный год; Оа – оборотные активы;

Z – запасы; Х = S / C – доля продаж, приходящаяся на 1 руб. полной себестоимости товаров; Y = Oa / A – доля оборотных активов в формировании активов; H = Z / Oa – доля запасов в формировании оборотных активов;

L = C / Z – оборачиваемость запасов.

Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции. Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал. Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.

18.Анализ расчетных показателей финансового состояния по балансу

Анализ финансовых расчетных показателей (коэффициентов) направлен на изучение структуры активов предприятия, качества и интенсивности их использования, способа их финансирования. Он позволяет оценить рентабельность предприятия, его платежеспособность, ликвидность. Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период. Ценным качеством финансового анализа является то, что он позволяет сравнить результаты нескольких периодов и на основе этого оценить тенденции развития хозяйственно-экономической деятельности предприятия.

Главными инструментами анализа финансового состояния предприятия являются выведение и интерпретация различных финансовых коэффициентов. Как было отмечено ранее, важнейшей информационной базой анализа являются бухгалтерский баланс (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2), а также приложения к балансу.

Преимущество анализа расчетных коэффициентов состоит в том, что из общего потока информации он выделяет базу сравнения, что позволяет сравнить сведения о текущей и прошлой деятельности предприятия.

Анализ расчетных показателей проводят для оценки платежеспособности предприятия, его солидности и кредитоспособности. Основная задача на этом этапе анализа - выяснить, насколько предприятие способно погашать кредиторскую задолженность и выплачивать проценты. Для предприятия же, результаты анализа служат исходной точкой при формировании финансовой и коммерческой стратегии предприятия. Использование финансовых коэффициентов позволяет руководству контролировать деятельность предприятия и вносить позитивные изменения в его работу.

Общая оценка финансового состояния заемщика строится на основе строгого анализа его финансовых показателей, рассчитанных на отчетную дату, а также экспертного анализа динамики изменения данных показателей.

При анализе структуры активов и пассивов предприятия - потенциального заемщика следует учитывать, что взаимная величина различных групп активов и пассивов зависит от отраслевой принадлежности. Так, у производственных предприятий доля внеоборотных активов составляет обычно 40-60% от суммы активов; такова же, как правило, доля собственных источников средств. А вот для торговых и прочих непроизводственных предприятий, доля оборотных активов (а так же и привлеченных источников) обычно составляет 70-95.

Для более удобного и компактного представления данных бухгалтерской отчетности целесообразно произвести перегруппировку данных в аналитический баланс. Характерным отличием аналитического баланса является расположение активов по скорости их обращения в денежные средства для выполнения текущих обязательств заемщика (по степени ликвидности). В таблице 6 приведен алгоритм перегруппировки данных в аналитический баланс согласно методике, используемой рядом коммерческих банков.

Аналитический баланс позволяет сопоставить в абсолютных величинах статьи баланса предприятия за различные отчетные периоды. Кроме того, рассматриваемая методика предусматривает выполнение вертикального анализа структуры баланса.

После соответствующей группировки статей баланса необходимо оценить динамику относительного изменения различных групп активов и пассивов за несколько последних отчетных периодов: произошло ли изменение удельного веса какого-либо из разделов баланса или группы статей более чем на 10%. При наличии таких изменений необходимо выяснить, чем они вызваны. Если предприятие вкладывает деньги в основные средства, то оправданы ли такие вложения, не будут ли они слишком обременительны для предприятия? В таких случаях для поддержания производства продукции на прежнем уровне предприятию придется компенсировать уменьшение оборотных средств. Обычно такая компенсация осуществляется за счет заемных средств, в частности банковских кредитов. Так как их стоимость для предприятия достаточно высока, то это может привести или к уменьшению прибыли предприятия, или к увеличению стоимости его продукции, понижая тем самым ее конкурентоспособность на рынке.

Особое внимание уделяется изменению структуры оборотных средств: произошел ли рост дебиторской задолженности или нет, является ли уровень запасов сырья достаточным для работы предприятия, не произошло ли затоваривание складов продукцией.

I. Коэффициенты ликвидности характеризуют баланс заемщика с точки зрения превращения его активов в денежные средства для погашения обязательств по пассиву. Для оценки ликвидности предприятия используются следующие относительные показатели, которые различаются набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств[56]:

1. Коэффициент текущей ликвидности (Current Ratio) (коэффициент покрытия)

где CA - оборотный капитал (руб.);

CD - текущие обязательства предприятия (руб.).

Коэффициент текущей ликвидности измеряет общую ликвидность и показывает, сколько раз краткосрочные обязательства покрываются оборотными активами предприятия, т.е. сколько раз способно предприятие удовлетворить требования кредиторов, если обратит в наличность все имеющиеся в распоряжении на данный момент активы.

2. Коэффициент быстрой ликвидности (Quick Ratio)

где Inv - товарно-материальные запасы (руб.).

Не все активы предприятия одинаково ликвидны: наименее ликвидной статьей оборотных активов с самым медленным оборотом можно назвать статью «Запасы». Денежные средства могут служить непосредственным источником выплаты текущих обязательств, а запасы могут быть использованы для этой цели лишь после их реализации, которая предполагает не только наличие покупателя, но и наличие у него денежных средств. Сюда относятся запасы не только готовой продукции, но и полуфабрикатов, сырья, материалов и т.д. Застойность готовых изделий может нарушить реализуемость запасов. Поэтому при измерении способности выполнить обязательства при тестировании ликвидности по состоянию на определенный момент запасы исключаются из оборотного капитала.

3. Коэффициент покрытия краткосрочных обязательств товарно-материальными запасами (Current Debt to Inventory)

Коэффициент показывает степень обеспечения краткосрочных обязательств товарно-материальными запасами.

4. Коэффициент абсолютной ликвидности (Cash Ratio)

где C - денежные средства (руб.);

MS - краткосрочные финансовые вложения (руб.).

Наиболее ликвидными статьями оборотных средств являются денежные средства, которыми располагает предприятие на счетах в банке и в кассе, а также в виде ценных бумаг. Отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам называется коэффициентом абсолютной ликвидности.

5. Коэффициент обеспеченности собственными средствами

где Е - собственные средства предприятия (руб.),

ТСA - основной капитал (руб.).

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует соотношение собственных и заемных оборотных средств у предприятия и определяет степень обеспеченности хозяйственной деятельности предприятия собственными оборотными средствами, необходимыми для его финансовой устойчивости.

II. Показатели финансовой структуры служат для оценки ликвидности предприятия в долгосрочном плане, т.е. о его способности выполнять свои долгосрочные обязательства. Иногда эту группу коэффициентов называют коэффициентами финансовой зависимости или коэффициентами финансового левериджа.

1. Коэффициент автономии (Autonomy Ratio)

где TA - итого активов (руб.).

Этот коэффициент показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Чем выше значение этого коэффициента, тем выше финансовая независимость предприятия, тем оно более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов.

2. Соотношение заемных и собственных средств (Debt to Equity Ratio)

где TD - итого обязательства предприятия (руб.).

Коэффициент показывает, в какой степени предприятие опирается на заемные средства при финансировании своей деятельности. В мировой практике наиболее характерным диапазоном значений указанного коэффициента является интервал от 1,4 до 2,1.

3. Коэффициент долговой нагрузки (Debt Ratio 1)

Этот коэффициент, иногда называемый также коэффициентом финансовой зависимости (Dependence Ratio), показывает долю заемных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Чем выше значение этого коэффициента, тем в большей степени предприятие является зависимым от кредиторов.

4. Коэффициент текущей долговой нагрузки (Debt Ratio 2)

Данный коэффициент показывает отношение краткосрочных обязательств предприятия к общему объему его ресурсов.

При использовании совместно с коэффициентом долговой нагрузки (Debt Ratio 1) рассматриваемый коэффициент дает представление о структуре задолженности предприятия, т.е. о соотношении его краткосрочных и долгосрочных обязательств.

5. Коэффициент общей кредитоспособности

где Int - нематериальные активы (руб.).

6. Коэффициент текущей кредитоспособности

Показатели эффективности, как следует из их названия, характеризуют эффективность использования предприятием находящихся в его распоряжении ресурсов. В показателях, входящих в рассматриваемую группу заложена высокая степень неопределенности. Тем не менее отказываться от использования коэффициентов указанной группы нецелесообразно, так как эти коэффициенты позволяют выявлять скрытые проблемы в финансовом состоянии предприятия. В силу указанных обстоятельств эта группа коэффициентов используется в рассматриваемой методике как вспомогательная.

III. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность и кредитоспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия.

1. Коэффициент оборачиваемости ликвидных активов (Liquid Asset Turnover)

где NS - выручка от реализации (руб.).

2. Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов (Inventory Turnover)

где CGS - себестоимость (руб.).

Коэффициент характеризует время, в течение которого материальные ценности находятся в запасах, прежде чем будут проданы или «совершат оборот».

3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Current Asset Turnover)

4. Коэффициент оборачиваемости активов (Total Assets Turnover)

Коэффициент оборачиваемости активов характеризует эффективность, с которой предприятие использует свои ресурсы для достижения своей главной цели - выпуска продукции или оказания услуг. Образно говоря, данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц «производит» одна единица активов предприятия.

Низкое значение коэффициента свидетельствует о низкой эффективности использования активов, высокое - о высокой эффективности использования активов.

5. Коэффициент оборачиваемости капитала (Equity Turnover)

Коэффициент оборачиваемости капитала характеризует эффективность, с которой предприятие использует собственный капитал. Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц «производит» одна единица собственного капитала предприятия.

IV. Показатели прибыльности и рентабельности характеризуют прибыльность и рентабельность предприятия по отношению к продажам. Коэффициенты прибыльности дают оценку эффективности использования всего капитала с учетом привлеченных средств.

1. Коэффициент прибыльности (Operating Profit Margin)

где OP - прибыль от основной деятельности предприятия (руб.), определяется как: OP = NS - CGS [60].

Коэффициент прибыльности характеризует долю прибыли от основной деятельности в выручке от реализации. Увеличение в динамике коэффициента прибыльности (ОРМ) является благоприятным фактором для финансового состояния предприятия, уменьшение - неблагоприятным.

2. Коэффициент эксплуатационных затрат (Operating Cost Margin)

Коэффициент эксплуатационных затрат характеризует долю эксплуатационных затрат (т.е. себестоимости (CGS) в выручке от реализации. Следует отметить, что коэффициенты прибыльности и эксплуатационных затрат в сумме всегда дают единицу.

Уменьшение в динамике коэффициента эксплуатационных затрат (ОСМ) является благоприятным фактором для финансового состояния предприятия, уменьшение - неблагоприятным.

3. Коэффициент рентабельности (Net Profit Margin)

где NP - чистая прибыль (руб.) (включая фонды, дивиденды, резервы, нераспределенную прибыль).

Коэффициент рентабельности показывает, сколько прибыли приходится на единицу стоимости реализованной продукции. Увеличение в динамике коэффициента рентабельности (NPM) является благоприятным фактором для финансового состояния п

19. Для оценки динамики и структуры финансовых вложений используются данные бухгалтерского баланса и приложений к нему. При этом в полном объеме сделать анализ невозможно из-за недостаточной детализации информации. Так, динамику и структуру финансовых вложений можно оценить по следующим составляющим, перечисленным в форме № 5:

• вклады в уставные капиталы других организаций;

• долговые ценные бумаги;

• предоставленные другим организациям займы;

• прочие вложения.

Анализируя данные, характеризующие финансовые вложения организации, можно сделать следующие выводы. В структуре финансовых вложений преобладают краткосрочные ценные бумаги (облигации, векселя), обеспечивающие ликвидность организации без потери дохода. В то же время организация владеет долями в уставном капитале других организаций, что свидетельствует о том, что она работает в составе Группы. Факторный анализ прироста финансовых вложений показывает, что в структуре прироста финансовых вложений значительную часть занимают вклады в уставный капитал других организаций, а также предоставленные займы, на основании чего можно прогнозировать изменение структуры финансовых вложений в направлении увеличения этих двух составляющих. Доходность финансовых вложений низка, ниже инфляции, и при этом она снижается, что может трактоваться как признак того, что целью осуществления финансовых вложений не было получение текущих доходов: очевидные цели — обеспечение ликвидности с помощью краткосрочных финансовых вложений и приобретение контроля над другими организациями с помощью долгосрочных финансовых вложений.

 

20. В сфере текущей деятельности отражаются статьи, которые используются при расчете чистой прибыли в отчете о прибылях и убытках. Сюда включаются такие поступления, как оплата покупателями товаров и оказанных услуг, проценты и дивиденды, уплаченные другими компаниями, поступления от реализации необоротных активов. Отток денежных средств вызывается такими операциями, как выплата заработной платы, выплата процентов по займам, оплата продукции и услуг, расходы по выплате налогов и другие. Эти статьи корректируются на поступления и расходы начисленные, но не оплаченные или начисленные, но не требующие использования денежных средств. Кроме того, исключаются, во избежание повторного счета, статьи, влияющие на чистую прибыль, которые рассматриваются в разделах финансовой и инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность включает, в основном, операции, относящиеся к изменениям в необоротных активах. Это — «Реализация и покупка недвижимости», «Продажа и покупка ценных бумаг других компаний», «Предоставление долгосрочных займов», «Поступление средств от погашения займов».

Финансовая сфера включает такие операции, как изменения в долгосрочных обязательствах фирмы и собственном капитале, продажа и покупка собственных акций, выпуск облигаций компании, выплата дивидендов, погашение компанией своих долгосрочных обязательств. В каждом разделе отдельно приводятся данные о поступлении средств и об их расходовании по каждой статье, на основании чего определяется общее изменение денежных средств на конец периода как алгебраическая сумма денежных средств на начало периода и изменений за период.

21. Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете Российской Федерации производится в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правила записей информации в регистрах учета и представления определенной отчетности. План счетов бухгалтерского учета является основным нормативным документом в данном процессе.

В настоящее время действует план счетов:

· бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

· бюджетных организаций;

· страховых компаний;

· кредитных учреждений;

· внешнеэкономической деятельности.

Для целей учета разработан единый список бухгалтерских проводок, согласно которому хозяйственные операции организаций, осуществляющих разнообразные виды деятельности, преобразуются в единые бухгалтерские проводки. Для того чтобы получать однородную бухгалтерскую информацию от организаций, пользующихся различными планами счетов, необходимо перекодировать одни счета в другие и уметь ими воспользоваться.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.5.65 (0.092 с.)