ТОП 10:

Концепция гос.системы предупреждения и ликвидации ЧС



Гражданская оборона

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Закон РК О Гражданской обороне(7 мая 1997)

Организация и ведение Гражданской обороны-одна из важнейших функций гос-ва,составная часть его оборонных предприятий. Гражданская оборона-это государственная система органов управления и совокупность общегосударственных мероприятий,проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения,объектов хозяйствования и тер-рии страны от воздействия поражающих факторов современных средств поражения, ЧС природного и техногенного хар-ра.

Силы Гражданской обороны-военные части Гражданской обороны, территориальные, объектовые формирования, формирования служб Гражданской обороны и чрез.ситуаций,оперативно-спасательные отряды. Части Гражданской обороны-воинские части Гражданской обороны,создаваемый Правительством РК.

 

3. Понятие “чрезвычайной ситуации”

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

 

4. Основные термины: происшествие, стихийные бедствия, авария, катастрофа, несчастный случай, травма и др.

Происшествие – событие, нарушившее обычный порядок вещей, нормальное течение жизни. Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, нарушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей. Авария – это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Катастрофа – это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей. Несчастный случай-телесные повреждения или смерть, причиной которых явилось неожиданное стечение обстоятельств. Типичными примерами являются автомобильная катастрофа (или попадание под машину), падение с высоты, попадание предметов в дыхательное горло, падение предметов (кирпича, сосульки) на голову, поражение электрическим током. Травма – нарушение целостности функций ткани и органов в результате воздействия факторов внешней среды.

 

Классификация ЧС.

Все ЧС классифицируются по трем признакам:

1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации; природные (рис. 1), техногенные (рис. 2) и экологические;

2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация;

3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

 

ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

 

ЧС техногенного

 

ЧС конфликтного

войны; локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.) крупные забастовки; терроризм; массовые беспорядки, погромы, поджоги и др. Примером конфликтного ЧС может быть ЧС военного характера (военные столкновения), возникших на определенной территории, вызванных повседневной деятельностью войск и воздействием современных средств поражения (ядерное, обычное, геофизическое оружие).

 

10.По масштабу распространения с учетом тяжести последствий ЧСмогут быть:

локальные (объектовые), к ним относят такие ЧС, при которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы его силами и средствами. По масштабам ущерба к локальным (объектовым) ЧС относят такие ЧС, в результате которых погибло не более 4 человек, пострадало не более 10 человек, нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, прямой материальный ущерб составляет не менее 1000 минимальных зарплат, на день возникновения ЧС;

местные, к ним относятся такие ЧС при которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города, района. По масштабам ущерба к местным ЧС относят такие ЧС, в результате которых погибло не более 10 человек, пострадало не более 50 человек, нарушены условия жизнедеятельности не более 500 человек, прямой ущерб составляет не менее 5000 минимальных зарплат на день возникновения ЧС;

территориальные, к ним относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тыс.до 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РК.

К региональной и федеральной соответственно относятся ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 и свыше человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн и выше минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РК или выходит за их пределы.

К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РК или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РК.

 

Причины возникновения ЧС.

В основе ЧС лежат внутренние и внешние причины.

К внутренним относятся: 1) сложность технологии; 2) недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала; 3) проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании; 4) физический и моральный износ оборудования и механизмов; 5) низкая трудовая и технологическая дисциплины и др. Внешние причины: 1) стихийные бедствия; 2) неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов; 3) терроризм; 4) войны.

по причинам возникновения ЧС делятся на:

Техногенные: происхождение которых связано с техническими объектами-пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушение зданий.

К природным относят ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы.

К экологическим ЧС относятся аномальное природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя земли и т.д.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе-межгациональные конфликты, терроризм, грабежи, войны.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

 

Предупреждение ЧС.

Предупреждение ЧС- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Предупреждение ЧС включает: 1) мониторинг и прогнозирование ЧС; 2) рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

3) предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала; 4) подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС; 5) декларирование промышленной безопасности;

6) лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

7) информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; 8) подготовка населения в области защиты от ЧС.

Ликвидация ЧС.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления. Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения включают: 1) разведку очага поражения, в результате которой получают истинные данные о сложившейся обстановке; 2) локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий; 3) розыск и вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение из завалов пострадавших; 4) оказание пострадавшим медицинской помощи;

5) санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов. В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект, локализацию очага поражения, постановку средств, препятствующих распространению опасности по территории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий: 1) устройство при необходимости проездов в завалах и на загрязненных участках; 2) локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений; 3) укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

 

Полномочия МЧС

1) издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РК, органами местного самоуправления и организациями;

2) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учреждения, находящиеся в ведении МЧС ;

3) создает межведомственные координационные и совещательные органы (комиссии, группы) на представительской основе, а также иные коллегиальные органы (научные, научно-технические, методологические и другие) для обсуждения актуальных вопросов деятельности МЧС;

4) проводит в установленном порядке проверки готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны;

5) осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РК и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

6) имеет оборудованные специальными сигналами и средствами связи воздушные, морские и речные суда, специальные транспортные средства с утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками и окраской;

7) осуществляет в установленном порядке деятельность за рубежом;

8) осуществляет в установленном порядке государственный пожарный надзор и государственный надзор в области гражданской обороны за соблюдением соответствующих требований органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РК, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами РК, иностранными гражданами и лицами без гражданства;

9) проводит в установленном порядке проверки реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РК целевых программ, государственным заказчиком которых является МЧС ;

10) осуществляет в установленном порядке функции по управлению государственным имуществом;

Химически опасные объекты

Химически опасными объектами (ХОО) называют объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использующие аварийно-химические опасные вещества (АХОВ). К химически опасным объектам относятся:

• предприятия химической, нефтеперерабатывающей промышленности;

• предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагентов используется аммиак;

• водоочистные и другие очистные сооружения, использующие в качестве дезинфицирующего вещества хлор;

• железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава со СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества);

• железнодорожные станции выгрузки и погрузки СДЯВ;

• склады и базы с запахом ядохимикатов и др.

Попадание АХОВ в окружающую среду может произойти при производственных и транспортных авариях, при стихийных бедствиях. Причинами аварий на производстве, использующем химические вещества, чаще всего бывают нарушение правил транспортировки и хранения,

несоблюдение правил техники безопасности, выход из строя агрегатов, механизмов, трубопроводов, неисправность средств транспортировки, разгерметизация емкостей хранения, превышение нормативных запасов. '

В результате аварий или катастроф на ХОО возникает очаг I химического заражения (ОХЗ). В очаге химического заражения или зоне химического заражения (3 х 3) могут оказаться само предприятие и прилегающая к нему территория.

 

Риск возникновения ЧС

РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (риск ЧС) — вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.

37 Виды риска возникновения ЧС.
По местоположению источника опасности относительно объекта различают риски внешние и внутренние.
Для фирмы к внешним источникам опасности относятся экономическая конъюнктура, конкуренты, а к внутренним – риски, связанные с принимаемыми решениями, противоречиями в руководстве и др. Внутренним источником риска для жизни и здоровья человека является его организм (болезни). По механизму возникновения различают риски:
связанные с неблагоприятными условиями жизнедеятельности (функционирования организаций); обусловленные опасными явлениями (форс-мажор) в природной, техногенной, социальной и деловой среде;
обусловленные негативными тенденциями развития, приводящими к кризисам – для организации к ухудшению ее финансового состояния и в результате к банкротству (этот вид рисков изучается в теории антикризисного управления). Тенденции могут быть связаны с внешними факторами, формирующими неблагоприятную конъюнктуру для организации, либо с внутренними, связанными, например, с противоречиями внутри самой организации. Негативные тенденции могут привести к кризисам, в том числе в форме опасных явлений (например, рост социальной напряженности может привести к социальному взрыву); связанные с принятием решений в условиях неопределенности, обусловленной, например, нестабильностью условий деятельности организации, что приводит к отклонению фактического результата деятельности от ожидаемого (примеры таких рисков – инвестиционный, инновационный). Причины рисков являются результатом развития процессов как вне организации (в природе, техносфере, обществе, экономике, политике), так и внутри нее. Опасные явления повышают возможность кризиса в организации. В свою очередь опасные явления часто являются результатом заблаговременно нераспознанных негативных тенденций. Первые чаще приводят к кратковременным, а вторые – долговременным последствиям, например, к замедлению в развитии некоторой значимой для функционирования социально-экономической системы сферы. По степени влияния на жизнедеятельность человека, жизнеспособность (финансовое состояние) организации различают следующие виды риска: пренебрежимый (влияние незначимо; меры защиты принимать не требуется); приемлемый (влияние значимо; принимаются меры контроля и защиты на основе принципов обоснования и оптимизации); чрезмерный (влияние катастрофично; деятельность с указанным уровнем риска не допускается). Применительно к предпринимательской деятельности катастрофический риск – это риск банкротства, связанный с полной потерей предпринимателем собственного капитала. По возможности страхования риски подразделяют на две группы (это важно с точки зрения управления рисками):
страхуемые, которые могут быть переданы соответствующим страховым организациям; не страхуемые, по которым отсутствует предложение соответствующих страховых продуктов на страховом рынке.
Возможна классификация рисков и по другим признакам: цели (мотивированный и немотивированный); результату (оправданный и неоправданный), соответствию реальности (действительный и мнимый). Рассматривают также риски наступления отдельных негативных событий (например, риск смерти, риск аварии, риск мошенничества, риск банкротства), которые являются мерой возможности наступления этих событий. Различные области деятельности могут формировать свой понятийный аппарат и классификацию рисков. Например, в страховании под риском часто понимают вид опасности, реализация которой приводит к страховому случаю: пожар, наводнение, дорожно-транспортное происшествие, противоправное действие, авария, несчастный случай и пр. Классификация рисков может осуществляться в соответствии с видами страхования (имущественные, ответственности и др.).

Методы оценки риска

Риск - количественная оценка опасности. Методы оценки риска: инженерный- Под инженерной обстановкой понимается совокупность последствий воздействия стихийных бедствий, аварий( катастрофы ), а также первичных и вторичных поражающих факторов ядерного оружия, и других современных средств поражения, в результате которых имеет место разрушения зданий, сооружений, оборудования, мостов, средств связи и транспорта и т.п. Оценка инженерной обстановки включает: 1) Определение масштабов и степени разрушений эл-тов объекта в целом ;

2) Анализ их влияния на устойчивость работы отдельных эл-тов и объекта в целом, а также не жизнедеятельность населения. Оценка инженерной обстановки производится на основе сочетания данных прогноза и инженерной разведки. Исходными данными для оценки И.О. яв-ся: сведения о наиболее вероятных стихийных бедствиях, авариях, противнике, его намерениях и возможностях и т.д. Расчетный Модельный - «Модельный»метод оценки риска возникновения ЧС базируется на построении модели влияния опасностей на отдельного человека; Экспертный- Экспертный метод оценки вероятности возникновения ЧС учитывает опрос специалистов - экспертов. Социологический- то есть проводятся социологические опросы среди населения

Гражданская оборона

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Закон РК О Гражданской обороне(7 мая 1997)

Организация и ведение Гражданской обороны-одна из важнейших функций гос-ва,составная часть его оборонных предприятий. Гражданская оборона-это государственная система органов управления и совокупность общегосударственных мероприятий,проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения,объектов хозяйствования и тер-рии страны от воздействия поражающих факторов современных средств поражения, ЧС природного и техногенного хар-ра.

Силы Гражданской обороны-военные части Гражданской обороны, территориальные, объектовые формирования, формирования служб Гражданской обороны и чрез.ситуаций,оперативно-спасательные отряды. Части Гражданской обороны-воинские части Гражданской обороны,создаваемый Правительством РК.

 

3. Понятие “чрезвычайной ситуации”

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

 

4. Основные термины: происшествие, стихийные бедствия, авария, катастрофа, несчастный случай, травма и др.

Происшествие – событие, нарушившее обычный порядок вещей, нормальное течение жизни. Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, нарушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей. Авария – это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Катастрофа – это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей. Несчастный случай-телесные повреждения или смерть, причиной которых явилось неожиданное стечение обстоятельств. Типичными примерами являются автомобильная катастрофа (или попадание под машину), падение с высоты, попадание предметов в дыхательное горло, падение предметов (кирпича, сосульки) на голову, поражение электрическим током. Травма – нарушение целостности функций ткани и органов в результате воздействия факторов внешней среды.

 

Классификация ЧС.

Все ЧС классифицируются по трем признакам:

1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации; природные (рис. 1), техногенные (рис. 2) и экологические;

2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация;

3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

 

ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

 

ЧС техногенного

 

ЧС конфликтного

войны; локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.) крупные забастовки; терроризм; массовые беспорядки, погромы, поджоги и др. Примером конфликтного ЧС может быть ЧС военного характера (военные столкновения), возникших на определенной территории, вызванных повседневной деятельностью войск и воздействием современных средств поражения (ядерное, обычное, геофизическое оружие).

 

10.По масштабу распространения с учетом тяжести последствий ЧСмогут быть:

локальные (объектовые), к ним относят такие ЧС, при которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы его силами и средствами. По масштабам ущерба к локальным (объектовым) ЧС относят такие ЧС, в результате которых погибло не более 4 человек, пострадало не более 10 человек, нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, прямой материальный ущерб составляет не менее 1000 минимальных зарплат, на день возникновения ЧС;

местные, к ним относятся такие ЧС при которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города, района. По масштабам ущерба к местным ЧС относят такие ЧС, в результате которых погибло не более 10 человек, пострадало не более 50 человек, нарушены условия жизнедеятельности не более 500 человек, прямой ущерб составляет не менее 5000 минимальных зарплат на день возникновения ЧС;

территориальные, к ним относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тыс.до 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РК.

К региональной и федеральной соответственно относятся ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 и свыше человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн и выше минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РК или выходит за их пределы.

К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РК или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РК.

 

Причины возникновения ЧС.

В основе ЧС лежат внутренние и внешние причины.

К внутренним относятся: 1) сложность технологии; 2) недостаточная квалификация и некомпетентность обслуживающего персонала; 3) проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании; 4) физический и моральный износ оборудования и механизмов; 5) низкая трудовая и технологическая дисциплины и др. Внешние причины: 1) стихийные бедствия; 2) неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов; 3) терроризм; 4) войны.

по причинам возникновения ЧС делятся на:

Техногенные: происхождение которых связано с техническими объектами-пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушение зданий.

К природным относят ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы.

К экологическим ЧС относятся аномальное природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя земли и т.д.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе-межгациональные конфликты, терроризм, грабежи, войны.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

 

Концепция гос.системы предупреждения и ликвидации ЧС

В деятельности по предупреждению и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям природного характера главным приоритетом является проведение инженерных мероприятий. Для снижения ущерба от разрушительных землетрясений необходимо: 1) расширить и качественно улучшить сейсмониторинг на территории республики, уточнить карты сейсморайонирования; 2) производить в плановом порядке антисейсмическое усиление всех объектов, где возможно массовое пребывание людей; 3) повысить готовность сил и средств оперативного реагирования к возможным разрушительным землетрясениям;

Для обеспечения промышленной безопасности следует: 1) обеспечить мониторинг и прогнозирование тех-х ЧС; 2) выработать новые формы и методы обеспечения промышленной безопасности в изменившихся условиях хозяйствования и управления производством; 3) усовершенствовать процедуру декларирования безопасности функционирования опасных производственных объектов. За республиканским уровнем гос.управления должны быть закреплены координация реагирования на региональные и глобальные ЧС, а также реализация крупных проектов по предупреждению ЧС будет осуществлять, в основном, стратегические функции, межрегиональную координацию и международное сотрудничество. В общегосударственных интересах должны проводиться: единый мониторинг ЧС, централизованная подготовка специалистов в области ЧС и гражданской обороны, проведение научных исследований общих проблем гражданской обороны и ЧС.

Предупреждение ЧС.

Предупреждение ЧС- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Предупреждение ЧС включает: 1) мониторинг и прогнозирование ЧС; 2) рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

3) предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала; 4) подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС; 5) декларирование промышленной безопасности;

6) лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

7) информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; 8) подготовка населения в области защиты от ЧС.

Ликвидация ЧС.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления. Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения включают: 1) разведку очага поражения, в результате которой получают истинные данные о сложившейся обстановке; 2) локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий; 3) розыск и вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение из завалов пострадавших; 4) оказание пострадавшим медицинской помощи;

5) санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов. В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект, локализацию очага поражения, постановку средств, препятствующих распространению опасности по территории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий: 1) устройство при необходимости проездов в завалах и на загрязненных участках; 2) локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и сооружений; 3) укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.04 с.)