ЧС конфликтного (криминогенного) характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЧС конфликтного (криминогенного) характера



50100 Вооружённые нападения, захват и удержание важных объектов, или реальная угроза осуществления подобных акций: 50101-50106

50200 Нападение (покушение) на членов экипажа воздушного или скоростного морского (речного) судна, угон, уничтожение или попытка уничтожения таких судов, захват заложников из состава членов экипажа или пассажиров.

50300 Установка взрывного устройства в общественном месте, учреждении, организации, предприятии, жилищном секторе, на транспорте.

50400 Исчезновение или хищение с объектов хранения, использования, переработки и при транспортировке: 50401-50408

50500 Выявление или изъятие (конфискация) особо опасных предметов и веществ: 50501-50508.

Приведенные выше классификационные схемы ЧС условны и созданы для удобства предупреждения возникновения и ликвидации их последствий. Для примера можно рассмотреть события на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Эта чрезвычайная ситуация первоначально развивалась как локальная, затем как объектовая авария. В конечном счёте она переросла в глобальную катастрофу экологического характера.

При характеристике любой экстремальной ситуации всегда отталкиваются от первоначальной причины, спровоцировавшей возникновение и дальнейшее развитие чрезвычайной ситуации. Дело в том, что иногда той или иной чрезвычайной ситуации может предшествовать какое-либо другое чрезвычайное событие. Например, причинами аварии на АЭС могут быть нарушения режима эксплуатации, халатность персонала, техническое несовершенство оборудования, низкая квалификационная подготовка обслуживающего персонала, а может быть и землетрясение, которое привело к разрушению реактора, выводу из строя оборудования АЭС и т.д.

В первом случае говорят об аварии на АЭС как о ЧС техногенного характера. Во втором - сложившаяся обстановка будет классифицироваться как ЧС природного характера - землетрясение, а авария на АЭС будет рассматриваться как следствие землетрясения.

Что касается ЧС экологического характера, то к их возникновению и развитию могут привести ЧС любой группы: техногенного, криминогенного, а также медицинского и биологического характера. Иными словами, ЧС экологического характера чаще выступают как следствие других ЧС.

В целях обеспечения безопасности граждан в случае стихийных бедствий (СБ), аварий и катастроф, эпидемий и эпизоотий, а также в целях защиты прав и свобод граждан правительством Украины может вводиться на отдельных территориях государства чрезвычайное положение. Причины его введения и правовой режим подобных территорий оговорены в Законе Украины "О чрезвычайном положении".

СБ являются трагедией для всего государства и, особенно для тех районов страны, где они возникают. В результате стихийных бедствий (ЧС природного характера) страдает экономика государства, так как при этом разрушаются производственные предприятия, уничтожаются народные богатства и, самое главное, возникают потери среди людей, гибнет их жильё и имущество. Кроме того, СБ создают крайне неблагоприятные условия для жизни населения.

Подсчитано, что среди всех СБ в мире 40% приходится на наводнения, 20% - на тропические циклоны, 15% - на землетрясения, остальные 25% - на другие СБ.

СБ могут нанести народному хозяйству и населению как прямой, так и косвенный ущерб.

Под прямым ущербом понимают:

· повреждение и разрушение жилых и производственных зданий, транспортных систем (железнодорожных, автомобильных, трубопроводных, коммунально-энергетических систем, линий связи, мелиоративных систем и т.д.);

· уничтожение или порчу сырья, топлива, продуктов питания, посевов сельскохозяйственных культур, кормов и сельскохозяйственных животных;

· затраты на организацию временного отселения, эвакуацию, вывод животных и вывоз материальных ценностей из района СБ.

Под косвенным ущербом понимают:

¨ затраты на восстановление разрушенных зданий, сооружений, коммунально-энергетических сетей, линий связи, транспортных коммуникаций и т.д.;

¨ затраты на доставку в район бедствия продуктов питания, кормов для скота и т.д.;

¨ затраты на восстановление плодородного слоя почвы (при наводнении, песчаной и пылевых бурях);

¨ снижение уровня жизни населения в районах бедствия;

¨ увеличение различного рода амортизационных расходов (увеличение межкапитальных сроков ремонта зданий и сооружений, увеличение объёма и стоимости ремонта, повышение частоты выхода из строя коммунально-энергетических сетей и т.д.).

Количество стихийных бедствий и людские потери при них в Украине по отдельно взятым годам отличаются и довольно сильно: 1991 г. - 17 (13 чел.); 1992 г. - 44 (9 чел.); 1993 г. - 32 (12 чел.).

В условиях высокой степени антропогенизации территории Украины, с превышением техногенной нагрузки на природную среду в 5-6 раз по сравнению с другими развитыми странами, отдельно выделяется группа природно-техногенных явлений, связанных с эксплуатацией плотин, водохранилищ, проведением мероприятий, связанных с мелиорацией и водоснабжением, горнодобычных работ.

Техногенные бедствия несут в себе тройные потери собственно ущерб, расходы на восстановление и упущенные доходы вследствие остановки производства. А социальные и моральные потери людей вообще не имеют цены. Плановые же расходы на выполнение мероприятий по предупреждению аварий на несколько порядков ниже, чем потери от них.

"При проектировании и эксплуатации хозяйственных и иных объектов, деятельность которых может вредно влиять на окружающую природную среду, - записано в ст. 66 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" - разрабатываются и осуществляются меры по предотвращению аварий, а также ликвидации их вредных экологических последствий.

Государственные органы по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике вместе со специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов систематически проводят проверки состояния экологически опасных объектов и выполнения соответствующих мер и требования по их безопасной эксплуатации. Перечень экологически опасных объектов определяется Министерством экологии и природных ресурсов Украины".

Все объекты хозяйственной деятельности по степени опасности разделены на 4 группы:

1. Химически опасные объекты - поражающими факторами при авариях на них являются: заражение воздуха и почвы, воды, поражения людей, животных и растений. Последствия поражения - от лёгких до смертельных.

2. Радиационно-опасные объекты - на территории Украины имеются 16 атомных энергоблоков, кроме того имеются НИИ и лаборатории, использующие в исследовательских работах радиоактивные вещества, к этому числу надо приплюсовывать ещё лечебные учреждения, в которых имеются рентгеновские аппараты и пр.

3. Пожаро-взрывоопасные объекты хозяйственной деятельности, связанные технологически с производством, хранением, транспортировкой и переработкой пожаро- и взрывоопасных веществ. Их делят на 5 категорий:

А - нефтеперерабатывающие, химические объекты, нефтесклады;

Б - производства сахарной пудры, муки, каучука, переработки угля;

В - столярные, лесопильные, деревообрабатывающие производства;

Г - металлическое производство;

Д - производства хранящие и перерабатывающие несгораемые материалы.

4. Гидродинамически-опасные объекты - естественные плотины, гидротехнические сооружения. У нас очень крупных сооружений нет, кроме водохранилищ. В Украине - 6 крупных водохранилищ (Днепровский каскад).

 

Что касается Донецкой области, то её территория довольно сильно насыщена промышленными объектами. Так в области имеется 189 химически опасных объектов, в т.ч.: 1-й степени опасности - 7; 2-й - 12; 3-й - 105 и 4-й - 65. Из 20 городов Донецкой области 11 являются химически опасными. К ним надо добавить ещё 20 населённых пунктов в сельских районах. В зонах возможных химических заражений в области проживает 3800000 чел. т.е., больше половины всего населения области.

Через территорию области проходят следующие магистрали трубопроводного транспорта: аммиакопровод Тольятти-Одесса с рабочим давлением 35-40 атм. (проходит через Горловку, Дзержинск, Константиновку, Артёмовск, Енакиево, Дебальцево, Доброполье); продуктопровод Лисичанск-Мариуполь - протяжённость 362км., перекачиваются нефтепродукты; газопроводы высокого давления общей протяжённостью 1587 км. Наиболее опасными местами их являются участки пересечения их с железнодорожными и автомобильными магистралями, так продуктопровод Лисичанск-Мариуполь имеет 18 таких опасных пересечений, газопроводы - 45 пересечений с железными дорогами и 33 с автомагистралями.

Сеть железных дорог в области составляет около 2 тыс. км., кроме того имеются несколько крупных железнодорожных узлов, большое количество подъездных путей к объектам хозяйственной деятельности.

В области 54 пожаро-взрывоопасных объекта и 48 складов взрывчатых веществ. Суммарная техногенная и антропогенная нагрузка на единицу территории области в 4 раза выше средней по Украине.

Обеспечение БЖД в ЧС

Защита населения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение неблагоприятного воздействия последствий ЧС или максимального ослабления степени их негативного воздействия. Эффективность защиты населения может быть достигнута на основе полного и разумного учёта принципов обеспечения безопасности и наилучшего использования всех способов и средств защиты.

Обеспечение БЖД в ЧС представляет собой комплекс организационных, инженерно-технических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни и здоровья человека во всех сферах его деятельности.

В качестве основных направлений в решении задач обеспечения БЖД могут рассматриваться следующие:

- прогнозирование и оценка возможных ЧС;

- планирование мероприятий по предотвращению или уменьшению вероятности возникновения ЧС, а также сокращению масштабов их последствий;

- обеспечение устойчивой работы объектов хозяйственной деятельности в ЧС;

- обучение населения действиям в ЧС;

- ликвидация последствий ЧС.

Обязанности населения:

· овладевать необходимыми знаниями и навыками по защите в условиях ЧС;

· выполнять правила защиты;

· воспитывать в себе устойчивые психологические качества и способность действовать в условиях ЧС.

Основными способами защиты населения в ЧС являются:

· проведение эвакуационных мероприятий;

· укрытие людей в защитных сооружениях;

· использование средств индивидуальной защиты;

· применение средств медицинской профилактики.

Наиболее эффективный способ уменьшения вреда и ущерба, причиняемого обществу, государству и каждому гражданину в результате ЧС, - предупреждать их возникновение, а в случае возникновения выполнять мероприятия, адекватные сложившейся ситуации.

Предупреждение возникновения ЧС - это подготовка и реализация комплекса правовых, социально-экономических, политических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и иных мероприятий, направленных на регулирование безопасности, оценку уровней риска, своевременное реагирование на угрозу возникновения ЧС на основе данных мониторинга (наблюдений), экспертизы, исследований и прогнозов возможного перехода событий с целью недопущения их перерастания в ЧС или снижения ее возможных последствий.

Указанные функции предупреждения ЧС техногенного и природного характера в нашем государстве выполняет Единая государственная система предупреждения и реагирования на ЧС техногенного и природного характера (ЕГСПР), утвержденная Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.1998 г. № 1198.

ЕГСПР включает в себя центральные и местные органы исполнительной власти, исполнительные органы советов, государственные предприятия, учреждения и организации с соответствующими силами и средствами, которые осуществляют надзор за обеспечением техногенной и природной безопасности, организуют проведение работ по предупреждению ЧС техногенного и природного характера и реагированию в случае их возникновения с целью защиты населения и окружающей среды, снижения материальных потерь.

ЕГСПР состоит из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем и имеет четыре уровня: общегосударственный, региональный, местный и объектовый.

Функциональные подсистемы создаются министерствами и иными центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предупреждением ЧС и защитой населения и территорий от их последствий. Каждый уровень ЕГСПР имеет координационные и постоянные органы управления для решения задач предупреждения ЧС (рис. 15), защиты населения и территорий от их последствий, систему повседневного управления, силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи и информационного обеспечения.

 

Общегосу-дарственный уровень · Государственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и ЧС · Национальный совет по вопросам безопасности жизнедеятельности населения
   
Региональный уровень · Комиссии Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций по вопросам техногенно-экологической безопасности и ЧС
   
Местный уровень · Комиссии районных госадминистраций и исполнительных органов советов по вопросам техногенно-экологической безопасности и ЧС
   
Объектовый уровень · комиссии по вопросам чрезвычайных ситуаций объекта

 

Рис. 15. Координационные органы ЕГСПР

 

Постоянные органы управления по вопросам техногенно-экологической безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций:

ã на общегосударственном уровне - Кабинет Министров Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

ã на региональном уровне - Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации, уполномоченные органы по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций;

ã на местном уровне - районные госадминистрации и исполнительные органы советов, уполномоченные органы по вопросам ЧС и гражданской защиты населения (ГЗН);

ã на объектовом уровне - структурные подразделения предприятий, учреждений и организаций или специально назначенные лица по вопросам ЧС.

В систему повседневного управления ЕГСПР входят оснащенные необходимыми средствами связи, оповещения, сбора, анализа и передачи информации:

Þ центры управления в ЧС, оперативно-дежурные службы уполномоченных органов по вопросам ЧС и ГЗН всех уровней;

Þ диспетчерские службы центральных и местных органов исполнительной власти, госпредприятий, учреждений и организаций.

В состав сил и средств ЕГСПР входят соответствующие силы и средства функциональных и территориальных подсистем, а также негосударственные (добровольные) спасательные формирования, привлекаемые для выполнения соответствующих работ.

Военные и специальные гражданские аварийно-спасательные (поисково-спасательные) формирования, из которых состоят указанные силы и средства, укомплектовываются с учетом необходимости проведения работы в автономном режиме на протяжении не менее трех суток и находятся в состоянии постоянной готовности (далее - силы постоянной готовности - СПГ).

СПГ согласно законодательству могут привлекаться к срочному реагированию в случае возникновения ЧС с оповещением об этом соответствующих центральных и местных органов исполнительной власти, исполнительных органов советов, руководителей госпредприятий, учреждений и организаций.

В исключительных случаях, когда стихийное бедствие, эпидемия, эпизоотия, авария или катастрофа угрожает жизни и здоровью населения и требует срочного проведения аварийно-спасательных и неотложных работ в больших объемах, Президент Украины может привлечь к выполнению этих работ в порядке, установленном Законом Украины «О чрезвычайном состоянии», специально подготовленные силы и средства Минобороны.

На базе существующих специализированных служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) в областях, районах, населенных пунктах, предприятиях, учреждениях и организациях создаются внештатные специализированные формирования, предназначенные для проведения конкретных видов неотложных работ в процессе реагирования на ЧС. Эти формирования проходят специальное обучение, периодически привлекаются к участию в практической отработке действий по ликвидации ЧС вместе с СПГ.

В проведении работ, связанных с предупреждением и реагированием на ЧС, могут принимать участие также добровольные общественные объединения при наличии у представителей этих объединений соответствующего уровня подготовки, подтвержденного в аттестационном порядке. Свои действия они должны согласовывать с территориальными органами и уполномоченными по вопросам ЧС и ГЗН, а работы проводить под их руководством.

В зависимости от масштабов и особенностей прогнозируемой или возникшей ЧС, могут существовать один из следующих режимов функционирования ЕГСПР:

· режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановке (при отсутствии эпидемии, эпизоотии и эпифитотии);

· режим повышенной готовности - при существенном ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановке (с получением прогнозной информации о возможности возникновения ЧС);

· режим деятельности в чрезвычайной ситуации - при реальной угрозе возникновения ЧС и реагировании на них;

· режим деятельности в чрезвычайном состоянии - вводится в Украине или на отдельных ее территориях в порядке, установленном Конституцией Украины и Законом Украины «О чрезвычайном состоянии».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.089 с.)