ТОП 10:

Духовные (этические) нормы нормального человека



200 лет назад Эммануил Кант сформулировал общепринятый принцип этики в виде "категорического императива" — поступай всегда так, чтобы основной принцип твоего поведения мог бы стать всеобщим законом, — это служит нормальному человеку логическим мостиком от внутреннего мира к внешнему, от мышления к действию, от внутреннего равновесия к этической ответственности.

Справедливость

Тот, кто стремится действовать согласно своим убеждениям и при этом скромно подчиняется данным возможностям, тот является серьезным. Он справедлив по отношению к другим.

Самоуважение возникает при "честном убеждении". Кто ощущает самодостаточность, придерживается того, что является действительным и фактическим и учитывает существующие возможности, тот является честным и скромным, а, следовательно, серьёзным. Это состояние, реализованное согласно категорического императива будет соответствовать справедливости, порядочности.

Итак: я-норма-серьёзность, социальная норма-справедливость.

Общительность

Тот, кто чувствует себя свободно и независимо и одновременно верит в свои силы и свои способности, отличается веселым нравом. Он общителен с другими и отзывчив к их просьбам. Оба душевных состояния: саморазвитие и уверенность в себе образуют, таким образом, основу социального поведения и этическую норму: общительность и участие.

Итак: я-норма-веселость, социальная норма-откровенное участие.

Ответственность

Тот, кто принимает решения из честных побуждений, то есть кто способен на справедливую и объективную самооценку, одновременно верит в свои силы и способности, тот уверен в себе.

Уверенный в себе не отступает. Он не слаб и не уступчив. Он готов принять на себя ответственность и, благодаря своим убеждениям и вере в свои силы, оказывать помощь там, где он считает нужным.

Если он действует согласно категорическому императиву и переносит чувство уверенности в себе на социальное поведение, тогда он готов к оказанию помощи и чувствует ответственность. Эту этическую норму мы называем ответственностью с готовностью помочь.

Итак: я-норма-уверенность в себе, социальная норма-ответственность и готовность помочь.

Терпимость

Тот, кто не лишён скромности и одновременно чувствует себя свободно и независимо, относится к самым счастливым людям, которые не доставляют себе никаких забот и чувствуют себя необременённо. При этом отношения к другим людям характеризуются терпимостью. Терпимый человек готов к сотрудничеству. С ним легко сотрудничать, потому что он свободен от авторитарных притязаний на власть. Он также готов пойти на компромиссы и знает, что следует стремиться к соглашению, учитывать интересы других.

Итак: я-норма-необременённость, социальная норма-терпимость.

Откровенность

Откровенность предполагает самостоятельность. Тот, кто испытывает какую-либо зависимость, например, ребенок, тот боится непонимания и наказания и вряд ли может быть откровенным. Самостоятельность — это лежащая в основе чувства собственного достоинства связь между независимостью и честным убеждением. Социальное поведение того, кому знакомо это чувство, кто чувствует себя самостоятельно, не испытывая матери-альной, сексуальной или идеологической зависимости, характеризуется откровенностью и честностью. Только такие люди заслуживают доверия.

Итак: я-норма-самостоятельность, социальная норма-откровенность.

Доброжелательность

Желание добра другому является признаком доброты или истинной любви. Любовь и желание добра предполагают состояние внутренней удовлетворенности.

Удовлетворенность — это связь, с одной стороны, самодостаточности, то есть готовности подчинить себя существующим возможностям и, с другой стороны, самоуверенности, поскольку действительно удовлетворенным может быть только тот, кто верит в свои силы и способности.

Вера в собственные силы и самоотречение обеспечивает состояние удовлетворенности. Из удовлетворенности возникает через категорический императив ("поступай так, чтобы основной принцип твоего действия мог также стать и всеобщим законом") доброжелательное отношение к другим.

Из чувства, в качестве внутренней реальности через категорический императив, как через линзу нашего прожитого опыта, через которую мы глядим на мир, возникает внешняя реальность, этическое действие. Взаимоотношение этических норм в формировании любви и счастья. (смотри приложение).

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.003 с.)