Конституционно-правовая характеристика РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовая характеристика РФ.



Законопроект

ГД

(закон принимается большинством голосов от общ. числа деп. и в теч. 5 дней передается на рассмотр. в СФ)

СФ

З одобрен, если: -за него проголосовало более ½ от общ. числа членов СФ;

- если в теч. 14 дней он не будет рассмотрен СФ.

З не одобрен – З вновь рассматривается ГД и считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 депутатов.

Принятый З в теч. 5 дней направляется П РФ

- П РФ в теч. 14 дней подписывает и обнарод. З;

- не подписывает З (право вето) – ГД и СФ вновь рассматривают З, он считается принятым и подлежит подписанию и обнародованию П в теч. 7 лней, если он принят в преж. редакции не менее 2/3 голосов деп. ГД и членов СФ.

Закон вступает в силу

Понятие и виды нормативных актов. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Нормативно-правовой акт является одним из важнейших и основных источников права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений.

В отличие от других источников права (правовой обычай, юридический прецедент) нормативно-правовой акт обладает следующими признаками.

1. Создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или референдумом;

2. В нормативно-правовых актах содержаться только нормы права, то есть правила общественного характера.

3. Нормативно-правовые акты оформляются в виде официального государственного документа.

4. В нормативно-правовых актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям.

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям:

1. По юридической силе: законы; подзаконные акты;

2. По содержанию: Происходит деление условно, например, трудовое, гражданское, уголовное, семейное законодательство;

3. По объему и характеру действия: акты общего действия; акты ограниченного действия; акты исключительного (чрезвычайного) действия.

4. По основным субъектам, их издающих: акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Действие нормативно-правовых актов во времени:

Нормативно-правовые акты вступают в силу в следующих случаях:

1. Нормативно-правовые акты вступают в силу с момента его принятия;

2. Нормативно-правовые акты начинают действие по истечении определенного срока после его опубликования (в РФ - 10 дней);

3. Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом нормативно-правовом акте:

Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу в следующих случаях: при истечении срока; в связи с изданием новых НПА (замена); на основаниях конкретных указаний органа об отмене данного нормативно-правовых актов.

Действие НПА в пространстве: пределы действия нормативно-правовых актов в пространстве определяется территорией, на который распространяется его предписание. Действия НПА распространяются на территорию, которая подведомственна органу, издавшему НПА.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц: действие НПА может распространятся на всех лиц, проживающих на данной территории. Также действие НПА может распространятся не на всех граждан и должностных лиц, данной территории, а только на определенные категории (врачи, учителя, военные).

 

 

Федеральное Собрание (ФС) РФ – представительный и законодательный орган РФ: понятие, структура, порядок формирования, компетенция. Тенденции развития

ФС РФ - парламент РФ, со­стоит из двух палат: Совет Федераций (СФ) и Гос Дума (ГД) - и является пред­ставительным и законодательным органом РФ.

ФС посредством законов решает важнейшие вопросы гос-венного, хозяйственного, соц-культурного строительства, внешних отношений и обороны страны (ст. 102, 103, 106 К РФ).

В СФ входят по два представителя от каж­дого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органа гос власти (ОГВ) субъекта РФ. Членом СФ может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в ОГВ (ст. 1 Закона).

Тайным голосованием СФ из своего состава избирает Председа­теля и трех его заместителей. В период с 1 октября по 31 июля СФ проводит заседания не резке одного раза в любую из трех следующих друг за дру­гом недель. Заседание СФ правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа членов палаты.

СФ образует комитеты и комиссии, которые являются вспомогательными органами, призванными оказывать ему помощь. Всего в СФ 23 комитета и комиссии. Комитеты по вопросам, отнесенным к их ведению, 1) осуществляют подготовку и предварит рассмотрен законопроектов; 2) организуют проводимые палатами парламентские слушания; 3) решают вопросы организации своей деятельности; 4) рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат. Согласно Регламенту СФ в обязательном порядке образует Комитет по делам федерации, Федеративному договору и региональной политике; Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам и т.д.

(Ст. 102 Конституции) СФ УТВЕРЖДАЕТ изменение границ между субъектами РФ и Указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений. РЕШАЕТ ВОПРОС о возможности использования Вооруженных Сил страны за пределами ее территории; НАЗНАЧАЕТ выборы Президента РФ; на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж Суда РФ; на должность и освобождает от должности Ген. Прокурора РФ; зам. Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. ОТРЕШАЕТ от должности Президента РФ. К компетенции СФ относятся и полномочия по вопросам законодательства РФ (ст. 102,104,105 К-ции РФ). (ст. 106) обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД ФЗ по фед бюджета; фед налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира.

Основным актом СФ являются постановления, принимаемые большинством голосов от общего числа его членов.

ГД: порядок избрания, состав, компетенция (№51-ФЗ 2005г. "О выборах депутатов ГД ФС РФ").

ГД состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. 225 депутатов ГД избирают на основе относительного большинства по одномандатным округам, остальные 225 - на основе пропорционального пред­ставительства по федеральным избирательный округам (№ 175-ФЗ 2002). ФЗ № 51-ФЗ 2005г. «О выборах депутатов ГД» ИЗМЕНИЛ порядок форми­рования ГД. От смешанной избирательной системы, сочетавшей мажори­тарную и пропорциональную, теперь перешли к исключительно пропорциональ­ной. После вступления в силу нового ФЗ «О выборах депутатов ГД» выборы будут проводиться только по пропорциональной избирательной системе по федеральным спискам.

ГД тайным голосованием избирает из своего состава Председателя и первого заместителя и заместителей.

(ст. 101) ГД избирает из своего состава постоянные комитеты и комиссии. Возглавляют их председатели и их заместители. Согласно Регламенту ГД образует комитеты: Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе; Комитет по труду и социальной политике; Комитет по делам ветеранов; Комитет по образованию и науке и т.д.

(п. 2 ст. 93) ГД образует комиссии: Мандатную комиссию; Комиссию для проверки определенных данных о собы­тиях и должностных лицах; Комиссию для подсчета результатов тайного голосова­ния; Комиссию для дачи заключения о выдвижении обвинения против Президента РФ.

В ГД образуются фракции и депутатские группы, каждая из которых должна состоять не менее чем из 55 депутатов. Их совместная деятельность необхо­дима для выработки единой позиции по вопросам, рассматриваемым ГД.

(ст. 103 – 106) ПОЛНОМО­ЧИЯ ГД: 1) принятие законов; 2) дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; 3) решает вопрос о доверии Правительству РФ; 4) объявляет амнистию; 5) выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; 6) назначает и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ, УППЧ, Председателя Счетной палаты и 1/2 ее аудиторов;

(ст. 111 и 117) ГД может быть распущена Президентом РФ 1) после трехкратного отклонения ГД представленных кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) если ГД после первого выражения недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев повторно выразит недоверие; 3) если ГД после постановки вопроса Председателем Правительства РФ о доверии Правительству РФ в доверии отказывает.

ГД не может быть распущена 1) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия со­ответствующего решения СФ (п. 4 ст. 109); 2) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного поло­жения (п. 5 ст. 109); 3) в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (п. 5 ст. 109); 4) в течение года после ее избрания (п. 1 ст. 109).

 

Понятие трудового договора (ТД). Стороны ТД. Заключение и расторжение ТД. Роль ТД в ГГС.

ТД - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Существенные условия ТД: место работы; дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим труда и отдыха; условия оплаты труда; виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. Условия ТД могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. В случае заключения срочного ТД (не более 5 лет) в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного ТД.

ТД вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного ТД. Если в ТД не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то ТД аннулируется. Заключение ТД допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Запрещается отказывать в заключении ТД работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы. При заключении ТД лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний. ТД заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

При заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят без испытания. Оно не устанавливается для: лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом; беременных женщин; лиц, не достигших возраста 18 лет; лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности; лиц, избранных (выбранных) на выборную должность на оплачиваемую работу; лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями. Срок испытания не может превышать 3 месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций - 6.

Основаниями прекращения ТД являются:

1) соглашение сторон;

2) истечение срока трудового договора;

3) расторжение трудового договора по инициативе работника или работодателя;

4) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

5) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, изменением существенных условий ТД;

6) отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, с перемещением работодателя в другую местность;

7) обстоятельства, не зависящие от воли сторон;

8) нарушение установленных ТК РФ или иным ФЗ правил заключения ТД, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

Во всех случаях днем увольнения работника является последний день его работы. ТД может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон. Работник имеет право расторгнуть ТД, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели. По соглашению между работником и работодателем ТД может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. Если по истечении срока предупреждения об увольнении ТД не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие ТД продолжается.

ТД подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражд. службу;

2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению гос. инспекции труда или суда;

3) не избрание на должность;

4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

5) признание работника полностью нетрудоспособным в соответствии с мед. заключением;

6) смерть работника либо работодателя;

7) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства).

Роль ТД в гос. гражд. службе: Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражд. службу, или гражданским служащим о прохождении гражд. службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражд. службу, возможность прохождения гражд. службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражд. службы и замещение должности гражданской службы в соотв. с ФЗ. «О гос. гражд. службе в РФ», др. законами и иными НПА о гражданской службе. Гражданин, поступающий на гражд. службу, обязуются исполнять должностные обязанности в соотв. с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок гос. Органа. 65 лет - предельного возраста пребывания на гражданской службе не допускается.

 

 

61. Право собственности: содержание, формы, объекты. Бремя и риск собственника. Основания возникновения и прекращения права собственности. Осуществление права государственной и муниципальной собственности. Сервитуты.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Бремя содержания имущества -Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Риск случайной гибели имущества - Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Субъекты права собственности -В РФ признаются частная, гос., мун. и иные формы собственности, в которых может находится имущество. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев.

Гос. собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо МО, являются гос. собственностью. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим МО, является мун. собственностью. От имени МО права собственника осуществляют ОМСУ и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в мун. собственности, закрепляется за мун. предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (ст. 294, 296). Средства местного бюджета и иное мун. имущество, не закрепленное за мун. предприятиями и учреждениями, составляют мун. казну соответствующего городского, сельского поселения или другого МО.

Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным ст. 136 ГК.

Право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юр. лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юр. лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда производятся: 1)обращенные взыскания на имущество по обязательствам; 2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу; 3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка; 4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных; 5) реквизиция; 6) конфискации.

Сервитут – 1) особый вид ограниченного вещного права, заключенного в праве пользоваться (в установленных пределах) чужой вещью; 2) право ограниченного пользования чужим земель участком. В некоторых случаях сервитутом обременяются здания, сооружения и другое недвижимое имущество. Сервитут может устанавливаться для обеспечения собственнику земельного участка прохода и проезда через другой (соседний) участок, прокладки и эксплуатации линий элекричества, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также др нужд, которые не могут быть обеспечены иным путем. Сервитут - не самостоятельно вещное право, поэтому не может быть предметом купли-продажи, залога и не передается каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения эксплуатации которого установлен сервитут.

62. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и форма. Виды договоров, порядок заключения, изменения и прекращения гражданско-правовых договоров.

Ст. 420 ГК РФ договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон.

1. Основные и предварительные договоры.

Основной договор непосредственно порождает права и обязанности сторон, связанные с перемещением материальных благ: передачей имущества, выполнением работ, оказанием услуг и т. д. Предварительный договор – это соглашение сторон о заключении основного договора в будущем. Предварительный договор обязательно должен быть заключен в письменной форме путем подписания единого документа, который на практике носит форму соглашения о намерениях, определять существенные условия будущего основного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, то основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. В предварительном договоре стороны могут оговорить отдельные условия будущего договора. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Конституционно-правовая характеристика РФ.

Конституция (К) - наиболее значимый и важный нормативно-правовой акт в национальном праве, основа правовой системы, которая предопределяет формирование и развитие гос-ва, права и гражданского общества. Конституционное право - отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих публичные отношения, определяющие общественный и гос. строй, положение личности в обществе и гос. жизни, а также принципы взаимодействия личности и гос-ва. К РФ принята 12.12.1993г. всенародным голосованием. Состоит из 2 разделов и 9 глав. Конституционно правовой строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации гос-ва, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а гос-во подчинено праву.

Гл 1 Основы Конституционного строя: РФ- есть демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность гос-ва. Народовластие - носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ явл. ее многонациональный народ (совокупность граждан РФ). Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос. власти и ОМСУ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федерал. закону.

Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию К РФ и фед. законы имеют верховенство на всей территории РФ. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Республика (гос-во) имеет свою К и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство РФ основано на ее гос. целостности, единстве системы гос. власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. Во взаимоотношениях с федерал. органами гос. власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с ФЗ, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные К РФ. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права измен его.

РФ - социальное гос-во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный МРОТ, обеспечивается гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система соц служб, устанавливаются гос. пенсии, пособия и иные гарантии соц. защиты. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свобод перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, гос., мун. и иных формах собственности. Гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы законодательной, исполнительной и судеб власти самостоятельны. Гос. власть в РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Гос. Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Гос. власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы гос. власти Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти (ГВ) РФ и органами ГВ субъектов РФ осуществляется К РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В РФ признается и гарантируется МСУ. МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. ОМСУ не входят в систему органов ГВ.

В РФ признается идеологическое многообразие (идеология-система взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу) РФ - светское гос-во.. Религиозные объединения отделены от гос-ва и равны перед законом. К РФ имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные нормативно-правовые акты (НПА), принимаемые в РФ, не должны противоречить К РФ. Органы ГВ, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К РФ и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Положения главы 1 (ст.1-16) К РФ составляют основы конституционного строя РФ и не м.б. изменены иначе как в порядке, установленном К РФ. Никакие другие положения К РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Гл.2-в РФ признаются и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с К. Основные права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина является непосредственно действующими. Все равны перед законом и судом. Гос-во гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, нац. принадлежности, языка, происхождения, должностного и имущественного положения, места жительства, отношения к религии и проч. Запрещаются любые формы ограничения прав и свобод по указанным признакам. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.

Каждый имеет право на жизнь. Достоинство личности охраняется гос-вом, никто не может быть подвержен пыткам, насилию, другому унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени. Гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почты, телеграфных сообщений.

Жилище неприкосновенно. Каждый сам определяет свою национальную принадлежность, имеет право на пользование родным языком. Гарантируется свобода передвижения, выбора места жительства. Гарантируется свобода совести, вероисповедания, свобода мысли и слова. Право на объединение, проведение мирных шествий, митингов. Защищается частная собственность, труд свободен. Материнство, отцовство и детство находятся под защитой гос-ва.

 

 

50. Законотворческий процесс: понятие, содержание, стадии. Вето.

Понятие законодательного процесса подразумевает его толкование в двух значениях: во-первых, как порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта; во-вторых, как саму эту деятельность. Законодательный процесс описан в К РФ в ст. 104-108 Законотворчество —сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1)законодательная инициатива —закрепленное в К РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодат. орган. Право законодат. инициативы порождает у законодат. органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодат. инициативы в РФ принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодат. инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

2)обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Гос. Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Она необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; Гос Дума (ГД) рассматривает законопроекты в 3х чтениях. В 1ом чтении обсуждаются концепция законопроекта, его соотв. К РФ, актуальность и полит. значимость. Во 2ом чтении с докладом выступает комитет, проводивший разработку документа, который сообщает об итогах рассмотрения законопроекта и поступивших поправках. Затем ГД рассматривает поправки. Принятый во 2м чтении законопроект направляют в ответственный комитет для устранения противоречий и для правки. 3е чтение назначается Советом ГД для голосования в целях его приятия в качестве закона.

3)принятие закона, что возможно с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, кот, в свою очередь, распадается на три подстадии: а)принятие закона Гос Думой (ФЗ-ы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы, т.е. 50% + 1 голос; ФКЗ считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос. Думы); б)одобрение закона Советом Федер. (в соотв. с ч. 4 ст. 105 К РФ «ФЗ считается одобренным Советом Федер., если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федер.»; в соотв. с ч. 2 ст. 108 К РФ ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федер.); в)подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его). На данной стадии Президент может воспользоваться своим правом вето и отклонить ФЗ, однако это право не распространяется на ФКЗ. Федерал. Собрание (ФС) может либо согласиться с этим, либо преодолеть его вето (путем повторного рассмотрения и одобрения большинством не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федер.(СФ) и депутатов Гос. Думы);

4)опубликование закона (как правило, законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

По К РФ:ст104-108 Законопроекты вносятся в ГД. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос. займов, об изменении фин. обязательств гос-ва, др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет фед. бюджета м.б. внесены только при наличии заключения Прав-ва РФ. ФЗ принимаются ГД большинством голосов от общ. числа депутатов. Принятые ФЗ в теч. 5 дней передаются на рассмотрение Сов. Федерации. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более 50% от общ. числа членов или если он в теч. 14 дней не был рассмотрен СФ. В случае отклонения закона СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению ГД. В случае несогласия ГД с решением СФ ФЗ считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.068 с.)