Понятие субъектов административного права. Граждане как индивидуальные субъекты административного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие субъектов административного права. Граждане как индивидуальные субъекты административного права



Содержание

 

Введение

1. Гражданин как субъект административного права: общие положения

.1 Понятие субъектов административного права. Граждане как индивидуальные субъекты административного права

1.2 Понятие, элементы и виды административно-правового статуса граждан

.3 Административная право- и дееспособность граждан

2. Гражданство Российской Федерации

3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

. Административно-правовые гарантии прав граждан

. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Постоянное укрепление правовой основы государственной и общественной жизни неразрывно связано с улучшением качества законов, в том числе административного права. Ведь Конституция Российской Федерации и действующие на ее основе иные законодательные акты предоставляют и гарантируют гражданам РФ политические, личные и социально-культурные права, устанавливают порядок и формы защиты этих прав, в том числе и в области государственного управления.

В условиях дальнейшего развития в нашей стране демократии все большее значение приобретает совершенствование административной (исполнительно-распорядительной) деятельности, направленной на обеспечение политических прав и свобод граждан, на создание всех условий для реального осуществления этих прав и свобод. Не менее важное значение имеет создание необходимых условий, обеспечивающих выполнение гражданами их обязанностей по отношению к обществу и государству.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность изучения граждан как субъектов административного права.

Целью данной курсовой работы является исследование граждан как субъектов административного права.

В задачи работы входит:

1) анализ понятия субъектов административного права;

) изучение граждан Российской Федерации, как индивидуальных субъектов административного права;

) рассмотрение их административной право- и дееспособности;

) характеристика административно-правовых гарантий прав граждан;

) выявление особенностей административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

 

. Гражданин как субъект административного права: общие положения

 

Заключение

 

Положение гражданина как субъекта административного права определяется его административно-правовым статусом. Административно-правовой статус российских граждан представляет собой комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий последних, установленных государством. Административно-правовой статус российских граждан составляет часть общего правового статуса граждан РФ, закрепленного Конституцией РФ, Законом о гражданстве и иными законодательными актами.

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Возникает она с момента рождения гражданина, а моментом ее прекращения является его смерть.

Административная дееспособность гражданина - это признаваемая за ним способность своими собственными действиями реализовать в сфере исполнительной власти принадлежащие права и возможные обязанности. Наступление административной дееспособности связывается, как правило, с достижением определенного возраста.

Конституция РФ положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют в сфере исполнительной власти свои личные общегражданские права и обязанности, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц.

Самой важной сферой реализации административной правоспособности граждан была и остается система исполнительной власти, которая связана с возможностью граждан вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительной власти, должностное лицо либо организация или ее представитель, которые обладают полномочиями административно-правового характера.

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2.Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // ru.wikipedia.org/wiki/Декларация прав человека.

3.Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // www.hri.ru/docs/?content=doc&id=224 <#"justify">8.Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

9.Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Закон РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

13.Закон РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

14.Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Федеральный закон от 11 апреля 1995 г. Об общественных объединениях (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

16.Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

17.Федеральный закон от 12 января 1996 года "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Федеральный закон от 18 июля 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Федеральный закон от 12 мая 2001 г. "О политических партиях" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Федеральный закон от 19 июня 2004 г. "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

26.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

27.Федеральный закон от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Федеральный закон от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

.Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с посл. изм. и доп.) // СПС "Консультант-Плюс", 2012 г.

Учебная и научная литература

1.Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. 2-е изд. М., 2002.

2.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд. М., 2003.

3.Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3.

4.Бердяев Н.А. Судьба России. Москва-Харьков, 1999.

5.Бороздина Я.А. Классификация прав и свобод человека // Международное публичное и частное право. 2007. № 6.

6.Бровко Н.В., Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право: Учебник для студентов вузов. М., 2003.

7.Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

8.Каландаришвили З.Н. Взаимосвязь субъекта права и правоотношений в юридической науке // Юридическая мысль. 2007. Т. 41. № 3.

9.Касаткин С.Н. Правосубъектность как конструкция / практика юридического языка // Вопросы экономики и права. 2009. № 15.

10.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

11.Нескородов Б.Н. О взаимных правах и обязанностях граждан и государства в укреплении доверия к власти со стороны общества // Гражданин и право. 2008. № 1.

12.Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. 2001. № 2.

13.Официальный сайт Комиссии по правам человека при Президенте РФ:

14.Павлов О.В. Судебная власть и прокурорский надзор в Российской Федерации (вопросы теории) // Российский судья. 2007. № 10.

15.Родина Т.Ю. Информация как правовая категория // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2010. № 6.

16.Рубин С.Н. Социальная ответственность и социальная практика // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2009. № 4.

17.Симухин В.Д. Должностное лицо в сфере административной ответственности // Современное право. 2008. № 2.

18.Слепнев А.В. Соотношение субъекта права и субъекта правоотношения // История государства и права. 2007. № 24.

19.Сурманидзе И.Н. Аспекты административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. № 3.

20.Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

21.Чеглаков К.В. Административное судопроизводство в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Мир экономики и права. 2010. № 9.

22.Черкашин Е.Ф. Невменяемость в уголовном праве (криминологические и социально-правовые аспекты) // Российский юридический журнал. 2010. № 5.

23.Шатов С.А. Производство по делам об административных правонарушениях: научные основы и законодательное регулирование // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 3.

24.Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене // Адвокатская практика. 2009. № 1.

25.Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4.

26.Ямпольская Ц.А. Субъекты советского административного права: Автореф. дис.... докт. юрид. наук. М.1958

 

Содержание

 

Введение

1. Гражданин как субъект административного права: общие положения

.1 Понятие субъектов административного права. Граждане как индивидуальные субъекты административного права

1.2 Понятие, элементы и виды административно-правового статуса граждан

.3 Административная право- и дееспособность граждан

2. Гражданство Российской Федерации

3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

. Административно-правовые гарантии прав граждан

. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Постоянное укрепление правовой основы государственной и общественной жизни неразрывно связано с улучшением качества законов, в том числе административного права. Ведь Конституция Российской Федерации и действующие на ее основе иные законодательные акты предоставляют и гарантируют гражданам РФ политические, личные и социально-культурные права, устанавливают порядок и формы защиты этих прав, в том числе и в области государственного управления.

В условиях дальнейшего развития в нашей стране демократии все большее значение приобретает совершенствование административной (исполнительно-распорядительной) деятельности, направленной на обеспечение политических прав и свобод граждан, на создание всех условий для реального осуществления этих прав и свобод. Не менее важное значение имеет создание необходимых условий, обеспечивающих выполнение гражданами их обязанностей по отношению к обществу и государству.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность изучения граждан как субъектов административного права.

Целью данной курсовой работы является исследование граждан как субъектов административного права.

В задачи работы входит:

1) анализ понятия субъектов административного права;

) изучение граждан Российской Федерации, как индивидуальных субъектов административного права;

) рассмотрение их административной право- и дееспособности;

) характеристика административно-правовых гарантий прав граждан;

) выявление особенностей административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

 

. Гражданин как субъект административного права: общие положения

 

Понятие субъектов административного права. Граждане как индивидуальные субъекты административного права

 

Вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых-административистов.

Для того, чтобы выявить понятие гражданина как субъекта административного права, обратимся к понятию гражданина как субъекта права в целом.

Под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Это понятие включает в себя два критерия: социальный - участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, персонифицированного субъекта; юридический - признание правовыми нормами способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях.

Важно определить соотношение понятий: субъект права и субъект правоотношения. Понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, хотя в литературе на этот счет делаются определенные оговорки.

Ряд ученых полагает, что субъект - это понятие, которым должны обозначаться реальные участники конкретных правоотношений. В связи с этим иногда различаются такие категории, как "субъект права" и "субъект правоотношения". Субъект права по общему правилу - это лица, которые обладают правосубъектностью, то есть потенциально способны быть участниками конкретных правоотношений. Изучение юридической литературы (Ц.А. Ямпольская, Д.Н. Бахрах, А.Ю. Якимов, С.Ф. Кечекьян, Р.О. Халфина, Н.И. Матузов, А.В. Малько, М.Н. Марченко) показывает, что существуют различные точки зрения относительно соотношения таких категорий, как "субъект права" и "субъект правоотношения".

Ц.А. Ямпольская отмечала, что субъектами права являются носители прав и обязанностей, участвующие в правоотношении или могущие в нем участвовать, то есть могущие стать участниками правоотношений. Р.О. Халфина говорит о том, что "субъект права" охватывает как потенциальные возможности, так и их реализацию. Вместе с тем Р.О. Халфина подчеркивает целесообразность выделения более узкого понятия - "участник правоотношения". Анализ данных точек зрения позволяет сделать вывод о том, что категория "субъект права" шире, чем понятие "субъект правоотношения".

Д.Н. Бахрах подчеркивает, что "субъектами административного права следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения - основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и в общем круг тех и других совпадает". Примерно такая же точка зрения высказывается и в работах по теории права. В частности, М.Н. Матузов утверждает, что понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, а М.Н. Марченко констатирует, что в современной юридической литературе указанные понятия чаще всего используются в качестве синонимов.

А.Ю. Якимов, обобщив различные точки зрения относительно статуса субъекта права, говорит о том, что в отечественной юридической науке превалирует точка зрения, что понятие "субъект права" нужно трактовать следующим образом: это реальный (а не абстрактный) носитель субъективного права (равно и обязанности).

Резюмируя вышесказанное, представляется возможным сказать, что категории "субъект права" и "субъект правоотношения" при всей их близости являются различными категориями. Субъект права - это тот, кто обладает правоспособностью и может участвовать в конкретном правоотношении. Субъект правоотношения - это тот, кто участвует в данном правоотношении. Под "субъектом права следует понимать: а) лицо, участвующее или б) могущее участвовать в правоотношении".

Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения - основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и в общем круг тех и других совпадает.

Ц.А. Ямпольская выделила три основные группы субъектов административного права: "1. Органы государства и их агенты. 2. Общественные организации и их органы. 3. Граждане". Д.Н. Бахрах отмечает, что "все субъекты объединены … в две большие группы: лица и законные организации. Но в данной классификации не выделены иностранные, международные, религиозные организации". В связи с этим необходимо отметить, что административное право наделяет правосубъектностью большой круг участников общественных отношений, а это отражает такой объективный факт, как многообразие административно-правовых отношений в обществе.

Подводя итог рассмотрению вышеизложенных точек зрения, можно придти к выводу, что субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные. Индивидуальный субъект - приоритетный субъект административного права. Ведь в структуре публичного интереса, выражаемого данной отраслью публичного права, стержневым является обеспечение прав и свобод личности. Человек живет, участвует во всех сферах общественной и государственной жизни, реализуя свои права, свободы и обязанности, закрепленные в законодательных актах. Определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются судом права и свободы человека и гражданина (ст. 18 Конституции РФ). А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий и Ю.М. Козлов пишут: "Административное право должно содействовать осуществлению формулы: обеспечение интересов государства через интересы каждого гражданина и общества в целом. Надо признать, что государство существует для гражданина, общества, а не наоборот".

Причем к индивидуальным относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Т.е. индивидуальные субъекты административного права - это физические лица. Под физическими лицами понимаются люди, человек как биологическое существо. В юридическом смысле под физическими лицами понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения, ибо сами эти понятия являются правовыми.

Итак, гражданин как субъект административного права - это индивидуальный участник общественных отношений, которого нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.06 с.)