Понятие государственной должности. Структура государственных должностей. Классификация государственных должностей государственной службы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие государственной должности. Структура государственных должностей. Классификация государственных должностей государственной службы.



Государственная должность определяется законодателем как должность в государст­венных органах с установленным кругом обязанностей по испол­нению и обеспечению исполнения полномочий данного органа, де­нежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Принято считать, что под должностью понимается служебное место, которое определяет правовой статус занимающего его лица. Это круг его должностных (служебных) обязанностей, его долж­ностные (служебные) права, пределы его ответственности за реали­зацию предоставленных прав и выполнение обязанностей, а также профессиональные и квалификационные требования, предъявляе­мые к этому лицу. По существу, должность в таком понимании служит целям определения содержания выполняемой данным лицом работы по реализации полномочий данного государственно­го органа.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» от 31 июля 1995 г. выделяет три группы го­сударственных должностей:

1) должности, устанавливаемые для непосредственного испол­нения полномочий государственных органов – государственные должности категории «А»;

2) должности, учреждаемые для непосредственного обеспече­ния исполнения полномочий лиц, замещающих должности кате­гории «А», – государственные должности категории «Б»;

3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий – государственные должности категории «В».

Первая категория нас не должна интересовать, так как лица, замещающие должности категории «А», не признаются государст­венными служащими. Заметим, что характер данного вида долж­ностей не отличается должной определенностью. Только депутаты полностью подходят под ее признаки, так как им запрещено зани­мать какие-либо государственные должности. Однако сомнитель­но, что отдельный депутат непосредственно выполняет полномо­чия государственного органа (например, Государственной Думы). В этом, в частности, выражается противоречивость выделения данной категории государственных должностей, так как непосред­ственное исполнение полномочий государственных органов с необ­ходимой логичностью предполагает работу в данном органе, т.е. фактическую государственную службу.

Поэтому основное внимание необходимо уделить анализу осо­бенностей категорий «Б» и «В». Именно такого рода должности получили обозначение в качестве государственных должностей государственной службы (п. 2 ст. 1 Закона). Беря за основу органы исполнительной власти, нетрудно сделать вывод о том, что такого рода государственные должности рассчитаны на чиновничество, т.е. на административно-управленческих работников.

Ясно одно: категория «Б» объединяет должности, учреждае­мые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Если последние не­посредственно исполняют полномочия государственного органа (например, министр), то лица, замещающие должности категории «Б», непосредственно обеспечивают исполнение ими полномочий (получается, что это заместитель министра). Но ведь заместители федеральных министров в соответствии с распределением обязан­ностей между членами Правительства РФ самостоятельно и, ко­нечно, непосредственно исполняют полномочия, закрепленные за ними Правительством. Их роль не может быть сведена лишь к «обслуживанию» Председателя Правительства. Для сравнения приведем другой пример. Руководитель Администрации Прези­дента РФ действительно обеспечивает необходимые условия для того, чтобы Президент РФ мог непосредственно исполнять свои конституционные полномочия. Но его роль не аналогична факти­ческой роли заместителя министра.

Государственные должности категории «В» учреждаются для исполнения и обеспечения полномочий государственных органов. Практически получается, что только такая категория должностей прямо связана с оперативной деятельностью органов исполнительной власти. А занимающие их лица составляют административный персонал (штат) таких органов. Тогда, видимо, и заместитель министра в большей степени тяготеет к этой категории.

Должности категорий «Б» и «В» перечисляются в Реестре государственных должностей государственной службы, утверждаемом Президентом РФ. На федеральном уровне он определен Указом» Президента РФ «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» от 3 сентября 1997 г. В нем названы соответствующие федеральные органы ис­полнительной власти, их структурные подразделения и наимено­вания должностей (например, в Правительстве РФ, в федеральных министерствах и др.). Раскрывать содержание перечней должнос­тей и давать характеристику каждой из них нецелесообразно ввиду их многочисленности и многообразности. Следует лишь учесть, что все должности государственной службы подразделяют­ся на определенные группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

Эти группы должностей определяют их специализацию в зави­симости от функциональных особенностей той или иной должнос­ти, особенностей предмета ведения данного государственного орга­на (его компетенции), а также профессиональной подготовки госу­дарственного служащего (образование, стаж и опыт работы по спе­циальности). Так, для ведущих и старших должностей требуется высшее профессиональное образование по специальности «госу­дарственное управление» и т.д.

Государственная служба на должностях категории «Б» ограни­чена сроком, на который назначается или избирается лицо, зани­мающее должность категории «А». На государственные должнос­ти категории «В» такое ограничение не распространяется.

Работа на государственных должностях всех категорий регла­ментируется Федеральным законом от 31 июля 1995 г., а также законодательством субъектов РФ. Вместе с тем на нее распростра­няется действие законодательства о труде. Особенности государст­венной службы отдельных видов регламентируются также специ­альным законодательством (например, военная служба, служба в органах внутренних дел, судебная и прокурорская служба и т.д.).

При этом значительную роль играют нормы административно­го права.

Категории должностей определяют функциональную роль лица, замещающего эту должность в аппарате государственного управления.

· руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов ФОИВ и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; П: начальник управления.

· помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности (советник Президента РФ), руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов ФОИВ и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

· специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; Те, кто осуществляет правоприменение, кто рассматривает наше дело. Инспектор ФНС.

· обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Сотрудники бухгалтерии, системный администратор. Служащие, которые непосредственно принимает или выдает документы.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы должностей государственной гражданской службы:

Критерием является объем и важность служебных обязанностей.

· высшие должности гражданской службы;

· главные должности гражданской службы;

· ведущие должности гражданской службы;

· старшие должности гражданской службы;

· младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Реестры должностей, утверждаемый Президентом и ВДЛ, определяют, какие должности в органе м.б. созданы, и для каждой должности определяют категорию и группу.

Классификация важна для того, чтобы определить квалификационные требования, которые д.б. предъявлены к лицу, которое будет замещать ту или иную должность. Чем выше должность – тем больше требований.

Квалификационные требования к каждой должности устанавливаются исходя из категорий и групп и в отношении каждой должности есть 3 группы квалификационных требований, которые закрепляются на разных уровнях нормативного регулирования:

1. требования к уровню профессионального образования – ФЗ «О ГГС».

2. требования к стажу гражданской службы или гос.службы иных видов. – Указ Президента РФ от 27.09.2005 «О квалификационных требованиях к стажу ГГ служащих и стажу работы по специальности», акт ВДЛ.

3. требования к профессиональным знаниям и навыкам – на уровне нормативных актов гос.органов.

Акт, комплексно регулирующий конкретную должность в гос.органе – должностной регламент. Должен содержать всю информацию из ФЗ, указов, административные регламенты исполнения функции предоставления услуг, определить ответственность, определить, какие акты может принимать, в принятии каких – принимать участие. Должностные регламенты принимаются руководителем гос.органа: территориального или центрального.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.012 с.)