Нравственные качества ставленников в иерархические степени (Тит.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственные качества ставленников в иерархические степени (Тит.).



В первой главе, имея в виду, что на Крите есть много непокорных, пустословов и обманщиков, Апостол советует Титу быть особенно осторожным при выборе кандидатов священства и перечисляет, какими качествами должны они отличаться.

«Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (ст. 6) — под «непорочностью» здесь разумеется безукоризненное и незазорное поведение; «муж одной жены» значит: не двоеженец. Об этом требовании так рассуждает святой Иоанн Златоуст: «Для чего Апостол представляет такого человека? — Он заграждает уста еретикам, осуждавшим брак, показывая, что это дело нисколько не предосудительно, но так честно, что при нем можно восходить даже на священный престол; вместе с тем он укоряет людей невоздержанных, не позволяя после второго брака принимать эту власть... Вы знаете, что, хотя законами и не запрещено вступать во второй брак, однако, это дело подвергается многим нареканиям. Α Апостол желает, чтобы начальствующий не подавал подчиненным никакого повода к нареканиям» — «Детей имеет верных» (т.е. верующих христиан, а не язычников или безбожников), «не укоряемых в распутстве ««или непокорности» (не буйных и непокорных) — дети избираемого в священство должны быть свободными от укора в недобром поведении. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Ибо кто не мог научить своих детей, тот как может быть учителем других?» Блаженный Иероним указывает, что пороки детей могут стеснять и пресекать успех учительства отцов. «Ибо с какою свободою можем мы, «говорит он,» обличать чужих сынов и научать их правым путям, когда обличаемый может возразить нам: прежде своих научи». Далее Апостол перечисляет отрицательные качества, которых не должно быть у епископа, (под «епископами» здесь можно понимать и собственно епископов и пресвитеров, поскольку в апостольские времена разграничение этих терминов не было строго установлено).

«Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец» (ст. 7) — «строитель Божий» значит тоже, что «эконом», «приставник», или домоправитель. Здесь Апостол Павел, по предположению блаженного Иеронима, имел в виду притчу Господа ο верном домоправителе (Лук. 12:42 и д.). «Непорочен «— епископ не должен быть своенравным, ставя выше всего свой личный произвол и свои личные эгоистические интересы. «Не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца» — все это несвойственно доброму пастырю и домоправителю, как осуждает такие черты и притча (Лук. 12:45[135]). «Не корыстолюбец»— здесь запрещается не только нечестность, но и всякое желание обогащения, которое неприлично в служителе Христовой Церкви, долженствующем подражать Апостолам, не искавшим никаких прибытков, но довольствовавшихся необходимым — пищею и одеждою (1 Тим. 6:8[136]). Затем перечисляются положительные качества, которые требуются от кандидатов священства.

«Страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» (ст. 8). — страннолюбиеособенно высоко ценилось в те времена гонений на веру; «любящий добро называет Апостол кроткого, тихого, никого не смущаюшего, во всем мирного, не завистливого». (блаженный Феофилакт); «целомудрен, т.е. чист от плотских грехов, которые возможны и при супружеской жизни; для состоящего в супружестве требуется верность супруге и умеренность в пользовании супружеским ложем; для безбрачных — совершеннейшая чистота не только тела, но и помыслов; справедлив, т.е. нелицеприятен в отношении к людям; благочестив, т.е. благоговеющий перед святыней, имеющий страх Божий; воздержан не только от похоти плотской и от объятий жены, но и от всех душевных страстей: не воспламеняться гневом, не впадать в печаль, не поражаться страхом и не увлекаться неумеренно радостью» (блаженный Иероним).

Затем Апостол указывает, каков должен быть священнослужитель по учительству. Должен он быть «держащийся истинного слова», то-есть, неповрежденного учения христианского, «чтобы … был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (ст. 9) — достойный пастырь должен не только отлично знать все догматы христианской веры, но и «держаться» их, т.е. быть приверженным к ним, дорожить ими, как жизнью своею, и других наставлять, уча не только знать все основные истины Христовой веры, но и любить и чтить их. Никакого колебания ума не должно быть в пастыре: он не только сам должен знать все учение христианской веры, но уметь и другим ясно и понятно изложить его со всею убедительностью и быть в состоянии отражать врагов христианской веры, ограждая от них свою паству. Достойно примечания, что Апостол, перечисляя положительные качества кандидатов священства, учительство поставил в конце. Это потому, что учительство в священнослужителе венчает собой все прочие добрые качества, составляя его отличительную черту. Святой Иоанн Златоуст по этому поводу говорит: «прочие качества можно находить и в подчиненных, как-то: непорочность, воспитание детей в послушании, страннолюбие, справедливость, благочестие, но епископа и пресвитера особенно отличает то, чтоб он оглашал народ учением».

Далее Апостол объясняет, почему надо быть осмотрительным Тимофею при выборе кандидатов священства и приводит характеристику Критян словами стихотворца Эпименида, жившего за 658 л. до Рождества Христова на о. Крите: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».

«Не внимая Иудейским басням» — как объясняет блаженный Феодорит, «Апостол иудейскими баснями назвал не закон, но предлагаемое иудеями толкование закона». Под этими «баснями» можно разуметь и долго державшееся у христиан из иудеев мнение ο безусловной необходимости исполнять все обрядовые требования Моисеева закона об обрезании, ο субботе, ο родах пищи позволенных и запрещенных. Имея в виду это последнее, Апостол дальше говорит: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (ст. 14-16) — еще Христос Спаситель говорил, что «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Матф. 15:11); эту же мысль повторяет здесь Апостол, утверждая, что нет ничего, что было бы нечисто само по себе, но нечистые ум и совесть все делают нечистым, а поэтому надо заботиться лишь ο том, как бы чем не оскорбить душу. Ст. 16[137] относится несомненно к иудеям, хвалившимся, что «знают Бога», но не исполнившим в жизни своей закона Божия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.006 с.)