Тема 2. 10. Изменения в составе государственных органов и права в годы великой отечественной войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 10. Изменения в составе государственных органов и права в годы великой отечественной войны



 

План

1. Перестройка государственного механизма на военный лад. Создание новых органов государственного управления.

2. Изменения в области права:

· гражданское

· уголовное

 

Литература и источники

1. Боффа, Дж. История Советского Союза [Текст] / Дж. Боффа. В 2-х т. – М., 1994.

2. Данилов, В.Н. Война и власть: чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны [Текст] / В.Н. Данилов. – Саратов, 1996.

3. Исаев, И.А. История государства и права России [Текст] / И.А. Исаев. – М., 2002.

4. История государства и права России [Текст] / под ред. Ю.Н. Титова. – М., 2002.

5. Карпов, В. Генералиссимус [Текст] / В. Карпов. Кн. 1-2. – М., 2002.

6. Коржихина, Г.П. Советское государство и его учреждения. Ноябрь 1917 – декабрь 1991 г. [Текст] / Г.П. Коржихина. – М., 1995.

7. Нарочницкая, Н.А. Смысл нашей Победы [Текст] / Н.А. Нарочницкая. – М., 2005.

8. Стешенко, Л.А. История государства и права России. Академический курс [Текст] / Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. – М., 2003. – Т.2.

9. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (1917-1991) [Текст] / под ред. О.И. Чистякова. – М., 1997.

10. Чистяков, О.И. История государства и права России [Текст]: уч. пособие / О.И. Чистяков. – М., 1998.

11. Штеменко, С.М. Генеральный Штаб в годы войны [Текст] / С.М. Штеменко. – М., 1969.

Тема 2.12. и 2.14. Сравнительный анализ Конституции СССР 1977 года и Конституции РФ 1993 года

План

1. Проанализируйте содержание Конституций, заполните таблицу:

Основные разделы закона Конституция 1977г. Конституция 1993 г.
1. Название государства    
2. Политическое устройство    
3. Национально-государственное устройство    
4. Глава государства и его полномочия    
5. Законодательная власть (структура, функции)    
6. Исполнительная власть (структура, функции)    
7. Судебная власть (структура, функции)    
8. Органы местного управления    
9. Права, свободы и обязанности граждан    
10. Избирательная система    
11. Государственная символика    

2. Ответьте на вопрос: какая статья Конституции 1993 г. нарушена?

· доказательства для обвинения гражданина N. были получены при помощи прослушивающего устройства, помещённого у него в квартире;

· работающему по трудовому договору в коммерческой компании сотруднику было отказано в очередном отпуске;

· в государственной школе родителям первоклассников было объявлено, что их дети будут учиться платно;

· на избирательном участке повешено объявление: «Голос одного мужчины приравнивается к двум голосам женщины»;

· семье было отказано в получении пенсии после смерти кормильца на производстве;

· призывник уклоняется от воинской повинности;

· по одному из телеканалов периодически осуществляется нацистская пропаганда;

· сына гражданина, подозреваемого в краже заставили давать обвинительные показания против отца;

· бизнесмену, обратившемуся в поликлинику по месту жительства, отказали в бесплатной медицинской помощи;

· неопубликованное произведение одного автора другой человек издаёт под своим именем.

 

Источники

1. Конституция СССР 1977 года (любое издание).

2. Конституция РФ 1993 года (любое издание).


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

 

Методические указания для студентов

 

Контрольной работой называется научное исследование студентов, которое проводится с целью систематизации, расширения и закрепления знаний по предмету. При ее написании студент овладевает навыками самостоятельной и творческой работы, учится грамотно вести сбор материала, решать поставленные научные задачи. Объектом курсовой работы по истории являются актуальные явления и сюжеты того или иного периода, проблемы государственного или правового развития страны, жизнь и деятельность видных личностей. Студент может выбрать тему контрольной работы из нижеприведённого списка, также допускается, чтобы студент сам предлагал тему в силу своих научных интересов. Необходимыми составляющими контрольной работы являются:

· титульный лист данные о студенте, факультет, курс, дата выполнения, название работы, номер варианта).

· план контрольной работы с разбивкой на пункты и нумерацией страниц.

· введение, в котором определяются актуальность, цели и задачи исследования, делается историографический обзор,

· основная часть (делится на главы и параграфы),

· заключение, где подводятся основные итоги исследования и формулируются выводы по проблеме,

· научно-справочный аппарат с примечаниями и библиографическим списком. Допускается наличие приложений с таблицами, схемами, анкетами, с воспроизведением текста редких источников. Согласно общим требованиям, объем контрольной работы должен составлять 15-20 страниц; текст печатается через два интервала по следующим правилам: на странице – 28–30 строк, в строке 58–60 знаков вместе с пробелами; верхнее поле – 2,5 см, нижнее – 2 см, расстояние слева – 2,5 – 3 см, справа – 1 см.

 

Примерный список тем контрольных работ

 

1. Происхождение славян. Славяне и Русь.

2. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.

3. Система уголовного права по «Русской Правде».

4. Правовой статус различных групп населения по «Русской Правде».

5. Система права Киевской Руси.

6. Монголы и Русь. Их взаимоотношения, борьба, взаимовлияния.

7. Великая Яса и ее юридические характеристики.

8. Государственный строй средневековых Новгорода, Пскова и Вятки.

9. Новгородское и Псковское право периода феодальной раздробленности.

10. Характеристика Судебника 1497 года.

11. Семейно-брачное право в древней и средневековой Руси.

12. Киевско-Новгородское, Монгольское и Византийское наследие в Московской Руси.

13. «Москва – Третий Рим». Как это понимать?

14. Боярская Дума в Московской Руси.

15. Происхождение Русского средневекового государства. Основные теории.

16. Семейные отношения и семейное право в Московской Руси.

17. Характеристика приказной системы в России в XVI–XVII вв.

18. Гражданское право по «Соборному уложению» 1649 года.

19. Уголовное право по «Соборному уложению» 1649 года.

20. Государственные последствия церковного раскола середины XVII века.

21. Династический кризис первой половины XVIII века.

22. Проблема самозванчества в России в XVIII веке.

23. Эволюция Сената в XVIII-начале ХIХ веков.

24. Процесс закрепощения крестьян в российском законодательстве.

25. Реформы Петра I в области государственного устройства.

26. Характеристика «Артикула воинского» 1715 года.

27. Государственные реформы Екатерины II.

28. Структура и деятельность Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.

29. Что такое абсолютизм и в чем его отличие от самодержавия.

30. Составление Свода Законов Российской Империи при М.М.Сперанском: кодификация или инкорпорация?

31. Реформаторские проекты М.М.Сперанского.

32. Органы и должностные лица самоуправления по земскому положению 1864 года.

33. Система судоустройства и судопроизводства по реформе 1864 года.

34. Характеристика правовой базы крестьянской реформы 1861 года.

35. Программные установки и деятельность политических партий в России в начале XX века.

36. Статус и правомочия Государственной думы по закону 1906 года.

37. Деятельность и состав I-IV Государственных дум.

38. Статус и правомочия Государственного совета по закону 1906 года.

39. Характеристика основных государственных законов 1906 года.

40. Правовая база и проведение столыпинской аграрной реформы.

41. Законодательная деятельность Временного правительства.

42. Создание и утверждение Советской государственной системы. Первые декреты Советской власти.

43. Правовая характеристика НЭПа.

44. Конституция РСФСР 1918 года.

45. Политические репрессии и развитие уголовного права в 30-е гг. XX века.

46. Система органов государственной власти и управления СССР по Конституции 1936 года.

47. Национально-государственное устройство по Конституции 1936 года.

48. Изменения в составе государственных органов и права в годы Великой Отечественной войны.

49. Советская система по Конституции 1977 года.

50. Национально-государственное устройство по Конституции 1977 года.

51. Характеристика Конституции Российской Федерации 1993 года.

52. Основные причины распада СССР.

53. Программные установки и деятельность политических партий в России в 1990-е гг. – начале XXI века.

54. Органы государственной власти в современной России. Институт президентства.

55. «Правые» и «левые» в истории России.


МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Требования к уровню освоения программы

1. Студенты должны знать:

- методы и источники изучения государства и права;

- основные этапы развития отечественного государства и права,

- его особенности по сравнению с аналогичным развитием на Востоке и Западе,

- особенности истории государственного устройства и права по отраслям,

- основные теоретические подходы отечественных и зарубежных специалистов, их сходство и различия

- факторы, особенности и закономерности российского исторического процесса;

2. Студенты должны уметь:

- читать в подлиннике памятники права (в том числе древнейшие) и государственные документы, анализировать их,

- сопоставлять типологические модели государственно-правового развития прошлого и настоящего,

- выявлять государственно-правовые традиции, их положительные и отрицательные стороны

- формулировать собственную точку зрения по актуальным проблемам истории государства и права и аргументировать её;

- осуществлять поиск необходимой информации в периодической печати, библиотечных фондах, глобальной сети Интернет.

3. Студенты должны обладать:

- навыками сравнительно-правового анализа документов,

- навыками реферативного их изложения,

- реферативного изложения различных точек зрения историков, юристов и философов на историко-правовой процесс,

- навыками написания эссе, рефератов и курсовых работ по проблематике курса,

- способностью формулировать и отстаивать свою собственную точку зрения вне зависимости от позиции преподавателя, вести дискуссию.

Примерный тест для промежуточной аттестации

 

1. С именем какого князя (княгини) связано образование Древнерусского государства?

а. Игорь

б. Ольга

в. Олег

г. Рюрик

д. Святослав

е. Владимир I

 

2. Основными государственными органами (институтами, должностными лицами) Древнерусского государства были

а. Вече

б. Государева Дума

в. Князь

г. Земский собор

д. Дружина

е. Избранная Рада

 

3. Видами наказания по «Русской Правде» были

а. вира

б. поток и разграбление

в. членовредительство

г. каторга

д. продажа

е. телесные наказания

 

4. Какое русское княжество времён феодальной раздробленности имеет следующую характеристику: является республикой, проживают житьи люди, действует Совет господ, архиепископ являлся значимым должностным лицом.

а. Галицко-Волынское

б. Новгородское

в. Киевское

г. Владимиро-Суздальское

д. Муромо-Рязанское

е. Московское

 

5. Назовите основные положения монгольского права согласно «Великой Ясе»:

а. нет монгольского народа – есть монгольская армия

б. неприкосновенность послов

в. незаконнорожденные дети не имеют права на жизнь

г. никаких дипломатических акций (ультиматумов) – победа только в ходе войны

д. народ принимает участие в выборах высшей администрации

е. основная цель наказания преступников – физическое устранение

 

6. Назовите князей-собирателей Русской земли (чья роль велика в складывании Русского централизованного государства)

а. Иван III

б. Василий III

в. Иван I Калита

г. Дмитрий Донской

д. Владимир Мономах

е. Ярослав Мудрый

 

7. В каком законодательном памятнике впервые появляется правило Юрьева дня?

а. Соборное уложение 1649 г.

б. Судебник 1497 г.

в. «Русская Правда»

г. Новгородская судная грамота 1456 г.

д. Судебник 1550 г.

е. Стоглав 1551 г.

 

8. К деятелям эпохи Смутного времени относятся

а. Иван Болотников

б. Лжедмитрий I

в. Иван Грозный

г. Кузьма Минин

д. Малюта Скуратов

е. Василий Шуйский

 

9. Петром I в области государственного устройства были проведены следующие мероприятия:

а. кодификация законодательства

б. образование министерств

в. зарождение приказов

г. учреждение коллегий

д. губернская реформа

е. открытие Сената

 

10. Уголовное право при Петре I получило отражение в законодательном памятнике

а. Генеральный регламент

б. Указ о единонаследии

в. Соборное Уложение

г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных

д. Жалованная грамота городам

е. Воинские Артикулы

 

11. Кодификация российского законодательства была проведена при:

а. Петре I

б. Елизавете Петровне

в. Екатерине I

г. Павле I

д. Александре I

е. Николае I

 

12. В ходе буржуазно-демократических реформ 60-70-х гг. XIX в. осуществлено следующее:

а. введение всеобщей воинской повинности

б. учреждение представительного органа – Государственной думы

в. открытие земств

г. крестьяне получили личную свободу

д. учреждение всесословного суда с присяжными заседателями

е. крестьяне получили землю бесплатно

 

13. Соотнесите партию (движение) и общественно-политическое направление в начале XX в:

а. кадеты А. революционное

б. октябристы Б. проправительственное (центристское)

в. черносотенцы В. либеральное

г. эсеры Г. ультраправое

д. РСДРП

 

14. Согласно аграрной реформе П.А. Столыпина от 1906 года

а. разрешалось переселение за Урал и в Сибирь

б. отменялось крепостное право

в. разрешался выход из общины

г. в деревне вводились земства

д. крестьяне получали землю за выкуп

е. образовывались хутора и отруба

 

15. Соотнесите событие с революцией:

а. открытие II Съезда Советов

б. забастовка на Путиловском заводе

в. штурм Зимнего дворца

г. провозглашение демократических свобод для всех слоёв населения

д. создание Военно-революционного комитета

е. создание Временного правительства

ж. переход на сторону восставших Петроградского гарнизона

и. отречение Николая II

Февральская Октябрьская

 

16. Назовите основные мероприятия НЭПа

а. привлечение иностранного капитала

б. введение продналога

в. превращение рубля в конвертируемую валюту

г. введение продразвёрстки

д. национализация предприятий

е. карточная система на продукты

17. Конституция 1936 г. имеет следующие положения:

а. «От каждого – по способности, каждому – по труду»

б. СССР является единым (унитарным) государством

в. свобода слова, печати, вероисповедания и т.д.

г. правительство носит название – Совнарком

д. законодательную власть осуществляет Федеральное собрание

е. государственное руководство осуществляет рабочий класс

 

18. Современная Конституция России была принята

а. 12 декабря 1991 г.

б. 3 октября 1993 г.

в. 12 июня 1990 г.

г. 21 августа 1991 г.

д. 12 июня 1993 г.

е. 12 декабря 1993 г.

 

19. Соотнесите термин и его расшифровку:

а. земство А. судебный поединок

б. кодификация Б. высшее должностное лицо в Новгородской республике

в. земский собор В. инстанция по рассмотрению споров

г. закуп Г. сословно-представительное учреждение в средневековой России

д. арбитраж Д. орган местного самоуправления по реформе 1864 г.

е. поле Е. система распределения должностей в Русском средневековом

государстве

ж. манифест Ж. систематизация законодательства

з. посадник З. выборный орган в системе самоуправления в современной России

и. муниципалитет И. категория зависимого населения по «Русской правде»

к. местничество К. высший законодательный акт монарха

 

20. Соотнесите личность и событие:

а. М.С. Горбачёв А. лауреат Нобелевской премии мира в 1990 г.

б. В.А. Зубков Б. разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС

в. Б.В. Грызлов В. глава кабинета министров в наши дни

г. Л.И. Брежнев Г. издание указа о роспуске Верховного Совета России

д. Б.Н. Ельцин Д. застой в экономической и политической жизни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.108 с.)