Глава 1. Государственная гражданская служба как публично-правовой, организационный и социальный институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Государственная гражданская служба как публично-правовой, организационный и социальный институт



Государственная служба

Учебное пособие

Воронеж -2007


УДК 342.9 (075)

ББК 67.401я7

К 48

 

Клепиков С.Н. Государственная служба: учебное пособие. - Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ. 2007. – 111 с.

 

Учебное пособие «Государственная служба» адресован студентам вузов, обучающимся по специальности «Юриспруденция». Оно подготовлено в целях обеспечения изучения организации и функционирования современной государственной службы России. Данное учебное пособие соответствует требованиям ГОС по указанной специальности.

 

 

Рецензент:

Кандидат юридических наук, доцент ВГУ В.В. Стрельников

 

© Клепиков С.Н.,2007.

© Оформление. ФГОУ ВПО «Воронежский госагроуниверситет им. К.Д. Глинки», 2007.


Содержание

Введение. 5

Глава 1. Государственная гражданская служба как публично-правовой, организационный и социальный институт. 6

1.1. Государственная гражданская служба как публично-правовой институт 6

1.2. Государственная гражданская служба как организационный институт 11

1.3. Государственная гражданская служба как социальный институт. 14

1.4. Организационные принципы государственной службы.. 17

1.5. Взаимосвязь гражданской службы со службой иных видов и муниципальной службой. 21

1.6. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений на государственной службе. 26

Глава 2. Статус государственного служащего. 38

2.1. Должности гражданской службы. Реестры должностей государственной гражданской службы РФ.. 38

2.2. Государственный служащий: проблема правового статуса. 41

2.3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы 49

2.4. Основные права и обязанности гражданского служащего. 51

2.5. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой. 56

2.6. Требования к служебному поведению гражданского служащего. 62

2.7. Урегулирование конфликтов интересов на гражданской службе. 65

Глава 3. Прохождение гражданской службы.. 68

3.1. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданского служащего по конкурсу. 68

3.2. Аттестация гражданских служащих и квалификационный экзамен. 70

3.3. Служебная дисциплина и дисциплинарные взыскания. 72

3.4. Служебная проверка. 76

3.5. Индивидуальные служебные споры и порядок их рассмотрения. 80

3.6. Служебное время и время отдыха. 82

3.7. Отпуск на гражданской службе. 84

3.8. Оплата труда гражданских служащих. 85

Глава 4. Служебный контракт гражданского служащего. 88

4.1. Заключение, содержание и форма служебного контракта. 88

4.2. Расторжение служебного контракта. 91

4.3. Испытание, перевод на иную должность гражданской службы или перемещение 102

4.4. Отстранение от занимаемой должности гражданской службы.. 105

Глава 5. Кадровая политика государства. 107

5.1.. Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих 107

5.2. Поощрения и награждения на государственной гражданской службе 111

5.3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих. 113

5.4. Финансирование гражданской службы, денежное содержание гражданских служащих. 115

Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Государственная служба» 119

Нормативные правовые акты.. 124

Список рекомендуемой литературы.. 125


Введение

 

Предлагаемый вниманию читателя учебный курс «Государственная служба» адресован, прежде всего, студентам учебных учреждений, обучающимся по специальности «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление». Он подготовлен в целях обеспечения изучения организации и функционирования современной государственной службы России. Данное учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и соответствующей программы.

Государственная служба - важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль "локомотива" для обеспечения "движения" государственного управления. Исследование теоретических проблем российской государственной службы происходило в постсоветское время в условиях стремительно развивающегося законодательства о государственной службе, появления новых доктрин, публикации множества научных трудов. По нашему мнению, в настоящее время не только не потеряла актуальности и значимости, но даже и укрепилась идея выделения из структуры административного права такой подотрасли, как служебное право. Реформирование государственной службы - один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации. Задачи российского государства, в первую очередь в социальной сфере и экономике, предполагают самый высокий качественный уровень развития государственной службы. Отражая публичный характер деятельности, она тесно связана с процессами формирования и реализации управляющих воздействий и является не только одним из важнейших социальных факторов функционирования исполнительной власти, но и составляет организационную основу государственной власти. Вне должностей государственной службы государственная власть реально не существует. Будучи важнейшим организационно-правовым элементом в механизме исполнительной власти, государственная служба должна в полной мере выполнять присущие ей задачи.

Повышение роли и значения государственной службы имеет объективный характер, обусловлено теми коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, которыми осуществляется в России в настоящее время. Возрастание авторитета государственной службы, развитие и совершенствование законодательства о ней обусловили большой научный, учебный и практический интерес к ней, в частности к исследованию проблематики, связанной с государственной службой.

Требования к служебному поведению гражданского служащего

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет основные требования, предъявляемые обществом к гражданским служащим как лицам, чья деятельность включает профессиональное несение службы на государственном уровне. Данные требования обусловлены спецификой государственной гражданской службы, которая заключается в том, что она, с одной стороны, является социально-политическим институтом, а с другой - сферой профессионального слоя управленцев, кроме того, она является властной структурой.

В основе данных требований лежат нравственные категории долга, честности, неподкупности, уважение к правам и свободам гражданина, а также принципы равенства всех перед законом и, безусловно, соблюдения законности как в профессиональной деятельности, так и в частной жизни.

Основное назначение требований к поведению гражданских служащих заключается в обеспечении добросовестного выполнения ими должностных обязанностей, соблюдения установленных законом запретов и ограничений и установлении такого поведения гражданского служащего в любой сфере деятельности, которое соответствует общепринятым этическим нормам и служит примером для окружающих.

Первым требованием является добросовестное и высокопрофессиональное исполнение должностных обязанностей. Это значит, что гражданский служащий обязан в полной мере применять свои способности, знания, опыт в профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Профессионализм применительно к деятельности гражданского служащего следует понимать как работу, характеризующуюся глубоким знанием предмета деятельности и пониманием существа исполняемых функций, наличием специальных умений и навыков. Уровень профессиональной компетентности служащего может быть определен в ходе аттестации либо квалификационного экзамена.

Согласно Конституции Российской Федерации высшей Ценностью в государстве является человек, его права и обязанности. Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод человека, она запрещает издание законов, нарушающих или уменьшающих права и свободы человека и гражданина. Каждому гарантируется защита прав и свобод в суде. Таким образом, деятельность всех государственных органов, содержание и применение законов определяются закрепленными в Конституции правами и свободами человека и гражданина. В свою очередь основное требование к поведению гражданских служащих заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Требование осуществления служебной деятельности в рамках установленной российским законодательством компетенции государственного органа означает, что гражданский служащий обязан обеспечивать реализацию компетенции, то есть полномочий конкретного государственного органа. Для выполнения этого требования гражданский служащий обязан досконально знать функции государственного органа, его задачи и предметы ведения, а также свои должностные права и обязанности, регламентированные нормативными правовыми актами, строго соблюдать процедуру реализации регламентов и инструкций.

Гражданским служащим запрещается в ходе профессиональной деятельности оказывать предпочтение каким-либо общественным, религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям, гражданам. Закон не запрещает гражданским служащим состоять в объединениях подобного рода, однако в своих служебных действиях гражданский служащий должен руководствоваться не интересами каких-либо групп или лиц, а заботой о приоритетах законности и справедливости.

Гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, использование служебного положения в корыстных целях является действием, порочащим гражданского служащего. При принятии решений гражданский служащий обязан не допускать столкновения личных интересов и интересов государства.

Закон предусматривает ограничения и запреты, связанные с гражданской службой. Требования соблюдения ограничений и запретов является обязательным и включается в содержание служебного контракта и должностного регламента. Нарушение ограничений и запретов расценивается как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, которое влечет к применению дисциплинарного взыскания в соответствии с законом.

Требование нейтральности при выполнении служебных обязанностей означает, что решения, принимаемые гражданскими служащими, должны быть независимы от влияния политических партий, общественных, религиозных или иных объединений и организаций. Политическая нейтральность гражданского служащего обусловливает обязанность служащего выражать публичные интересы.

Одним из основных моральных требований к гражданскому служащему является требование не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство. Определяя линию своего поведения в любой сфере деятельности, гражданский служащий обязан помнить о том, что он представляет соответствующий государственный орган и на нем лежит ответственность за репутацию данного органа. Поэтому поведение служащего должно укреплять веру граждан в честность, беспристрастность, порядочность всех лиц, состоящих на государственной службе.

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности большинства гражданских служащих является прямое либо косвенное общение с гражданами. Такое общение должно подчеркивать уважение гражданского служащего к правам и свободам человека и гражданина, что невозможно без корректности и тактичности. Это касается и общения с подчиненными, коллегами и вышестоящими руководителями. Исключительную актуальность для гражданских служащих представляет требование уважения к обычаям и традициям народов Российской Федерации. Это связано с тем, что население Российской Федерации различается по этнической принадлежности, религиозным убеждениям. Данное требование определяет необходимость уважительного отношения гражданских служащих к тем обычаям и традициям, которые служат стабилизации общества и повышению эффективности гражданской службы. Вместе с тем необходимо пресекать проявления клановости, землячества.

Гражданский служащий обязан знать правила этикета, речевого поведения этнических представителей, социальных групп, с которыми ему надлежит общаться. Это касается особенностей в выборе способов обращения, определении темпа и громкости речи, специфики форм приветствия и прощания, выражения благодарности, выбора элементов одежды.

Гражданский служащий обязан способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Строгое соблюдение этих принципиальных оснований российского государства является обязательным условием его существования и развития. Этим должны руководствоваться все государственные органы, а в служебной деятельности - все гражданские служащие.

Гражданский служащий должен заботиться о том, чтобы в ходе осуществления должностных обязанностей и выполнения служебных обязанностей не возникло конфликтных ситуаций, которые могли бы привести к снижению авторитета государственного органа. Это требование распространяется и на внеслужебное поведение. Гражданские служащие должны воздерживаться от действий, выступлений, публичных высказываний, которые могут снизить авторитет государственного органа или его работников.

Закон предъявляет определенные требования к публичным выступлениям гражданских служащих. В первую очередь эти требования касаются публичного распространения служебной информации: государственный служащий не должен разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Нарушение данного требования является одним из оснований применения мер дисциплинарного взыскания - увольнения с гражданской службы.

Требование соблюдения публичных выступлений может быть истолковано и с позиции политической корректности: гражданский служащий должен быть сдержан в публичном выражении оценок и проявлении своих личных симпатий и антипатий.

К гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «руководитель», Закон предъявляет требования не допускать принуждения подчиненных ему по службе к участию в деятельности политических партий, общественных или религиозных объединений. Таким образом, гражданский служащий подчинен своему руководителю исключительно по вопросам исполнения служебных обязанностей. В осуществлении своих гражданских прав и обязанностей гражданский служащий не зависит от руководителя. И всякое принуждение со стороны руководителя является грубым нарушением Конституции Российской Федерации.

Служебная проверка

 

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью объективно и всесторонне установлены:

а) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

б) вина гражданского служащего;

в) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

г) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

д) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

е) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его 01 участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

а) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б) обжаловать решения и действия (бездействия) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, нанимателя, назначившему служебную проверку;

в) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

а) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

б) предложения о принятии к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

В соответствии с настоящим федеральным законом служебная проверка проводится в каждом случае нарушения служебной дисциплины.

Решение об организации служебной проверки в отношении гражданского служащего, независимо от того, по чьей инициативе она проводится, принимается в виде соответствующего акта (приказа, распоряжения). В акте указываются: факты, послужившие основанием для принятия решения об организации служебной проверки; состав лиц, проводящих проверку, с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств; должность, фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого проводилась проверка; дата начала и сроки проведения служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, при определении состава проверяющих должен учитывать следующие обстоятельства:

а) в состав проверяющих включаются представители подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа;

б) в состав проверяющих не включаются: сотрудник, в отношении которого поступили материалы, явившиеся основанием для принятия решения об организации в государственном органе служебной проверки; родственник лица, в отношении которого проводится проверка; сотрудник, прямо подчиненный по службе лицу, в отношении которого проводится проверка; иные лица по решению руководителя государственного органа;

в) если в государственном органе не создан профсоюзный орган, то проверка проводится без участия профсоюзных работников.

Лица, проводящие проверку, должны быть заинтересованы в выявлении объективной истины по фактам проверки. В случае участия в проведении служебной проверки лица, прямо или косвенно заинтересованного в иных ее результатах, результаты служебной проверки считаются недействительными, состав проверяющих переформируется и проводится повторная проверка.

Служебная проверка проводится в целях:

• установления наличия или отсутствия самого факта противоправного деяния государственного служащего;

• установления обстоятельств, причин и условий нарушения сотрудником требований законодательства Российской Федерации и правовых актов государственного органа;

• установления конкретного лица, допустившего правонарушение, и других причастных к его совершению лиц;

• установления вины сотрудника;

• определения масштабов ущерба, причиненного государственному органу в связи с правонарушением;

• выработки предложений о мерах дисциплинарной или иной ответственности гражданского служащего за допущенное нарушение;

• выработки рекомендаций по организации и проведению в государственном органе мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению нарушения. Проверка должна быть завершена в месячный срок. Проверяющие работают над контролем представителя нанимателя и, по окончании проверки, сообщают ему о ее результатах в письменном виде. Закон не предусматривает возможность продления служебной проверки.

Представитель нанимателя по предложению подразделения, проводящего служебную проверку, приказом по государственному органу может временно (на время проведения проверки) отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей. При временном отстранении гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие его несанкционированный доступ к служебным документам и материалам, средствам вычислительной и оргтехники. Одновременно принимаются меры, обеспечивающие нормальную работу подразделения, проводящего служебную проверку, и невозможность воздействия на его членов, воспрепятствования его работе иным способом.

Отстранение гражданского служащего на период служебной проверки производится с сохранением его денежного содержания.

Гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, предоставляются гарантии его права на объективное рассмотрение обстоятельств дела. Гражданский служащий имеет возможность активно участвовать в разбирательстве дела: давать устные и письменные объяснения; предоставлять документы и материалы; Подавать заявления об отводе включенных в состав подразделения, проводящего служебную проверку, членов (или члена); знакомиться с материалами служебной проверки и заключением по ее результатам в части, касающейся допущенного нарушения; обращаться в ходе служебной проверки к представителю нанимателя с жалобами на неправомерные действия членов подразделения, проводящего служебную проверку, с изложением соответствующих доводов или доказательств.

Проведение служебной проверки завершается подготовкой заключения по материалам служебной проверки, которое должно отвечать требованиям. Результаты служебной проверки, оформленные должным образом в виде письменного заключения, приобщаются к личному делу гражданского служащего.

Тест

1. Право поступления на гражданскую службу имеют лица:

1) не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, не имеющие соответствующего профессионального образования;

2) не моложе 18 лет, имеющие соответствующее профессиональное образование;

3) не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие соответствующее профессиональное образование.

2. Административное правонарушение — это:

1) противоправное, виновное действие физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность;

2) действие (или бездействие) физического или юридического лица, нарушающее нормы права, за которое налагается административное взыскание;

3) совершение физическим или юридическим лицом проступка, за которое налагается административное взыскание.

3. Испытательный срок может быть установлен на:

1) один месяц;

2) девять месяцев;

3) один год.

4. Административная ответственность - это:

1) способы воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач;

2) правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление 3) вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к гражданам и юридическим лицам.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года - М., 1993.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2001. № 256. 31 декабря.

3. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58 - ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003. № 162. 31 мая.

4. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля.

5. Положение о федеральной государственной службе: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2267 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994 года № 841 и от 9 августа 1995 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Статья 5073; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Статья 76; 1995. № 33. Статья 3358.

6. Указ Президента Российской Федерации № 33 «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» от 11 января 1995 года (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1995 года № 587 и от 9 августа 1995 года № 834) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Статья 174; № 25. Статья 2378; № 33. Статья 3358 (Приложение: Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. № 3. С. 31.

7. Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 года № 103 «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Статья 3358.

8. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1995 года «О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 37. Статья 3588.

9. Примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации от 16 февраля 2005 года № 159.

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Арутюнов Г. К. Правовые основы и задачи аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / Г. К. Арутюнов // СП. - 2005. - № 1. - С. 62.

2. Астанин В. В. Организованная коррупция в России: Динамика за 2000 г. — первое полугодие 2004 г. / В. В. Астанин // Закон и право. - 2004. - № 9. - С. 16-19.

3. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. — М.: Изд-во РАГС, 2003. - 272 с.

4. Бабелюк Е. Г. О видах государственной службы Российской Федерации / Е. Г. Бабелюк // Правоведение. — 2004. — № 3. — С. 26-36.

5. Бабелюк Е. Г. Реформа государственной службы в РФ: Новый этап / Е. Г. Бабелюк // Рос. юрид. журнал. — 2003. — № 3. — С. 17-26.

6. Бахрах Д. Н. Государственная служба России / Д. Н. Бахрах. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2006. — 66 с.

7. Бахрах Д. Н. Дисциплинарно-правовое принуждение в Российской Федерации / Д. Н. Бахрах // ГиП. — 2006. — № 6. — С. 43-50.

8. Бахрах Д. Н. Милитаризованная служба России / Д. Н. Бахрах // Рос. юрид. журнал. - 2005. - № 1. - С. 20-27.

9. Бондаренко М. В. Некоторые проблемы соотношения законодательства о государственной и муниципальной службе / М. В. Бондаренко // Рос. юрид. журнал. — 2005. — № 1. — С. 27—30.

10. Буравлев Ю. М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России / Ю. М. Буравлев // ГиП. - 2003. - № 7. - С. 10-18.

11. Буравлев Ю. М. Реформы государственного управления и государственной службы в России / Ю. М. Буравлев. — М.: ИГ «Юрист», 2006. - 238 с.

12. Гайдов В. Б. Правовой статус должности правоохранительной службы / В. Б. Гайдов // Полицейское право. — 2006. — № 2. - С. 18-22.

13. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: курс лекций / под ред. И. Б. Кардашовой. — М.: Щит-М, 2004. - 192 с.

14. Гражданская служба: Нравственные основы, профессиональная этика / под общ. ред. В. М. Соколова, А. И. Турчинова. — М.: РАГС: Статут, 2006. - 333 с.

15. Гришковец А. А. Государственная служба и гражданское общество: Правовые проблемы взаимодействия (практика России) / А. А. Гришковец // ГиП. - 2004. - № 1. - С. 24-36.

16. Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: учеб. курс / А. А. Гришковец. — М.: Дело и Сервис, 2003. — 464 с.

17. Демин А. А. Государственная служба: учеб. пособие / А. А. Демин. — М.: Книгодел, 2005. — 128 с.

18. Дубик С. Государственная служба Российской Федерации: Основные направления реформирования и развития / С. Дубик // Гос. служба. - 2006. - № 2. - С. 45-52.

19. Митин А. Н. Система государственной службы: Проблемы реформирования и развития / А. Н. Митин // Рос. юрид. журнал. - 2005. - № 1. - С. 7-10.

20. Немчинов А. А. Муниципальная служба: справ, пособие / А. А. Немчинов, А. М. Володин. — М.: Дело и Сервис, 2002. - 384 с.

21. Иоздрачев А. Ф. Государственная служба: учебник для подготовки гос. служащих / А. Ф. Ноздрачев. — М.: Статут, 1999. — 592 с.

22. Ноздрачев А. Ф. Таможенная служба / А. Ф. Ноздрачев // Законодательство и экономика. — 2006. — № 7. — С. 40—52.

23. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерат учеб. пособие / Д. М. Овсянко. — 3-е изд., перераб. и доп М.: Юристъ, 2006. - 301 с.

24. Позднышов А. Н. Служба в органах внутренних дел как особый вид государственной службы / А. Н. Позднышов. — Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2002.

25. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: учебник / под общ. ред. И. Н. Барцица. — М.: РАГС, 2007. - 560 с.

26. Старилов Ю. Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? / Ю. Н. Старилов // ЖРП. — 2004. — № 9. - С. 11-25.

27. Чиканова Л. А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: Вопросы теории и практики / Л. А. Чиканова // ЖРП. - 2005. - № 4. - С. 61-73.

28. Чиканова Л. А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе: монография / Л. А. Чиканова. — М.: Щит-М, 2005. — 250 с.

29. Шайхатдинов В. Ш. Новые федеральные законы о государственной службе: Проблемы реализации / В. Ш. Шайхатдинов // Рос. юрид. журнал. — 2005. - № 1. - С. 10-17.

30. Шайхатдинов В. Ш. Новые федеральные законы о государственной службе Российской Федерации / В. Ш. Шайхатдинов // Рос. юрид. журнал. — 2004. — № 4. — С. 18—26.

31. Щербаков Ю.Н. Государственная и муниципальная служба/ Ю.Н. Щербаков.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 256 с.

 

Учебное издание

Клепиков Сергей Николаевич

Государственная служба

 

Подписано в печать 28.08.2007 г. Формат 60х801/16

Бумага кн.-журн. Усл. п.л. 7,9. Гарнитура Таймс.

Тираж 500 экз. Заказ № 3441

Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский государственный аграрный университет имени К.Д. Глинки»

Типография ФГОУ ВПО ВГАУ 394087, Воронеж, ул. Мичурина, 1

Информационная поддержка: http://ts2k.vsau.ru/tgrafindex/

 
 

Государственная служба

Учебное пособие

Воронеж -2007


УДК 342.9 (075)

ББК 67.401я7

К 48

 

Клепиков С.Н. Государственная служба: учебное пособие. - Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ. 2007. – 111 с.

 

Учебное пособие «Государственная служба» адресован студентам вузов, обучающимся по специальности «Юриспруденция». Оно подготовлено в целях обеспечения изучения организации и функционирования современной государственной службы России. Данное учебное пособие соответствует требованиям ГОС по указанной специальности.

 

 

Рецензент:

Кандидат юридических наук, доцент ВГУ В.В. Стрельников

 

© Клепиков С.Н.,2007.

© Оформление. ФГОУ ВПО «Воронежский госагроуниверситет им. К.Д. Глинки», 2007.


Содержание

Введение. 5

Глава 1. Государственная гражданская служба как публично-правовой, организационный и социальный институт. 6

1.1. Государственная гражданская служба как публично-правовой институт 6

1.2. Государственная гражданская служба как организационный институт 11

1.3. Государственная гражданская служба как социальный институт. 14

1.4. Организационные принципы государственной службы.. 17

1.5. Взаимосвязь гражданской службы со службой иных видов и муниципальной службой. 21

1.6. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений на государственной службе. 26

Глава 2. Статус государственного служащего. 38

2.1. Должности гражданской службы. Реестры должностей государственной гражданской службы РФ.. 38

2.2. Государственный служащий: проблема правового статуса. 41

2.3. Квалификационные требования к должностям гражданской службы 49

2.4. Основные права и обязанности гражданского служащего. 51

2.5. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой. 56

2.6. Требования к служебному поведению гражданского служащего. 62

2.7. Урегулирование конфликтов интересов на гражданской службе. 65

Глава 3. Прохождение гражданской службы.. 68

3.1. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданского служащего по конкурсу. 68

3.2. Аттестация гражданских служащих и квалификационный экзамен. 70

3.3. Служебная дисциплина и дисциплинарные взыскания. 72

3.4. Служебная проверка. 76

3.5. Индивидуальные служебные споры и порядок их рассмотрения. 80

3.6. Служебное время и время отдыха. 82

3.7. Отпуск на гражданской службе. 84

3.8. Оплата труда гражданских служащих. 85

Глава 4. Служебный контракт гражданского служащего. 88

4.1. Заключение, содержание и форма служебного контракта. 88

4.2. Расторжение служебного контракта. 91

4.3. Испытание, перевод на иную должность гражданской службы или перемещение 102

4.4. Отстранение от занимаемой должности гражданской службы.. 105

Глава 5. Кадровая политика государства. 107

5.1.. Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих 107

5.2. Поощрения и награждения на государственной гражданской службе 111

5.3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих. 113

5.4. Финансирование гражданской службы, денежное содержание гражданских служащих. 115

Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Государственная служба» 119

Нормативные правовые акты.. 124

Список рекомендуемой литературы.. 125


Введение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.176 с.)