Глава 1. Общие принципы научной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Общие принципы научной работы



СО СТУДЕНТАМИ

Современному студенту приходится писать много разного рода работ, начиная от рефератов, контрольных, курсовых, эссе до квалификационных, дипломных, магистерских и др. работ. Это и понятно: именно так он готовит себя к последующей взрослой жизни, жизни, в которой письменное изложение своих - и нередко чужих – мыслей составляет значимый компонент профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что объемы письменных работ, которые выполняют студенты и аспиранты российских вузов, и требования к ним постоянно растут, сами обучаемые, занятые написанием научно-исследовательских работ, оказываются в недостаточной степени подготовленными к исследовательской работе с методологической точки зрения.

Научно – исследовательская работа обладает рядом специфических характеристик, что требует определенных навыков, которые студенты, магистранты, аспиранты не получают и, в принципе, не должны получать в рамках регулярных курсов по профессиональным дисциплинам, так как данная область не входит в компетенцию предметных дисциплин.

Опыт показывает, что когда аспиранты и выпускники оказываются предоставленными сами себе, наедине с темой исследования и большим количеством литературных источников, они испытывают растерянность, находятся в затруднительном положении в отношении плана работы и правильного распределения времени. При этом, наряду с понятными затратами усилий на содержательную часть работ, много времени тратится и на их оформление.

В результате, как курсовые, так и дипломные или диссертационные работы пишутся в спешке, без достаточной проработки всей необходимой литературы, включая статистические данные и зарубежные источники информации, что самым негативным образом сказывается на их качестве и глубине.

Поэтому очень важно быть подготовленным к написанию научно-исследовательских работ, а для этого необходимо уделять немало внимания подготовительному этапу и, конечно, использовать опыт общения с руководителем научных работ.

Основным способом подачи учебного материала было и остается информирование. Преподаватель с помощью лекций, собеседований, консультаций и других обычных способов общения со студентом доносит до него приобретенные им знания, а студенты заучивают материал. Но такой способ в настоящее время уже не является идеальным, так как наука развивается очень стремительно, а знания, приобретенные таким способом, являются малоценными, так как быстро теряют свою актуальность.

В современных условиях необходимо не столько заучивание огромного массива информации, чтобы использовать его в дальнейшем в практической деятельности, сколько умение работать с этим массивом, выбирать из него необходимые знания, уметь их сгруппировать и обобщить.

Поэтому, уже давно, большинство преподавателей вузов склоняется к мысли, что их целью является не заставить студентов запомнить лекцию (хотя и этот вариант рекомендуется использовать, но с учетом требований и потребностей дисциплины), а потом рассказать ее на практическом занятии или экзамене и использовать при работе по специальности, а научить их учиться, чтобы в течение всей жизни они обновляли собственный запас знаний.

Но проблема состоит в том, что многие студенты по ряду причин (в том числе и психологических) не могут подходить к учебному процессу творчески. И может возникнуть такая ситуация, когда несколько студентов будут изучать дополнительную литературу, работать с документами и источниками, а основную массу студентов такой подход не устраивает.

Если же сосредоточить внимание на основной группе студентов, то наиболее активные могут постепенно прекратить свои изыскания и присоединиться к большинству. Выходом из создавшейся ситуации может быть, например, создание научного кружка по выбранному предмету. В этом случае преподаватель решает две задачи: он дает возможность одаренным студентам проявить себя, так как кружок не ограничивает своих членов в выборе темы исследования, а с другой стороны, он не боится уделить больше внимания основной группе учащихся, что в свою очередь, может выделить в коллективе новые таланты, которые так же станут членами научного кружка. В идеале, при большом желании и опыте со стороны преподавателя, членами кружка может стать практически вся группа.

Изучаемые в вузах дисциплины открывают большой простор для молодых исследователей. Экономика настолько тесно переплетена со всеми сторонами жизни, что можно найти тему для работы каждому студенту, к какой бы отрасли знаний не относились его интересы.

Если это точные науки, то студента, скорее всего, заинтересует математическое моделирование экономических процессов; студента – историка заинтересуют эволюции экономических учений и концепций, а также их практическое применение в разные периоды истории; даже студент – ветеринар, возможно, будет заинтересован разработкой бизнес – плана ветеринарной лечебницы. Можно вспомнить и о таких интересных темах, как изучение и анализ банковской деятельности, финансовых результатов деятельности конкретной организации, функционирование фондового рынка и др.

Таким образом, начав с частной проблемы активизации учебного процесса в вузе, можно придти к глобальному вопросу подготовки нового поколения людей, умеющих мыслить самостоятельно, принимать нестандартные решения в нестандартной ситуации и отвечать за свои действия.

Научно-исследовательская работа помогает воспитать людей действительно интеллигентных и образованных, а важное достоинство этих качеств в том, что людей, обладающих ими, никогда не бывает слишком много.

Информационная культура студента, ставшего специалистом, после окончания вуза, предполагает не только способности хорошо ориентироваться в информационном пространстве, но и умении использовать его возможности в своей профессиональной деятельности.

Современные требования к высшему образованию в первую очередь ставят перед вузами задачу формирования специалиста – исследователя, так как только специалист творческого склада способен достичь профессиональных успехов в любом виде деятельности.

Одной из важнейших форм, призванных осуществить поставленную задачу, является подготовка студенческих учебно – научных и научно – исследовательских работ: рефератов, курсовых, эссе, выпускных, дипломных, магистерских работ, выступлений с докладами на семинарах и научных конференциях, тезисов прочитанных материалов и др., виды и формы которых будут рассмотрены в следующей главе работы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.106 (0.007 с.)