Классификация сотрудников по отношению к работе и месту в организационной иерархии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация сотрудников по отношению к работе и месту в организационной иерархии.



 

В какие типы работников в современной организации трансформируются рассмотренные социально-психологические типы людей? Интересная классификация дана Сергеем Заниным (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2

Классификация С. Занина

Тип Разновидности Описание типа
1. Бесполезные работники Совершенно ненужные При полном понимании их бесполезности начальство разводит руками: «Да, неважный работник, но зато хороший человек...», «Она без мужа и с двумя детьми...», «Он ветеран, когда- то был ценным сотрудником, проработал здесь десять лет...». Их держат по одной-единственной причине: есть финансовая возможность их держать
Лжеполезные работники У Хозяина существует иллюзия, что они делают нечто полезное
Придворные Со временем вокруг Хозяина возникает двор, свита, появляются прихлебатели, шуты, разнообразные «чиновники по особым поручениям», стольники, егермейстеры и хранители гардероба
2. Фавориты Самопровозглашенные фавориты Те, кто был с Хозяином «в начале славных дел», и считающие себя «отцами-основателями». Принятые на работу друзья и приятели Хозяина. Работники с манией величия
3. Приближенные Топ-менеджеры. Сановники. Визири. Министры В глазах рядовых работников они – почти Хозяева, особенно в отсутствии Хозяина. Когда они компетентны или кажутся компетентными, то у Хозяина может возникнуть мысль делегировать им свои полномочия – чтобы избавить себя от тягот ежедневной управленческой рутины
4. Сверх- лояльные Хунвейбины. «Патриоты компании». Больше монархисты, чем сам монарх Проникаются такой корпоративной преданностью, что считают предательством не только чье-то прохладное или критическое отношение к работе, но даже недостаток энтузиазма или кажущуюся непочтительность к слову Хозяина. Не важно, насколько разумны их идеи и оправданы их обвинения. Важно, что в компании есть люди, которые неравнодушны к ней
«Псевдопатриот» Постоянно разоблачает недостатки в работе своих коллег, живописует трагические последствия их недоработок. Хозяин хвалит его за бдительность и бескомпромиссность, тогда как это обыкновенный интриган, делающий свою карьеру
5. Штатные злодеи «Государевы псы» Это люди с твердым характером. Они получают удовольствие, когда доставляют неприятности другим. Они просто незаменимы в качестве жестких переговорщиков с поставщиками и продавцами. Использование «злодеев» – часть традиционного разделения административного труда. В роли железной метлы обычно выступают «злые чиновники». Несчастные сотрудники при этом убеждены, что монарх и не подозревает, какие гнусности совершаются от его имени. Таким образом, правитель сохраняет не только собственную популярность, но и пространство для маневра
6. Ценные, ключевые работники Капризные звезды. Примадонны Они знают, что они «супер» и требуют все новых денег и привилегий. Однажды они могут стать настолько обременительными для организации, что несмотря на их профессиональные таланты, их дешевле отпустить, чем удерживать
Абсолютно Незаменимые Уникальные специалисты, чаще – топ-менеджмент, со своими клиентами, связями, финансовыми схемами. Это уже партнеры, почти Хозяева. Если они не выйдут на работу – наступит серьезный кризис. Их уход иногда означает крах бизнеса.
Псевдонезаменимые Многие, проработав достаточно долго, начинают чувствовать себя незаменимыми. Они искренно верят, что после их ухода работа рухнет. Они ошибаются
Колючие розы Ценные профессионалы, но слишком независимы. Часто с плохим характером, неприятны в общении, с ними дискомфортно. Могут заявить начальству: «Это не входит в мои обязанности»; в разгар аврала, когда все днюют и ночуют на работе, сделать ручкой: «По контракту мой рабочий день заканчивается в шесть, до свидания»
7. Опасные и ненавистные   Сотрудники, которых хотят, но не решаются уволить. Они посвящены в важные секреты, они угрожают компроматом, они открыто или завуалировано шантажируют Хозяина, требуя за свою лояльность отступные в виде должностей и денег
8. Кукловоды   Заместители министров, председателей, директоров, несменяемые топ-менеджеры. Незаметно, не особо афишируя себя, управляют Хозяевами, да и всей структурой. Умнее и умелее своих Хозяев и начальников, но первыми лицами быть не стремятся
9. Вольные стрелки. Анархисты и нонкомформисты «Независимые мыслители» Наличие «большого ума» – очень спорное конкурентное преимущество. Привычка некоторых работников по каждому поводу высказывать свое мнение выводит из себя даже либеральных Хозяев. Такие люди расшатывают иерархию. Ими невозможно управлять. Они оспаривают целесообразность установленных правил, подрывают авторитет начальника, разлагают общую дисциплину и в конечном счете ставят под удар систему, которая плохо или хорошо, но обеспечивает работой и жалованьем сотни и тысячи людей
Сверхинициативные Обладатель инициативного ума, стремится выйти за рамки процедур и инструкций. Он хочет сделать «лучше». Такая личность своей неуместной активностью может нарушить налаженный производственный процесс
10. Слуга двух господ Хозяева на службе Работают на двух-трех работах (юристы, дизайнеры, программисты, маркетологи, бухгалтеры и др.) Либо они имеют собственный бизнес или серьезный доход от индивидуальной деятельности, например, в роли консультанта, который иногда значительно превышает официальную зарплату. Многие при этом успевают справляться и со своими служебными обязанностями
11. Паразиты и Будущие хозяева «Подлые предатели» Выжимают все для карьеры и продвижения. Уходят и 1) уводят с собой других работников в свой бизнес или в конкурирующую организацию; 2) уходят с трофеями. Чтобы увеличить свою ценность, щедро делятся с новыми Хозяевами сведениями о покинутой компании: ее клиентах, партнерах, проблемах, планах, внутренних взаимоотношениях
12. Идейные лентяи Трудолюбивые лентяи. Глобалисты Просто не любят и не хотят работать. Армейский подход: солдат спит, зарплата идет. Вершина профессионального мастерства – правдоподобно изображать свою полезность. Все время носятся с масштабными проектами, мгновенно загораются новой идеей или целью, немедленно выбрасывая из головы текущие проблемы и вчерашние цели. Они вроде и не бездельники. Некоторые из них искренно верят в то, что они делают полезное дело. С лентяями их роднит отсутствие результатов
13. Волонтеры   Обычно жены обеспеченных людей. Воспринимают работу как хобби. Зарплата их либо вообще не интересует. Им скучно сидеть дома. Впрочем, иногда они бывают хорошими профессионалами. Главный вопрос для руководства: как можно (и можно ли вообще) управлять людьми, которые не боятся ни выговоров, ни лишения премии, ни увольнения?
14. Блатные работники   Знакомые, родственники, друзья Хозяина, родственники и друзья друзей, партнеров, клиентов, «курирующих» чиновников. Среди них есть всякие люди, но контролировать их невозможно или неуместно. Больше всего с ними мучается не Хозяин, а их непосредственные начальники. Они не могут ни наказать их, ни избавиться, потому что «это – человек, принятый Хозяином»  
15. Вороватые слуги   Работники используют ресурсы организации для личного заработка, получают комиссию за размещение рекламы, покупку оборудования у конкретного поставщика, размещение заказов и т.п. Причины: 1. Бедность. Если человеку не хватает денег на жизнь, значит, он будет брать недостающие деньги везде где только возможно. 2. Сбережения на черный день. 3. Самокомпенсация. «Я зарабатываю для Хозяина намного больше денег, чем он мне платит. Не желает платить справедливо? Тогда я сам восстановлю справедливость». 4. Есть возможность взять – почему бы тогда не взять? Часть работников будет брать всегда и без всяких причин
16. Старики Свои Те, кто вырос и стал зрелым в этой организации. О них известно все. Они уже все доказали. Это надежда и опора, краеугольные камни, проверенные ветераны, старая гвардия
Чужие Плюсы: У зрелого человека большой жизненный и профессиональный опыт Минусы: У него окончательно сформировались личные и трудовые привычки. У него на все есть свое мнение
17. Бывшие Бывшие хозяева или бывшие начальники, которые теперь работают на низших должностях Если они решили стать наемными работниками или согласились занять менее значимую должность, значит, потерпели провал на прежнем месте. Это неудачники. Они воспринимают свою работу как досадную, но временную ущербность, вынужденную передышку. Их единственная цель – как можно скорее вернуться на вершину. И вместо того чтобы сосредоточиться на работе, они крутят головой в поисках новых возможностей для себя
18. Просто работники Солдаты партии Стопроцентно лояльны и дисциплинированы. С ними удобно. Им можно поручать любые задания, в том числе неприятные и хлопотные. Они никогда не станут возражать, никогда не скажут: «Это не входит в мои обязанности». Приказы воспринимают буквально, без лишних вопросов. Выговоры и наказания – без ропота. Своих мнений нет либо они не высказывают их вслух
Честные пахари. Офисные пролетарии Часто их заслуги присваиваются фаворитами, карьеристами и более шустрыми коллегами. Но это не отражается на их трудовом усердии. Они не равнодушны, не забиты, просто по своему характеру далеки от иерархических битв и карьерных планов
19. Преданные слуги   Могут быть плохими профессионалами, бестолковыми людьми, но все искупают верностью. Не оставят в беде
20. Временные работники   Не считают существующую работу достойной себя. Им не нравятся зарплата, график и местонахождение работы, коллектив, коллеги, компания, менеджмент, начальство, Хозяин. «Их не ценят». Они не увольняются немедленно только потому, что пока не нашли другого места. Как только найдут – уволятся. Все ваши работники – временные

 

Если проанализировать приведенный в табл. 3.2 состав персонала организации, можно увидеть, что большинство категорий в той или иной степени могут представлять реальную опасность для компании, особенно если для этого возникнут благоприятные обстоятельства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.005 с.)