Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Его собственные усилия направлены на ограничение этой вражды. В этих целях он крайне сужает число народов, которые находятся вне какого- либо запрета. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
По отношению к остальным народамвраждебное отношения подчиняется уже установленным правилам ( если враждебный город сдавался добровольно, то он не подлежал ограблению, если он брался штурмом, то месть не распространялась на женщин и детей). Моисейлокализует беспощадную жестокость, оправдывая её только по отношению к семи непосредственным конкурентам Израиля в его праве на Палестину. Это он оправдывает тем, что речь идёт о народах, практикующих человеческие жертвоприношения и другие варварские обычаи. Такая беспощадность предписывается и по отношению к израильским общинам, вставшим на путь вероотступничества. Это, конечно, говорит об ограниченности этики Моисея, но эта ограниченность историческая. Установления Декалога - "не убивай", "не прелюбодействуй", "не кради", "не лжесвидетельствуй" - вошли в культуру как всеобщие требования без ограничений . Об избранном народе и справедливости Бог заключает завет с евреями, выделяет их среди прочих народов. Дети Израиля избранны. В чём заключается их избранность? Они призваны следовать воле единого Бога, строить свою жизнь по законам справедливости.
Своё покровительство израильтянам Бог "аргументирует" не их заслугами, а недостатками их врагов: "Не за твою праведность и не за добродетель твоего сердца ты выйдешь овладеть их страной, но за злодейство этих народов". Злодейство заключалось в практике человеческих жертвоприношений. Отмена этого обычая запечатлена в рассказе об Аврааме и его сыне Исааке: Авраам демонстрирует послушание Богу и готов даже пожертвовать самым дорогим - собственным сыном, но в последний момент ангел останавливает его занесённую над отроком руку и рядом оказывается овен, который был принесён в жертву.
Она выражена в историческом запрете "не убивай". Это был великий духовный переворот, поскольку в отличие от других племён, которые живут в раздорах, перед евреями через единобожие открывается перспектива единения на основе праведных законов .
Этот переход от варварства к цивилизации, от слепых страстей к сознательной нравственно-юридической регуляции даётся нелегко. Самоизображение еврейского народа является суровой самокритикой.
"Народ с твёрдым затылком",- говорит Яхве о своём народе. Он возмущён отсутствием веры и воли к свободе и даже хотел истребить его.
Моисей видит своё назначение в том, чтобы подтянуть израильтян до практического осознания ими необходимости жить справедливо. При таком понимании избранность народа - это труднейшая историческая задача, нравственный императив.
Субъектом этики Моисея является народ. И в этом качестве она является этикой справедливости. Идея справедливости составляет смысловой центр всего учения Моисея. Идея милосердия в ней выражена крайне слабо. Т.е в ветхозаветной этике она не обрела самоценного значения и существует как особая её форме.
Ветхозаветная мораль является суровой и беспощадной. Яхве гневен и жесток. При этом он именуется богом милостивым. Милостивость его в том, что он прощал за слабодушие свой народ. Его милость в том, что он обрекает их на сорокалетнее блуждание по пустыне . Другой случай: Яхве карает взрослых израильтян тем, что они умрут, не дойдя до цели. Эту же участь с ними должен разделить Моисей, но Бог благоволит к своему пророку и позволяет ему перед смертью бросить взгляд на Ханаан. Милосердие в ветхозаветной этике обнаруживается в особом отношении к вдовам и сиротам. Моисейоценивается в Библии как "самый кроткий человек, из всех людей, что на земле". Его кротость не в жалости и прощении, а в характере наказания - в том, что его гнев знает границы, задаваемые нормами справедливости.
Таким образом, десятисловие как программа достойной жизни человека говорит о том, что не ум, не хитрость, не сила, не красота делают человека человеком. Умение человека быть справедливым как раз является пробой его ума, силы, красоты. Вопросы к семинарскому занятию: 1. Основные этапы из жизни Моисея, приведшие его к выполнению им особой миссии. 2. Смысл и значение 10 заповедей. 3. Что представляет собой Десятислов как нормативная программа. Его достоинства и недостатки. 4. Почему еврейский народ считается богоизбранным? Что за народ «с твердым затылком»? 5. Какие положения этико-философской программы Моисея имеют отношение к профессиональной этике журналиста?
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.004 с.) |