Яхве называет это варварством и восстаёт против него. Свидетельством силы и справедливости которого является то, что он вывел евреев из египетского рабства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Яхве называет это варварством и восстаёт против него. Свидетельством силы и справедливости которого является то, что он вывел евреев из египетского рабства.



4-я заповедь: "Помни день отдохновения". И в ней отношение к Богу и к ближним своим оказывается одинаковым. Суббота - день, который отдаётся Богу. И в то же время это - день, в который перед лицом Бога уравниваются все в пределах Израиля независимо от социального статуса.

Отдохновение (отдохновение ради Яхве) предписано и рабам, и чужеплеменникам, находящимся в доме и даже домашнему скоту.

5-я заповедь предписывает почитание отца и матери. Её необходимость объясняется не только актами преступного попрания детьми воли родителей (так, в Пятикнижии существовала норма, предусматривающая смертную казнь детям, побившим или проклявшим отца и мать ), но и тем, что десятисловие не отменяет родственные обязанности, закон почитания родителей.

 

Последующие заповеди (с 6 по 10) - это нормы отношения человека к ближним, понимая под ближними всех представителей своего народа и только их.

"Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби своего ближнего, как самого себя".

Мы уже подчеркивали, что единство народа и его сплочение вокруг единого Бога, помимо прямого поклонения Богу, обеспечивается едиными законами. Справедливость - таков основной предмет, по поводу которого разворачиваются противоречивые отношения народа и Бога.

Пять заповедей, образующих вторую часть Декалога:

• Не убивай;

• не прелюбодействуй;

• не кради;

• не лжесвидетельствуй;

• не пожелай ничего, что принадлежит своему ближнему.

 

Эти пять заповедей как раз и задают основную меру справедливости. Именно их признание в качестве основы общественной жизни является главным признаком богоугодности народа, а их соблюдение - критерием нравственного поведения.

 

В содержательном плане справедливость является равным возмездием. Речь идёт об уходящем корнями в родоплеменные отношения принципе Талиона, или воздаяния равным за равное. Это хорошо видно на примере принципа "Не убивай", поскольку убийством могут ответить за убийство, если нет очевидных доказательств того, что оно было совершено непредумышленно, по принципу: жизнь за жизнь, око за око.

 

Особенности Декалога как нормативной программы

Декалог представляет собой документ эпохи, когда общественное сознание оставалось синкретичным, не расчленялось на обособленные формы - религию, мораль, право.

Нравственные требования смешаны с их религиозным основанием и юридическими средствами. Они сформулированы Богом - отсюда их категоричный характер.

Декалог:

а) Концентрирует внимание на внешних действиях человека, оставаясь равнодушным к образу мыслей.

б) В нём награды и наказания оторваны от личных деяний и распространяются на далёкое потомство.

в) Десятисловие не знает идеи загробного воздаяния за добродетельность поведения .

Центром всех усилий Моисея является государственное устройство Израиля, создание политического пространства для становления и развития народа.

Поэтому Моисей учил не как философ, а как законодатель. Он делал ставку на принудительную силу закона. Поэтому он преимущественно интересовался поступками, а не состоянием души.

Он распространял ответственность за деяния на потомков, что с государственно-политической точки зрения было эффективно.

 

Законы Моисея - законы Израиля. Отношения к другим народам далеки от канонов Десятисловия. Они остаются враждебными.

 

Как оценить двойной стандарт поведения ветхозаветного человека и можно ли считать моральным столь избирательный кодекс поведения?

 

Разделение людей на "своих" и "чужих" не было изобретением Моисея. Каннибальская "этика" была элементом тогдашней социальной реальности, в основе которой лежала изначальная вражда племён.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.133.148 (0.005 с.)