П. 3 ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона устанавливает такую задачу войск национальной гвардии, как участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П. 3 ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона устанавливает такую задачу войск национальной гвардии, как участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом.



Экстремизм и терроризм в любых формах превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие.

Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, угоны самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализации и т.д. Поэтому противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации - это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.

Российское законодательство, как и международное, ориентировано на охрану прав личности, обеспечение стабильности работы государственных структур. В настоящее время в России имеется ряд нормативно-правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма и терроризма.

Правовую основу борьбы с экстремизмом и терроризмом составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральные законы "О противодействии экстремистской деятельности", "О противодействии терроризму", "О прокуратуре Российской Федерации", "О чрезвычайном положении", "О политических партиях", "Об общественных объединениях", Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Положение ст. 13 Конституции Российской Федерации запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Также ч. 2 ст. 29 Конституции не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В вышеуказанных законодательных актах содержатся правовые определения и организационные основы противодействия экстремистской и террористической деятельности. В частности, под терроризмом понимаются идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Экстремизм же представляет собой возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает такие противоправные действия экстремистского характера, как нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ); производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ), которые влекут за собой административные штрафы и аресты.

В Уголовном кодексе Российской Федерации совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства. Кроме того, УК РФ предусматривает отдельные виды преступлений, имеющих экстремистский характер независимо от наличия квалифицирующих признаков и отягчающих обстоятельств: ст. 280 - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, ст. 282 - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, ст. 282.1 - организация экстремистского сообщества, ст. 282.2 - организация деятельности экстремистской организации, ст. 357 - геноцид. Указанные выше преступления наказываются штрафами, арестами, обязательными работами и лишением свободы на срок вплоть до двадцати лет, а также пожизненным лишением свободы.

Действия и преступления, имеющие террористический характер, регулируются исключительно Уголовным кодексом Российской Федерации, а именно: ст. 205 - террористический акт, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. К преступлениям террористического характера, помимо собственно террористического акта, закон относит содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ). Данные преступления влекут за собой наказания в виде лишения свободы на разные сроки, вплоть до двадцати лет, а также пожизненное лишение свободы.

Опасность террористического акта заключается еще и в том, что к нему невозможно подготовиться заранее, поэтому гражданам следует всегда быть настороже.

Правовую основу применения национальной гвардии Российской Федерации в борьбе с терроризмом в РФ составляют Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму". Ст. 23.1 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" устанавливает, что соединения и воинские части (подразделения) внутренних войск в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации участвуют в контртеррористической операции и обеспечении правового режима контртеррористической операции.

В РФ закреплены основные принципы борьбы с терроризмом, являющиеся выражением Конституции РФ, общепризнанных норм международного права, конвенций и договоров (ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ).

Профильными принципами Закона N 35-ФЗ являются:

- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

- приоритет мер предупреждения терроризма;

- недопустимость политических уступок террористам;

- сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму.

Организационные основы борьбы с террористической угрозой закреплены в ст. 5 Закона N 35-ФЗ, в соответствии с которой компетенция обеспечения безопасности личности, общества и государства от террористических проявлений на территории РФ распределена между Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму, устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом и принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений спецназначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против РФ либо ее граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ. К компетенции Президента РФ отнесена важнейшая функция координации политического курса страны, направленного на борьбу с террористической угрозой, включающая профилактику терроризма, минимизацию и ликвидацию его последствий, своевременное информирование населения о возникновении угрозы террористического акта.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" одной из основных задач, стоящих перед внутренними войсками, является участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции. Подразделения и воинские части внутренних войск привлекаются для борьбы с терроризмом посредством участия в контртеррористических операциях по решению руководителя контртеррористической операции.

Территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, устанавливает ее руководитель. Никаких, даже самых приблизительных, ограничений протяженности этой территории закон не предполагает, допуская, что это может быть любая территория.

В зоне проведения контртеррористической операции внутренние войска, участвующие в операции, имеют право:

- принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в т.ч. транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

- задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

- беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

- производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в т.ч. с применением технических средств;

- использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

- использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

В первую очередь контртеррористические операции проводятся силами Федеральной службы безопасности РФ. Однако для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств. В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В 2014 г. исполнилось 37 лет со дня создания отряда специального назначения "Витязь" внутренних войск МВД России. 29 декабря 1977 г. для решения внезапно возникающих задач: освобождения заложников, освобождения захваченного воздушного судна, задержания или ликвидации вооруженных преступников, представляющих особую опасность, - в Отдельной мотострелковой дивизии особого назначение им. Ф. Дзержинского (ныне - Отдельная дивизия оперативного назначения внутренних войск МВД России) была создана Учебная рота специального назначения (УРСН). Выбор пал на 9-ю роту 3-го батальона 2-го полка ОМСДОН, которая была спортивным подразделением, служившим базой, резервом для общества "Динамо".

О создании подразделений специального назначения, способных на высочайшем профессиональном уровне вести борьбу с терроризмом, впервые всерьез заговорили в период подготовки к Олимпиаде-80 в Москве. В системе Министерства внутренних дел в то время не существовало подобных структур, предназначенных для выполнения специальных боевых задач. Сама жизнь заставляла торопиться с созданием в МВД подразделений специального назначения.

Одной из первых ответственных задач, порученных спецназовцам, стало обеспечение общественной безопасности на XXII Олимпийских играх в Москве в 1980 г. В 1981 г. УРСН принимала участие в освобождении детей, захваченных террористами в городе Сарапул.

В 1984 г. руководство МВД привлекало УРСН для оказания практической помощи следственной группе прокуратуры СССР в расследовании так называемого Узбекского дела в отношении бывшего первого секретаря бухарского областного комитета компартии Узбекской ССР и его окружения. Группа из двенадцати военнослужащих осуществляла охрану следственных органов. С помощью спецназовцев было изъято денег и ценностей на сумму более 8 млн. рублей, задержана и препровождена в места содержания под стражей большая часть преступников.

В 1986 г. личный состав УРСН участвовал в ликвидации вооруженных бандитов, попытавшихся захватить самолет в Уфе. В 1990 г. совместно с группой "Альфа" КГБ СССР обезвреживал преступников, устроивших массовые беспорядки в Сухумском изоляторе временного содержания. Штурм изолятора, в котором вооруженные до зубов бандиты захватили в заложники нескольких человек из охраны учреждения, был проведен блестяще - операция завершилась за 11 минут.

В 1991 г. областной центр Юго-Осетинской автономной республики был окружен и блокирован грузинскими боевиками. В Цхинвал перестали поступать продукты питания, газ, вода, свет. В городе начался голод. На помощь людям пришли спецназовцы внутренних войск. Они сопровождали колонну с продовольствием. Совершив 120-километровый марш из Владикавказа в Цхинвал через высокогорный перевал, преодолев заминированные участки дороги, спецназ прорвал экономическую блокаду города.

В том же 1991 г. Приказом МВД СССР подразделение спецназа, которое к тому времени выросло до батальона, было переформировано в отряд специального назначения "Витязь".

"Витязи" принимали участие в разрешении всех межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР, а также в наведении конституционного порядка в Чечне в 1994 - 1996 гг.

Спецназовцы "Витязя" освобождали заложников в селе Первомайское в январе 1996 г. Во время штурма Первомайского, в котором банда Радуева удерживала в заложниках более 100 человек, только спецназовцам "Витязя" под шквальным огнем боевиков удалось прорваться в населенный пункт и даже освободить нескольких заложников. В боях под Первомайским отряд потерял одного бойца, 10 спецназовцев, в том числе трое офицеров, получили ранения.

С 1999 г. "Витязь" участвовал в проведении специальных операций на территории Чечни, нейтрализации одиозных главарей террористического подполья на территории Северного Кавказа. В октябре 2002 г. "Витязь" принимал участие в специальной операции по освобождению заложников, захваченных на мюзикле "Норд-Ост" в Москве. Это далеко не весь перечень участия внутренних войск в пресечении террористических актов.

Передача ответственности за ситуацию на Северном Кавказе МВД и внутренним войскам стала положительным шагом в борьбе с незаконными вооруженными формированиями, но не в обнаружении террористов. Тактика использования полицейских сил с тяжелым вооружением не может обеспечить уничтожение законспирированных ячеек террористических групп. Для этого внутренние войска не обладают ни соответствующим опытом, ни возможностями агентурной разведки. Разведподразделения внутренних войск действуют только в интересах тактической разведки и не в состоянии решить задачу агентурного проникновения в террористические группы.

Таким образом, на сегодняшний день борьба с терроризмом на Северном Кавказе остается приоритетной задачей национальной гвардии. Внутренние войска совместно с органами внутренних дел, Федеральной службой безопасности РФ активно ведут борьбу с бандитами и террористами в Чеченской Республике, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и в других регионах Северного Кавказа. Результаты проводимых мероприятий свидетельствуют о правильности выбора таких форм и методов борьбы с бандитами, как проведение точечных специальных мероприятий и адресных проверок. В регионе активно действуют подразделения специального назначения и разведки, воинские части оперативного назначения внутренних войск. Именно они играют основную роль в противодействии бандгруппам и террористам.

Задачи по участию национальной гвардии, сформированной на основе внутренних войск, в борьбе с терроризмом и обеспечению правового режима контртеррористической операции возложены на них Федеральными законами от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Антитеррористическая политика России является неотъемлемой частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности.

В соответствии с Законом "О противодействии терроризму" под терроризмом понимаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Современное понимание терроризма в качестве основных его признаков закрепляет, во-первых, цель - воздействие на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями - и, во-вторых, способы достижения этой цели - устрашение населения и (или) иные формы противоправных насильственных действий.

Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы.

В Российской Федерации правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие терроризму. Президент РФ 2 ноября 2013 г. подписал Федеральный закон N 302-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", который направлен на формирование комплексной системы противодействия террористической деятельности. Данный документ вносит изменения в семь нормативно-правовых актов, в том числе в ГК РФ, УК РФ, УПК РФ, Федеральные законы от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и от 07.05.2002 N 50-ФЗ "О внесении изменений в статьи 188 и 189 Уголовного кодекса РФ".

Внесены изменения в ряд законов, в том числе в УК РФ и УПК РФ, направленных на ужесточение ответственности за террористические преступления.

В настоящее время правовую базу по борьбе с терроризмом составляет целый комплекс нормативно-правовых актов. Среди них:

1. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята Резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.).

2. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.).

3. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Страсбург, 16 мая 2005 г.).

4. Декларация саммита "Группы Восьми" о борьбе с терроризмом (принята лидерами "Группы Восьми" в Санкт-Петербурге 16 июля 2006 г.).

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 23.06.2016).

7. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 121-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма".

8. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).

9. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 88-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма".

10. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".

11. Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 176-ФЗ "О ратификации Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом".

12. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. от 31.12.2014).

13. Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма".

14. Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2015).

15. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".

16. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму".

17. Постановление Правительства РФ от 06.06.2007 N 352 "О мерах по реализации Федерального закона "О противодействии терроризму".

18. Постановление Правительства РФ от 18.01.2003 N 27 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".

19. Постановление Правительства РФ от 04.05.2008 N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму".

20. Постановление Правительства РФ от 25.08.1999 N 936 "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей".

21. Постановление Правительства РФ от 16.04.2008 N 278 "О возмещении расходов, связанных с использованием при проведении контртеррористической операции транспортных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам".

22. Постановление Правительства РФ от 13.03.2008 N 167 "О возмещении лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества".

23. Определение ВК Верховного Суда РФ от 11 февраля 2000 г. N 2-0122/99 по делу Бугаева и других "Угроза расстрелом заложников и иные действия, совершенные в целях понуждения к выполнению каких-либо действий, охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 206 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст. 205 УК РФ не требуют".

24. Приказ ФСБ РФ от 25.06.2008 N 304 "Об утверждении Порядка выплаты в органах федеральной службы безопасности единовременного пособия в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом".

25. Приказ ФСБ РФ от 16.10.2010 N 507 "О денежном вознаграждении лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.032 с.)