ТОП 10:

Русский Вестник и Сын Отечества Глинки



Отечественная пресса влияла на умы и чувства россиян в патриотическом духе. Московский главнокомандующий граф Н. П. Растопчин сочинял «афишки» — листовки, в которых призывал солдат и ополченцев сражаться с врагом, не щадя своей жизни. В армии Кутузова имелась мобильная типография, где наряду с реляциями о сражениях печатались «летучие листки» патриотического содержания.

Отечественная война 1812 г. содействовала росту национального самосознания, утверждению национального характера русской культуры. Пробудился интерес к национальной истории, что нашло отражение в послевоенный период в выходе первых восьми томов «Истории государства российского» Н. М. Карамзина, в «Думах» К. Ф. Рылеева, «Борисе Годунове» А. С. Пушкина, романах и пьесах И. И. Лажечникова и Н. В. Кукольника.

«Сын отечества»

Общее сокращение количества изданий во время войны компенсировалось появлением журнала «Сын отечества», издаваемого Н.И. Гречем. Он соединил в себе известные достижения как журналов того времени, так и газет. Содержание его преимущественно связано с войной. Впервые появились корреспонденции с театра военных действий, публиковались обзорные статьи, посвященные ходу войны. Гражданский патриотизм — отличительная черта издания. Здесь печатались басни И.А. Крылова, посвященные войне, впервые печатались рисунки и карикатуры, посвященные ходу военных действий, изгнанию Наполеона из России.

С окончанием военных действий журнал перестраивался и принял литературный характер. Здесь стали сотрудничать некоторые будущие декабристы (К.Ф. Рылеев и др.).

«Русский Вестник» — ежемесячное периодическое издание, основанное в 1808 г. С. Н. Глинкой в Москве и посвященное борьбе с французским влиянием. Своими патриотическими статьями, при всей наивности их, Глинка в значительной степени содействовал росту национального самосознания, с особенной силой проявившегося в 1812 г. Глинка поставил себе целью подготовить общественное мнение к новой, неизбежной борьбе с Наполеоном.

В «Русском вестнике» помещалась информация с театра военных действий, печатались статьи, рассуждения и заметки на военную тему, очерки, зарисовки, патриотические стихотворения. Война 1812 г. рассматривалась как защита православной церкви, престола, помещичьего землевладения. Постоянным сотрудником этого журнала был граф Растопчин. Он составлял свои ура-патриотичечкие «афишки», которые выпускал отдельными листками или печатал в журнале С. Глинки.

13.«Полярная звезда». –1823-25 года. Издавался в годы усиленного правительственного надзора. Бестужев и Рылеев значатся как издатели. Иллюстраций не было. Два отдела: проза и поэзия. Бестужев, глинка, Рылеев, булгарин, Гнедич, Давыдов, дельвиг и.т.д.

Важное место среди материалов занимали Рылеевские думы. ( «Иван Сусанин», «Рогнеда»). Так же печатались басни Крылова. Отрывки из поэм Пушкина. В альманахе печатались только оригинальные произведения русских авторов. Не было переводов. 1823 г открывала статья Бестужева» взгляд на старую и новую словесность в России». Обзор был своего рода программой издания. Призыв изучать древность нашего слова, чтобы правильно понять исторические черты нашего народа. Отмечает недостаток образования в стране, дороговизну книг. Много намеков на деятельность декабристов. Критика «Северной пчелы». , отмечает смелость «московского тедеграфа» Полевого.

Журналистика 1826-1830

Деятельность Пушкина

Пушкин – издатель и редактор – проделал огромную работу по сплочению вокруг журнала лучших авторов. В «Современнике» участвовали известные писатели – Жуковский, Гоголь, Вяземский, В. Одоевский и молодые начинающие литераторы – Ф. Тютчев, Н. Дурова, А. Кольцов, черкес Казы-Гирей, в том числе и провинциальные (казанская поэтесса А. Фукс). Пушкин вел переговоры о сотрудничестве ссыльного Кюхельбекера, а также сосланного на Кавказ за связь с декабристами историка В. Сухорукова. Осенью 1836 г. Пушкин решил пригласить в «Современник» Белинского.

В каждом томе «Современника» печаталось по две-три статьи (Пушкина, Гоголя, Вяземского, В. Одоевского), посвященные современной литературе и журналистике, в которых велась борьба с крайностями романтизма, с торгашеско-мещанской литературой.

«Современник» пользовался успехом преимущественно у просвещенного, вдумчивого читателя, умевшего видеть «между строк» и правильно оценивать позиции сторон в журнально-политической борьбе. Но сделать «Современник» массовым изданием Пушкину так и не удалось. Тираж его падает: первые два тома были отпечатаны в количестве 2400 экземпляров, третий – 1200 экземпляров, а тираж четвертого снизился до 900. Широкому распространению журнала мешали его форма альманаха, редкая периодичность, отсутствие политического отдела, а также злобные выпады изданий «журнального триумвирата»

 

1 января 1830 года в Петербурге под редакцией русского поэта Антона Антоновича Дельвига в свет выходит первый номер «Литературной газеты». фактическим редактором первых тринадцати номеров был Пушкин. Здесь сформировался его новый писательский облик: журналиста, литературного критика, прозаика.

Стихотворенияпубликовывались большие поэтические сочинения, а также стихи Пушкина. в первом номере был напечатан отрывок из «Евгения Онегина». В «Литературной газете» было напечатано более тридцати произведений поэта. Также публиковались стихи Антона Дельвига, Петра Вяземского. газета анонимно печатала стихи сосланных в Сибирь декабристов. Так, была напечатана поэзия Вильгельма Карловича Кюхельбекера.

Однако «Литературная газета» с первых выпусков приобрела политически оппозиционный характер. К примеру, Турецкая кампания освещалась напечатанными в газете стихами Пушкина с точки зрения жестокости войны, что шло вразрез с официальной позицией власти и патриотическими одами царю, которые пелись на страницах газеты «Северная пчела».

16. «Отечественные записки» Краевского -русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818—1884 годах (с перерывами). Журнал был основан историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820-х в журнале принимал участие журналист, писатель, историк Н. А. Полевой. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Свиньиным и с января 1839 передан А. А. Краевскому.

К участию в журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений — В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, историки М. П. Погодин.Белинский привлёк к участию своих друзей и единомышленников В. П. Боткина, Бакунина, , позднее в «Отечественных записках» приняли участи Н. П. Огарёв, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев. Журнал постепенно покинули Жуковский, Вяземский.

Журнал вёл борьбу с «Северной пчелой» Булгарина и Греча и «Библиотекой для чтения» Сенковского, «Москвитянином» Погодина и Шевырёва и славянофилами. Издателем-редактором журнала в 1860—1866 совместно с Краевским был С. С. Дудышкин. В 1866—1867 в журнале участвовал историк и публицист Н. Я. Аристов. В 1868 Краевский передал журнал Н. А. Некрасову.

По договору с Краевским он оставался официальным редактором журнала и сохранял некоторые имущественные права, но фактическим руководителем с 1868 стал Н. А. Некрасов. К руководству журналом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика) и Г. З. Елисеева (публицистика). После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер.Тираж журнала вырос с двух до шести-восьми тысяч экземпляров и вновь обрёл влияние.

В апреле 1884 журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом — сотрудника журнала.

Белинский

Журналистская деятельность Белинского пришлась на время дей­ствия едва ли не самых строгих за всю историю печатного слова в России цензурных заирегов. В соответствии с Цензурными уставами 1826 и 1828 гг. журналисты были практически лишены права обсуж­дения любых вопросов, связанных с внутренней и внешней полити­кой. В этих условиях единственной сферой действия для отечествен­ных журналистов становились вопросы литературы, искусства, науки. Именно в этих областях и сосредоточилась публицистическая дея­тельность Белинского. Ее содержание можно разделить на три основ­ных блока: литературная критика, театральная критика и полемика. Деление это достаточно условное, так как полемичность была одним из основных качеств творческого почерка Белинского.

В «Отечественных записках» Белинский утвердил жанр литератур­но-критической статьи особого тина, «особого тона», где обязатель­ным элементом присутствовала оценка современного состояния об­щества и обязательно оценивалось соответствие его потребностям. Такая сопряженность с общественными вопросами придает этим ста­тьям публицистический характер.

В течение 1842 г. Белинский постоянно откликался на публикации о «Мертвых душах»: это и статья «Литературный разговор, подслушан­ный в книжной лавке», где давалась отповедь Булгарину и Гречу, и разбор мнения Шевырева в «Литературных и журнальных заметках», и отдельные иолемические статьи о брошюре К. Аксакова, посвя­щенной Гоголю. Белинский не упускал случая обратиться к Гоголю всякий раз. когда речь шла о его последователях — писателях «нату­ральной школы». Произведения Гоголя знаменовали собой для него «период мужественной зрелости нашей литературы».

18. «МОСКВИТЯНИН»— «учено-литературный журнал», издававшийся в Москве М. П. Погодиным в 1841—1856. До 1849 выходил ежемесячно, позднее — два раза в месяц. Сотрудниками Погодина были С. П. Шевырев, И. И. Давыдов, Ф. Н. Глинка, В. И. Даль и др. Орган крупной торговой буржуазии 40—50-х гг., «М.» стоял на позиции официальной народности. В первой же книге журнала Шевырев в своей статье развивал знаменитую формулу николаевской эпохи — «православие, самодержавие, народность». Это полностью соответствовало патриотической настроенности русской торговой буржуазии, не помышлявшей о сколько-нибудь заостренной критике крепостнического государства. Столь же закономерно «М.» выступал против немецкой философии, прочно завладевшей умами как дворянской, так и подымающейся демократической интеллигенции. «М.» делал ударение на торговой буржуазии. Эта ориентация Погодина была углублена и продолжена членами той «молодой редакции» «М.», которой Погодин передал журнал в 1850 и в которую входили А. Н. Островский, Е. Н. Эдельсон, Т. Филиппов и др. Ей удалось напр. в значительной степени освободиться от гнета той идеологии «официальной народности», которая вполне владела Погодиным, объективно блокировавшимся с славянофилами. Однако основные тенденции журнала, в частности напр. отрицательное отношение к западникам, остались неизменными.

Русское слово Писарева

Журнал «Русское слово», являвшийся в 60-х годах одним из наибо­лее популярных изданий (особенно в среде учащейся молодежи), отра­жал революционно-демократическую идеологию и но многим обще­ственно-литературным проблемам выступал союзником «Современ­ника». Он начал издаваться в Петербурге с января 1859 г. как ежемесячный литературно-ученый журнал объемом в 25-30 печат­ных листов и включал в себя три отдела. Первый составляли произведе­ния художественной прозы, поэзии и научные статьи, во второй входи­ли критика и библиография, в третий («Смесь») — фельетон «Обще­ственная жизнь в Петербурге», рассчитанный преимущественно на иногородних подписчиков, заметки о зарубежной жизни, а также про­изведения малых художественных форм (короткие рассказы, пьесы). В качестве приложения к журналу выходил «Шахматный листок», кото­рый можно считать прообразом спортивных изданий в России.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.006 с.)