ТОП 10:

По ПМ. 02. Педагогическая деятельность



План производственной практики

Примерная схема конспекта урока

 

На титульном листе практикант указывает, по какому учебному предмету, в каком классе, детской художественной школе или в других учреждениях дополнительного образования будет проводиться урок. Указывается полностью фамилия, имя практиканта, фамилия, имя, отчество методиста и преподавателя или педагога.

Далее указывается:

Тема урока.

Цель и задачи урока: образовательные, воспитательные, развивающие

Методы:

Тип урока:

Оборудование урока (с планом классной доски).

Литература.

План урока.

Конспект с выделением структурных частей урока

Приложение 4

Схема анализа урока рисунка, живописи и композиции

Дата:________________

Ф.И.О.________________________________________________

1. ДХШ или ДО, класс, предмет, фамилия преподавателя или педагога, количество учащихся по списку, из них присутствует на уроке___________________________________________________________

2. Тема___________________________________________________________

ее место в календарно-тематическом планировании_____________________

3. Цель урока______________________________________________________

4. Организационное начало урока:

- готовность преподавателя к уроку (наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов)_______________________

- подготовленности учащихся (дежурные, наличие инструментов, материала)________________________________________________________

- подготовленность классного помещения (соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, чистота классной доски, освещение помещения)____________________________________________

5.Определение триединства задач образования:

обучающие____________________________________________

развивающие___________________________________________

воспитывающие________________________________________

6. Организационная структура проведения урока:

- мобилизующее начало урока____________________________

- последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока_________________________________________________

- насыщенность урока и темп его проведения и т.д.____________________

7.Выбор методов обучения с учётом возрастных особенностей учащихся - оптимального сочетания словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, метод стимулирования у учащихся познавательных интересов______________________________________

8.Анализ содержания учебного материала урока:

- обоснование преподавателем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

- соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

- соотношение практического и теоретического материала;

- связь с жизнью и практикой_________________________

9.Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

- цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

- обоснование выбора и методов обучения;

- пути реализации дидактических принципов в обучении;

- индивидуализация и дифференциация в обучении;

- взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока. ___________________________________________________________

 

Приложение 5

Схема самоанализа урока

1. Дать характеристику класса, в котором был проведен урок.

Необходимо проанализировать количество и возраст де­тей, уро­вень их подготовки и подготовленности к восприятию предлагаемого материала, взаимоотношения детей меж­ду собой, интерес к предмету и др.

2. Охарактеризовать тему урока, ее место в системе учебных занятий (характер связи урока с предыдущими и последующими уроками) по данной теме, степень ее сложности.

3. Обосновать формулировку темы урока, триединой цели и задач урока, способа доведения их до уча­щихся, что надо добиться в знаниях, умениях и навыках, какое воспитательное воздействие оказать на учащихся, какие качества начать, продолжить или закончить развивать.

4. Охарактеризовать замысел урока (план). Определить тип и струк­туру урока.

5. Выделить главный этап урока, показать, как другие этапы работают на главный этап.

6. Выделить наиболее успешный этап (или фраг­мент) урока. Определить, почему он оказался наиболее успешным.

7. Дать оценку успешности достижения цели урока. Какие условия определили успешность занятия (подго­товленность учащихся к видам занятия, система педагогических требований, сложившийся микроклимат взаи­моотношения и доверия в группах учащихся, сотрудни­чество преподавателя (педагога) и учащихся, контроль, увлеченность содержанием учебного материала, поисковый характер деятельности, оптимальность формы урока и т. д.).

8. Проанализировать результат урока во взаимосвя­зи с поставленными дидактическими задачами. Особое место в этом занимает анализ детских работ, который может выявить трудности учащих­ся в освоении тех или иных худо­жественных знаний, умений и на­выков, показать возможные мето­дические ошибки на уроке в преподавании учебного материала, открыть новые возмож­ности реализации учебного материала в практических работах учеников.

9. Оценить атмосферу урока:взаимоотношения в зве­ньях «учитель — класс», «учитель — микрогруппы», «уче­ник — учитель», «ученик — ученик».

10. Если считаете, что результат урока мог быть более высоким, нужно попробовать определить, что по­мешало его достичь (слабая подготовленность учащихся, недостаточный объем или сложность учебного материала, нечеткое формулирование вопросов, неадекватность методов обучения цели урока и т. д.).

11. Отметите, все ли потенциальные возможности (свои и класса) использовали на уроке; если нет, то почему.

12. Отметите, что хотели бы изменить в уроке или развить в дальнейшей работе над темой урока.

 

Приложение 6

 

Требования к мультимедийной презентации по теме урока

 

1 слайд – практикант указывает тему урока, по какому учебному предмету, в каком классе, детской художественной школе или в других учреждениях дополнительного образования будет проводиться урок. Указывается полностью фамилия, имя, отчество практиканта разработавшего презентацию.

2 слайд – Цель и задачи урока: образовательные, воспитательные, развивающие

3 - …..слайды – наглядный материал по теме урока

Предпоследний слайд – вопросы на закрепление пройденного материала на уроке

Последний слайд – требование к работам по данной теме (критерии оценки работы )

 

 

Приложение 6

Схема самоанализа урока

1. Дать характеристику класса, в котором был проведен урок.

Необходимо проанализировать количество и возраст де­тей, уро­вень их подготовки и подготовленности к восприятию предлагаемого материала, взаимоотношения детей меж­ду собой, интерес к предмету и др.

9. Охарактеризовать тему урока, ее место в системе учебных занятий (характер связи урока с предыдущими и последующими уроками) по данной теме, степень ее сложности.

10. Обосновать формулировку темы урока, триединой цели и задач урока, способа доведения их до уча­щихся, что надо добиться в знаниях, умениях и навыках, какое воспитательное воздействие оказать на учащихся, какие качества начать, продолжить или закончить развивать.

11. Охарактеризовать замысел урока (план). Определить тип и струк­туру урока.

12. Выделить главный этап урока, показать, как другие этапы работают на главный этап.

13. Выделить наиболее успешный этап (или фраг­мент) урока. Определить, почему он оказался наиболее успешным.

14. Дать оценку успешности достижения цели урока. Какие условия определили успешность занятия (подго­товленность учащихся к видам занятия, система педагогических требований, сложившийся микроклимат взаи­моотношения и доверия в группах учащихся, сотрудни­чество преподавателя (педагога) и учащихся, контроль, увлеченность содержанием учебного материала, поисковый характер деятельности, оптимальность формы урока и т. д.).

15. Проанализировать результат урока во взаимосвя­зи с поставленными дидактическими задачами. Особое место в этом занимает анализ детских работ, который может выявить трудности учащих­ся в освоении тех или иных худо­жественных знаний, умений и на­выков, показать возможные мето­дические ошибки на уроке в преподавании учебного материала, открыть новые возмож­ности реализации учебного материала в практических работах учеников.

Приложение 7

Требования к мультимедийной презентации по теме урока

 

1 слайд – практикант указывает тему урока, по какому учебному предмету, в каком классе, детской художественной школе или в других учреждениях дополнительного образования будет проводиться урок. Указывается полностью фамилия, имя, отчество практиканта разработавшего презентацию.

2 слайд – Цель и задачи урока: образовательные, воспитательные, развивающие

3 - …..слайды – наглядный материал по теме урока

Предпоследний слайд – вопросы на закрепление пройденного материала на уроке

Последний слайд – требование к работам по данной теме (критерии оценки работы )



 

Приложение 8

Схема анализа детских работ

Оценка и анализ продукта деятельности (рисунка).

1. Содержание изображения (полнота изображения образа). Ученик не подражает мультфильму или иному стилю, навязанному взрослыми, но возможна спонтанная вторичность, когда феномен генетики выбрасывает из ребенка «а-ля Модильяни, Пикассо». Присутствует самобытность, своеобразие автора; целостность в передаче

 

Критерии оценки

Рисование с натуры:

· Сходство с натурой в передаче формы, пропорций, цвета, конструктивного строения, светотени, объема,

· владение техникой.

Декоративное рисование:

· Элементы ритма, их характер;

· декоративная переработка элементов природы;

· характер узора;

· цветовое решение;

· передача формы, пропорций.

Рисование на темы:

· Оригинальность сюжета;

· выразительность решения, образность;

· передача настроения;

· цветовое решение.

· Критерии оценки выразительности, композиционного решения

Выразительность (передача настроения, образ):

· Грусть, печаль, спокойствие, тревога, волнение и т.д

· .Композиционное решение

· Гармоничное/негармоничное;

· Уравновешенное/неуравновешенное

· Спокойное/динамичное

· По виду композиции (диагональное, горизонтальное, вертикальное и т.д.)

· Соразмерность/несоразмерность изображения и листа бумаги

· Соответствие пространственного расположения листа бумаги пространственному расположению формы

 

Приложение 9

 

Примерные вопросы и задания для анализа детских работ

1. Как проявились возрастные особенности школьника в рисунке?

2. Определите методы оценки детского рисунка.

3. Назовите формы работы преподавателя (педагога) по оценке рисунка.

4. Каково понятие о композиции у данного ученика?

5. Определите параметры, по которым оцениваются детские рисунки.

6. Придумайте свой прием оценки детского рисунка.

7. Перечислить достоинства и недостатки выполнения работы, отметив следующие моменты:

; изображение пространства; колорит; качество владения изобразительным материалом

 

 

Приложение 10

Требования к выступлению по защите презентации

Критерии Балл
1. содержательность  
2. краткость и предельная ясность  
3. использование профессиональной терминологии, единство формы (стиля и содержания)  
4. уверенность, эмоциональность и выразительность  
5. доступность изложения  
Итого  

 

Дизайн» группа №

 

Ф.И.О.___________________________________________________________

Образовательное учреждение _______________________________________

Период прохождения практики______________________________________

1. Выполнение плана педагогической практики. Какие отклонения от плана имели место, что сделано сверх плана, особенности практики.

2. Анализ проведенных уроков изобразительного искусства (на основе самоанализа).

3. Какие знания получили при знакомстве с образовательным учреждением, что особенно привлекло ваше внимание?

4. Ваша готовность к производственной практике. Какие направления в работе вызвали затруднения, почему?

5. Какие задачи по совершенствованию практической и теоретической подготовки вы ставите перед собой на будущее?

6. Какими умениями и навыками вам необходимо овладеть?

7. В какой помощи вы нуждались?

8. Какую помощь вам оказали?

9. Общие выводы по практике. Ее значение в вашем становлении как преподавателя

10. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации производственной практики.

Отчет оценивается руководителем практики.

 

 

Рекомендуемая литература

Основные источники:

1. Дубровина И.В., Психология: учебник для средних учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан - М.: Aкадемия, Гриф МО РФ, 2008. - 464 с.

2. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебное пособие / Н. Н. Ростовцев. – М.: АГАР, 2008. – 256 с.

3. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Шиянов ; под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2008. – 576 с.

Дополнительные источники:

1. Болотина Л.А. Программы для учреждений дополнительного образования детей выпуск 4 / Л.А. Болотина – М. : ЦРСДОД, 2007. – 80 с.

2. Васильева Т.Б. Типовые положения в образовательных учреждениях: общее, специальное и дополнительное образование / авт.сост.Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова - М.: Вентана-Граф, 2007. – 320 с.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы: Учебное пособие для студентов учреждений среднего проф. образования, обучающихся по спец. пед. профиля / Б.С., Волков, Н.В., Волкова – М.: ВЛАДОС, 2007. – 252 с.

4. Гамезо М.В., Орлова Л.М., Петрова Е.П. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В Гамезо., Л.М Орлова., Е.П. Петрова – М.: Пед. общ. Рос., 2009. – 512 с.

5. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студентов учреждения СПО / В.П Голованов - М. :Владос, 2007. – 239 с.

6. Донцова Т.Б. Программы для подготовительных групп детских художественных школ / Т.Б. Донцова, Н.В. Жуков – Уфа : МКРБ РУМЦ, 2007. – 11 с.

7. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. 3-е изд., перераб.и доп. Издательство журнала «Юнити» / И.П. Калошина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

8. Кудряшова А.В. Программы для дополнительного образования детей выпуск12 / А.В. Кудряшова - М. :ЦРСДОД, 2007. - 76 с.

9. Кучер Н. Программы дополнительного. художественного. образования детей в каникулярное время / Н. Кучер, Е. Кабкова - М.: Просвещение, 2009. – 240 с.

Интернет-ресурсы:

1. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество / Т.С. Комарова Журнал для воспитателей №2, 2007 http//www.portal-slovo.ru/pre-school_education/36724.php,

Русакова Т.Г. Методика преподавания изобразительного искусства. Дистанционная сессия для педагогических работников высшей категории / Т.Г Русакова. http/www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod-izo.html/.

 

     
 
 

 

 

 

План производственной практики

по ПМ. 02. Педагогическая деятельность

Дата Виды заданий Объём час
ПН _______ Инструктивное совещание по организации практики
Знакомство с базой практики, с должностной инструкцией руководителяучреждения дополнительного образования
Наблюдение занятий учреждения дополнительного образования, анализ уроков
Изучение и анализ содержания современных программ обучения изобразительному искусству и рабочей программы руководителяучреждения дополнительного образования
ВТ _______ Изучение, анализ календарно-тематических планов по изобразительному искусству руководителяучреждения дополнительного образования
Знакомство, изучение педагогического опыта руководителяучреждения дополнительного образования и анализ планов-конспектов на уроках изобразительного искусства
Изучение и анализ специальной и методической литературы, интернет-источников по теме уроков изобразительного искусства учреждения дополнительного образования
СР ______ Выбрать содержание, подобрать дидактический материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и разработать план-конспект урока по изобразительному искусству учреждения дополнительного образования
Подготовка мультимедийной презентации урока по изобразительному искусству учреждения дополнительного образования
Разработка контрольного материала на соответствие, для работы на интерактивной доске поизобразительному искусству
Знакомство с техникой безопасности на уроках изобразительного искусства учреждения дополнительного образования
ПТ _______ Проведение урока по изобразительному искусству
  Анализ детских работ по теме проведенного урока
  Самоанализ проведенного урока
  Анализ нестандартных ситуаций на уроках изобразительного искусства учреждения дополнительного образования
СБ _______ Наблюдать и анализировать уроки изобразительного искусства, корректировать и совершенствовать их
Анализ профессионального и личностного развития, оценить эффективность и качество своей деятельности
Обсуждения уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем производственной практики, руководителем учреждения дополнительного образования
ПН _______     Знакомство с базой практикиучреждения ДХШ
Знакомство с должностной инструкцией педагога учреждения ДХШ
Наблюдение уроков педагога учреждения ДХШ и анализ уроков
Изучение и анализ содержания современных программ обучения и рабочей программы педагога учреждения ДХШ
Знакомство с техникой безопасности на занятиях в учреждении ДХШ
ВТ _______ Изучение, анализ календарно-тематического планов по рисунку, живописи, композиции учреждения ДХШ
Выполнение календарно-тематического плана по рисунку, живописи, композиции на один раздел рабочей программы для учреждения ДХШ
Изучение педагогического опыта педагога и анализ планов-конспектов уроков учреждения ДХШ
Изучение и анализ специальной и методической литературы, интернет-источников по теме уроков рисунку, живописи, композиции учреждения ДХШ
СР _______ Определение целей, задач, форм, методов, средств и новой педагогической технологии согласно теме проводимых уроков по рисунку, живописи, композиции, планирования желаемых результатов творческой работы учащихся.
Выбрать содержание, подобрать дидактический материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и разработать план-конспект урока по композиции в учреждении ДХШ
Подготовка мультимедийной презентации урока по композиции в учреждении ДХШ
     
ЧТ _______ Проведение урока композиции
Анализ детских работ по теме проведенного урока
Самоанализ проведенного урока Обсуждения уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем производственной практики, руководителем дополнительного образовательного учреждения и других учреждений ДХШ
ПТ _______ Провести сравнительный анализ учебно-методической деятельности детских художественных школ, школ искусств и других учреждений дополнительного образования
Оформление отчета студента по итогам производственной практики
СБ   Подготовка презентации по итогам производственной практики
Защита отчета на итоговой конференции
Всего часов:

 

 

 

 

Памятка для студента-практиканта







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.025 с.)